Просмотр содержимого документа
«Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся средствами предметного содержания математики»
Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся средствами предметного содержания математики
Рыженко Марина Сергеевна
Учитель математики,
МБОУ СОШ №8
п.Шолоховский
Белокалитвинский район
Ростовская область
Метод проектов
Элементы проектной деятельности на уроке
На рисунке 1 изображены размеры участка в 10 соток. На рисунке 2 – примерный план участка.
Придумайте свой план участка в 10 соток, изобразите его в свободном поле, укажите на нём клумбу.
Отдельно нарисуйте схему клумбы, наполните её цветом и, используя «Информацию», составьте калькуляцию (программу действий на математическом языке).
Информация
Создание красивой клумбы – творческий процесс. Существуют различные формы клумб, благодаря которым цветник всегда будет выглядеть красиво и аккуратно. Классический подход подразумевает создание клумбы правильной геометрической формы. Это может быть круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник и т. д. Геометрические клумбы хороши тем, что их нетрудно сделать самостоятельно и, к тому же, они гармонично смотрятся на любом ландшафте.
Рисунок 1 Рисунок 2
- Что важно знать для создания клумбы:
- вначале необходимо начертить на бумаге схему будущей клумбы, продумав не
- только ее очертания, но и узоры наполнения; для наполнения узором клумбы, нужно знать сколько цветов (саженцев) нужно для каждого фрагмента; для этого важно сначала на схеме проставить номера выбранных цветов (саженцев); схему цветника разбить на квадраты с условной стороной 1 м, после чего
- подсчитать площадь, занимаемую каждым видом; найти количество цветов каждого вида для оформления клумбы: для этого полученное значение площади разделить на среднюю норму высадки на 1 м 2 , пользуясь информацией:
- для переноса схемы клумбы на участок, контуры высадки размечают опилками, песком или мелом; перед этим землю вскапывают на глубину 0,4 м, удаляют все корни сорняков и верхний слой дерна; сверху для цветника насыпают специально подготовленную почву; перед посадкой в цветник за 2–3 часа саженцы предварительно поливают; оптимальное время высадки – отсутствие яркого солнца, то есть ранним утром
- или в конце дня; еще лучше выбрать период перед дождем; по завершении работ цветник обильно поливают, высокие слабые саженцы подпирают палочкой; если какой-то цветок не прижился, его заменяют новым экземпляром.
крупные насаждения
высота 1,0–1,2 м
среднерослые цветы
2–3 шт. на 1 м 2
высота от 40 до 90 см
высота растений 20–40 см
4–6 шт. на 1 м 2
карликовые цветы
7–9 шт. на 1 м 2
высота от 5 до 20 см
16–20 шт. на 1 м 2
Приём визуализации информации с помощью таблиц на уроке математики
- Задача (8 класс, КИМ ОГЭ №21)
- Моторная лодка прошла 25 км по течению реки и 3 км против течения реки, затратив на весь путь 2 ч. Какова скорость лодки в стоячей воде, если скорость течения реки 3 км/ч?
Метод проблемного обучения
Хозяин участка планирует установить в жилом доме систему отопления . Он рассматривает два варианта: электрическое и газовое отопление . Цены на оборудование и стоимость его установки, данные о расходе газа, электроэнергии и их стоимости даны в таблице.
Отопление
Нагрева
тель
(котел)
Газовое отопление
22 тыс. руб.
Электр.
отопление
Прочее оборудова
ние
и монтаж
Средн. расход газа/ средн. потребл. мощность
18 тыс. руб.
16412 руб.
1,3 куб. м/ч
Стоимость газа/ электро
энергии
12000 руб.
4,7 кВт
4,4 руб./
куб. м
4,2 руб./
(кВт ∙ ч)
Обдумав оба варианта, хозяин решил установить газовое оборудование. Через сколько часов непрерывной работы отопления экономия от использования газа вместо электричества компенсирует разницу в стоимости установки газового и электрического оборудования?
- Маша после школы поступила в колледж в г.Ростове-на-Дону. По расписанию занятия в колледже проходят 5 дней в неделю. До колледжа Маша добирается на автобусе и трамвае. Студентка устроилась на работу по специальности недалеко от колледжа в вечернее время. Девушке регулярно переводят аванс 10 тыс. руб. 25-го числа каждого месяца и зарплату 13 тыс. руб. 10-го числа. Кроме того, в колледже она получает стипендию 3800 руб. первого числа. Зарабатывая собственные деньги, Маша решила начать жить отдельно от родителей и снять вместе с однокурсницей квартиру в Ростове недалеко от колледжа. Студентки нашли квартиру за 20 тыс. руб. в месяц, за которую нужно платить 20-го числа текущего месяца. При этом Маша каждую неделю на выходные ездит домой. Цена билета на автобус в один конец состав ляет 98 руб., билета на трамвай – 33 руб.
Задание 1
Маше не хотелось готовить дома, поэтому она обедала и ужинала в соседнем кафе. Обед стоил 250 руб., а ужин – 150 руб. На завтрак Маша по привычке пила только кофе.
Позволит ли бюджет Маши питаться два раза в соседнем кафе?
Ответ: _______________________ _______________________________________Обоснование: ______________________________________________________________
Задание 2
- Прожив несколько недель отдельно, Маша поняла, что на косметику, телефонную связь, одежду и развлечения она тратит от 150 до 250% расходов на квартиру, проезд и питание. Пришлось Маше возвращаться домой. Самым сложным было упаковать компьютер. На балконе Маша нашла коробку с пенопластовыми вставками. Размер коробки – 138 × 98 × 39 см. Ширина пенопластовых вставок – 7 см. Размер системного блока – 173 × 432 × 490 мм, а размер монитора без подставки – 811 × 521 × 143 мм.
- Сможет ли Маша упаковать системный блок и монитор в коробку для безопасной перевозки?
- Вычисления: ______________________________________________________________________
- Ответ: _______________________ ___________________________________________________
Задание 3
- Доход Маши–26 тыс. 800 руб. в месяц, у её подруги– 38 тыс.200 руб. Они решили ежемесячно откладывать 10% своего дохода. Изучив все предложенные варианты летнего отдыха, девушки подобрали туристическую путевку за 120 тыс. руб. Их родители планируют подарить им 30 тыс. руб. в честь отличной учёбы .
- Нужно ли будет подругам брать кредит на отдых перед каникулами? Если да, то на какую сумму?
- Ответ : __________________________________________________________________________ Обоснование : _____________________________________________________________________
Задание 4
- Маша учится в педагогическом колледже и накануне была в детском саду на педагогической практике. Помещение, где расположена группа для малышей, имеет размеры 5 м х 6 м. В группе – шестеро детей. Оцените вероятность того, что вирус не попадет в организм одного из детей, если кто-то из них пришел уже больным в детский сад.
- При кашле выбрасывается около 3000 капель слюны, при чихании – до 40 тыс. Микрокапли мокроты и слюны разлетаются при кашле и чихании на расстояние от 90 см до 8 м. Обоснуйте свое мнение. Приведите не менее 2 аргументов.
- Ответ : ____________________________________________
Спасибо
за внимание!