СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Медиапособия для интеарктивной доски по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Медиапособия для интерактивной доски по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников"

Просмотр содержимого документа
«Медиапособия для интеарктивной доски по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников»


ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА


ФИО авторов

Асташевская Светлана Михайловна

Медведева Елена Альбертовна

Название образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 «Аист» города Смоленска

Вид проекта

Информационно-практико-ориентированный

Тема

Подготовка к обучению грамоте с использованием современных информационно-коммуникационных технологий

Цель проекта

Повышение эффективности усвоения дошкольниками курса по подготовке обучения грамоте через создание медиапособия.


Методические задачи

    • Овладение способами использования интерактивной доски (ИД).

    • Разработка практико-ориентированных заданий для ИД.

    • Создание «электронного банка» занятий.

    • Адаптация конспектов занятий с использованием заданий для ИД.

    • Овладение дошкольниками доступными операциями в работе с доской.

    • Определение способов диагностики и показателей достижения результатов.

Ведущая идея инновационного проекта (гипотеза)

Разумное сочетание традиционных и современных информационно-коммуникационных средств при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников   позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у детей и, в конечном счёте,  повысить эффективность усвоения программного материала и создать условия для успешной  социализации личности.

Применяемые технологии

Информационно-коммуникационные технологии

Предметные области, в рамках которых проводится проект

Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР-3, ФФНР.

Возрастная категория, на которую рассчитаны цели учебного проекта

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Программно – техническое обеспечение

Мультимедийный комплекс (компьютер, проектор);

Интерактивная доска SMART Notebook










Введение

Актуальность заявленной темы инновационного педагогического проекта обусловлена тем, что в последнее время в России происходит бурное развитие новых информационных технологий (ИКТ) и внедрение их в образовательный процесс, это накладывает определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности.


Новизна проекта. Поскольку выявлено, что у большинства детей дошкольного возраста преобладает визуальное восприятие над слуховым, то именно ИКТ, которые обладают мультимедийностью, позволяет сделать занятие более интересным и динамичным, помогает «погрузить» ребенка в предмет изучения, создать на занятии иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений. Современные технологии позволяют не только разнообразить образовательные процессы, но и значительно их оптимизировать.

Использование интерактивной доски на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

Учёными установлено, что около 80 процентов информации человек воспринимает через органы зрения, около 15 через слух и оставшиеся 5 процентов через осязание, обоняние и вкус. Когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти, т.е. памяти движения. Это значит, что лучше всего человек запомнит материал, который увидит, услышит и "потрогает", т.е. сам что-то воспроизведет (запишет, нарисует и т.п.), применит на практике. Кроме того, развитие моторики способствует ещё и активизации речевых центров, что необходимо для успешного обучения ребенка. Поэтому важно во время занятия постоянно предоставлять дошкольникам возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу.

После установки интерактивной доски в логопедическом кабинете у нас появилась возможность разнообразить и активизировать деятельность детей на занятиях, что позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у детей и, в конечном счёте,  повысить эффективность усвоения программного материала и создать условия для успешной  социализации личности.

Данный инновационный проект ставит своей целью повышение эффективности усвоения дошкольниками курса по подготовке обучения грамоте через создание медиапособия.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  • Овладение способами использования интерактивной доски (ИД).

    • Разработка практико-ориентированных заданий для ИД.

    • Создание «электронного банка» занятий.

    • Адаптация конспектов занятий с использованием заданий для ИД.

    • Овладение дошкольниками доступными операциями в работе с доской.


Содержание методических задач определило этапы и план деятельности.

1. Этапы реализации проекта:

 

Подготовительный 2013-2014 учебный год

- Изучение свойств интерактивной доски и способов работы с ней.

- Разработка практико-ориентированных заданий.

Поисково – экспериментальный 2014-2015 учебный год

- Адаптация и апробирование конспектов с использованием заданий для интерактивной доски.

- Мониторинг процесса овладения доступными операциями в работе с доской.

- Мониторинг эффективности усвоения программы.

- Корректировка дальнейшей работы.

Заключительный 2015-2016 учебный год

- Создание медиапособия («электронный банк» занятий) и диагностического материала.

- Анализ результатов (эффективность медиапособия).

- Обобщение и распространение опыта.


В 2011 наше дошкольное учреждение получило интерактивную доску и мультимедийный комплекс. С этого момента у нас зародилась идея – использовать данное оборудование в работе с детьми. Мы предположили, что это позволит повысить эффективность усвоения программного материала дошкольниками.

До сентября 2013 года мы активно искали возможность пройти обучение по применению интерактивной доски в образовательном процессе. К сожалению, на тот момент подходящих курсов повышения квалификации не нашлось, поэтому изучать свойства интерактивной доски и способы работы с ней нам пришлось самостоятельно.


Подготовительный этап.

Изучение свойств интерактивной доски и способов работы с ней мы начали с того, что обратились за помощью к программисту, который установил программное обеспечение и помог нам освоить основные функции доски.

