СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ментальная карта как средство развития речи при работе с детьми овз

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ментальная карта как средство развития речи при работе с детьми овз»


МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют особые образовательные потребности, удовлетворение которых способствует реализации их сохранного познавательного и личностного потенциала, активизации реабилитационного и развитию творческого потенциала.

Особые образовательные потребности зависят от характера и степени тяжести первичного нарушения, последствий в виде ограничения функционирования органов и систем организма, структуры нарушения, возраста, времени начала коррекционно-развивающей работы.

Наличие особых образовательных потребностей определяет объективную

потребность в специальных условиях обучения, специально организованном образовательном пространстве и в применении специальных способов педагогического воздействия.

Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья и сталкиваясь

с трудностями в их обучении, педагогу приходится искать новые средства, методы, методики и приемы их обучения, облегчающие, систематизирующие и направляющие процессы усвоения детьми знаний.

Для формирования речи детям с ОВЗ необходимо активное взаимодействие с окружающими людьми и насыщенность предметно-практического опыта за счёт стимуляции разных анализаторов. Трудности, связанные с овладением звуковым составом слова и определением порядков звуков, нередко проявляются в письменной речи. Кроме того, довольно часто нарушается соотнесенность слова и предмета, достаточно беден словарный запас и наблюдается отставание в понимании значений слов. Дети С ОВЗ имеют особенности усвоения и использования неязыковых средств общения, мимики, жестов, интонации. Особое значение имеет развитие слухоречевой памяти, так как большое

количество информации им приходится хранить в памяти. На занятиях следует обращать внимание на количество комментариев, которые будут компенсировать обедненность и схематичность зрительных образов. Особое внимание следует уделять точности высказываний, описаний, инструкций, не полагаясь на жесты и мимику.

В процессе их обучения детей с ОВЗ возможно применение метода мыслительных (ментальных, интеллектуальных) карт, которые были изобретены американским ученым Тони Бьюзеном. В литературе также можно встретить названия «диагра́мма свя́зей », «ка́рта мыслей », «ассоциати́вная ка́рта », «ассоциативная диаграмма», «схема мышления».

Ментальные карты – удобный способ структурирования информации, где главная тема находится в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы. Это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются познавательные, речевые, творческие способности детей, активизируется мышление.

Цель создания интеллект-карт:

Развитие связной речи, лексико-грамматических компонентов языковой

системы;

Развитие творческого воображения детей через нестандартный взгляд,

преодоление психологической инерции, через эмпатию и использование методов фантазирования;

Развитие памяти и внимания через систему создания ментальных карт

с использованием метода ассоциаций и зацепок.

Создание ментальной карты – необычный вид деятельности, имеющий много общего с игровой, но это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять карты мышления можно по самым разным темам.

Метод интеллект-карт помогает пробудить у ребенка способность к изображению окружающего мира. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые нюансы в информации.

Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество детей, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами, так как дети самостоятельно создают, «рисуют» карту мышления.

Составление интеллект-карты можно назвать визуализацией мышления.

Правила составления карты мышления:

- Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т.д.

- Основная идея, проблема или слово располагается в центре листа.

- Для изображения центральной идей можно использовать рисунки, картинки.

- Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

- Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего порядка соединяются с главными ветвями. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

- Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

В логопедической практике с детьми с нарушениями зрения мы адаптировали метод использования ментальных карт и применяем их во всех возрастных группах следующим образом:

Первое направление – закрепление и обобщение материала по лексической теме.

Совместно с детьми и воспитателем группы мы создаем ментальную карту, как итог работы по определенной лексической теме. У детей формируется предметная соотнесенность слов, выделение действий и признаков. Развитие лексики на данном этапе происходит не только благодаря введению в словарный запас детей новых слов, уточнения их значения, но и за счет постепенно формирующихся в ходе занятий словообразовательных умений и навыков. Расширение словарного запаса происходит за счет систематической работы в процессе развития представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности. У детей также формируются умения употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур. Коррекционное воздействие осуществляется с максимальным включением анализаторов. Благодаря использованию карты мышления у детей развивается мелкая моторика пальцев рук (они раскрашивают, рисуют, наклеивают и вырезают картинки).

Второе направление – развитие связной речи.

По созданной карте мышления дети составляют рассказы. Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными, у них формируется умение отвечать на вопросы распространенно, активизируется словарный запас.

Рассмотрим более подробно составление карты мышления по лексической теме «Овощи»:

- Лист расположен в горизонтальном направлении.

- В центре выделена главная идея – лексическая тема «Овощи». Так как дети с нарушением зрения лексическую тему можно выделить с помощью наложенных или контурных изображений предметов.

- Записываем ответы детей на вопрос: «Что такое овощи?» или «Что они знают об овощах?».

- К каждому ответу подбираются картинки или символы (например, морковь, помидор, красный, желтый, круглый, сладкий, горький, большой, растет, салат, поле, грядка, урожай, и т.п.)

- От центра рисуем линии – темы (цвет, форма, размер, где растет, профессии, что можно приготовить их овощей и т.п.). Количество тем определяем сами в зависимости от возраста детей.

-Темы заполняем подобранными картинками.

У нас получилась карта мышления по лексической теме «Овощи».

В младшей группе карта мышления составляется в совместной деятельности взрослого с детьми. Педагог берет на себя ведущую роль, таким образом, взрослый знакомит детей с процессом составления карты мышления, опираясь на имеющиеся у детей знания, а также дополняя и обобщая их. Советуем начать знакомство ребенка с картами мышления выбирая для начала самые простые понятия, знакомые ребенку, и организовывать элементы в основные категории.

Здесь детям предлагается более детально описать различные качества и характеристики объектов, что помогает ребенку начать видеть связи между объектами и явлениями, а также превращать все это в единую логическую систему.

В старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно составляют карту

мышления. Педагог здесь выступает в роли организатора и помощника. В процессе подготовки к созданию карты мышления дети самостоятельно подбирают, раскрашивают, вырезают картинки.

Перечислим преимущества метода интеллект-карт:

Наглядность. Вся проблема, в ее многогранном понимании отображается

компактно. Привлекательность. Интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, информация, отображенная в интеллект-карте, легко запоминается.

Информативность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации, понять, какой информации не достает. Креативность. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи. Инновационность. Интеллект-карта побуждает к новым мыслям, новым идеям.

Интеллект-карты можно составлять как индивидуально, так и коллективно: рабочей группой, командой.

Метод использования карты мышления на логопедических занятиях позволяет достичь положительной динамики речевого развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в каждой возрастной группе. У детей расширяется словарный запас, формируется лексико-грамматическая сторона речи, дети учатся связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Если говорить о психических процессах, то у детей развивается способность к мышлению, развивается восприятие, память, творческие способности и воображение.

Систематическое применение интеллект-карт в образовательном процессе позволяет осуществлять: анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих элементов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятия, выведение

следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений.

Применение ментальных карт в образовательном процессе позволяет организовать индивидуальную, подгрупповую и коллективную работу.

В условиях ФГОС использование мыслительных карт позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Как правило, дети легко учатся работать с картами мышления, а само создание мыслительных карт становится для них увлекательной игрой.

Ментальные карты могут быть использованы в работе учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, воспитателями и родителями воспитанников.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!