МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЮНИТЭР»
РУЗАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МЕДОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
«Точка.
Луч. Отрезок.
Прямая и кривая линии.
Замкнутые и незамкнутые линии»
Подготовила и провела: Приказчикова И.Э. - педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского МР |
г. Рузаевка
2022 год
Цель занятия: Сформировать у дошкольников представление о понятиях «геометрические фигуры», «точка», «луч», «отрезок», «прямая линия», «кривая линия», «замкнутая линия», «незамкнутая линия».
Задачи занятия:
Образовательные:
сформировать первичные представления о точке, луче, отрезке, линиях прямой и кривой, об их сходстве и различии;
совершенствовать умения выполнять простейшие геометрические построения;
Развивающие:
развивать умение грамотно называть луч, отрезок, прямую линию, уметь чертить и находить фигуры на чертеже;
развивать творческое математическое мышление посредством введения вопросов, воображения;
развивать речь, коммуникативные качества;
Воспитательные - воспитывать познавательный интерес к математике.
Интеграции ОО: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Методы организации занятия:
Словесные методы обучения (беседа)
Методы практической работы
Метод игры (игра-путешествие)
Наглядный метод обучения (иллюстрация, демонстрация)
Метод проблемного обучения (постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций)
Метод наблюдения
Форма организации занятия: занятие-путешествие.
Тип занятия: повторение изученного ранее, изучение нового материала и закрепление знаний.
Материалы к занятию:
Демонстрационный - презентация, слайды.
Раздаточный – три листа (№1, №2, №3: №1 - с изображением геометрических фигур, №2 – с изображением линий, №3 – с заданием на закрепление нового материала), цветные карандаши, линейка, счётные палочки.
Техническое оборудование занятия: телевизор, музыкальный центр, ноутбук.
Ожидаемые результаты: умение обучающихся дошкольного возраста различать и чертить прямые и кривые линии, понимать, видеть различия; повышение активности на занятиях; улучшение результатов обучения.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В классе зазвучала песня «Вместе весело шагать» (припев).
Обучающиеся стоя у парт, маршируют под припев песни.
На экране открыта Презентация по теме занятия.
(Слайд – Название темы, геометрические фигуры)
I. Организационный момент. Приветствие. Начало занятия.
Педагог: Здравствуйте, ребята!
И снова к нам в гости пришел Карандаш -
Помощник и добрый знакомый он наш.
Вместе мы будем чертить, рисовать,
Чтобы полезного много узнать!
Педагог: Вспомним все дружно
Правила занятия:
На занятии сидим,
Не шумим и не кричим.
Руку тихо поднимаем,
Если спросят, отвечаем!
II. Поверка знаний. Повторение пройденной темы о геометрических фигурах.
Педагог: Сегодня у нас в гостях наш друг Карандаш, он приходит к нам из науки Математики, волшебной страны Геометрии. Карандаш любит путешествовать и поэтому он очень много знает.
Прежде чем мы приступим к новому путешествию в страну геометрических фигур, давайте вспомним, какие геометрические фигуры вы уже знаете…(педагог напоминает)
- Кто знает, тот руку поднимает…
Выполнение задания.
Ответы (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция)
- Молодцы!
*******
Педагог: - Посмотрите на экран. Сейчас я буду показывать на фигуру, а вы должны назвать её. (Слайд с темой)
Выполнение задания.
Педагог: Ребята, у вас на парте лежат: листы бумаги, простой карандаш, цветные карандаши, линейка и счетные палочки.
Правила поведения на занятии:
- Напоминаю вам, что работать со всеми школьными принадлежностями надо аккуратно, не размахивать ими, что никому не навредить.
- Перед каждым из вас лежит лист бумаги с изображениями геометрических фигур. Я буду называть определенную фигуру, и каким цветом её надо раскрасить, а вы самостоятельно выполняете.
Выполнение задания
Педагог: Молодцы! Вспомнили все геометрические фигуры!
*******
III. Объяснение нового материала. Введение в тему занятия. Актуализация знаний.
Педагог: Ребята, а какие еще незнакомые фигуры вы видите на экране и доске? Ответы
- Хорошо….
- Итак, как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии?! Ответы
- Молодцы! Действительно о точках и линиях пойдёт речь у нас на уроке, о новых геометрических фигурах.
- Что ж, пора следовать вперед вместе с Карандашом…
- Давайте встанем из-за парт, чтобы отправиться в путешествие…
Дети встают, маршируют на месте под припев песни, затем садятся за парты.
припев песни «Вместе весело шагать».
(Слайд - страна Геометрия (надпись, дворец), жители - геометрические фигуры)
Педагог: Ребята, мы прибыли в страну Геометрия и уже знаем некоторых её жителей.
- А еще здесь есть и другие жители, с которыми мы с вами познакомимся сегодня.
(Слайд – точка, луч, отрезок, линии прямая, кривая, замкнутая, незамкнутая)
- Как вы думаете, кто из этих жителей самый маленький? Ответ (точка)
- ТОЧКА - это геометрическая фигура. Ее оставляет карандаш, когда наступает на лист бумаги.
(Слайд – точка, горошины, капли, пшено и т.д.)
- На что похожа точка или точки?!
Ответы (капли, горошины, бисер, пшено и т.д.)
- Правильно!
*******
Педагог: - Далее, мы видим еще одну новую геометрическую фигуру. Это ЛУЧ. (Слайд – солнечные лучи, свет фонарика)
- У него есть начало, но нет завершения…
- Как лучик солнца начинает свое начало от солнышка и длится его линия на протяжении огромного расстояния до невидимой бесконечности…
*******
(Слайд – Отрезок, ленточки)
Педагог: - А теперь посмотрите на следующую фигуру. Чем она отличается от луча?! Ответы (предположения)
- Ребята, у этой фигуры есть, и начало и есть завершение. Это ОТРЕЗОК.
