СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕДОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «Точка. Луч. Отрезок. Прямая и кривая линии. Замкнутые и незамкнутые линии»

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

На занятии, повторив ранее изученные фигуры, дошкольники, познакомятся с новыми жителями математической страны, их названиями, попробуют обводить и чертить самостоятельно новые линии.  Обучающиеся будут находить сходства и различия фигур, пытыться правильно называть их, играть в развивающие игры, отгадывать геометрические загадки.

Просмотр содержимого документа
«МЕДОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «Точка. Луч. Отрезок. Прямая и кривая линии. Замкнутые и незамкнутые линии»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЮНИТЭР»

РУЗАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА











МЕДОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

«Точка.

Луч. Отрезок.

Прямая и кривая линии.

Замкнутые и незамкнутые линии»











Подготовила и провела:

Приказчикова И.Э. - педагог

дополнительного образования

МБУ ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР»

Рузаевского МР








г. Рузаевка

2022 год

Цель занятия: Сформировать у дошкольников представление о понятиях «геометрические фигуры», «точка», «луч», «отрезок», «прямая линия», «кривая линия», «замкнутая линия», «незамкнутая линия».


Задачи занятия:

Образовательные:

  • сформировать первичные представления о точке, луче, отрезке, линиях прямой и кривой, об их сходстве и различии;

  • совершенствовать умения выполнять простейшие геометрические построения;

Развивающие:

  • развивать умение грамотно называть луч, отрезок, прямую линию, уметь чертить и находить фигуры на чертеже;

  • развивать творческое математическое мышление посредством введения вопросов, воображения;

  • развивать речь, коммуникативные качества;

Воспитательные - воспитывать познавательный интерес к математике.


Интеграции ОО: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».


Методы организации занятия:

  • Словесные методы обучения (беседа)

  • Методы практической работы

  • Метод игры (игра-путешествие)

  • Наглядный метод обучения (иллюстрация, демонстрация)

  • Метод проблемного обучения (постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций)

  • Метод наблюдения


Форма организации занятия: занятие-путешествие.

Тип занятия: повторение изученного ранее, изучение нового материала и закрепление знаний.


Материалы к занятию:

Демонстрационный - презентация, слайды.

Раздаточный – три листа (№1, №2, №3: №1 - с изображением геометрических фигур, №2 – с изображением линий, №3 – с заданием на закрепление нового материала), цветные карандаши, линейка, счётные палочки.


Техническое оборудование занятия: телевизор, музыкальный центр, ноутбук.

Ожидаемые результаты: умение обучающихся дошкольного возраста различать и чертить прямые и кривые линии, понимать, видеть различия; повышение активности на занятиях; улучшение результатов обучения.







ХОД ЗАНЯТИЯ


В классе зазвучала песня «Вместе весело шагать» (припев).

Обучающиеся стоя у парт, маршируют под припев песни.

На экране открыта Презентация по теме занятия.

(Слайд – Название темы, геометрические фигуры)



I. Организационный момент. Приветствие. Начало занятия.


Педагог: Здравствуйте, ребята!

И снова к нам в гости пришел Карандаш -

Помощник и добрый знакомый он наш.

Вместе мы будем чертить, рисовать,

Чтобы полезного много узнать!


Педагог: Вспомним все дружно

Правила занятия:

На занятии сидим,

Не шумим и не кричим.

Руку тихо поднимаем,

Если спросят, отвечаем!

II. Поверка знаний. Повторение пройденной темы о геометрических фигурах.

Педагог: Сегодня у нас в гостях наш друг Карандаш, он приходит к нам из науки Математики, волшебной страны Геометрии. Карандаш любит путешествовать и поэтому он очень много знает.

Прежде чем мы приступим к новому путешествию в страну геометрических фигур, давайте вспомним, какие геометрические фигуры вы уже знаете…(педагог напоминает)

- Кто знает, тот руку поднимает…

Выполнение задания.

Ответы (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция)

- Молодцы!

*******

Педагог: - Посмотрите на экран. Сейчас я буду показывать на фигуру, а вы должны назвать её. (Слайд с темой)

Выполнение задания.


