МДК 02.01 Проектирование ремонтно-механического цеха
Тема 2.3. Подъёмно-транспортное оборудование цеха и складирование материалов.
Глоссарий:
1. К подъёмно-транспортному оборудованию цеха относятся кран-балки, мостовые краны, тельферы. Грузоподъёмность подвесных кран-балок в РМЦ от 1 до 5 тонн.
2. Механизированный транспорт в цехе: вильчатый электропогрузчик, электрокар, толкающий конвейер.
3. Грузопотоки - это схема движения материалов по цеху.
4. Количество балочных и мостовых кранов принимается из расчёта один кран на 40…60 м длины пролёта.
5. Потребное количество транспортных средств в цехе зависит от количества крановых операций, количества рабочих смен, количества транспортируемых изделий в год, числа рабочих дней в году, средней скорости движения крана.
6. Склады материально-технического и инструментального
обеспечения предназначены для приёмки, хранения и бесперебойного снабжения производства сырьём, материалами, комплектующими изделиями.
7. Материалы для выполнения ремонтных работ: литьё, поковки,
сортовая сталь.
Самостоятельная работа № 8
Виды складирования производственных материалов
По назначению можно выделить следующие виды складов:
производственные — склады сырья, комплектующих, материалов, цеховые склады готовых изделий, заводские склады готовой продукции;
транзитно-перевалочные — склады при железнодорожных станциях, портах, речных пристанях, аэропортах, автогрузовых терминалах служат для кратковременного хранения грузов в период перегрузки их с одного вида транспорта на другой;
таможенные — склады для хранения товаров в ожидании таможенной очистки;
досрочного завоза — склады в районах, доставка товаров в которые возможна лишь в определенные периоды года;
сезонного хранения — склады для товаров сезонного характера;
резервные —для хранения запасов на случай чрезвычайных обстоятельств;
Склады различаются условиями хранения: общего назначения, резервуары, сейфы для опасных веществ, специализированные склады-хранилища. Современное складское хозяйство включает:
1. сооружения для обеспечения сохранности товаров — здания, навесы, стоянки для хранения самоходной техники, резервуары и т.д.;
2. сооружения для разгрузки и погрузки — рампы, дебаркадеры, отстойники, эстакады;
3. подъемно-транспортное оборудование;
4. емкости для размещения товаров при хранении — стеллажи, бункеры, резервуары, закрома и т.д.;
5. устройства и оборудование для перемещения, пакетирования, штабелирования, укладки, подготовки к отгрузке и хранения товаров;
6. весовые и измерительные устройства;
7. противопожарные средства;
8. охранную сигнализацию, запоры и др. устройства;
9. разупаковочное и упаковочное оборудование; маркировочные средства;
10. компьютерную систему для управления движением товаров, учета, контроля, регулирования запасов.
Общие требования
Крупные склады стараются располагать вблизи транспортных магистралей. Крупные склады желательно размещать в наземных сооружениях, оборудованных под склады и обустроенных рампой (эстакадой, дебаркадером), высота которой соответствовала бы нижнему уровню грузового отсека транспортного средства.
Подъездные пути и въезд на склад должны обеспечивать возможность беспрепятственного, исключающего создание опасности или помех движению проезда и маневра большегрузного транспорта в соответствии с требованиями Правил дорожного движения.
Количество и устройство ворот складских помещений должно позволять производить выдачу товаров со склада без создания помех приемке товаров, помещаемых на склад. Ворота и двери складов, помещения для работы сотрудников должны иметь двойные запорные устройства, приспособленные, в том числе, для наложения пломб.
Зона размещения складов опасных или особо ценных товаров должна иметь следующие характеристики: неразрывность; ограждение по всему периметру, исключающее доступ посторонних лиц; отсутствие посторонних строений и сооружений, не являющихся производственной или коммерческой частью складов; наличие контрольно-пропускного пункта с обеспечением соответствующего пропускного режима; оборудование охранной сигнализацией; оборудование системами визуального контроля;
Самостоятельная работа № 9 Оборудование для механизированного перемещения производственных материалов
Погрузчик — специализированная техника, использующаяся для перемещения и укладки грузов. В зависимости от типа груза, который необходимо захватывать и перевозить, используются различные виды погрузчиков, обладающих разными техническими характеристиками и адаптированных под разные условия работы
В зависимости от вида груза, который они могут обработать, существует следующая классификация погрузчиков: вилочные, предназначенные для работы с единичным грузом; ковшовые, используемые при операциях с сыпучим грузом
Вилочные. Основным рабочим органом таких погрузчиков являются вилы. Они предназначены для работы с единичными грузами — коробками, поддонами и др. Вилы представляют собой 2 металлические полосы, согнутые под углом 90° Вилы крепятся на подъемнике, который может располагаться как спереди, так и сбоку.
Характеристики вилочных погрузчиков: грузоподъемность вил — 10 т и более (в зависимости от конструкции); высота подъема груза — от 1,5 м до 5,5 м; мощность двигателя — от 20 л, угол наклона подъемника — 3° вперед и 12° назад.
Благодаря наличию сменного оборудования машина может захватывать неудобные грузы при работе с пиломатериалами и лесоматериалами
Штыревые захваты позволяют работать с грузами кольцеобразной формы — штыри захватывают кольцо изнутри
Практическое занятие № 6. Определение потребного количества транспортных средств ремонтно-механического цеха.
Определение потребного количества транспортных средств
1. Из общей номенклатуры изготовляемых деталей выделяются детали, которые будут транспортироваться краном годовая программа деталей для крана
N=2000*1=2000 шт
2. Общее количество крановых операций Js=N*i ,
где i-среднее количество крановых операций на одну деталь при ее перемещении от станка к станку. Число крановых операций зависит от числа операций технологического процесса.
Тогда i=а+(3..4) , где
а -число технологических операций по изготовлению деталей.
а=6 операций
i=3+6=9 кр. опер.
Js=9*2000=18000 опер.
Определяется количество крановых операций в одну смену
Jсм=Js/Ф*m, где:
m -число рабочих смен в сутки, Ф-число рабочих дней в году.
Jсм=18000/253*1=71,14=72 опер
3. Исходя из длин технологической линии, определяется средняя длина пробега крана туда и обратно за одну крановую операцию lср в м
lср=(2680+1480+4450+560+2580+1700+2420+1530+3212+4100)/10
lср=(2471,2+140*10)*2=7743мм=8м
4. Определяем время, потребное на пробег крана за одну крановую операцию
tкр=lср/Vср (80)
Vср- средняя скорость движения крана.
tкр=8/30=0,3мин
6. Определяется время, потребное на пробег крана за все крановые операции за одну смену
Tкр=tкр*Jсм Tз=tз*Jсм
Tкр=0,3*72=21,6=22мин
7. Время, затрачиваемое в смену на загрузку крана Тз и его разгрузку:
Tр=tр*Jсм,
tз и tр -время на загрузку и выгрузку одной детали
tз=2мин, tр=2мин
Тз=2*72=144мин
Tр=2*72=144мин
8. Общее время работы крана в одну смену:
Тсм=Ткр+Тз+Тр
Тсм=144+144+22=310мин
9. Потребное количество кранов
Кр=Тсм/f9 =Tсм/f*K
f9 действительный расчетный фонд времени работы крана в одну смену;
f-номинальный фонд времени работы крана в одну смену;
К-коэффициент, учитывающий простой крана из-за ремонта;
Кр=310/480*0,8=0,8=1
10. Коэффициент использования крана. f9/ f
11. При использовании электрокаров ширина магистральных проездов составит 3500 мм, расстояние между станками 4000 мм.
7