- Отрезок и даже несколько отрезков можно получить с помощью разделения/разрезания одной длинной линии на несколько частей.
*******
(Слайд – Прямая и Кривая линии)
Педагог: - А дальше у нас с вами на экране сразу несколько линий…
- Похожи они друг на друга? Чем они отличаются? Ответы
- Правильно! Это геометрические фигуры, которые называются - ПРЯМАЯ и КРИВАЯ линии.
- Как вы думаете, при помощи чего, мы с карандашом сможем начертить прямую линию? Ответы (линейкой)
- А кривую линию надо чертить при помощи линейки? Ответы
- Правильно, кривую линию можно нарисовать легко и без линейки.
- А на что похожи эти линии? Что мы можем представить, когда смотрим на них? Ответы (дорогу, ленточки и т.д.)
- Молодцы!
(Слайд - дороги, ленточки)
*******
(Слайд – Замкнута и Незамкнутая линии)
Педагог: Посмотрите ребята, Карандаш показывает нам еще интересные фигуры …
Эти фигуры тоже жители страны Геометрии и со своими именами. Они называются они ЗАМКНУТАЯ и НЕЗАМКНУТАЯ линии.
- Вот сколько новых фигур мы сегодня узнали!..
- Запомнили, как они выглядят и как называются? Ответы
- Сделаем небольшую паузу и проведем физкультминутку.
IV. Физкультминутка.
Потрудились – отдохнем… (встают из-за парт)
Встанем, глубоко вдохнем… (делают вдох)
Раз, два, три, четыре, пять… (шагают)
Надо косточки размять… (руки согнуты в локтях, движение в стороны перед грудью)
Руки в стороны, (выполняют)
Вперёд (руки вперёд)
Влево, (руки на поясе наклон влево)
Вправо, (руки на поясе наклон вправо)
Поворот (руки на поясе поворот влево, вправо)
Руки вниз (опускают руки вниз)
И вверх поднять (поднимают руки вверх)
Три наклона (наклоняются вперед, руки вперёд)
Прямо встать (встают прямо)
Что нам делать? (вопросительные движения)
Как тут быть?
Дальше думать (садятся за парты)
И чертить.
V. Практическая часть.
(Слайд с новой темой занятия)
Педагог: А сейчас, ребята, мы будем учиться распознавать разные линии.
- Ребята, посмотрите, я бросила тесёмку (веревку, ленту и т.д.) на стол. Какая линия получилась? Кривая
- А сейчас пусть Надя возьмётся за один конец верёвки, а Ярослав за другой и будут натягивать эту тесемочку. Какая линия получилась? Прямая
- А теперь проконтролируем себя в игре...
Игра «Угадай, что это за линия?»
(Слайд – Радуга, Дождь, паутина)
Педагог: Я загадаю вам 2-3 загадки, вы отгадаете и определите, из каких линий состоят предметы - отгадки.
ЗАГАДКИ
Крашеное коромысло Над рекой повисло. Радуга | - Чтобы нарисовать радугу, какие линии необходимо провести? Кривые |
Кто всю ночь по крыше бьёт Да постукивает, и бормочет, И поёт, убаюкивает? Дождь | - Если дождь идет сильный, его капли напоминают какие линии? Прямые |
Висит сито – не людьми свито. Паутина | - Из каких линий состоит паутина? Из прямых и кривых |
*******
(Слайд №1)
Педагог: А сейчас вы возьмёте листочек под номером 3 (№3) и выполните в нем несколько заданий…
Что нужно делать, я вам буду говорить…
Выполнение задания
- Молодцы!
*******
Педагог: И еще одно задание для вас…
- Из счетных палочек, с которыми вы любите работать, постройте 3(три) геометрические фигуры, которые вам нравятся больше всего.
Выполнение задания
VI. Подведение итогов. Закрепление изученного материала.
(Слайд – новые фигуры, изученные на занятии)
Педагог: Какие новые геометрические фигуры вы сегодня узнали? Ответы
- На что похожи точки? Ответы (на звезды, горох, пшено и т.д.).
- На что похожи кривые и прямые линии? Ответы (на дорогу, реку, на ленточки и т.д.)
- Что есть у луча, и чего у него нет? Ответы (есть начало, нет конца)
- Как можно нарисовать точку? Ответы (надо только коснуться карандашом листа и получиться точка)
- С помощью чего можно нарисовать прямую линию? Ответы (с помощью линейки)
VII. Рефлексия.
Педагог: Ребята, вам понравилось занятие по математике с нашим помощником карандашом? Ответы
- Кому очень сильно понравилось, похлопайте громко в ладоши!
- Спасибо за то, что вы меня сегодня внимательно слушали, отвечали на вопросы и выполняли все задания!
- До встречи на следующем занятии!
Список использованной литературы:
Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. -М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников / Серия «Библиотека учителя», - Ростов н/Д: «Феникс», 2005, 256 с.
Давидчук А. Дошкольный возраст: развитие элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 1997. № 1. с. 72.
Дошкольник изучает математику. Как и где? / Сост. и общая ред. Т.И. Ерофеевой. - - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002, 128 с.
Стожарова М.Ю. Математика - учимся играя/ М.Ю. Стожарова. - Ростов/ Д: Феникс, 2008, 203 с.
Парамонова В.П. «Геометрия для младших школьников», - Томск, 1994 год.
Бурдина С.В «Сравниваем предметы», (тетрадь для обучающихся), серия «Самый умный», изд. «ИП С.В. Бурдина», - Киров, 2008 год.