СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мероприятие на тему: «Тайны световых лучей».

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мероприятие на тему: «Тайны световых лучей».»

Мероприятие на тему: «Тайны световых лучей».



Цель мероприятия: - расширить знания, побудить интерес к физике – науке об окружающем нас мире, показать, что мир познаваем, все явления природы могут быть научно объяснены;

- формировать умение наблюдать, задумываться, отстаивать свои убеждения, обосновывать свою точку зрения по тем или другим вопросам.



План:

  1. Зрительные ощущения.

  2. Волшебный день лета.

  3. .

  4. Зеркала и наши профессии.

  5. Поэзия красок.

  6. Им посвящают строки.

  7. Кто как смотрит и кто как видит?

Оборудование:

  1. Красочная радуга с записью плана работы.

  2. Согнутый круг на спичке, карандаши, линейка, центробежная машина, вращающаяся рамка с рисунком клетки и попугая, радужный круг.

  3. Свечи, стекло, зеркала.

  4. Приборы: киноаппарат, фотоаппарат, бинокль, микроскоп, перископ (самодельный).

  5. Светофильтры.

Зрительные ощущения.

Мы живем в мире разнообразных световых явлений. Многие из них, например, такие как вечерние зори, когда небо и облака над горизонтом как будто пылают в огне; радуга, простирающаяся от горизонта до горизонта; или полярные сияния, наблюдающиеся в полярных широтах. Тем, кто не знаком с причинами их возникновения, эти световые явления кажутся необыкновенными и загадочными. И в повседневной жизни мы встречаемся со многими световыми явлениями, но обычно не задумываемся над ними – настолько они привычны для нас, а вот объяснить их часто затрудняемся. Мы видим окружающие нас предметы многоцветными при освещении солнцем или яркой лампой, но с наступлением сумерек или при ослаблении света цветность предметов блекнет. (Обратить внимание учащихся на вывешенные иллюстрации, рисунки, картины, плакаты).

Именно глаза человека являются тем прибором, которым мы с вами видим окружающий нас мир. Ведь все мы знаем, что у человека и у большинства живых существ два глаза. Какое это имеет значение? Ответить на этот вопрос нам помогут зрительные ощущения.

Опыт №1. Вырежем из черной бумаги круг диаметром 5-8 см. Согнем его пополам и приклеим к месту сгиба стерженек (держатель), например спичку. Поместим его перед глазами на расстоянии 30-40 см. перегибом к нам или от нас. Тогда одним глазом, оказывается, непонятно, не то согнутый круг обращен перегибом к нам, не то от нас. Но достаточно взглянуть на согнутый круг обоими глазами, и мы безошибочно определим, в какую сторону согнут круг. То есть зрение одним глазом не позволяет нам точно различить предмет.

Опыт №2. Закроем один глаз и попробуем попасть острием одного карандаша в острие другого. Вы увидите, что сделать это сразу достаточно сложно.

Но еще интересным остается то, что мы видим любой предмет правым глазом не так как левым. И в этом нетрудно убедиться.

Опыт №3.

  1. Возьмем измерительную линейку толщиной 3-5 мм. и расположим ее против переносья на расстоянии 25-30 см. Будем смотреть обоими глазами на торец конца линейки. При этом мы одновременно видим левым глазом левую с делениями грань линейки, а правым – правую грань без делений. Будем поочередно закрывать глаза. Что мы видим? (Либо правую, либо левую грань линейки).

  2. На столах рисунки. Смотрим на данный рисунок между изображениями граней, как будто сквозь бумагу в бесконечность, и мы увидим, как оба изображения граней сблизятся, а изображения торцов совместятся, и нашему взору представится единый объемный образ линейки.

  3. Точно так же будем смотреть на рисунок, на котором изображены кольца. Если внимательно смотреть между этими кольцами, мы увидим одно кольцо.

Опыт №4. Возьмем газетный лист, сложим его пополам, свернем в трубочку диаметром 4 см. (длина 40 см) и чем-нибудь скрепим концы листа. Приставьте трубку к глазу и смотрите в нее, а другим глазом смотрите на свою ладонь, касаясь ею трубки. Вы увидите отверстие в ладони.

Опыт №5. Возьмем рамку, в которую вставим лист картона с нарисованной на одной стороне клеткой, а на другой стороне – птичкой. Будем вращать рамку при помощи центробежной машины. При быстром вращении рамки мы увидим птичку, сидящую в клетке.

