СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мероприятие по физике для 8-9 класса: "Физический экспресс"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мероприятие по физике для 8-9 класса: "Физический экспресс"»

Здравствуйте! Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну физики, науки без которой не летали бы самолёты и космические корабли, не ходили бы теплоходы и поезда. Не будь её, мы до сих пор ходили бы пешком или ездили на лошадях!

Если бы не было физики, мы не смогли бы поговорить по телефону: его бы просто не было!

Без неё по вечерам в наших домах горела бы свеча или тусклая керосиновая лампа!

Без физики люди никогда бы не изобрели электричество, и всех электроприборов просто бы не существовало! Вы только представьте, что у Вас дома нет телевизора, магнитофона, стиральной машины, пылесоса, холодильника, утюга. И без физики мы не смогли бы посмотреть кино, послушать музыку, сфотографироваться!

Физика – это здорово!

Физика! Какая ёмкость слова!

Физика - для нас не просто звук!

Физика - опора и основа всех без исключения наук!


В эту удивительную страну вы отправитесь на физическом экспрессе. В пути вас ожидают задания, которые, я надеюсь, вы выполните и завершите свое путешествие. Наградой за ваши старания будет хорошее настроение. Весь класс делится на пары, и каждая пара получает свой путевой лист. В него она заносит свои фамилии и выполняет предложенные задания. В игре семь станций.

1)Станция Физических приборов

2)Станция Экспериментальная

3)Станция Графичная

4)Станция Задачкино

5)Станция Переводная

6)Станция Ошибкино

7)Станция Школьных предметов

Каждая пара начинает свое путешествие со своей станции. Все станции указаны в путевом листе и далее вы следует по маршруту. На каждую станцию отводится по четыре минуты. Переходить от станции к станции вы будете по сигналу. Желаю всем счастливого пути! После прохождения командами всех станций мы проверим маршрутные листы подведем итоги.

ТРАНЗИТНЫЙ ПОЕЗД

Путевой лист.

Пассажиры: ________________________

________________________

Маршрут.

Станция Физических приборов.

Определите цену деления приборов и запишите полученные значения на маршрутный лист.










Станция Задачкино.

Решите физическую задачу и оформите ее по всем правилам











Станция Переводная.

Переведите предложенные единицы измерения в систему СИ











Станция Ошибкино.

Найдите ошибки в формулах и исправьте их. Напишите правильные формулы.





Стнция Графичная.

Рассмотрите график и ответьте на вопросы к нему





Станция Экспериментальная.

Выполните предложенный эксперимент и ответьте на необходимые вопросы. Соблюдайте технику безопасности.






Станция Школьных предметов

Правильно ответь на предложенные вопросы.
















Техника безопасности

1.Будьте внимательны и дисциплинированы.

2.Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.

3.Для предотвращения падения стеклянной посуды придерживайте ее рукой.

4.Если стеклянный предмет разбился убирать осколки нужно с помощью веника и совка.


Станция Физических приборов


Задание: Определить цену деления приборов и записать на своем маршрутном листе.

Техника безопасности

1.Будьте внимательны и дисциплинированы.

2.Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.

3.Для предотвращения падения стеклянной посуды придерживайте ее рукой.

4.Если стеклянный предмет разбился убирать осколки нужно с помощью веника и совка.

5. Не разбрасывайте малых тел, не берите их в рот и не бросайте друг в друга.












Станция Экспериментальная

Задание №1. Определить работу при подъеме тела на высоту 80 сантиметров.


Задание №2. Определить объем цилиндра экспериментально


Задание №3. Определить массу тела на рычажных весах.


Задание№4. Определить выталкивающую силу (силу Архимеда).


Задание№5. Вычислите давление бруска на стол.


Задание№6. Определить объем тела неправильной формы.


Задание №7. Определить работу при подъеме тела на высоту 60 сантиметров.
























Станция Графичная






По изображенному графику нагревания и плавления определите:

а) Что это за вещество?

б) Какие участки соответствуют твердому состоянию вещества?

в) Какие жидкому?

г) Какие и твердому и жидкому?

д) Что происходит с температурой тела при плавлении? кристаллизации?
















По изображенному графику нагревания и плавления определите:

а) Что это за вещество?

б) Какие участки соответствуют твердому состоянии вещества?

в) Какие и твердому и жидкому?

г) Что происходит с температурой тела при плавлении? кристаллизации?









По изображенному графику нагревания и плавления определите:

а) Что это за вещество?

б) Какие участки соответствуют твердому состоянии вещества?

в) Какие жидкому?

г) Какие и твердому и жидкому?

д) Что происходит с температурой тела при плавлении? Кристаллизации?













По изображенному графику охлаждения и кристаллизации определите:

а) Что это за вещество?

б) Какие участки соответствуют твердому состоянии вещества?

в) Какие жидкому?

г) Какие и твердому и жидкому?

д) Что происходит с температурой тела при плавлении? кристаллизации?










Станция Задачкино


1.Какое расстояние пролетает самолет за 2 минуты, если он летит со скоростью 720 км/ч?


2.Какое количество теплоты пойдет на нагревание кирпичной печи массой 1,5 тонны от 10 градусов Цельсия до 20 градусов Цельсия? Удельная теплоемкость кирпича с=880 Дж/(кг∙˚С).


3.Вычислите, сколько энергии выделится при полном сгорании древесного угля массой 15 кг? Удельная теплота сгорания угля q=34∙106 Дж/кг.



4. При полном сгорании тротила массой 10 кг выделяется 1,5∙108 Дж энергии. Чему равна удельная теплота сгорания тротила?


5.Рзъяренный бык бежит со скоростью 36 км/ч, а сильно испуганный человек со скоростью 600м/мин. Кто из них победит в забеге на стометровку?


6. Определите массу воды в аквариуме, если его размеры таковы: длина равна 20см, ширина 50см, а высота 35см. Плотность воды 1000 кг/м3.



7. В 1722 году Казнь посетил великий русский царь Петр 1. В честь его приезда был построен Петропавловский собор. Путешествовал Царь на галере, которая за 30 минут преодолевала расстояние 12 км. Какова была ее скорость?


Станция Переводная


1

Осуществите перевод в систему СИ.

300см = ­_________ 120 мин = __________ 14 кПа=___________


0,5 км = _________ 350 мг = ____________ 1 МДж=__________


36 км/ч = _________ 40мм = ____________ 5г =_______________








2

Осуществите перевод в систему СИ.

200см = ­_________ 60 мин = __________ 17кВт=_____________


0,3 км = _________ 250 мг = ____________ 2МДж=____________


72 км/ч = _________ 60мм = ____________ 9г =_______________








3

Осуществите перевод в систему СИ.

800см = ­_________ 30 мин = __________ 19кПа=_____________


0,4 км = _________ 150 мг = ____________ 3МДж=____________


54 км/ч = _________ 80мм = ____________ 2г =_______________







4

Осуществите перевод в систему СИ.

100см = ­_________ 20 мин = __________ 19кВт=_____________


0,7 км = _________ 1 мг = ____________ 6МДж=____________


108 км/ч = _________ 40мм = ____________ 7г =_______________




5

Осуществите перевод в систему СИ.

300см = ­_________ 120 мин = __________ 14 кПа=___________


0,5 км = _________ 350 мг = ____________ 1 МДж=__________


36 км/ч = _________ 40мм = ____________ 5г =_______________





6

Осуществите перевод в систему СИ.

200см = ­_________ 60 мин = __________ 17кВт=_____________


0,3 км = _________ 250 мг = ____________ 2МДж=____________


72 км/ч = _________ 60мм = ____________ 9г =_______________





7

Осуществите перевод в систему СИ.