Педагог: Ребята, у вас на парте лежат: листы бумаги, простой карандаш, цветные карандаши, линейка и счетные палочки.

Правила поведения на занятии:

- Напоминаю вам, что работать со всеми школьными принадлежностями надо аккуратно, не размахивать ими, что никому не навредить.


- Перед каждым из вас лежит лист бумаги с изображениями геометрических фигур. Я буду называть определенную фигуру, и каким цветом её надо раскрасить, а вы самостоятельно выполняете.

Выполнение задания


Педагог: Молодцы! Вспомнили все геометрические фигуры!

*******

III. Объяснение нового материала. Введение в тему занятия. Актуализация знаний.

Педагог: Ребята, а какие еще незнакомые фигуры вы видите на экране и доске? Ответы

- Хорошо….

- Итак, как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии?! Ответы

- Молодцы! Действительно о точках и линиях пойдёт речь у нас на уроке, о новых геометрических фигурах.


- Что ж, пора следовать вперед вместе с Карандашом…

- Давайте встанем из-за парт, чтобы отправиться в путешествие…

Дети встают, маршируют на месте под припев песни, затем садятся за парты.

припев песни «Вместе весело шагать».


(Слайд - страна Геометрия (надпись, дворец), жители - геометрические фигуры)


Педагог: Ребята, мы прибыли в страну Геометрия и уже знаем некоторых её жителей.


- А еще здесь есть и другие жители, с которыми мы с вами познакомимся сегодня.

(Слайд – точка, луч, отрезок, линии прямая, кривая, замкнутая, незамкнутая)


- Как вы думаете, кто из этих жителей самый маленький? Ответ (точка)

- ТОЧКА - это геометрическая фигура. Ее оставляет карандаш, когда наступает на лист бумаги.

(Слайд – точка, горошины, капли, пшено и т.д.)

- На что похожа точка или точки?!

Ответы (капли, горошины, бисер, пшено и т.д.)

- Правильно!

*******

Педагог: - Далее, мы видим еще одну новую геометрическую фигуру. Это ЛУЧ. (Слайд – солнечные лучи, свет фонарика)

- У него есть начало, но нет завершения…


- Как лучик солнца начинает свое начало от солнышка и длится его линия на протяжении огромного расстояния до невидимой бесконечности…

*******

(Слайд – Отрезок, ленточки)

Педагог: - А теперь посмотрите на следующую фигуру. Чем она отличается от луча?! Ответы (предположения)

- Ребята, у этой фигуры есть, и начало и есть завершение. Это ОТРЕЗОК.

- Отрезок и даже несколько отрезков можно получить с помощью разделения/разрезания одной длинной линии на несколько частей.

*******

(Слайд – Прямая и Кривая линии)

Педагог: - А дальше у нас с вами на экране сразу несколько линий…


- Похожи они друг на друга? Чем они отличаются? Ответы


- Правильно! Это геометрические фигуры, которые называются - ПРЯМАЯ и КРИВАЯ линии.


- Как вы думаете, при помощи чего, мы с карандашом сможем начертить прямую линию? Ответы (линейкой)


- А кривую линию надо чертить при помощи линейки? Ответы

- Правильно, кривую линию можно нарисовать легко и без линейки.


- А на что похожи эти линии? Что мы можем представить, когда смотрим на них? Ответы (дорогу, ленточки и т.д.)

- Молодцы!

(Слайд - дороги, ленточки)


*******

(Слайд – Замкнута и Незамкнутая линии)


Педагог: Посмотрите ребята, Карандаш показывает нам еще интересные фигуры …

Эти фигуры тоже жители страны Геометрии и со своими именами. Они называются они ЗАМКНУТАЯ и НЕЗАМКНУТАЯ линии.


- Вот сколько новых фигур мы сегодня узнали!..

- Запомнили, как они выглядят и как называются? Ответы


- Сделаем небольшую паузу и проведем физкультминутку.

