Управление образования МО «Вельский муниципальный район» Архангельской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 1 г.Вельска»
«КТО КУРИТ ТАБАК,
ТОТ СЕБЕ ВРАГ!»
(воспитательное мероприятие для 6-7 классов)
Автор: Ефремова Ирина Юрьевна,
учитель МБОУ «СШ № 1 г.Вельска».
Дом. адрес: 165150, г.Вельск
Архангельской обл.,
ул. Тракторная, д. 7, кВ. 4.
Телефон: 8 921 071 5165.
Раб. адрес: 165150, г.Вельск
Архангельской обл.,
ул. Кирова, д. 5.
Телефон: 8 818 36 65335.
г. Вельск
2019
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение ………………………………………………………… 3
Основная часть
Методическая разработка воспитательного мероприятия
«Кто курит табак, тот себе враг!» ..…………………………… 4
3. Заключение ……………………………………………………. 11
4. Список источников …………………………………………. 12
5. Приложение
Приложение 1 ………………………………………………… 13
Приложение 2 ………………………………………………… 14
Приложение 3 ………………………………………………… 15
Приложение 4 ………………………………………………… 16
Приложение 5 ………………………………………………… 17
Приложение 6 …………………………………………………. 18
ВВЕДЕНИЕ
Одна из важных задач школы – формирование у обучающихся установки на здоровый образ жизни. Актуальность этой проблемы очевидна: контингент зависимых от вредных привычек в России молодеет. Сентенции типа «курить – здоровью вредить» и т.п. желаемых результатов в профилактической работе не приносят. Наиболее эффективными методами являются конкурсы, викторины, театрализованные представления: они не утомляют подростков, материал усваивается ими на уровне подсознания. Подростки в таких мероприятиях становятся сами активными участниками
Методическая разработка воспитательного мероприятия «то курит табак, тот себе враг!» для 6-7 классов в доступной форме раскрывает вопросы приобщения людей к табаку, пагубного воздействия курения, бережного отношения здоровью. Мероприятие рассчитано на возраст, в котором подросток всё хочет попробовать, доказывает свою «взрослость» через употребление алкоголя, курение. Разработка содержит исторические сведения, о вреде табака на здоровье. Предусмотрены разные формы работы: театрализованное представление, исполнение частушек, черлидинг, объяснение высказываний и др.
Цель мероприятия «Мы выбираем здоровье!» - профилактика курения в среде обучающихся, формирование установки на здоровый образ жизни.
Задачи: углубить представления подростков о вреде табака; развить умение сказать «нет!» вредным привычкам; активизировать деятельность обучающихся по пропаганде здорового образа жизни.
Ожидаемый результат: установка обучающихся на здоровый образ жизни; отказ от пагубной привычки у тех, кто начал приобщаться к курению.
В разработке использованы авторские материалы – сказка, стихи, частушки. Автор надеется, что разработка поможет классным руководителям в подготовке мероприятий, направленных на формирование у обучающихся установки на здоровый образ жизни.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«МЫ ВЫБИРАЕМ ЗДОРОВЬЕ!»
Учитель: Добрый день, ребята! Тема нашего классного часа – «Мы выбираем здоровье!». Мы уже говорили о том, какой вред здоровью приносит алкоголь, о здоровом питании, о гигиене. А сегодня разговор пойдёт о курении. С какой целью, по-вашему, мы обратимся к этой теме?
Ученики: Чтобы узнать, как появилась эта вредная привычка… Узнать, какой именно вред приносит здоровью курение… Чтобы убедиться, что курить нельзя, если хочешь быть здоровым и счастливым…
Учитель: Молодцы, правильно. Надеюсь, что каждый из вас ещё раз убедится, что не стоит становиться рабом вредных привычек и, в частности, курильщиком. Было время, когда люди не курили, дышали чистым воздухом, были здоровы и сильны. Откуда же в жизнь людей пришёл табак?
1 ученик: Первыми его стали курить индейцы Америки, и было это на религиозных церемониях. Дым некоторых трав своеобразно действовал на организм, и его считали волшебным.
2 ученик: 12 октября 1492 года матрос с корабля «Пинта» флотилии адмирала Христофора Колумба закричал: «Впереди земля!» В числе подарков местные жители поднесли Колумбу сушёные листья растений, которые они курили, свернув в трубочку. Так европейцы научились курить от местных жителей.
