СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся средствами предметного содержания математики

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для учащихся 8-11 классов

Просмотр содержимого документа
«Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся средствами предметного содержания математики»

Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся средствами предметного содержания математики Рыженко Марина Сергеевна     Учитель математики, МБОУ СОШ №8 п.Шолоховский Белокалитвинский район Ростовская область

Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся средствами предметного содержания математики

Рыженко Марина Сергеевна

Учитель математики,

МБОУ СОШ №8

п.Шолоховский

Белокалитвинский район

Ростовская область

Метод проектов Задание 1 Элементы проектной деятельности на уроке На рисунке 1 изображены размеры участка в 10 соток. На рисунке 2 – примерный план участка. Придумайте свой план участка в 10 соток, изобразите его в свободном поле, укажите на нём клумбу. Отдельно нарисуйте схему клумбы, наполните её цветом и, используя «Информацию», составьте калькуляцию (программу действий на математическом языке). Информация  Создание красивой клумбы – творческий процесс. Существуют различные формы клумб, благодаря которым цветник всегда будет выглядеть красиво и аккуратно. Классический подход подразумевает создание клумбы правильной геометрической формы. Это может быть круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник и т. д. Геометрические клумбы хороши тем, что их нетрудно сделать самостоятельно и, к тому же, они гармонично смотрятся на любом ландшафте.   Рисунок 1  Рисунок 2

Метод проектов

  • Задание 1

Элементы проектной деятельности на уроке

На рисунке 1 изображены размеры участка в 10 соток. На рисунке 2 – примерный план участка.

Придумайте свой план участка в 10 соток, изобразите его в свободном поле, укажите на нём клумбу.

Отдельно нарисуйте схему клумбы, наполните её цветом и, используя «Информацию», составьте калькуляцию (программу действий на математическом языке).

Информация

Создание красивой клумбы – творческий процесс. Существуют различные формы клумб, благодаря которым цветник всегда будет выглядеть красиво и аккуратно. Классический подход подразумевает создание клумбы правильной геометрической формы. Это может быть круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник и т. д. Геометрические клумбы хороши тем, что их нетрудно сделать самостоятельно и, к тому же, они гармонично смотрятся на любом ландшафте.

Рисунок 1 Рисунок 2

  • Что важно знать для создания клумбы:
  • вначале необходимо начертить на бумаге схему будущей клумбы, продумав не
  • только ее очертания, но и узоры наполнения; для наполнения узором клумбы, нужно знать сколько цветов (саженцев) нужно для каждого фрагмента; для этого важно сначала на схеме проставить номера выбранных цветов (саженцев); схему цветника разбить на квадраты с условной стороной 1 м, после чего
  • подсчитать площадь, занимаемую каждым видом; найти количество цветов каждого вида для оформления клумбы: для этого полученное значение площади разделить на среднюю норму высадки на 1 м 2 , пользуясь информацией:
  • для переноса схемы клумбы на участок, контуры высадки размечают опилками, песком или мелом; перед этим землю вскапывают на глубину 0,4 м, удаляют все корни сорняков и верхний слой дерна; сверху для цветника насыпают специально подготовленную почву; перед посадкой в цветник за 2–3 часа саженцы предварительно поливают; оптимальное время высадки – отсутствие яркого солнца, то есть ранним утром
  • или в конце дня; еще лучше выбрать период перед дождем; по завершении работ цветник обильно поливают, высокие слабые саженцы подпирают палочкой; если какой-то цветок не прижился, его заменяют новым экземпляром.

крупные насаждения

высота 1,0–1,2 м

среднерослые цветы

2–3 шт. на 1 м 2

высота от 40 до 90 см

высота растений 20–40 см

4–6 шт. на 1 м 2

карликовые цветы

7–9 шт. на 1 м 2

высота от 5 до 20 см

16–20 шт. на 1 м 2

Приём визуализации информации с помощью таблиц на уроке математики Задача (8 класс, КИМ ОГЭ №21) Моторная лодка прошла 25 км по течению реки и 3 км против течения реки, затратив на весь путь 2 ч. Какова скорость лодки в стоячей воде, если скорость течения реки 3 км/ч?

Приём визуализации информации с помощью таблиц на уроке математики

  • Задача (8 класс, КИМ ОГЭ №21)
  • Моторная лодка прошла 25 км по течению реки и 3 км против течения реки, затратив на весь путь 2 ч. Какова скорость лодки в стоячей воде, если скорость течения реки 3 км/ч?
Метод проблемного обучения   Хозяин участка планирует установить в жилом доме систему отопления . Он рассматривает два варианта: электрическое и газовое отопление . Цены на оборудование и стоимость его установки, данные о расходе газа, электроэнергии и их стоимости даны в таблице. Отопление Нагрева тель (котел)  Газовое отопление 22 тыс. руб. Электр. отопление Прочее оборудова ние и монтаж Средн. расход газа/ средн. потребл. мощность 18 тыс. руб. 16412 руб. 1,3 куб. м/ч Стоимость газа/ электро энергии 12000 руб. 4,7 кВт 4,4 руб./ куб. м 4,2 руб./ (кВт ∙ ч) Обдумав оба варианта, хозяин решил установить газовое оборудование. Через сколько часов непрерывной работы отопления экономия от использования газа вместо электричества компенсирует разницу в стоимости установки газового и электрического оборудования?

Метод проблемного обучения

Хозяин участка планирует установить в жилом доме систему отопления . Он рассматривает два варианта: электрическое и газовое отопление . Цены на оборудование и стоимость его установки, данные о расходе газа, электроэнергии и их стоимости даны в таблице.

Отопление

Нагрева

тель

(котел)

Газовое отопление

22 тыс. руб.

Электр.