IV. Физкультминутка.

Потрудились – отдохнем… (встают из-за парт)

Встанем, глубоко вдохнем… (делают вдох)

Раз, два, три, четыре, пять… (шагают)

Надо косточки размять… (руки согнуты в локтях, движение в стороны перед грудью)

Руки в стороны, (выполняют)

Вперёд (руки вперёд)

Влево, (руки на поясе наклон влево)

Вправо, (руки на поясе наклон вправо)

Поворот (руки на поясе поворот влево, вправо)

Руки вниз (опускают руки вниз)

И вверх поднять (поднимают руки вверх)

Три наклона (наклоняются вперед, руки вперёд)

Прямо встать (встают прямо)

Что нам делать? (вопросительные движения)

Как тут быть?

Дальше думать (садятся за парты)

И чертить.


V. Практическая часть.

(Слайд с новой темой занятия)


Педагог: А сейчас, ребята, мы будем учиться распознавать разные линии.


- Ребята, посмотрите, я бросила тесёмку (веревку, ленту и т.д.) на стол. Какая линия получилась? Кривая


- А сейчас пусть Надя возьмётся за один конец верёвки, а Ярослав за другой и будут натягивать эту тесемочку. Какая линия получилась? Прямая


- А теперь проконтролируем себя в игре...

Игра «Угадай, что это за линия?»

(Слайд – Радуга, Дождь, паутина)


Педагог: Я загадаю вам 2-3 загадки, вы отгадаете и определите, из каких линий состоят предметы - отгадки.


ЗАГАДКИ

Крашеное коромысло

Над рекой повисло.

Радуга


- Чтобы нарисовать радугу, какие линии необходимо провести?

Кривые


Кто всю ночь по крыше бьёт Да постукивает, и бормочет, И поёт, убаюкивает?

Дождь


- Если дождь идет сильный, его капли напоминают какие линии?

Прямые

Висит сито – не людьми свито.

Паутина

- Из каких линий состоит паутина?

Из прямых и кривых



*******

(Слайд №1)

Педагог: А сейчас вы возьмёте листочек под номером 3 (№3) и выполните в нем несколько заданий…

Что нужно делать, я вам буду говорить…

Выполнение задания

- Молодцы!

*******

Педагог: И еще одно задание для вас…


- Из счетных палочек, с которыми вы любите работать, постройте 3(три) геометрические фигуры, которые вам нравятся больше всего.

Выполнение задания


VI. Подведение итогов. Закрепление изученного материала.

(Слайд – новые фигуры, изученные на занятии)


Педагог: Какие новые геометрические фигуры вы сегодня узнали? Ответы


- На что похожи точки? Ответы (на звезды, горох, пшено и т.д.).

- На что похожи кривые и прямые линии? Ответы (на дорогу, реку, на ленточки и т.д.)


- Что есть у луча, и чего у него нет? Ответы (есть начало, нет конца)

- Как можно нарисовать точку? Ответы (надо только коснуться карандашом листа и получиться точка)


- С помощью чего можно нарисовать прямую линию? Ответы (с помощью линейки)


VII. Рефлексия.


Педагог: Ребята, вам понравилось занятие по математике с нашим помощником карандашом? Ответы


- Кому очень сильно понравилось, похлопайте громко в ладоши!


- Спасибо за то, что вы меня сегодня внимательно слушали, отвечали на вопросы и выполняли все задания!


- До встречи на следующем занятии!






Список использованной литературы:


  1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. -М.: Мозаика-Синтез, 2006.

  2. Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников / Серия «Библиотека учителя», - Ростов н/Д: «Феникс», 2005, 256 с.

  3. Давидчук А. Дошкольный возраст: развитие элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 1997. № 1. с. 72.

  4. Дошкольник изучает математику. Как и где? / Сост. и общая ред. Т.И. Ерофеевой. - - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002, 128 с.

  5. Стожарова М.Ю. Математика - учимся играя/ М.Ю. Стожарова. - Ростов/ Д: Феникс, 2008, 203 с.

  6. Парамонова В.П. «Геометрия для младших школьников», - Томск, 1994 год.

  7. Бурдина С.В «Сравниваем предметы», (тетрадь для обучающихся), серия «Самый умный», изд. «ИП С.В. Бурдина», - Киров, 2008 год.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!