СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картинный диктант из словарных слов 2 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Картинный диктант из словарных слов 2 класса.»









Мастер-класс на тему:

«Механизмы формирования функциональной грамотности

в начальной школе»





















«Механизмы формирования функциональной грамотности

в начальной школе»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Рада приветствовать вас на мастер-классе «Механизмы формирования функциональной грамотности в начальной школе»


«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

И.Г.Песталоцци


В ходе мастер-класса мы попробуем с вами вспомнить приемы работы на уроках в начальной школе, которые, способствуют формированию именно функциональной грамотности. Безусловно, все вы применяете их в своей работе, поэтому я вам их просто напомню. Начнем с приема «мозговой штурм».

- Коллеги, как вы считаете, что такое функциональная грамотность? Ваши предположения.

- Таким образом, вы сказали совершенно верно:

Функциональная грамотность - способность использовать постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах.

А основы функциональной грамотности мы должны закладывать уже в начальной школе!

- Чтобы настроиться на работу, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику «Задуй свечу».

Цель данного приема: формирование навыка владения голосом и подготовка к чтению.

-Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов. Спасибо!

У классика есть такие слова: «Вся наша жизнь – игра!». Мы можем перефразировать: для ребёнка игра - это ЖИЗНЬ.

Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, стоит только сказать «А сейчас мы поиграем».

Через игру, через взаимодействие с одноклассниками ребенок не только узнает новые знания, «выучивает» новые понятия, но и имеет представление, где и как эти знания использовать в повседневной жизни.

Я тоже предлагаю вам поиграть.

Сегодня у нас необычная школа – школа ремонта. Мы участники ремонта помещения и будем использовать полученные знания. А я ваш прораб. Прораб, сокращенно, производитель работ – непосредственный руководитель работ на постройке, сооружении чего-то.


Название профессии, вы узнаете, выполнив первое задание. Найдите значения числовых выражений. Полученные результаты расположите в порядке возрастания и прочитайте название своей профессии. (Приложение 1)

Выполняя эти задания, какой вид «Функциональной грамотности» мы применили? «Математическую грамотность».


Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт.

Предлагаю вам небольшую «Терминологическую викторину»: (практически)

1. Линия, которую невозможно свернуть? (прямая)

2. Оценка плохого ученика? (два)

3. Часть прямой, но не луч. (отрезок)

4. Ребус: в букве О число 7. (восемь)

5. Прямоугольник, у которого все стороны равны. (квадрат)

6. В треугольнике их 3. (углы)

При изучении темы «Дроби» можно предложить учащимся задачи - расчеты.

В магазине продают самокаты. Вычисли цену каждого самоката со скидкой. От­меть знаком самокат, который после скидки будет иметь наименьшую цену. Прилож.2

Двухколесные

самокаты

Цена без

скидки

Скидка составляет

Цена самоката

со скидкой

Красный

6800

Одна восьмая цены


Белый

7500

Одна третья цены


Чёрный

7500

Одна пятая цены


Синий

7600

Одна четвертая цены


Двухколесные

самокаты

Цена без

скидки

Скидка составляет

Цена самоката

со скидкой

Красный

6800

Одна восьмая цены

5950р

Белый

7500

Одна третья цены

5000р

Чёрный

7500

Одна пятая цены

6000р

Синий

7600

Одна четвертая цены

5700р

Несмотря на сложные вычисления, такие задания учащиеся выполняют с удовольствием.

В современном обществе очень важно уметь  работать с информацией, а для этого владеть навыком смыслового чтения. Следовательно, каким будет следующий вид функциональной грамотности? Это читательская грамотность.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе.


Хорошо известны приемы для формирования навыка беглого чтения:

«Чтение наоборот»

«Перемешанные буквы»

«Вверх ногами»

«Чтение с половинками слов»

«Чтение с решёткой»

«Сплошной текст»

«Текст с наложением»

«Текст с картинками»

«Шторка»

«Нет порядка»

Среди приемов смыслового чтения следует отметить:

Приём «Чтение про себя с вопросами», который позволяет учить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.

Приём «Чтение с остановками»

Цель которого - управление процессом осмысле­ния текста во время его чтения.

Можно задавать толстые и тонкие вопросы. Напомню: «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ, а «толстый» (проблемный) вопрос требует глубокого осмысления задания, рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.

Приём «Чтение про себя с пометками»

Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Данный прием чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтении делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.

Хорошо знаком приём работы с пословицамиЛогически – поисковое задание. Прилож. 3

Данный прием  развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, обогащает учащихся народной мудростью.

Предлагаю выполнить подобное задание: все пословицы разделены на части. Участникам необходимо их собрать и объясните смысл наиболее понравившихся.

Задание для 1 группы. (практическая работа)

Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.

Свет не без добрых людей.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Храбрый узнается на войне, мудрый – в гневе, друг – в нужде.

Родная земля – золотая колыбель.

Задание для 2 группы.

Хлеб питает тело, а книга питает разум.

Добрый пример лучше ста слов.

Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там, где начинается ложь.

