2.Повторение пройденного. Актуализация знаний. Мотивация. Целеполагание. Создание проблемной ситуации. Усвоение первичных знаний и первичное закрепление Рефлексия. Домашнее задание | проявление интереса к поставленной проблеме давать определения понятий: ткани живых организмов, виды тканей, приводить примеры месторасположения покровных тканей, значение покровной ткани; умение работать индивидуально . определение степени успешности выполнения работы; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, умение слушать и понимать речь других; умение выражать свои мысли; формулирование и аргументация своего мнения и позиции; картины мира. актуализация и систематизация знаний. самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале; анализ объектов с целью выделения признаков; определение основной и второстепенной информации; проведение синтеза (восстановление целого из частей); учебно-познавательный интерес; работать с различными источниками, анализировать, делать выводы; развитие речевой культуры; Выступает в роли помощника контроль и оценка процесса и результатов деятельности; выстраивание логической цепочки рассуждения; рефлексия способов и условий действий. умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи. умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; | Скажите, пожалуйста, какую общую тему мы изучаем на протяжении нескольких уроков? + Ткани живых организмов Давайте вспомним, что такое ткань? + Ткань-это группа клеток, имеющих общее происхождение, сходное строение и выполняющих определенную функцию в живом организме. - Какой вид ткани мы изучили? + Мы изучили покровную ткань. У каких организмов есть покровные ткани? + Покровные ткани есть и у растений, и у животных. - Где в организме расположены покровные ткани? + На поверхности органов высших растений расположены покровные ткани, покрывают тело животных снаружи и выстилают изнутри все полые органы (сосуды, дыхательные пути, желудок, кишечник). - Каково значение покровных тканей? Покровные ткани растений защищают от неблагоприятных факторов: высыхания, повреждений, проникновения микроорганизмов. Сейчас мы с вами выполним интерактивное задание. Покровные ткани живых организмов. 7 тестовых заданий. Выполняем задания на закрепление. Мы закрепили строение и значение покровных тканей животных и растений, а сегодня на уроке мы познакомимся с другими видами тканей. Эти ткани есть только у растений, и они играют очень важную роль в жизни растительного организма. Однако нужны эти ткани не только самим растениям, но и человеку. Для начала ответьте мне на вопрос: - Вы любите сказки? - «Какая связь между биологией и сказками?» - спросите вы. Оказывается есть. Вспомните сказку «Заюшкина избушка» … Была у лисы избушка ледяная, а у заюшки …. ? - Как вы думаете, что такое луб? (ответы учащихся) - Или вот другая сказка: «Дикие лебеди» Г. Х. Андерсена …. Велела колдунья изготовить Эльзе 11 рубашек для братьев из …….? - Для того, чтобы узнать из чего же Заюшка построил избушку, как сшить рубашку из крапивы и не только мы представим себя младшими научными сотрудниками отправляемся на задания. Просмотрите видеоролик. Ответьте на вопрос, почему тонкая соломина, поддерживая тяжелый колос, раскачивается на ветру и не ломается? Какая ткань придает растениям прочность? Ответ на вопрос найдете на странице 60, п 22, 1 абзац. Сформулируйте тему урока. Поставьте задачи. Продолжаем работать в парах. Работа в парах по заданию инструктивных карточек с использованием материала «подсказок» и учебника «Живой организм», 5-6 класс под ред. Л. Н. Сухоруковой. Инструктивная карточка №1 1 группа Магазин тканей Цель: выяснить местоположение и значение механической ткани Оборудование: орехи (фисташки, арахис, каштан), волокна льна, древесина тополя Ход работы: -
Рассмотрите растительные объекты. -
Подумайте, какой тканью они образованы? -
Выясните месторасположение ткани. Подсказка: прочитайте текст учебника на с. 60, рассмотрите рисунки 3.8, 3.9, 3.10 Подготовьте устный отчет о проделанной работе согласно пунктам хода работы. Инструктивная карточка №1 2 группа Магазин тканей Цель: выяснить значение механической ткани Оборудование: орехи (фисташки, арахис, каштан), волокна льна, древесина тополя Ход работы: -
Рассмотрите растительные объекты. -
Подумайте, какой тканью они образованы? -
Выясните значение ткани. -
Что такое волокно, волокна каких растений вам известны? Подсказка: прочитайте текст учебника на с. 60, рассмотрите рисунки 3.8, 3.9, 3.10 Подготовьте устный отчет о проделанной работе согласно пунктам хода работы. Инструктивная карточка №1 3 группа Магазин тканей Цель: выяснить разновидности механической ткани Оборудование: орехи (фисташки, арахис, каштан), волокна льна, древесина тополя Ход работы: -
Рассмотрите растительные объекты. -
Подумайте, какой тканью они образованы? -
