СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мероприятие для обучающихся начальной школы «Язык родной, дружи со мной!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проводимого мероприятия - создание условий для формирования интереса и бережного отношения к родному языку.

Просмотр содержимого документа
«Мероприятие для обучающихся начальной школы «Язык родной, дружи со мной!»»

ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа – интернат»



Мероприятие

для обучающихся

начальной школы

«Язык родной, дружи

со мной!»


Подготовила:

учитель-логопед

Кулакова Т.Н.

Февраль 2021г.

Цель: создание условий для формирования интереса и бережного отношения

к родному языку.

Задачи:

  • познакомить с праздником – «Международным днём родного языка»;

  • способствовать популяризации праздника – «Международного дня

родного языка»;

  • активизировать познавательную активность через игровую форму работы;

  • стимулировать интерес к изучению родного языка;

  • содействовать осознанию важности родного языка в развитии личности, её

национальной самоидентификации;

  • развивать речь детей, память, мышление, внимание;

  • формировать бережное отношение к другим языкам мира;

  • воспитывать понимание культурных традиций нашей страны, гордость за

свой родной русский язык.




Ход занятия:


«День родного языка » (Слайд №1)

Ведущая: Что за праздник нынче мы отмечаем, весельем да радостью встречаем? Праздник необычный, но очень симпатичный. День родного языка, вот какой праздник! (Хоровое чтение. Дети считывают с экрана монитора речевой материал)


«21 февраля – Международный день родного языка» ( Слайд №2)

Ведущая: Праздник провозглашён решением 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 1999 года. Этот праздник отмечают во всех странах. Он создан совсем недавно, с целью сохранения культурных традиций всех народов.

Язык – это не только средство общения. Он позволяет дать определение культуре, природе, истории, человеческому роду. Сохранение родного языка является важным элементом бережного отношения к человеческой культуре и наследию.

Праздник международный, значит, его отмечают в школах всего мира?

«День родного языка отмечают в целом мире,
Пожелаем всем добра, чтоб язык родной любили»

Хочу представить вам литературного героя – Знайку. Это умный и скромный коротышка, живёт в Цветочном городе, очень любит родной язык, поэтому читает каждый день. Знайка приготовил игровые задания для вас, ребята, а также для ваших педагогов. Вы обязательно с ними справитесь!




(Слайд №3)

Ведущая: С первых дней своей жизни младенец слышит речь мамы, папы, бабушки, дедушки и впитывает в себя интонации их голосов. Ещё не зная слов, ребёнок по звукам голосов узнаёт близких и дорогих ему людей. Постепенно малыш начинает овладевать родной речью. А к семи годам ребёнок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни.

1-ой ребёнок:

«В мире каждый привык, изучать родной язык.
И от года и до года есть у каждого народа свой родной язык».

(Слайд №4)

Ведущая: Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. Только человек владеет языком, бесценным, великолепным, чудесным, божественным даром!


Легенда о Боге (Слайд №5)

Ведущая:  Существует такая легенда. Создал Господь зверей ловкими и сильными, птицам подарил крылья, а человеку не дал ни большой силы, ни крепких крыльев. Загрустил человек и пришёл к Богу, стал жаловаться. Всевышний выслушал жалобы и сказал, что даст человеку ценнейшее сокровище, которое не дано зверям и птицам – ЯЗЫК. Пообещал Бог, что язык всё заменит человеку, нигде не даст погибнуть. Однако и человек должен беречь язык как зеницу ока. А если потеряет его, то потеряет и душу, и силу.

Это всего лишь легенда, но она отображает суть тех явлений, которые происходят в человеческой жизни. Недаром же говорят, что без языка нет народа. Именно благодаря языку мы имеем возможность соединить прошлое с современностью. Уважение к родному языку имеет в каждом обществе особый смысл.

2-ой ребёнок:

«Родной язык всего дороже,
Его прекрасней в мире нет,
Мы говорить и думать можем,
Он дарит слуху дивный свет!»


(Слайд №6)

Ведущая:  Говорят и празднуют «День родного языка» в каждой стране на своём языке. В Германии – на немецком языке, во Франции – на французском языке, в Англии празднуют на английском языке. А мы – на своём, на родном, на любимом русском языке.

Есть в мире много языков!
А ты их выучить готов?

Чтоб в жизни обо всём узнать,
Освоить нужно их на «5».


Ведущая: Прекрасное и очень правильное стихотворение о языках разных народов! Только зная язык других людей, можно понять их мысли, желания и чувства.