3 ученик: Сила табака оказалась очень притягательной, и растение начало своё победоносное шествие по странам и континентам. Курение табака и применение его в качестве лекарства в виде настоев и пилюль часто вызывало тяжёлые отравления, нередко кончавшиеся смертью. Поэтому правительства разных стран применяло различные и порой жестокие наказания с целью борьбы с табаком.
4 ученик: В России, например, во время царствования царя Михаида Фёдоровича уличённого в курении в первый раз наказывали ударами палок по стопам, во второй – отрезанием носа или ушей. А после пожара в Москве по причине курения оно было запрещено под страхом смертной казни.
5 ученик: В 17 веке турецкий султан Мюрад Четвёртый дошёл в борьбе с курением до того, что бродил переодетым по улицам Стамбула и пытался купить табак. Если это ему удавалось, торговцу на месте отрубали голову, потому что табак был запрещён. Тело казнённого бросали на улице как наглядное предупреждение нарушителям закона.
6 ученик: Но в этой борьбе табак оказался победителем. Вернее. Победили фабриканты и купцы, получавшие баснословные прибыли от продажи вредного продукта. В России торговля табаком и курение были разрешены в 1697 году во время царствования Петра Первого, который сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии.
Учитель: Вы услышали историю приобщения людей к табаку. Многие знают о его вреде, но далеко не все серьёзно задумываются о тех проблемах, которые вызывает пагубное пристрастие к курению. Только вдумайтесь в те факты, с которыми нас познакомят ребята.
(Ученики зачитывают сведения с карточек, заранее размещённых на отдельных партах. См. Приложение 1).
Учитель: И это не просто запугивание потенциальных и реальных курильщиков. Это достоверные факты вреда курения для человека. Эту тему мы продолжим в наших частушках. На жёлтых карточках – частушки для девочек, на синих – для мальчиков.
(Ученики встают, исполняют частушки. См. Приложение 2.)
Учитель: Что же надо делать для того, чтобы не стать рабом вредной привычки?
Ученики: Даже не пробовать курить!.. Вести здоровый образ жизни!.. Заниматься спортом!..
Учитель: Всё правильно. Здоровый образ жизни – основная гарантия успеха в жизни. Давайте посмотрим сказку «Спорт – гарантия успеха», которую нам покажут ребята.
СКАЗКА
«Спорт – гарантия успеха!» (См. Приложение 3)
Вед.: В густом зелёном лесу жили-были зайчата – шестеро белых и один серый. Серый зайчишка – серьёзный, спортивный. А белые зайчата – беззаботные хулиганы. Да вот и они!
(Выход зайчат, поют)
- Мы весёлые зайчишки,
Забияки-шалунишки.
Мы забот совсем не знаем,
Никогда не унываем!
Ля-ля-ля…
Распеваем звонко песни,
Целый день резвимся вместе.
Бед и устали не знаем,
Никогда мы не скучаем!
Ля-ля-ля… (Увидели делающего зарядку Серого зайца)
1-й: Посмотрите-ка, зайчатки, -
Серый делает зарядку!
2-й: Знать, с ума сошёл косой:
Обливается водой!
4-й: Да, видать, ему несладко:
Утром делает зарядку!
5-й: В полдень поднимает гири!
6-й: Вечером стреляет в тире!
Вместе: Серый, это не пустяк:
Надорваться можно так! (Смеются)
Серый: Утро доброе, друзья!
Очень рад вас видеть я!
Может, лучше не смеяться,
Спортом дружно заниматься?
1-й: Не хотим дружить с тобой!
Ты какой-то не такой!
2-й: Цвет у шубки будто грязный!
Ты, случайно, не заразный?
3-й: В физкультуру он влюблён!
Нам в друзья не годен он!
4-й: Утром дремлют наши глазки!
5-й: Отдыхают наши ножки!
6-й: Не желаем на зарядке
Быстро бегать по дорожке!
Все: Ты какой-то не такой!
Не хотим дружить с тобой!
(Кричат: Уходи! Мы не хотим заниматься спортом! …)
Вед.: И так они расшумелись, что разбудили спящего неподалёку страшного серого волка!
(Выходит Волк, поёт)
Волк: Я огромный Серый Волк.
Я зубами щёлк да щёлк!
Кто будить меня посмел?!
Это вовсе беспредел!
Ах вы, глупые зайчишки,
Нне читали, видно, в книжках,
Что зубов у нас не счесть –
Волки любят зайцев есть!
Я огромный Серый Волк.
Я в зайчишках знаю толк.
Белых зайцев лучше нет!