отопление

Прочее оборудова

ние

и монтаж

Средн. расход газа/ средн. потребл. мощность

18 тыс. руб.

16412 руб.

1,3 куб. м/ч

Стоимость газа/ электро

энергии

12000 руб.

4,7 кВт

4,4 руб./

куб. м

4,2 руб./

(кВт ∙ ч)

Обдумав оба варианта, хозяин решил установить газовое оборудование. Через сколько часов непрерывной работы отопления экономия от использования газа вместо электричества компенсирует разницу в стоимости установки газового и электрического оборудования?

  • Маша после школы поступила в колледж в г.Ростове-на-Дону. По расписанию занятия в колледже проходят 5 дней в неделю. До колледжа Маша добирается на автобусе и трамвае. Студентка устроилась на работу по специальности недалеко от колледжа в вечернее время. Девушке регулярно переводят аванс 10 тыс. руб. 25-го числа каждого месяца и зарплату 13 тыс. руб. 10-го числа. Кроме того, в колледже она получает стипендию 3800 руб. первого числа. Зарабатывая собственные деньги, Маша решила начать жить отдельно от родителей и снять вместе с однокурсницей квартиру в Ростове недалеко от колледжа. Студентки нашли квартиру за 20 тыс. руб. в месяц, за которую нужно платить 20-го числа текущего месяца. При этом Маша каждую неделю на выходные ездит домой. Цена билета на автобус в один конец состав ляет 98 руб., билета на трамвай – 33 руб.

Задание 1

Маше не хотелось готовить дома, поэтому она обедала и ужинала в соседнем кафе. Обед стоил 250 руб., а ужин – 150 руб. На завтрак Маша по привычке пила только кофе.

Позволит ли бюджет Маши питаться два раза в соседнем кафе?

Ответ: _______________________ _______________________________________Обоснование: ______________________________________________________________

Задание 2   Прожив несколько недель отдельно, Маша поняла, что на косметику, телефонную связь, одежду и развлечения она тратит от 150 до 250% расходов на квартиру, проезд и питание. Пришлось Маше возвращаться домой. Самым сложным было упаковать компьютер. На балконе Маша нашла коробку с пенопластовыми вставками. Размер коробки – 138 × 98 × 39 см. Ширина пенопластовых вставок – 7 см. Размер системного блока – 173 × 432 × 490 мм, а размер монитора без подставки – 811 × 521 × 143 мм. Сможет ли Маша упаковать системный блок и монитор в коробку для безопасной перевозки? Вычисления: ______________________________________________________________________ Ответ: _______________________ ___________________________________________________

Задание 2

  • Прожив несколько недель отдельно, Маша поняла, что на косметику, телефонную связь, одежду и развлечения она тратит от 150 до 250% расходов на квартиру, проезд и питание. Пришлось Маше возвращаться домой. Самым сложным было упаковать компьютер. На балконе Маша нашла коробку с пенопластовыми вставками. Размер коробки – 138 × 98 × 39 см. Ширина пенопластовых вставок – 7 см. Размер системного блока – 173 × 432 × 490 мм, а размер монитора без подставки – 811 × 521 × 143 мм.
  • Сможет ли Маша упаковать системный блок и монитор в коробку для безопасной перевозки?
  • Вычисления: ______________________________________________________________________
  • Ответ: _______________________ ___________________________________________________
Задание 3   Доход Маши–26 тыс. 800 руб. в месяц, у её подруги– 38 тыс.200 руб. Они решили ежемесячно откладывать 10% своего дохода. Изучив все предложенные варианты летнего отдыха, девушки подобрали туристическую путевку за 120 тыс. руб. Их родители планируют подарить им 30 тыс. руб. в честь отличной учёбы . Нужно ли будет подругам брать кредит на отдых перед каникулами? Если да, то на какую сумму? Ответ : __________________________________________________________________________ Обоснование : _____________________________________________________________________

Задание 3

  • Доход Маши–26 тыс. 800 руб. в месяц, у её подруги– 38 тыс.200 руб. Они решили ежемесячно откладывать 10% своего дохода. Изучив все предложенные варианты летнего отдыха, девушки подобрали туристическую путевку за 120 тыс. руб. Их родители планируют подарить им 30 тыс. руб. в честь отличной учёбы .
  • Нужно ли будет подругам брать кредит на отдых перед каникулами? Если да, то на какую сумму?
  • Ответ : __________________________________________________________________________ Обоснование : _____________________________________________________________________
Задание 4   Маша учится в педагогическом колледже и накануне была в детском саду на педагогической практике. Помещение, где расположена группа для малышей, имеет размеры 5 м х 6 м. В группе – шестеро детей. Оцените вероятность того, что вирус не попадет в организм одного из детей, если кто-то из них пришел уже больным в детский сад. При кашле выбрасывается около 3000 капель слюны, при чихании – до 40 тыс. Микрокапли мокроты и слюны разлетаются при кашле и чихании на расстояние от 90 см до 8 м. Обоснуйте свое мнение. Приведите не менее 2 аргументов. Ответ : ____________________________________________

Задание 4

  • Маша учится в педагогическом колледже и накануне была в детском саду на педагогической практике. Помещение, где расположена группа для малышей, имеет размеры 5 м х 6 м. В группе – шестеро детей. Оцените вероятность того, что вирус не попадет в организм одного из детей, если кто-то из них пришел уже больным в детский сад.
  • При кашле выбрасывается около 3000 капель слюны, при чихании – до 40 тыс. Микрокапли мокроты и слюны разлетаются при кашле и чихании на расстояние от 90 см до 8 м. Обоснуйте свое мнение. Приведите не менее 2 аргументов.
  • Ответ : ____________________________________________
 Спасибо  за внимание!

Спасибо

за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!