СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мероприятие "Язык-живая душа народа"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие посвящено к Международному дню родного языка

Просмотр содержимого документа
«Язык- живая душа народа»








Внеклассное мероприятие к междунородному Дню родного языка









« язык-живая душа народа »












Учитель русского языка и

литературы МБОУ лицей г. Янаул

Арманшина Лайсан Талгатовна




Янаул-2021г.



Внеклассное мероприятие ко Дню родного языка

« Язык- живая душа народа »

Цель: познакомить учащихся с праздником – Международным днём родного языка.

Задачи:

  1. Помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности родного языка .

  2. Продолжать развивать и корректировать устную связную речь воспитанников, мыслительную деятельность, память, воображение, внимание; обогащать словарный запас учащихся; расширять их кругозор.

  3. Прививать любовь и интерес к родному языку, воспитывать бережное отношение к родному слову.

Оборудование: мультимедийная презентация; карточки с заданиями для конкурсов -«Дополни пословицу», «Фразеологизмы», «Богатый словарный запас»; смайлики.

Форма проведения: конкурс «Знатоки родного языка», конкурс чтецов стихотворений о родном языке

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Слайд 1.

Учитель: Сегодня у нас внеклассное мероприятие «Язык-живая душа народа», посвященное Международному дню родного языка.

Слайд 2.

Учитель: Международный день родного языка провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года. Отмечается каждый год с февраля 2000 года в целях содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

Слайд 3.

Учитель: Родной язык можно назвать и культурой, и образом мыслей. Многообразие языков –это огромное достояние человеческого наследия. Поэтому , прежде всего, Международный день родного языка введен для защиты исчезающих языков.


1-й ведущий:

Есть много способов общенья:

Жест, мимика или сигнал.

Но вот в «прекрасное мгновенье»

Связь звуков человек познал!

2-й ведущий:

Теперь известна сила слова!

И как богат язык людей!

Один вопрос тревожит снова:

Какой язык считать важней?

1-й ведущий:

Кого ни спросишь, без сомненья,

Хоть это финн, словак, казах,

Ответят, не вступая в прения:

Вся красота в родных словах!

2-й ведущий:


Ведь свой язык милее слуху,

И всех дороже тоже он.

Родной язык – основа духа.

Народом он введен на трон.

1-й ведущий:

Ты уважай язык своей Отчизны,

Считая долгом в совершенстве его знать.

Историю и быт народной жизни

Через него удастся нам познать.


2-й ведущий:

Любой язык по-своему велик,

Бесценное наследство вековое.

Так берегите свой родной язык,

Как самое на свете дорогое!


Учитель : читает стихотворение «Наследие веков» (слайд 4)

1-й ведущий: (слайд 5)

- В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьёзно относиться и оберегать.


2-й ведущий:

Россия - многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране.

1-й ведущий: (слайд 6.)

Родной язык-это часть национальной культуры и очень важная часть каждого человека. Бесспорно, свой родной язык нужно знать , беречь и уважать. Так, давайте любить и уважать русский язык.

Слайд 7. День родного языка в России


(Конкурсное стихотворение)


Родной язык

На свете много стран больших,

И много малых есть,

И для народности любой

Язык свой – это честь.

Гордиться вправе ты, француз,

Французским языком.

Ты говоришь всегда, индус,

О языке своём.

Китаец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн, -

Конечно, вам дороже всех

Родной язык один.

А я судьбу благодарю,

Мне выше счастья нет,

Что вот по-русски говорю

Уже одиннадцать лет.

Спокоен, весел и певуч,

Насмешлив и суров,

И беспощаден, и могуч,

И грозен для врагов.

Суворов одобрял солдат

На русском языке!

Бессмертный Пушкин сочинял

На русском языке!


Ведущий 1: Слова признательности говорят русскому языку и люди, для которых он не является родным:


(Конкурсное стихотворение)


И как родной, люблю язык я русский:

Он нужен мне, как небо, каждый миг.

На нем живые, трепетные чувства открылись мне

И мир открылся в них.

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой.

Забыв родной язык, я онемею.

Утратив русский – стану я глухой.


2-й ведущий : (слайд 8) Мой родной язык – русский. Константин Георгиевич Паустовский говорил «Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость».


1-й ведущий : А Н.Г. Чернышевский говорил «Изучать родной язык необходимо… чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей».

- Знать свой язык обязан каждый. Сейчас мы проверим, какими знатоками родного языка вы являетесь. Объявляется конкурс «Знатоков родного языка», в котором принимают участие представители каждого класса ……. (представление участников конкурса)


2-й ведущий Оценивать участие в конкурсах будет жюри в составе ….. .


1-й ведущий - Наш родной язык богат пословицами.

–Что такое пословица? (Пословица – это краткое, мудрое изречение, которое имеет поучительный смысл и заключает в себе житейскую мудрость).

-Для чего нужны пословицы? (Пословицы украшают нашу речь, делают её яркой и убедительной).