Буду есть их на обед!
1-й: Серый Волк, забудь про месть! Мы шуметь не будем!
2-й: Мы дорогу в этот лес навсегда забудем!
3-й: Ты прости нас, Серый Волк, нам за шум неловко!
4-й: Хочешь, мы тебе подарим сладкую морковку?
Волк: Надоело зайцев слушать! Извинений не приму!
Разбудили – буду кушать! Выходи по одному!
5-й: Ах, какой ужасный зверь!
6-й: Кто же нас спасёт теперь?
(Зайчата сбились в кучу, трясутся)
Волк: Ладно, я прощаю вас.
Только если вы сейчас.
А точней, в минуту эту
В рот возьмёте сигарету!
То-то будет красота:
От ушей и до хвоста
Вся команда вшестером
Будет пахнуть табаком! (Смеётся злорадно)
(Зайчата окружают Волка и через некоторое время падают, стонут: «Как болит голова! Ой, болит живот… Как всё кружится!...»
Волк, смеясь, уходит.)
Серый: До чего вы докурились! Даже ушки закрутились!
Серой стала ваша шубка, пожелтели ваши зубки!
Да, придётся вас спасать – к спорту срочно приобщать!
Ну-ка, встаньте поровнее, посмотрите веселее!
Все: Раз, два, три, четыре, пять – будем волю закалять!
(Делают зарядку, одновременно декламируя)
Мы спортивные зайчата,
Мы команда лучше всех!
Кто подружится со спортом –
Ждёт того большой успех!
Физкультура и здоровье –
Наши лучшие друзья!
Будем спортом заниматься
Мы с тобой – и ты, и я
(Исполняется черлидинг – спортивное упражнение-танец под музыку)
Серый: И решили зайки дружно:
Все: Нам дружить со спортом нужно!
1-й: И зарядку каждый день
Делать будет нам не лень
(Выходит Волк)
Волк: Настоящие спортсмены! В вас большие перемены!
Можно даже не гадать: с вами мне не совладать!
Много я курил когда-то, а теперь прошу, ребята,
Вас за всё меня простить и со спортом подружить!
(Поют общую песню)
Мы, весёлая команда, знаем, что для счастья надо
Не дружить с привычкой вредной, в спорте достигать победы!
Хорошо, когда мы делимся улыбкой!
Хорошо, когда на помощь друг пришёл.
Мы желаем вам: не делайте ошибок.
Быть спортсменом – это очень хорошо!
Все: Много спорта, дружбы, смеха –
Вот гарантия успеха!
Учитель: А теперь немного поиграем и посмотрим, как вы поняли то, о чём мы сегодня говорили. Я буду читать стихи, а вы, е6сли последнее слово считаете неправильным, меня хором поправляйте. Начинаем!
(Игра «Наоборот». См. Приложение 4)
Учитель: Молодцы! А теперь обратите внимание на стенд. Вы видите высказывания мудрых людей. Внимательно прочитайте их и постарайтесь их объяснить.
(Ученики по очереди выходят к стенду, выразительно читают
и объясняют, что хотел сказать автор высказывания. См. Приложение 5)
Учитель: Вы правильно понимаете мысли мудрых людей о том, что здоровье надо беречь, не губить этот бесценный дар. Надеюсь, что вы все запомните это на всю жизнь. А для того, чтобы помочь и окружающим понять это. Давайте напишем советы на ладошках – каждый по-своему – и разместим эти ладошки на дверях школьных кабинетов: может быть, ребята прочитают и прислушаются к нашим советам!
(Ученики пишут на вырезанных из цветной бумаги ладошках советы о бережном отношении к здоровью. См. Приложение 6)
Учитель: Спасибо. Наша встреча подошла к концу. Всем спасибо за активное участие. Желаю вам здоровья! Давайте напоследок дружно скажем: «Мы выбираем здоровье!»
Все: Мы выбираем здоровье!
(Ученики выходят из класса, с помошью двустороннего скотча размещают
на дверях учебных кабинетов школы ладошки с советами)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мероприятие «Мы выбираем здоровье!» прошло в МБОУ «СШ № 1 г.Вельска» для обучающихся 6-7 классов. Поставленные учителем цели были достигнуты: ребята, познакомившись с историей приобщения человеческого общества к табаку, с информацией о вреде, наносимой пагубной привычкой организму человека; задумались о важности сохранения здоровья с юных лет.