Вот какие интересные зрительные ощущения мы с вами наблюдаем.



За день до мероприятия на стену вывесить картинку. Что бы это значило? И тому, кто угадает что это, вручить медаль «Самому наблюдательному».



Волшебный день лета.

А сейчас мы переходим к следующему этапу нашего мероприятия. Здесь ребята покажут нам сценку, а вы попытайтесь ответить на такой вопрос: с какими световыми явлениями ребятам пришлось встретиться на своей летней прогулке. Может быть, какие-то их наблюдения оказались ошибочными?



Коля: Однажды летом, как обычно, мы с ребятами встретились во дворе. (К Коле и Диме подходит Грант).

Грант: Привет! Какая классная погода!

Дима: Здорово! Погода отличная! Так светит солнце, что ужасно жарко.

Грант: Пойдем в лес, а оттуда на озеро и искупаемся.

Коля: Ну, мы и пошли. Наш путь проходил по асфальтовой дороге. Вскоре мы увидели впереди блестящие лужи. Подошли ближе – лужи исчезли.

Дима: А я объяснил это довольно просто. Это, вероятно, лужи от поливальной машины, которая проезжала здесь до нас. А пока мы приближались, от сильной жары вода испарилась.

Коля: Мы пришли в лес, нас поразила яркость и многообразие красок. Под палящим солнцем кроны деревьев светились чистой зеленью, голубое небо было насыщенного цвета.

Грант: Ребята, давайте посидим в тенечке. Мне бросилось в глаза, что тень от деревьев точно передает контуры их листьев, причем до мельчайших подробностей.

Дима: А я обратил внимание на тень пролетавшей над поляной маленькой бабочки. И ее контуры до мельчайших подробностей повторяли очертания бабочки, даже усики были видны!

Коля: После небольшого отдыха мы все отправились на озеро. Мы вышли

к нему со стороны небольшого песчаного пригорка. Спокойная гладь его была подобна огромному зеркалу.

Грант: Я воскликнул: «Как точно отражается в воде деревья и камни, стоящие на пригорке!».

Коля: Мы решили купаться и тут выяснили, что забыли взять маску для наблюдения под водой, хотя все любили нырять и рассматривать подводные предметы.

Дима: Но все же мы вдоволь накупались. Наша прогулка закончилась и мы вернулись домой.

Какие световые явления встречались в этот волшебный день лета?

Какие объяснения наблюдения оказались ошибочными?



Ответы к этапу мероприятия «Волшебный день лета».

Какие световые явления встречались в этот волшебный день лета?

  1. Солнечный свет.

  2. Кажущиеся лужи на асфальте.

  3. Яркость и многообразие красок.

  4. Тень от деревьев и листвы.

  5. Тень маленькой бабочки.

  6. Гладь как огромное зеркало.

  7. Отражение в воде деревьев и камне.

Какие объяснения оказались ошибочными?

2. Вода на асфальте – это не лужи от поливальной машины, а по всей видимости, часто наблюдаемый над разогретой поверхностью асфальта мираж – отражение небосвода.

4. Когда мальчики находились под деревьями, освещенными солнцем, они наблюдали тени от деревьев и листвы. Тень этих предметов округлая и точных копий предметов мы не видим.

5. Точных контуров очертания бабочки мы не наблюдаем. Форма бабочки – округлая.





На этом этапе мероприятия представляются фокусы.

На стол укрепите наклонно лист прозрачного оконного стекла. За ним (на столе) поставьте свечку. Другую, точно такую же по размерам и цвету, расположите на сиденье стула. Если зажечь свечу на стуле, то она отразится в стекле и зрителям покажется, что зажженная свеча действительно

находится на столе за стеклом.

Если совместить отражение горящей свечи со свечой на столе, занавесить спинку стула, чтобы зрителям не было видно, что на нем находится, задрапировать края стекла, чтобы в нем, кроме свечи, ничего не отражалось, то возникнет полная иллюзия: зажжена свеча на столе. Для большего эффекта можно помещать в ее «пламя» руку, не опасаясь ожогов, лить воду, не боясь ее погасить. Вместо горящей свечи можно показать рыбок в аквариуме – аквариум на столе, стайка рыбок из металлической фольги на стуле, которые «плывут», если перемещать источник света, расположенный между столом и стулом и освещающий предметы снизу.



Рассказ о театральных призраках на сцене.

