СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Медико-психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье указаны основные проблемы детей с ЗПР.

Просмотр содержимого документа
«Медико-психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 460


г.Челябинск












Статья:


«Медико-психолого-педагогическая характеристика

детей с задержкой психического развития».



















Выполнила учитель-дефектолог

Софиенко Светлана Ивановна





г.Челябинск

2011 год

Медико-психолого-педагогическая характеристика

детей с задержкой психического развития.

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности учащихся. В зависимости от этих факторов необходимо обеспечить возможность каждому обучающемуся выбирать различные формы обучения.

На сегодняшний день в области специального образования имеется ряд проблем, связанных с поиском наиболее эффективных условий организации воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.

Значительное место в этом занимают дети с задержкой психического развития. Коррекционное обучение и воспитание детей с ЗПР главным образом связана с правильным определением дефекта.

«Задержка психического развития - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов» (Л.С.Рычкова).

У всех детей с ЗПР не сформирована готовность к школьному обучению. Это проявляется в незрелости функционального состояния центральной нервной системы:

1. слабость процессов торможения и возбуждения;

2. затруднение в образовании сложных условных связей;

3. отставание в формировании связей между анализаторами.

Патогенетической основой этих симптомов является:

1.Перенесенное органическое заболевание центральной нервной системы.

2.Резидуальная органическая недостаточность, что в свою очередь лежит в основе созревания тех или иных систем мозга.

Недостаточность отдельных корковых функций приводит к парциальному нарушению психологического развития.

В настоящее время наибольшее распространение получила этиопатогенетическая классификация К.С.Лебединской. Основные клинические типы ЗПР дифференцируются:

1. ЗПР конституционального происхождения (гармонический инфантилизм). Тип характеризуется незрелостью мотивационной сферы и личности в целом. Преобладают игровые интересы.

2. ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип обусловлен длительной соматической недостаточностью различного генеза:

- хронические инфекции;

- аллергические состояния;

- детские неврозы.

3. ЗПР психогенного происхождения связано с неблагоприятными условиями воспитания, которые сильно травмируют психику ребенка и могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы.

4. ЗПР церебрально-органического происхождения характеризуется негрубой органической недостаточностью нервной системы вследствие патологии беременности:

- инфекции;

- травмы;

- недоношенность;

- интоксикации.

У всех детей с ЗПР не сформирована готовность к школьному обучению, которая складывается из трех аспектов:

1. интеллектуальной;

2. эмоциональной;

3. социальной.

Интеллектуальный аспект включает в себя хороший уровень внимания, восприятия аналитического мышления, возможность логического запоминания, сенсомоторную координацию.

Под эмоциональной зрелостью понимается отсутствие импульсивных реакций и возможность продолжительное время выполнять задание.

Социальный аспект – это умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции и умение работать по образцу.

В интеллектуальном аспекте всем детям с задержкой психического развития свойственно снижение внимания, неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, пространственные и временные нарушения; недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ, недостаточно сформированы пространственные представления (при складывании сложных геометрических узоров дети не могут осуществить полноценный анализ формы, установить симметричность, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое).

Снижены элементарные виды памяти:

  1. непродуктивное непроизвольное запоминание;

  2. механическая память характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания;

  3. нарушение при владении опосредованным запоминанием;

  4. отмечается снижение устойчивости произвольного запоминания.

Особенности мыслительной деятельности детей с ЗПР наиболее ярко проявляются в словесно-логическом мышлении, но заметны уже как в наглядно-действенном, так и в наглядно-образном и имеют следующие особенности:

1. отсутствие готовности к решению задач;

2. недостаточная выраженность ориентировочного этапа в их решении;

3. неспособность к необходимому усилию;

4. неумение контролировать себя в ходе выполнения задания;

5. низкий уровень развития основных мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, абстракции.

Практика работы с дошкольниками в группе с ЗПР показывает, что среди множества особенностей, присущих им, на первый план выступает общее недоразвитие личности: эмоциональная незрелость, недостаточная способность к произвольной деятельности, несформированность основных предпосылок ведущей деятельности, динамические нарушения во всех видах деятельности, в том числе речевой.

Логопедическое обследование звукопроизношения показало, что самую многочисленную группу составляют дошкольники с сочетанием дефектов произношения, у которых обнаружено смешение одних звуков и отсутствие или искаженное произношение других.

Словарь детей с задержкой психического развития характеризуется следующими особенностями:

1. значительное расхождение между величиной активного и пассивного словаря.

2. неточное, недифференцированное употребление слов.

3. недостаточно слов, обозначающих общие понятия.

4. затруднена активизация словарного запаса.

5. зависимость недостаточности словаря от особенностей познавательной деятельности.

6. период детского словотворчества у детей с ЗПР наступает к концу дошкольного возраста.

Специфика грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР в том, что они отстают в формировании осознавать речевую действительность, как что-то отличное от предметного мира. Для них характерны трудности в произвольном оперировании словами.

При конструировании предложений из набора слов детям трудно устанавливать, как парадигматические, так и синтагматические связи слов. Особую трудность представляют существительные с абстрактными значениями и относительные прилагательные.

При изучении особенностей связной речи детей с ЗПР были выявлены сбои в грамматическом оформлении речевого сообщения. Чем больше объем речевого высказывания, тем чаще встречаются аграмматизмы.

Выделяются особенности в построении высказываний детей:

1. пропуск членов предложений, ошибки в управлении согласованием;

2. ошибки в употреблении служебных слов;

3. ошибки в употреблении времени глагола;

4. структурная неоформленность высказываний;

5. трудности в слово- и формообразовании.

Перечисленные особенности речевой деятельности вызывают значительные трудности при обучении детей чтению и письму.

Необходимое условие коррекции речевой деятельности детей с ЗПР - формирование интереса к речи и потребность в ее совершенствовании.

Организация учебно-воспитательного процесса в системе коррекционно-развивающего обучения должна осуществляться на основе принципов коррекционной педагогики и предполагает со стороны специалистов глубокое понимание основных причин и особенностей отклонений в психической деятельности ребенка, умение определять условия для его интеллектуального развития и обеспечивать создание личностно-развивающей среды, позволяющей реализовывать познавательные резервы детей.

В условиях специально организованного обучения дети с задержками в психическом развитии способны дать значительную динамику в развитии и усвоить многие знания, умения и навыки.






























Список используемой литературы:


1. Лебединская К. С. «Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития» М: Педагогика, 1982 г.

2. Ульянкова У.В. «Дети с задержкой психического развития». Нижний Новгород: НГПУ, 1994 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!