«Мировые языки» (Слайд №7)

Ведущая: В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский. Вы знаете как звучит слово мама на русском языке.. А как звучит слово «мама» на других языках?

Родной язык!

Он с детства нам знаком,

На нём впервые мы сказали слово «Мама»!

В подавляющем большинстве языков самые важные для каждого человека слова звучат похоже. Русские дети называют мать «мама», маленькие французы –«mаmан», немецкие ребята – «мutti», английские – «mаmmа», испанские ребята – «Mamá / mami». Ребята, попробуйте произнести русское слова «мама» на разных языках (хоровое проговаривание в процессе считывания слов с экрана).


«Любопытное явление» (Слайд №8)

Знайка хочет познакомить вас, ребята, с любопытным явлением: оказывается, люди разных национальностей различно слышат звуки, издаваемые животными, птицами. Сравните:

Язык

Крик петуха

Лай собаки

Русский

кукареку

гав-гав

Немецкий

кикирики

вау-вау

Французский

кокорико

ау-ау

Японский

кокэкокко

ван-ван


«Ответы на вопросы» (Слайд №9)

Знайка приготовил для вас вопросы. На свете всё из чего-нибудь состоит: облака из … (капелек), лес из … (деревьев), речь из … (предложений), предложения из … (слов).

«Писатели о родном языке)» (Слайд №10)

Ведущий: Могуч и прекрасен наш родной русский язык. Прочитайте, что говорили о нём выдающиеся русские писатели.

(Дети считывают с экрана монитора высказывания о русском языке)

«Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык» (Максим Горький)

«Язык – это история народа» (А.И. Куприн)

«Язык народа – лучший … цвет … духовной жизни» (К.Д. Ушинский)

«Мы лишь тогда ощущаем прелесть родной речи, когда слышим её под чужими небесами» (Дж. Б. Шоу)


Познавательная игра: «Слова-невидимки» (Слайды №11, №12, №13 )

«Я – слово. Дружат все со мною.

Я – человека впереди …»

О, слово русское, родное,

Ко мне почаще приходи!

Будь это проза или стих.

Мне слово так необходимо

В кругу товарищей моих!

Ведущий:  Вы знаете много слов, а знакомы ли вы со словами невидимками? Знаете что это такое? Знайка предлагает познакомиться с ними. Это слова, которые спрятаны в другие слова. Будьте внимательны, попробуйте их найти.

Договоримся так, ребята. Я буду читать по одному слову, а каждый, кто найдет в нём другое, поднимет руку и расскажет о своей находке. Хлев – ЛЕВ, коса – ОСА, столб (конституционный) – СТОЛ.


«Устное народное творчество» (Слайд №14)


Ведущий: На родном русском языке сложено много песен, стихов, пословиц, загадок. Давным-давно, когда народ был неграмотным, стихи, песни, пословицы, загадки передавались из уст в уста, это получило название «Устное народное творчество». Пословицы, загадки, песни это сокровище устного народного творчества, вот как об этом можно сказать:

«В русском народном творчестве есть и усмешка, и меткость, и ласка, и рассказы, и песни, и сказки, и загадки, пословицы, даже болтайки, всё для нашего мальчика Знайки!».


«Народные пословицы» (Слайд №15)

«Ученье – свет, а неученье – тьма.

Пословиц разных в нашей жизни тьма». (Я. Козловский)

Не рой другому яму – сам в неё попадёшь.

Старый друг лучше новых двух.

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.


Игра « Словарное золото: пословицы» (Слайд №16)

Знайка приготовил задание для вас, ребята. Попробуйте подобрать вторую половинку к пословице.

Какова пряха, такова и рубаха.

Не гордись званием, а гордись знанием.



Театральная сценка: «Женя – ученик» (Слайд №17)


«День родного языка отмечают в целом мире,
Пожелаем всем добра, чтоб язык родной любили».

Женя наш пришёл из школы. (Входит с ранцем ученик)

Сел к столу. Разок зевнул.
И над книжками заснул.
Тут явились три словечка
“АПЕЛЬСИН”, “СОСНА”, “КОЛЕЧКО”.

(Входят три девочки. В руках держат рисунки: апельсин, сосна, колечко.)


Вместе:

Что ты Женя сделал с нами?
Мы пожалуемся маме!

Апельсин:

Я не какой не “ОПЛЬСЫН”!

Колечко:

Я – никакая не “КАЛЕЧКА”!
Я до слёз возмущена!

Сосна:

Можно только лишь со сна
Написать, что я – “САСНА”!