Выясните разновидности тканей. Предлагаются рисунки. Строение клеток живой механической ткани. Волокна мертвых клеток механической ткани. Задание, какие клетки тканей изображены на рисунках. Рассмотрите фото и ответьте на вопросы. - Какой тканью образованы покровы органов растений? - Какие функции выполняет эта ткань? - Живыми или мертвыми клетками она образована? Какую ткань мы изучили? + Мы изучили механическую ткань. Подсказка: прочитайте текст учебника на с. 60, рассмотрите рисунки 3.8, 3.9, 3.10 Подготовьте устный отчет о проделанной работе согласно пунктам хода работы. Вывод: Механическая ткань придает прочность растениям, служит опорой. Различают клетки живой и мертвой механической ткани. Человек в своих целях использует волокна этих тканей. Продолжаем работать в парах. Проводим следующее исследование. Инструктивная карточка №2 Микролаборатория 1 группа Цель: доказать передвижение воды с растворенными минеральными солями по стеблю Оборудование: продольный разрез ветки липы, поперечный разрез ветки липы, предварительно поставленной в подкрашенную воду Ход работы: -
Рассмотрите продольный и поперечный разрез ветки липы. -
Отметьте, какая часть стебля окрашена. Почему? -
Как называется окрашенная часть стебля? Чем она образована? Подсказка: прочитайте текст учебника на с. 61, рассмотрите рисунки 3.11, 3.12, Подготовьте устный отчет о проделанной работе согласно пунктам хода работы, сделайте подписи к рисунку Инструктивная карточка №2 Микролаборатория 2 группа Цель: доказать передвижение органических веществ Оборудование: медиотека Ход работы: 1.Выясните, что такое луб? 2. Какие вещества передвигаются по лубу? 3.Каким образом происходит передвижение органических веществ? Подсказка: прочитайте текст учебника на с. 61, рассмотрите рисунки 3.11, 3.12, Подготовьте устный отчет о проделанной работе согласно пунктам хода работы, сделайте подписи к рисунку Инструктивная карточка №2 Микролаборатория 3 группа Цель: выяснить, что такое сосуды и ситовидные трубки. Оборудование: медиотека Ход работы: 1.Что такое сосуды? 2.Какую роль они играют в жизни растения? 3.Какие трубки называют ситовидными, почему? Подсказка: прочитайте текст учебника на с. 61, рассмотрите рисунки 3.11, 3.12, Подготовьте устный отчет о проделанной работе согласно пунктам хода работы, сделайте подписи к рисунку Какую ткань мы исследовали? +Проводящую. Вывод: проводящие ткани находятся во всех частях растения. Они обеспечивают перенос воды и растворенных в ней веществ. Проводящие ткани – это древесина и луб. Завершаем работу. Выполняем тестовые задания. 1. Ткань, придающая прочность и опору органам растения: а) покровная б) проводящая в) механическая 2. Передвижение воды с минеральными солями в растении происходит: а) по древесине б) по лубу 3. Передвижение органических веществ в растении происходит: а) по древесине б) по лубу 4. Стеблю растения придают прочность: а) ситовидные трубки проводящей ткани б) волокна механической ткани в) сосуды проводящей ткани 5. Волокна, каких растений человек использует в своей жизни: а) льна б) джута в) крапивы г) ромашки Ответы: 1 – в, 2 – а, 3 – б, 4 – б, 5 – а, б. - Вы выполнили тест? Прошу Вас проверить правильность выполнения данного задания. - Проверили? Выставите оценку, исходя из следующих параметров: «5» – все правильно (100%) «4» – 1-2 ошибки (80 – 60%) «3» – 3 ошибки (50 – 30%) «2» – 4 и более ошибок (менее 20 Подведение итогов урока. Лист самооценки. Ф.И. класс_______________________ Оцени свою работу на уроке. «Как я работал на уроке» Критерии оценки | Результат работы на уроке | отличная работа на уроке | | | хорошая работа на уроке | | | удовлетворительно поработал | | | стоит задуматься над изменением отношения к учебе | | | Домашнее задание. Тет. тренажер стр 59 задание 1, п 22 стр 60-61. Выставление оценок за урок. | Дают определения понятий, отвечают на вопросы учителя. . Выполняют интерактивные задания. Решают проблемную ситуацию. Формулируют тему и задачи урока. Выполняют исследовательскую работу в парах Выясняют местоположение и значение механической ткани. Рассматривают предложенные объекты Выясняют месторасположения ткани. Работают с рисунками и учебником. Выполняют отчет об исследовании. Выясняют значение механической ткани. Рассматривают растительные объекты. Работают с текстом учебника и рисунками. Отчитываются о проделанной работе. Выясняют разновидности механической ткани. Рассматривают предложенные объекты. Выясняют разновидности механической ткани. Изучают рисунки и фото, выявляют особенности механической ткани. Формулируют вывод. Выполняют следующее исследование. Доказывают передвижение воды и минеральных солей. Изучают срезы растений. Работают с текстом учебника, рассматривают рисунки Доказывают передвижение органических веществ. Выясняют, что такое луб. Передвижение веществ. Работают с текстом учебника и рисунками. Выясняют, что такое сосуды и ситовидные трубки. Какую роль играют в жизни растений. Работают с текстом учебника и рисунками. Отчитываются о проделанной работе. Формулируют вывод. Выполняют тестовые задания. Самостоятельно оценивают работу. Самооценка работы на уроке. Фиксируют домашнее задание в дневниках. |