Далее мы создали электронную базу для занятий (папки с картинками по темам занятий пособия Цукановой С.П., Бетц Л.Л. «Учим ребенка говорить и читать» в соответствии с перспективным планом). Картинки разместили в папке «Моя галерея» в интерактивном режиме, для дальнейшего использования их при создании файлов медиапособия к занятиям.

При знакомстве из множества функций интерактивной доски, выбрали наиболее доступные в использовании детьми и позволяющие педагогу решать программные задачи занятия. С учётом выбранных функций материал для занятий разделили на демонстрационный и деятельностный (для действий ребёнка с доской). Разработали практико – ориентированные задания.


ВИДЫ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО МАТЕРИАЛА



  • Цель задания: сюжетная картинка для введения в тему занятия «Звук [М]. Буква М».

Примечание: помогает «погрузить» детей в предмет изучения.





  • Цель задания: чтение слогов и слов

Примечание: используется для индивидуального и хорового чтения

  • Цель задания: составление предложений по схеме

  • Цель задания: дает возможность запомнить букву, увидеть способ написание буквы по образцу всем детям.





  • Цель задания: определить наличие звука [Ж] в слове.

Инструментарий для реализации: выбор объекта для обозначения.

Деятельность ребенка: ребёнок называет картинку с заданным звуком и отмечает её маркером.

Примечание: хорошо использовать на этапе знакомства со звуком.



  • Цель задания: определить наличие звука [Й] в слове.

Инструментарий для реализации: выбор объекта и перетаскивание символа звука к картинке

Деятельность ребенка: ребёнок называет картинку, определяет наличие звукаперетаскивает зеленый квадрат к картинке



  • Цель задания: составление слова по первым буквам в названии картинок.

Инструментарий для реализации: выбор объекта, запись первой буквы его названия.

Деятельность ребенка: ребёнок называет картинку, выделяет первый звук, пишет нужную букву.




  • Цель задания: определить позицию звука [Ш] в слове.

Инструментарий для реализации: выбор объекта для соединения с соответствующей схемой.

Деятельность ребенка: ребёнок определяет позицию звука в слове и проводит соединительную линию с нужной схемой


  • Цель задания: дифференциация звуков [П] – [П′] в словах.

Инструментарий для реализации: выбор объекта и обведение его соответствующим цветом (твёрдый согласный звук – синим, мягкий – зелёным)

Деятельность ребенка: ребёнок называет картинку, определяет наличие твёрдого (мягкого) звука и обводит картинку соответствующим цветом.



  • Цель задания: дифференциация звуков [С] – [С′] в словах

Инструментарий для реализации: выбор объекта для перетаскивания.

Деятельность ребенка: ребёнок называет картинку, определяет наличие твёрдого (мягкого)


  • Цель задания: решение кроссворда.

Инструментарий для реализации: вписывание слов в кроссворд (по картинкам).

Деятельность ребенка: ребёнок называет картинку и вписывает её название в соответствующую графу.

  • Цель задания: отгадывание ребуса.

Инструментарий для реализации: запись слов (по картинкам).

Деятельность ребенка: ребёнок называет картинку, записывает слово, зачеркивает ненужные буквы




Поисково – экспериментальный этап


Адаптация и апробирование конспектов с использованием заданий для интерактивной доски.

Разработанные практико-ориентированные задания включили в занятия с детьми. На занятиях органично сочетаем традиционные и интерактивные средства развития личности ребенка. В образовательные задачи включаем и задачи по освоению средств интерактивной доски.

Занятия проводятся по определённой структуре, необходимым условием является – соблюдение физиолого-гигиенических норм-рекомендаций. С этой целью проводятся: физкультминутка, которая обеспечивает кратковременный активный отдых во время занятий, пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики и формирования правильного уклада пальцев при письме, зрительная гимнастика для снятия статического напряжения с мышц глаза, улучшает кровообращение.


Примерная структура:

1. Организационный момент.

Упражнения на внимание, дыхательно-координационные упражнения.

Цель: акцентировать внимание, создать положительный настрой на занятие.


2. Артикуляционная гимнастика.

Цель: выработка правильных артикуляционных навыков.

3. Сообщение темы занятия.

Педагог читает стихотворение дети самостоятельно формулируют тему занятия, а педагог сообщает цели и формы работы.


4.Характеристика звука.

Для характеристики звуков используется схема. В ходе деятельности с помощью зеркала, опытным путём, самостоятельно по предложенной схеме (алгоритму) деятельности дети дают характеристику звуку. Звук гласный, если нет преграды во рту. Звук согласный, если есть преграда во рту. Звук звонкий, если работают голосовые складки. Звук твёрдый, если произносим твёрдо. Далее детям демонстрируется анимация звукового профиля.


5. Работа с интерактивной доской.

Работая с интерактивной доской, используем практико-ориентированные задания на развитие умений звукового, слогового анализа и синтеза, чтение, игры со словами, звуко-буквенный анализ, ребусы, кроссворды.

Звуковой анализ, определение позиции звука в слове, работа над предложением проходит с использованием пособия «Звуковые коробочки», а первый ребёнок, справившийся с заданием, выполняет его на интерактивной доске.

