«Механизм работы с разными видами чтения на английском языке как одно из условий формирования читательской грамотности ученика»
Проблема грамотности и чтения стоит очень острой в современном обществе. Компьютерные игры, приложения на планшетах и телефонах, телевизионные программы отвлекают внимание школьников от книг. Однако, воспитание человека: духовнонравственное, патриотическое, эстетическое, невозможно без чтения произведений начиная с классической до современной литературы. Многие общекультурные ценности формируются именно на уроках литературы посредством чтения и изучения художественных текстов. Такие нравственные категории, как совесть, честь, долг, верность и др., находят отражение практически во всех произведениях мировой литературы. Нельзя забывать свое прошлое, нельзя допустить, чтобы повторились ужасы войны, нужно учиться на своих ошибках, мы должны сохранить в себе человеческое… Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 2 Каждый учитель мечтает, чтобы по возможности каждый ученик приходил на его урок подготовленным: прочитал то или иное произведение, параграф, сделал задания. Но в век новых технологий среди школьников распространен синдром "комикса": учащиеся заинтересованы в чтении текстов маленьких по объему. Однако реальность современной жизни требует от человека умения ориентироваться в большом потоке информации, умение ее интерпретировать и использовать в жизни. Роль литературы в школьном образовании традиционно сводится к трём аспектам: - познавательному (истина); - воспитательному (добро); - эстетическому (красота). Эти аспекты неразрывно связаны. Отсюда вопрос: как научить ребёнка общаться с книгой? Помогает: Организация «читательского пространства», включающая - Пробно-поисковые ситуации. - Беседы-дискуссии. - Самостоятельно заданный вопрос. - Устное словесное рисование. - Словарно-стилистическая работа. - Элементы драматизации. Работа с текстом состоит из трёх этапов, каждый из которых подчинён своим целям и которому присущи свои приёмы и методы: — предтекстовая деятельность, целью которой является актуализация имеющихся знаний (антиципация, мозговой штурм, рассечение вопроса, соревнование с писателем, прогнозы и впечатления, «батарея» предваряющих вопросов, глоссарий и др.). На данном этапе важна ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. — текстовая деятельность (путешествие по главам книги, чтение с остановками, пометками, вопросами и обсуждением; «ромашка вопросов»/, дневник двойных записей, карта осмысления событий, работа со словом – создание различных кластеров и др.); — послетекстовая деятельность (паутина обсуждений, пирамида фактов, трансформация текста в таблицу/схему/иллюстрацию, синквейн, дискуссия/дебаты на основе прочитанного, ведение журнала чтения и читательской реакции, рефлексивное письмо и др.). В развитии читательской грамотности помогают и игровая технология, информационно-коммуникативная, личностно-ориентированная. Выводы. Стратегии чтения помогают раскрыть различные уровни восприятия текста: информационный (суждения, факты), смысловой (тема, микротемы, основная мысль), рефлексивный (понимание текста и обратная связь). Если использовать на уроках только игры, можно вызвать интерес к литературе, но он будет временным и неглубоким. Настоящий, т.е. не сиюминутный, а на долгие годы жизни, результат будет тогда, когда на уроках литературы уделяется внимание философским, политическим, этическим, психологическим вопросам, которые логично напрашиваются текстом художественного произведения С помощью предложенных приёмов и методов можно предоставить возможность ученику взглянуть на процесс чтения с другой стороны, приобщить не только к приятному «общению» с книгой, но и вдумчивому чтению. Таким образом, будет происходить формирование компетентного читателя, который: читает всю жизнь; формулирует цели чтения; прогнозирует содержание текста; читает один текст по-разному, читает разные тексты по-разному; владеет методами рефлексивного мышления; соотносит содержание текста со своими знаниями и опытом. Формирование компетенций читательской грамотности зависит от учителей. 3 Выступая организаторами учебной деятельности, мы должны быть ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ и ИНТЕРЕСНЫМИ в процессе обучения. Только тогда каждый из нас сможет подтвердить слова великого Песталоцци, сказавшего когда-то: “Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами”. По второму вопросу слушали учителя русского языка Селиванову Л. Л. «Приёмы, помогающие повысить уровень читательской грамотности через технологию проблемно-диалогового обучения в начальной школе» (по материалам курсов повышения квалификации)». «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Д.Дидро Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской грамотности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами. У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений: • умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения: • умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы: • найти в тексте информацию, представленную в явном виде; • основываясь на тексте, сделать простые выводы; умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»: • устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую; • интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; • реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык). Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы. Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме. Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом. 4 Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования. Сегодня в начальной школе всё больше внимания уделяется деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Поэтому большое распространение получила технология проблемно - диалогового обучения, которая применима при работе по любой из действующих программ обучения. Она отвечает требованиям ФГОС НОО, т.к. формирует, прежде всего, регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая умение решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других УУД: коммуникативных, познавательных, личностных. В термине «проблемно-диалогическое», по мнению Е.Л. Мельниковой, первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. В этом случае слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Проблемный диалог помогает ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы учителем создается проблемная ситуация, а затем организуется осознание противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. Виды проблемных диалогов: • Через использование цитат. • Через ключевой вопрос урока • Через использование «отрицательной» цитаты или карикатуры • Через столкновение мнений • Через грамматическую сказку • Через ошибку • Проблема «лёгкой темы» • Прием сравнения • Прием сопоставления репродукций • Урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой. Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки.