ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат»
«ЗЕМЛЯ- наш
общий дом»
Провела: Колесникова Л.В.
Сентябрь 2022
Цели:
формировать интерес к изучению Земли, как к дому, в котором мы живём; убедить, что судьба нашей Земли – наша судьба, раскрыть данную экологическую проблему.
развивать навыки экологического мышления, умения применять полученные знания в жизни; развивать основы экологической грамотности, культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за её сохранение; развивать познавательную активность.
воспитывать любовь и бережное отношение к Земле, как к общему дому для всего живого.
Оборудование: компьютер; мультимедийное оборудование.
презентация; яблоко на блюдце; бумага; консервная банка; полиэтиленовый пакет; кусочек стекла.
Ход мероприятия
Приветствие
Учитель читает стихотворение
- Был, говорят, где-то случай такой: ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг – чудеса! Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом: где эта улица? Где этот дом?
Ищут водители: “Где наш гараж?” Мечутся жители: “Где наш этаж?”
Всё перепуталось, всё заблудилось! К счастью, такое лишь в сказке случилось.
- Я рассказала про это нарочно,
Чтобы проверить, знаешь ли точно,
Где ты живёшь, где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком
- Но я не спрашиваю о том доме, где вы живете с родителями. Как называется общий дом для всех людей? - Планета Земля.
- Да, мы живём на планете Земля. Это и есть наш общий дом.
- Общий, потому что:
1) У нас под ногами общий пол... - Земная поверхность
2) У нас над головой общая крыша... - Голубое небо.
3) У нас одна на всех лампа и печка... - Ласковое солнышко.
4) У нас общий водопровод... - Дождевые и снеговые тучи
5) И вентилятор у нас тоже один... - Ветер.
Слайд 2
(в ходе ответов детей на слайде выстраивается картинка)
- И всё это кажется таким большим, бесконечным. Кажется, что Земля наша огромна и необъятна. Но это только кажется.
Возьмём, к примеру, яблоко.
Практические действия с яблоком
(Учитель демонстрирует все действия с яблоком)
Представим, что это наша Земля. Делим яблоко на четыре части. Три из них – это вода. И только четвёртая маленькая часть – это тот кусочек Земли, на котором живут все люди. Правда, удивительно?
- А кто хозяйничает на этом кусочке Земли? - Человек.
- Всегда ли хорошо и правильно человек хозяйничает на Земле?- Почему?
- Вы – маленькие хозяева Земли. Я хочу проверить, умеете ли вы хозяйничать?
Поиграем в игру “Если я приду в лесок”.
Если я поступаю хорошо, вы говорите “да”, если плохо - “нет”.
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? - нет
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? - нет
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? - да
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю?-да
Если разведу костёр,
А тушить не стану? - нет
Если сильно насорю,
И убрать забуду? -нет
Если мусор уберу
И с собой я заберу?- да
Я люблю свою планету Я ей помогаю!
- Вы - хорошие хозяева! Но среди людей, к сожалению, есть много таких, которые нарушают порядок в доме.
И на сегодняшний день существуют три основные экологические проблемы:
Слайд 3
загрязнение воды;
загрязнение воздуха;
уничтожение лесов.
(слова сопровождаются показом предметов)
- Знаете ли вы, что бумага, брошенная вами, будет лежать более 2 лет; консервная банка – более 30 лет; полиэтиленовый пакет – более 200 лет; стекло – 1000 лет. - Если в нашем общем доме беспорядки наводит человек, кто же будет наводить порядки? - Тоже сам человек.
- А поможет ему наука экология.
- Что означает слово “экология”?
Слайд 4
- Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к нашему дому – Земле. В доме должен быть порядок. Экология учит нас наводить порядок на Земле. - Слово происходит от двух греческих слов: “ойкос” - дом, “логос” - учение.
- У нас даже существуют экологические даты в календаре!
Слайд 5
22 марта – Всемирный день воды
1 апреля – Международный день птиц
22 апреля – День Земли
5 июня – Всемирный день окружающей среды.
- Это праздники добрых дел, любви к Земле, праздники человеческой души. В этот день с нами должны радоваться деревья и цветы, рыбы и насекомые, животные и птицы.
Сегодня 15 сентября. У нас тоже свой, маленький экологический праздник.
1-й Ведущий
Когда- то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую.
Дал ей форму шара большого,
И посадил там деревья, цветы,
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться:
Змеи, слоны, черепахи и птицы.
Вот вам подарок, люди, владейте!
Землю вспашите, хлебом засейте.
Всем завещаю вам я отныне -
Вы берегите эту святыню.
2-й Ведущий
Земля, на которой селился человек, и которая возделывалась его руками, на протяжении многих веков действительно была его кормилицей, становилась ему родной. Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили ее как святыню. Они считали землю живым существом, (она родит из своей материнской утробы, пьет дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясении, засыпает зимой и пробуждается с возвратом весны)
6 Ученик. (стихотворение Ирины Трофимовой « Шагает двадцать первый век»)
Когда–то, много лет назад
Земля цвела, как пышный сад.
По берегам прозрачных рек
Селился древний человек.
Могучий лес, долины, горы
И все великие просторы.
Вдыхали жизнь в его уста
Но каждый, видно не спроста
Стремился подчинить природу
Рабою сделать для народа.
Чтобы ему была подвластна
А человека жизнь прекрасна.
Идёт к концу двадцатый век
Ты что наделал, человек?
Ты посмотри вокруг себя
Как изменилась вся Земля.
Повсюду фабрики, заводы
Они погубят мать-природу
Создание жадное, пойми ты
Что всё вокруг почти убито.
Помочь природе в наших силах
Родной, красивой, доброй, милой.
И чтоб, как много лет назад
Земля цвела, как пышный сад
- Но теперь Земля подает сигнал SOS
- Здравствуйте, дети! Я – Земля. И мне радостно слышать ваши слова. Вы задумали доброе дело. Но я в беде! И не в силах исправить все зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух. Я не могу уничтожить столько мусора, оставленного человеком. Скоро я не смогу спасти и вас, дети!
Но у вас есть еще время, чтобы понять причины моих бед и найти путь к спасению. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.
1-й Ведущий
Вот как дела-то обстоят
На шарике земном.
И надо срочно мир спасать,
В котором мы живем.
Весь дом почистить и помыть,
И впредь законом запретить
Неубранную грязь.
7 Ученик
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя,
Терзал за веком век
И брал всё только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым,
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть!
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворён в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю –
Можешь только ты,
Разумный человек!
(Автор Лена Зеленина)http://neposedu.ru/beregite_prirodu/
происходит в жизни:
Сценка:
1уч-ся
Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти!
2уч-ся
Тут сидят и там сидят, загорают и едят.
Отдыхают как хотят сотни взрослых и ребят.
1уч-ся
Мы по бережку пошли и поляночку нашли.
Тут и там – пустые банки и, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
2уч-ся
Мы по бережку пошли, место новое нашли,
Но и здесь до нас сидели, жгли костёр, бумагу жгли …
Тоже пили, тоже ели насорили и ушли.
Мы прошли, конечно, мимо.
3уч-ся
Эй, ребята! - Крикнул Дима – Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода! Чудный вид, прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
1уч-ся
Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли,
Веселились как могли!
2уч-ся
Пили квас, консервы ели, хоровые песни пели,
Отдохнули и ушли.
3уч-ся
И остались на поляне у потухшего костра:
Две разбитых нами банки, две размокшие баранки,
Словом мусора гора.
1уч-ся
Мы приехали на речку понедельник провести …
Только чистого местечка возле речки не нашли.
Учитель
Почему не нашлось чистого места? Как нужно вести себя на речке? А в лесу есть какие – то правила?
1-й Ведущий
Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур не забывай:
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Из рогатки не стрелять: ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают, ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, бегать, палкой бить.
Задание: чистая вода, свежий воздух, зеленые насаждения, радуга
2 группе – выбрать карточки-“кирпичики” для строительства дома и к доске, где уже прикреплена карточка-“крыша”, прикрепить “кирпичики”, т.е. построить дом.
После выступления группы учитель обобщает:
- Вы правильно выбрали знаки и правила, на основе своих знаний вы построили дом, в котором чистая вода, свежий воздух, зелёные насаждения, а над всем этим – сияющая радуга. Вы построили экологически чистый дом, значит вы... (учитель переворачивает карточку - “крышу дома”, на обороте которой написаны слова: счастливые люди) счастливые люди.
- Нашему дому посвящают стихи и песни.
Все стоя исполняют песню на мотив “Песенки друзей” из м/ф “Бременские музыканты”.
Исполняют песню
Слайд 7 (заключительные слова)
Возьмёмся за руки, друзья,
И жизнью будем дорожить.
Под знаком безопасности
Должна планета жить!
Слайд 8
- Закончить наше мероприятие я хочу словами словацкого поэта Павла Гвездослава: “Я сорвал цветок – и он завял, я поймал жука – и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”.
Я желаю, чтобы к красотам нашего дома, нашей неповторимой хрупкой Земли, вы прикасались только добрым сердцем.
Рефлексия
Слайд 9