2-й ведущий: Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни новые друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.


1-й ведущий: (слайд 9) Объявляется 1-й конкурс «Дополни пословицу»


Вспомните пословицы по началу фразы и продолжите их:

Век живи - …(век учись).

Крепкую дружбу топором …(не разрубишь).

Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).

Землю солнце красит , а человека - …(труд).

Нет друга – ищи, … (а нашёл- береги).

Человек без Родины, … (что соловей без песни).

Хочешь есть калачи …(не сиди на печи).

Делу- время, … (потехе- час).

Друзья познаются в …(беде).


2-й ведущий:

В то время пока участники выполняют задание, объявляется конкурс для зрителей «Вопрос-ответ». За правильные ответы вы будете получать смайлики , и затем мы выявим лучшего знатока русского языка из зрителей.


- Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы: кто? что?

- Сколько падежей в русском языке?

- Какие вопросы имеет родительный падеж?

- Какие вопросы имеет винительный падеж?

- Слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы: что делать? что сделать и др.

- Из чего состоит наша речь?

- Слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

- В каком времени может находиться глагол?

- Какие глаголы относятся к 1-му спр., какие ко 2-му спр.?

- Назовите местоимения 1 (2,3) лица?


1-й ведущий : Проверим выполненные задания участников.


1-й ведущий: (слайд 10) Конкурс «Фразеологизмов »

- Что такое фразеологизмы? (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые выражают целостное значение и по функции соотносятся с отдельным словом. Они придают нашей речи особую меткость и выразительность).


- Раскройте смысл этих выражений.


Во весь дух (быстро)

Сесть в лужу (оказаться в неловком, смешном положении)

Прикусить язык (замолчать)

Знать как свои пять пальцев (хорошо знать)

Водить за нос (обманывать)

Зарубить на носу (запомнить)

Чесать языком (болтать)

Делать из мухи слона (преувеличивать)

Белая ворона ( человек, резко отличающийся от окружающих)


1-й ведущий: Пока участники выполняют задание, объявляется «Конкурс загадок» для зрителей:

Загадки

1) Он на вокзале есть всегда,

К нему приходят поезда,

Двойное «эр» содержит он

И называется … (перрон)


2) На большие расстояния

Мчится он без опоздания:

Пишется в конце два «эс».

Называется … (экспресс)


3) Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два «ка».

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я … (хоккей)


4) В конце двойное «эль» пиши,

А как зовут меня – реши:

Без мастера граненым стал

Блестящий, правильный … (кристалл)


5) Во мне два «ка», не забывайте,

Таким, как я , всегда бывайте:

Я точный, чистый и опрятный,

Иным же словом - … (аккуратный)


1-й ведущий: Проверим выполненные задания участников.



2-й ведущий: Стихотворение «Русский язык» читает ученица ……


(Конкурсное стихотворение)

Как он велик и необъятен,

Язык мой русский! Он родной,

Со всех сторон он мне приятен.

Он так могуч, такой живой!

О, как чудны его творенья,

Правописанье, говоренье!

Я с ним, как с воздухом, живу.

Без языка родного, мудрого

Ни дня прожить я не могу!

Со мной он всюду и везде,

Поможет в счастье и в беде.

Мой русский, мой родной язык,

Ты необъятен и велик!


1-й ведущий: Современный культурный человек имеет в среднем словарный запас от 3 до 6 тысяч слов.


2-й ведущий: (Стихотворение Сергея Баруздина «Стихи о человеке и его словах» читает уч-ся ….)

(Конкурсное стихотворение)

Стихи о человеке и его словах

Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твёрдые и мягкие,

Слова бывают смелые,

Упрямые, суровые,

Но непременно дело

Стоит за каждым словом.

Много слов на свете,

Много дел на свете,

Если дела нету –

Слово – это ветер.

Слово улетает,

Не поймаешь снова…

Человек без дела –

Человек без слова!


1-й ведущий: (слайд 11)

Проверим, какой запас слов у наших участников.

- Объявляется конкурс «Богатый словарный запас» или «Одним словом».

Запишите ответ на вопрос одним словом с двойными согласными.


1) Свободное публичное обсуждение какого-либо вопроса. (дискуссия)

2) Избирательный листок. (бюллетень)

3) Товарищ по работе. (коллега)

4) Сообщение, переданное по телефону. (телефонограмма)

5) Безрельсовый трамвай. (троллейбус)

6) Спортивный бег. (кросс)

7) Обучение животных. (дрессировка)

8) Рисунки в книге, журнале. (иллюстрации)

9) Направление линии дороги . (трасса)

10) Свидетельство об окончании средней школы. (аттестат)


1-й ведущий: В то время пока участники выполняют задание, объявляется конкурс для зрителей «Весёлые вопросы». За правильные ответы вы будете получать смайлики, и затем мы выявим лучшего знатока русского языка из зрителей.