Разработка и внедрение в образовательный процесс дидактического пособия «Звуковые коробочки» для проведения тренировочных, закрепляющих, контрольных и диагностических процедур по усвоению дошкольниками содержания материала даёт возможность детям наглядно представить такие абстрактные понятия как начало, середина, конец слова, увидеть линейную последовательность звуков при звуковом анализе слова.


6. Работа в тетрадях.

В тетрадях печатаем буквы, слоги, слова, схемы предложений. Интерактивная доска позволяет наглядно показать процесс печатания букв, слогов, слов и схем.


7. Итог занятия.

Дети самостоятельно делают выводы и отмечают понравившиеся формы и способы деятельности на занятии.












Мониторинг процесса овладения доступными операциями в работе с доской проводим методом наблюдения по следующим параметрам:

  • умение пользоваться кнопками на панели управления интерактивной доски (маркер, ластик, указатель);

  • умение переключать цвет маркера;

  • умение удалять ненужные элементы с помощью ластика;

  • передвижение (перетаскивание) объектов.


Мониторинг эффективности усвоения программы проводим при помощи теста, разработанного нами на основе ключевых компетенций, которые должны сформироваться у детей к концу обучения по данному разделу образовательной программы:

  • определение позиции звука в слове;

  • различение звука и буквы;

  • соединение звуков в слоги, слова.

  • деление слов на слоги.


Тесты разработаны в нескольких вариантах с целью одновременного тестирования подгруппы детей. Мониторинг проводится в начале и в конце учебного года.

Корректировка конспектов для проведения дальнейшей работы осуществляется в течение всего учебного года с учетом индивидуальных особенностей развития и возможностей детей, а также в зависимости от усвоения материла.




Заключительный этап

Итогом работы над проектом стало медиапособие по подготовке к обучению грамоте, которое представляет собой «электронный банк» занятий и диагностического материала для детей подготовительной к школе группы, а также электронный банк картинок с возможностью использования в других образовательных областях (развитие речи, ознакомление с окружающим, формирование элементарных математических представлений).


Анализ результатов.


Использование интерактивной доски на занятиях позволяет педагогу сделать объяснение материала более красочным, информативным и увлекательным. Действия взрослого на доске завораживают детей, и даже дошкольники с низким уровнем развития не отвлекаются на таких занятиях. Когда ребенку интересно, его внимание становится особенно концентрированным, изучаемый материал, отличающийся наглядностью и яркостью, вызывает у него положительные эмоции. Это способствует ускорению темпа занятия, вовлечению в учебный процесс всех детей группы, помогает им преодолеть страх и стеснение, облегчает усвоение знаний, а так же, является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения дошкольников. Разнообразие функций доски позволяет отрабатывать конкретные навыки несколькими способами.

Мы стремимся к органичному сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка и считаем необходимым вводить новые информационные технологии в систему дидактики детского сада. Здесь главный ориентир – ребенок, его деятельность и перспективы развития личности в современном информационном обществе.

Следует отметить и то, что использование ИКТ требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки педагога к занятию. Но в данном случае потраченные усилия обязательно приведут к желаемому результату, а использование медиапособия в дальнейшем сэкономит время подготовки к занятиям.

 Дети, занимающиеся с начала учебного года с интерактивной доской, усвоили содержание модифицированного курса подготовки к обучению грамоте полностью и свободно владеют навыками работы с интерактивной доской.


Количественные показатели результативности


Эффективность усвоения программы без использования медиапособия.



Усвоение программы

2013-2014 учебный год

Конец года

Количество

%

Усвоило


9


82

Усвоило частично


2


18

Не усвоило


-


-




Эффективность усвоения программы с использованием медиапособия


Усвоение программы

2014-2015 учебный год

Конец года

Количество

%

Усвоило


10


100

Усвоило частично


-


-

Не усвоило


-


-









Обобщение и распространение опыта

Материалы по использованию интерактивной доски в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста представлены на разных уровнях: в учреждении, на городском методическом объединении учителей-логопедов, на региональных комплексных курсах для учителей-логопедов.



Ф.И.О. автора.

Форма представления опыта работы

Уровень представления

Тема

Дата проведения


1.


Медведева Е.А.,

Асташевская С.М.

Выступление


Городское методическое объединение учителей-логопедов


«Использование интерактивной доски на логопедических занятиях»


13.02.2014г.


2.


Асташевская С.М.,

Медведева Е.А.

Презентация опыта работы


Дошкольное учреждение


«Интерактивная доска в работе с дошкольниками»


21.05.2014г.


3.


Асташевская С.М.,

Медведева Е.А.

Мастер-класс


Региональные комплексные курсы учителей-логопедов


«Работа на интерактивной доске»


27.11.2014г.


4.


Асташевская С.М.,

Медведева Е.А.

Презентация проекта


Городское методическое объединение учителей-логопедов


«Медиапособия для интерактивной доски

SMART Notebook

по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников»


12.03.2015г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!