Ум дает силу, сила дает храбрость.

Любовь к Родине у семейного очага зарождается.


Интересный прием – Сочинение сказок «наизнанку».

Например, придумайте сказку про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый.


Приём «Урок без темы»

Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.

Пример: Учитель записывает на доске слово «тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку учителя, которая не хочет выводить саму тему.

Учитель: ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: почему рука отказалась записать тему урока?

Приём «Ложная альтернатива»

Пример. Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:

  1. Сколько будет 8 + 4: 11 или 13 ?

  2. Что растет не березе – яблоки или груши?

  3. Слово «часы» – пишется с безударной е или и: «чесы» или «чисы»?

Одним из эффективных подходов к составлению заданий на развитие функциональной грамотности является использование теоретической модели Блума.

В своей книге «Таксономия образовательных целей» Блум выделил шесть уровней познавательной деятельности, а так же классифицировал их в порядке возрастания сложности: (пирамида Блума):

• знание (механическое запоминание информации – фактов, терминов, процессов и т.п.);

• понимание (способность объяснить факты, интерпретировать, перефразировать материал);

• применение (умение использовать знания в новых ситуациях);

• анализ (способность разделять целое на части для лучшего понимания);

• синтез (умение комбинировать элементы для создания нового целого);

• оценка (способность оценивать значение или использование информации на основе определенных стандартов).

Разработаны разноуровневые задания на основе таксономии Блума. (уровни понимания текста)


Примеры заданий для развития функциональной грамотности чтения

Рассмотрим примеры заданий для развития читательской грамотности чтения на основе всем знакомого текста Приложение 4



Осень в лесу.

И. Соколов-Микитов

Пришёл сентябрь. После знойного лета, после авгус­товских тёплых дней наступила золотая осень.

По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголо­вые подосиновики; зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых боль­ших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.

В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных поля­нах краснеют гроздья рябины. Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка. По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В по­гожие тихие дни летает над землёй, садится на лицо липкая паутина.

В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту.

Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стай­ки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают род­ные болота длинноногие журавли.

- Соотнесем вопросы с уровнями мышления. Я называю вопрос, а вы – уровень мышления.



Приемы критического мышления.

Одним из инновационных методов в формировании функциональной грамотности по чтению является критическое мышление. Критическое мышление предполагает использование на уроке 3-хступеней развития мышления: «Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной теме; «Осмысление» - ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (Что хочу знать?), и «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной теме. В таблице вы видите приемы, соответствующие этим ступеням.


Естественнонаучная грамотность (следующий вид функциональной грамотности)– способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения использовать их в дальнейшей жизни.


Приём «Фишбоун» (рыбий скелет/рыбья кость) – универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний. В основе Фишбоуна – схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета.

Рассмотрим этот приём на теме урока окружающего мира «Какие бывают растения».

Проблема. – Какие бывают растения?

  • 1 причина – деревья, факты – имеют один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветки.

  • 2 причина – кустарники, факты – имеют много стволиков.

  • 3 причина – травы, факты – имеют мягкий зелёный стебель.

Выводчтобы определить вид растения, надо рассмотреть главный отличительный признак – вид ствола.


На уроках русского языка используем приемы для формирования грамотного письма:

Хорошо известный всем прием «Ошибкоопасное место»

Все «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зеленым цветом. Так ребенок учится видеть орфограмму. Формой организации деятельности учащихся могут быть соревнования. «Выдели больше знакомых орфограмм» или «Кто увидит в тексте все орфограммы по теме урока?».


Прием «Лови ошибку» для формирования грамотного письма

Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки.

На уроках русского языка в первом и втором классах хорошо использовать персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание. С огромным удовольствием ребята выступают экспертами, примеряют на себя роль учителя, особенно, если ошибки надо исправлять красными чернилами.

Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно» - приемы, повышающие познавательный интерес к изучаемой теме и активизирующие мыслительную деятельность ребенка.

Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока. Например, урок чтения в 4 классе по рассказу М.Зощенко «Ёлка» может начаться с музыкальной композиции «Новый год». (Прием «Яркое пятно»).

В урок русского языка в 1 классе по теме «Звуки и буквы» можно включить сказку:

В некотором царстве, в некотором государстве жили - были брат и сестра. Сестра всегда пела и танцевала и любила носить красные платья, а брат петь не мог, но любил носить синие или зеленые, а иногда и сине-зеленые вещи. Но это их не расстраивало, ведь сестра всегда ходила с братом, держась за руку, и всегда пела красивые песни.

На доске записаны буквы, нам надо их разделить на две группы.

А И Ж М Н Щ Ы У Д О

Одни в группу сестры, вторые - брата.

Как вы думаете, какие буквы отправим в группу сестры, а какие брата?

Как вы думаете, какого цвета будут буквы в группе сестры,

а брата?

Молодцы, хотите узнать, как звали сестру и брата?


Или, например, можно начать урок закрепления знаний по теме: «Склонение имён существительных» с вопроса:

- А знаете ли вы, что есть имена существительные, которые не относятся ни к 1, ни ко 2, ни к 3 склонению? (приём «Удивляй»)

- Это разноспрягаемые имена существительные.