Использую стекла площадью 10 м2. и более. Края стекла скрывают декорациями. Актера, исполняющего роль «привидения», размещают на черном фоне под сценой. «Привидение» зеркально отражается в стекле. Оно станет прозрачным, если ярко осветить сцену; у него нет препятствий, ничто не преграждает ему дорогу.

(Показать картинку через стробоскоп).



Зеркала и наши профессии.



Различные зеркала являются основной частью многих приборов, помогающих нам лучше видеть и изучать окружающий мир.

В каких профессиях нельзя обойтись без зеркал? А в каких приборах используются зеркала?

(Лупа, фотоаппарат, телескоп, перископ, микроскоп, бинокль, киноаппарат и т.д.).

Есть и дру8гие приборы, в которых используются зеркала и с которыми мы познакомимся в старших классах. Ведь очень трудно перечислить, где применяются различные зеркала. Они всюду. У меня на столе представлены некоторые из них (перечислите). В эти приборы учащиеся могут посмотреть на перемене.

Показать действие камеры обскура.



Поэзия красок.



Окружающий нас мир красочен. Это объясняется сложностью солнечного света. Ведь свет представляет собой смесь семи основных цветов. Все из нас помнят знаменитую фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Она нужна нам для того, чтобы запомнить последовательность расположения цветов.

Опыт №1.

Картонный круг с цветными секторами разного размера: красный - 51º, оранжевый - 33º, желтый - 55º, зеленый – 67º, голубой – 68º, синий – 10º, фиолетовый – 76º, укрепляют на центробежной машине и приводят в быстрое вращение. Цвета сольются почти в белый цвет. Такой опыт был осуществлен Исааком Ньютоном (англичанин) как доказательство сложность белого цвета.

Но кроме семи основных цветов у нас существуют переходные, дополнительные цвета. В русском языке можно найти много слов для их названий и связаны они с названиями многих 1) растений, 2) драгоценных камней.

Попробуйте привести примеры:

1) васильковый, вишневый, розовый и т.д.

2) рубиновый (кроваво-красный), изумрудный (густо-зеленый), аквамариновый (морской волны), бирюзовый (голубовато-зеленый).

Однако, цвета мы не только воспринимаем, но и сами создаем их многообразие, смешивая, дополняя, разбавляя три основных цвета (красный, синий, зеленый).

Например: Кр + Зел = Жел

Ор + Зел – Син = Жел

Мы имеем светофильтры, с помощью которых смешивают цвета. Давайте попробуем с ними поработать, и скажем, какие цвета вы получим при смешивании каких цветов?



Ему посвящают строки.



Свет в нашей жизни играет большую роль. Известно немало стихов, песен, загадок, посвященных свету. Ребятам предлагается прочитать стихотворение, загадать загадку, т.е. надо показать, как в поэзии и народной мудрости отражены световые явления.



Кто как смотрит и кто как видит?


  1. Человек в теплые летние ночи может увидеть на лесной полянке светящийся гниющий пень – в нем светятся бактерии, вызывающие гниение дерева.

  2. «Перископ» используется рыбкой периофтальмус: зарывшись в ил, она

выдвигает глаза на тонких стебельках и наблюдает за прилегающей окрестностью.

  1. Глаз лягушки – это такая система, которая выбирает только ту информацию, представляющую особый интерес: например, близко летящая муха будет схвачена и съедена мгновенно.

  2. Рыбы видят в воде значительно лучше человека, а некоторые из них, например, караси хорошо видят то, что происходит над водой, в том числе и самого рыболова.

  3. У мухи – диопсиды глаза находятся на концах длинных отростков головы, совсем как у рыбы – молота, что позволяет ей видеть опасность не только впереди, но и сзади.

  4. Тигры, кошки и некоторые другие животные видят в темноте.

  5. Люди утверждают, что заяц косой. Почему? Обратите внимание на рисунок: под буквой (а) изображено поле зрения человека – каждый глаз видит (по горизонтальному направлению) в пределах угла 120º. На рисунке под буквой (б) показано поле зрения зайца. Не поворачивая головы, заяц видит не только то, что находится впереди, но и то, что позади. Оба поля зрения его глаз смыкаются спереди и сзади. Теперь понятно, почему так трудно подкрасться к зайцу, не спугнув его. Зато заяц совершенно не видит того, что расположено непосредственно перед ним. Чтобы увидеть близкий предмет, ему приходится поворачивать голову набок.








6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!