Конкурс для зрителей «Весёлые вопросы»

- Сколько горошин может войти в стакан? (Они не могут ходить)

- Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет разговаривать)

- Каким гребнем не расчешешь голову? (Петушиным)

- Что самое первое мы делаем утром? (Просыпаемся)

- Когда лошадь покупают, какая она бывает? (Мокрая)

- Какой рукой лучше размешивать чай? (Чай лучше размешивать ложкой)

- Что произошло 31 февраля? (31 февраля не бывает)

- За чем во рту язык? ( За зубами)

- Почему шапку покупают? (Потому что бесплатно не дают)

- Назовите имя первой женщины-лётчика? (Баба-Яга)

- Без чего хлеб не испечёшь? (Без корки)

- У кого есть шляпа без головы, а нога без сапог? (У гриба)

- Чем заканчивается день и ночь? (Мягким знаком)

- Что у Бориса впереди, а у Глеба сзади? (Буква б)


2-й ведущий: - Проверим правильность выполнения задания конкурса ««Богатый словарный запас»


1-й ведущий: Знаете ли вы, что в 17 веке по Соборному уложению царя Алексея Михайловича за матерные слова, произнесённые публично, полагалась смертная казнь? Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем.

1-й ведущий: Что нужно делать, чтобы наша речь была грамотной, вежливой?

(слайд 12)

(заповеди всем повторить вслух за ведущим)


Заповеди речевого этикета

1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.

2. Помни, что вежливость- основа речевого поведения.

3. Уважай собеседника, не перебивай его.

4. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться

5. Говори просто, четко, понятно.

6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.

7. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно.


Учитель: (Слайд 13). Ребята! Любите и берегите свой родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами. Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем- словно крупица чистого золота !


2-й ведущий: (Стихотворение «В день родного языка» читает уч-ся …. )

(Конкурсное стихотворение)


В день родного языка

Мы станем ценить каждое слово,

Участь его была нелегка,

Но мы сохраним наследие живое!

Прадеды наши и наши отцы

Нам передали красу неземную

Русского слова из русской души,

Что задевает всех нас за живое.

С праздником Вас, весь российский народ,

Мы поздравляем и смело желаем

Освободиться от бренных забот.

И пусть страна зацветёт, процветает!


Итог мероприятия

1-й ведущий: Слово для подведения итогов конкурса «Знатоки родного языка» (участник конкурса, зритель, чтец) предоставляется жюри.

2-й ведущий: Сегодня у нас с вами состоялась очень важная встреча. Мы пришли к выводу, что надо бороться за чистоту родного языка.

1-й ведущий: Чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом.

2-й ведущий: Будем беречь и любить наше русское слово, ведь с него начинается Родина.

Слайд 14

1-й ведущий: Закончить наше мероприятие хочется такими словами:

Родной язык-народа достоянье,

Он с детства каждому из нас знаком,

Стихи и проза , сказки и преданья,

Все мило нам на языке родном!

Учите, берегите речь родную,

Стихи слагайте, украшая жизнь!

Потомкам передайте речь живую,

Чтоб память о народе сохранить!

2-й ведущий: Спасибо всем за внимание! До свидания! ( Слайд 15)


Оценочный лист для жюри

За каждый правильный ответ -1 балл

Команда 5а класса


Команда 5е класса

Конкурс «Дополни пословицу»






Конкурс « Крылатых выражений»






Конкурс «Богатый словарный запас»






Итого:












Просмотр содержимого презентации
«Язык - живая душа народа»

Конкурс «Дополни пословицу»

Конкурс «Дополни пословицу»

  • Век живи-…
  • Крепкую дружбу топором…
  • Без труда…
  • Землю солнце красит, а человека…
  • Нет друга-ищи,…
  • Человек без Родины, …
  • Хочешь есть калачи-…
  • Делу- время, …
  • Друзья познаются в …
  • Дружба как стекло: разобьешь-…
Фразеологизмы

Фразеологизмы

  • Во весь дух
  • Сесть в лужу
  • Прикусить язык
  • Знать как своих пять пальцев
  • Делать из мухи слона
  • Водить за нос
  • Зарубить на носу
  • Чесать языком
  • Делать из мухи слона
  • Белая ворона
Богатый словарный запас

Богатый словарный запас

  • Свободное публичное обсуждение какого-либо вопроса
  • Избирательный листок
  • Товарищ по работе
  • Сообщение, переданное по телефону
  • Безрельсовый трамвай
  • Спортивный бег
  • Обучение животных
  • Направление линии дороги
  • Рисунки в книге, журнале
  • Свидетельство об окончании средней школы
Заповеди речевого этикета Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь Помни, что вежливость – основа речевого поведения Уважай собеседника, не перебивай его Если собеседник допускает речевые погрешности , старайся очень тактично помочь ему от них избавиться Говори просто, четко, понятно Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно

Заповеди речевого этикета

Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь

Помни, что вежливость – основа речевого поведения

Уважай собеседника, не перебивай его

Если собеседник допускает речевые погрешности , старайся очень тактично помочь ему от них избавиться

Говори просто, четко, понятно

Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее

Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!