Удивить ребят (приём «Удивляй») можно, если собрать их творческие работы (рассказы, сказки, сочинения), создать электронную книгу и представить на одном из уроков.

Способ «вхождения» в урок – прием «Отсроченная отгадка».

До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.


Например, изучая тему «Словообразование», читаем стихотворение:

Чудак-математик в Германии жил.

Он булку и масло случайно сложил.

Затем результат положил себе в рот.

Вот так человек изобрёл бутерброд.


Прием «Проблемная ситуация» побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.


«Метод кейсов»

В основе метода все та же проблемная ситуация. В чем же отличие кейс-метода от приема проблемной ситуации?

Во-первых, ситуация взята из жизни или приближена к реальной.

Во-вторых, варианты решения проблемы предлагает учитель. Задача детей: выбрать наилучший и аргументировать свой выбор.

В-третьих, данный метод создает ситуацию успеха.

Например. После беседы по содержанию сказки «Колобок», детям были предложены в группах  пакеты с заданиями и через некоторое время они должны были высказать свои мнения – итоги обсуждения в группе.

Содержание практического кейса:

Как  уберечь себя от беды?

  1. Почему у сказки трагический конец?

2.Составьте памятку безопасного поведения колобка в лесу.

3.Придумайте свой конец  для сказки и сделайте вывод, чему научит ваша сказка.

Итог работы: Создание памятки безопасного поведения в лесу.

(по мнению детей)

Уроки, которая преподнесла сказка. (Коллеги, попробуем предположить, что могут ответить дети):

1.Быть послушным.

2. Не играть на подоконнике! Опасно!

3. Не разговаривать с незнакомцами.

4.Не быть хвастливым.

5.Читать сказки.

6.Не оставлять совсем маленьких детей дома одних.

 

Таким образом, дети были все включены в работу, на примере знакомой    жизненной ситуации, когда дети не всегда слушаются родителей, они смогли сделать правильные выводы.

Резюмируя выше сказанное, можно отметить, что приемы работы по формированию функциональной грамотности младших школьников очень многообразны. Грамотное их использование и правильная мотивация, как самого учителя, так и детей позволяет воспитать выпускника начальной школы полностью соответствующего ФГОС.

Вспомним формулу успеха, которая позволяет сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ



Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки для дальнейшего использования в жизни.

Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, способных к саморазвитию людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.

Перед вами лесенка успеха, на какую ступеньку вы бы поставили себя в ходе сегодняшнего разговора. Рефлексия. Л есенка успеха!

















Приложение 1

1 карточка.

А 1*9:3

Л 2*8:4

М 2*3:6

Р 34+9*4

Я 50-27:3

1

3

4

41

70







2 карточка.

П 8*3:6

Т 3*(8:2)

Н 36:9*7

И 6*6

К 7*7

О 81:9

Л 72:9


4

8

9

12

28

36

49









3 карточка.

К 64:8

Т 30:5

О 81:9

Е 56:8

С 20:4

К 6*7

И 7*5

Щ 3*9

Л 4*3

Ь 9*2


5

6

7

8

9

12

18

27

35

42











Приложение 2

В магазине продают самокаты. Вычисли цену каждого самоката со скидкой. От­меть знаком самокат, который после скидки будет иметь наименьшую цену.

Двухколесные

самокаты

Цена без

скидки

Скидка составляет

Цена самоката

со скидкой

Красный

6800

Одна восьмая цены


Белый

7500

Одна третья цены


Чёрный

7500

Одна пятая цены


Синий

7600

Одна четвертая цены


Двухколесные

самокаты

Цена без

скидки

Скидка составляет

Цена самоката

со скидкой

Красный

6800

Одна восьмая цены


Белый

7500

Одна третья цены


Чёрный

7500

Одна пятая цены


Синий

7600

Одна четвертая цены




Приложение 3

Задание для 1 группы. (практическая работа)



Не на пользу книги читать,

не без добрых людей.


Мир

а человек друзьями.


Дерево держится корнями,

коли только вершки в них хватать.


Родная земля -

мудрый – в гневе, друг – в нужде.


Храбрый узнается на войне,

золотая колыбель.




Задание для 2 группы.

Любовь к Родине

а книга питает разум.


Ум дает силу,

лучше ста слов.


Дружба не терпит никакого обмана

у семейного очага зарождается.


Хлеб питает тело,

сила дает храбрость.


Добрый пример

и рвётся там, где начинается ложь.




Приложение 4

Осень в лесу.

И. Соколов-Микитов

Пришёл сентябрь. После знойного лета, после авгус­товских тёплых дней наступила золотая осень.

По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголо­вые подосиновики; зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых боль­ших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.

В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных поля­нах краснеют гроздья рябины.

Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка. По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В по­гожие тихие дни летает над землёй, садится на лицо липкая паутина.

В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту.

Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стай­ки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают род­ные болота длинноногие журавли.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!