Ведущий:

Ой, слова, оскорблены
Тем, что так искажены!
Женя! Женя! Брось лениться!
Так учиться, не годиться!

Невозможно без вниманья
Получить образованье.
Будет поздно! Так и знай:
Станет неучем лентяй!

Женя вздрогнул, ужаснулся,
Потянулся и проснулся.
Подавил зевоту
Взялся за работу.

Женя:

Ой, простите, извините,

Меня больше не вините.

Я исправлю все ошибки

Подарите мне улыбки! …

Апельсин, сосна, колечко,

Успокоил вам сердечко?


- Ребята, давайте вместе с Женей попробуем написать правильно слова? (Дети получают карточки с неправильно написанными словами «ОПЛЬСЫН», «КАЛЕЧКА», «САСНА», пишут правильно).







Дорогой друг, ты видишь слова, которые неправильно написаны. Посмотри на картинки и напиши правильно слова


Фамилия___________________ Имя______________Класс___________


ОПЛЬСЫН

КАЛЕЧКА

САСНА






Игра: «Вставьте слово вместо точек» (Слайд №18)

Следующее задание Знайка приготовил для педагогов и учеников. От вашей слаженной работы будет зависеть результат. Будьте внимательны, смотрите на картинку, подбирайте к ней слово, дружно хором называйте его.

Самолётом правит … (лётчик)

Трактор водит … (тракторист)

Электричку – … (машинист)

В шахте трудится … (шахтёр)

В жаркой кузнице … (кузнец)

Кто всё знает – …! (молодец)


Итог встречи (рефлексия) (Слайд №19)

Ведущий: Ребята, желаю вам на будущее,

- «Говорите хорошо - слово доброе приятно!

Для того язык пришел, чтоб на нём общаться внятно».

С каким литературным героем вы сегодня встретились? Вам понравилась встреча со Знайкой? Какой день мы отмечали? О каких языках говорили? Вспомните, какие занятия, игры приготовил для вас Знайка? Что нового вы узнали? Пригодятся ли эти знания на уроке русского языка? А на уроке развития речи? Можно применить знания, которые сегодня вы получили, на уроках математики? Почему? (произвольные ответы детей).

Цените, уважайте, берегите нашу речь!
Читайте больше, слушайте друг друга!
Давайте будем наш язык беречь!
Родной язык — нет лучше в мире друга!

Ведущий: Дружно хором прочитаем: «Слушали, говорили, думали, читали, искали, узнавали, работали, писали, играли, смотрели».

Все: Мы, молодцы!


(Слайд №20)

Ведущий: Как хорошо, что существует такой праздничный «День родного языка»,

потому, что этот праздник объединил нас, мы собрались дружной школьной

семьёй, отмечаем этот день. Надеюсь, вы сегодня убедились в том, что заниматься

таким предметом как русский язык, вовсе не скучно, а наоборот, очень

увлекательно и интересно. У всех хорошее настроение, не смотря на то, что наш

праздник заканчивается.

Ребята, помните, если вы овладеете тайнами и секретами родного языка, он будет служить вам верой и правдой на протяжении всей жизни.   Давайте же помнить о той важной роли, которую играет в нашей жизни родной язык и относиться к нему бережно.

«Дорожите родным, милым словом: многоликим большим языком!

Нашей жизни ОН – первооснова, всем народам планеты знаком!»

(Григорий Кипнис)

А ещё, хочется вспомнить известные слова русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева: «… Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние …». Ребята, благодаря языку продолжают жить наши традиции. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!


Литература, интернет-источники:

  1. Вартаньян Э. Путешествие в слово. – 3-е изд. – М: 1987.

  2. Гвоздарёв Ю.А. Язык есть исповедь народа … Кн. Для учащихся. - М.А. «Просвещение» 1993.

  3. Граудина Л.К. Беседы о русской грамматике. – М.: 1983.

  4. Журнал «Русский язык в школе»

  5. Лопатин В.В. Рождение слова. – М.:1973.

  6. Мокиенко В.М. Образы русской речи. – СПб.: 1986.

  7. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. М., 1994г.

  8. Шибаев А. Язык родной, дружи со мной! – Ленинград «Детская литература» 1991

  9. Фасмер М. Т.А.Этимологический словарь русского языка. М., 1996г.

  10. http://gena.tahtabaev.ru/prazdniki/81-russianlanguage.html

  11. http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2013/01/09/stikhi-o-russkom-yazyke

  12. http://doshvozrast.ru/konspekt/razvrech77.htm

  13. http://allforchildren.ru/why/how43.php


















11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!