Разнообразные формы работы удерживали устойчивое внимание подростков: материал излагался доступно, ненавязчиво. Достижению цели способствовало активное вовлечение учеников в творческую деятельность: пение, литературную постановку, танец и т.д.
Положительным, по нашему мнению, является то, что ученики в подобных мероприятиях могут высказывать собственную точку зрения на поднятую проблему. В данном мероприятии они успешно объясняли (и товарищам, и самим себе) мудрые мысли известных людей, а также записывали собственные мысли на «ладошках» и выступили в роли волонтёров, призывая других ребят к здоровому образу жизни. Такие методические приёмы помогают воспитывать у детей активную жизненную позицию.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Васильченко Е.А. Табакокурение. – М., 2006.
Горин А.Г. Курение и молодёжь. – М., 1999.
Приложение 1
Информация о вреде курения для здоровья человека
(карточки)
Курящие от поражения сосудов сердца умирают в среднем на 19 лет раньше, чем некурящие. |
Средний возраст умерших от сердечных приступов – 67 лет., а у курильщиков – 47 лет. |
Из лиц в возрасте до 35 лет, поступивших в больницу с инфарктом миокарда, 85% курили со школьной скамьи. |
Курение задерживает рост молодого организма, снижает у школьников успехи в учёбе и спорте. |
Курение вызывает бронхит, рак лёгких, полости рта, пищевода, гортани, поджелудочной железы, заболевание системы кровообращения, язвы. |
Приложение 2
ЧАСТУШКИ
Девочки | Мальчики |
1. Мы сегодня про куренье Пропоём частушки. Чтоб услышать их, держите Ушки на макушке! | 1. Мы сегодня про куренье Пропоём частушки. Чтоб услышать их, держите Ушки на макушке! |
2. Петя ростом невеличка, И в учёбе проку нет: У него в кармане спички И полпачки сигарет! | 3. Почему сегодня дети Зажимают крепко нос? Это Вова в туалете Надымил, как паровоз. |
4. На урок явился Дима И ко мне за парту сел. Весь пропах табачным дымом, Щёки белые, как мел! | 5. Дружит Света с сигаретой – Зубы жёлтые во рту. Лучше, Света, ешь конфеты И не порти красоту! |
6. Вот красавец на рекламе Изо рта пускает дым. Но мы знаем: тот, кто курит. Станет дряхлым и больным! | 7. Сердце, лёгкие и печень Поражает никотин. Убивает капля лошадь, Человека – грамм один! |
Приложение 3
Фрагмент сказки «Спорт- гарантия успеха!»
Приложение 4
Игра «Наоборот»
Если мальчик любит пиво,
Водит дружбу с табаком,
Мальчик этот очень милый,
Поступает ХОРОШО! (ПЛОХО!)
В доме воздух свеж и чист,
Папа тут нет курит!
Этот папа эгоист –
Всем здоровье ГУБИТ! (БЕРЕЖЁТ!)
После перемены Петя
В класс «обкуренный» пришёл.
Перегар вдыхайте, дети, -
Это очень ХОРОШО! (ПЛОХО!)
Витя держит сигарету,
Изо рта пускает дым.
Если будет делать это –
Будет вечно МОЛОДЫМ! (ДРЯХЛЫМ!)
На скамейке в парке Петя
С другом пиво распивал.
Участковый их заметил –
И ЕЩЁ БУТЫЛКУ ДАЛ! (И ДРУЗЕЙ ОШТРАФОВАЛ!)
Чтобы взрослые и дети
Не курили сигарет.
Мы сегодня сигарете
Дружно скажем слово НЕТ!
Приложение 5
Высказывания мудрых людей
о вредных привычках
Полезно воздерживаться от некоторых удовольствий, чтобы не терпеть более тяжких страданий
Эпикур, древнегреческий философ, 341-270 гг. до н. э.
Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть.
И. Тургенев, русский писатель, 19 в.
Раз человек желает избавиться от своего жалкого состояния, желает искренне и вполне, - такое желание не может быть безуспешным.
Ф. Петрарка, итальянский поэт, 14 в.
Мудрый человек понимает, что лучше воспретить себе увлечение, чем потом с ним бороться.
Ф. Ларошфуко, французский писатель, 17 в.
Кто курит табак, тот себе враг. Русская пословица
С тех пор, как стал взрослым, я никогда не испытывал желания курить и считал всегда привычку курения варварством, грязным и вредным делом.
М. Ганди, индийский мыслитель и политик, 18-19 вв.
Приложение 6