800см = ­_________ 30 мин = __________ 19кПа=_____________


0,4 км = _________ 150 мг = ____________ 3МДж=____________


54 км/ч = _________ 80мм = ____________ 2г =_______________







Станция Ошибкино



Найдите ошибки в формулах и исправьте их:


1)F=m/g 2)A=F/S 3)Fупр=-kmx


4)ρ=mV 5)Faрх= ρVт 6) Q=cmt1


7) S=υ/t 8)Eк=m υ/2 9) Q=qm





1 Задачи по школьным предметам

1.Из географии: Сначала он плавал, потом стал и летать. Он многим будучи проводником, спас жизнь. Он не любит большую жару и сильную тряску. Он всегда целенаправлен. Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам. Что это? Ответ: компас.

2.Из математики: С помощью этого тела можно продемонстрировать закон Паскаля. С ним дружат спортсмены. Оно имеет наименьшую площадь поверхности из всех геометрических тел того же объёма. Ответ: Мячик.

3. Из ОБЖ. На большом морозе часто мёрзнут ноги и руки. Согревать дыханием и растирать руки- толку мало. Опытные люди, чтобы согреть их, проделывают расслабленные махи вперёд – назад сначала одной конечностью, затем другой. И они согреваются. Объясните почему?

Ответ:пальцы мёрзнут потому, что их капилляры находятся далеко от сердца и на холоде они сужаются; это затрудняет движение крови. Чтобы согреть пальцы, надо увеличить приток крови. Вращая руки или энергично описывая дуги ногой, человек увеличивает приток крови к конечностям за счёт её отбрасывания от центра вращения (эффект центрифуги- сушилки).

4.Из физической культуры.

Когда мяч находится в состоянии невесомости при вертикальном подъёме или при падении?

Ответ. В обоих случаях. Ведь вес – это сила, действующая, на опору или подвес. Летящий мяч не оказывает действия на опору как при подъёме, так и при падении.

5. Из истории. В истории блокады Ленинграда, когда город почти 2 года был во вражеском кольце, в деятельности ленинградских учёных был эпизод, связанный с «Дорогой Жизни», которая пролегала по льду замёрзшего Ладожского озера, где была проложена автотрасса, связывающая окружённый врагом город с Большой землёй. От неё зависела жизнь города. Когда грузовики шли максимально загруженные в Ленинград, лёд выдерживал, а на обратном пути, когда они вывозили больных и голодных людей, т.е. имели значительно меньший груз, лёд часто ломался и машины проваливались под лёд. Руководство города поставило перед учёными задачу: почему это происходит и дать рекомендации, избавляющие от этой опасности. Внимание вопрос: что установили учёные?

Ответ: главную роль играет деформация и распространяющиеся от неё упругие волны, которые зависят от скорости движения. Если транспорт шёл со скоростью ≈ 35 км/ч, то даже одна машина могла вызвать губительный резонанс и пролом льда, а при встрече машин или их обгоне происходило сложение амплитуд колебаний что тоже вызывало разрушение льда, поэтому учёные не рекомендовали двигаться машинам со скоростью 35 км/ч, и не совершать обгоны.

6.Из технологию. На кухне стоял скверный запах подгорелой каши.

- Всегда так, - попытался ободрить квартирную хозяйку, которая вышла к нам на встречу, доктор Ватсон, - чуть замешкаешься, и каша подгорает.

- А вот суп греется спокойно: не подгорает, - заметил Холмс.

Вопрос: Почему отличается поведение каши и супа на зажжённой плите?

(Каша состоит из крупинок, которые довольно плотно прилегают друг к другу и дну кастрюли. Частицы, находящиеся у дна, благодаря теплопередаче нагреваются быстро до высокой температуры; теплопроводность крупинок невелика, поэтому нижние слои каши очень горячие. Нижние же слои супа тоже нагреваются вследствие теплопередачи от дна кастрюли, но тепло отводится интенсивными конвективными потоками жидкой компоненты супа и прогревание происходит более равномерное).








Физика и химия

1.Как снять скорлупу с яйца, не разбивая ее? (Растворить в кислоте)

2.Почему горящий керосин нельзя тушить водой? (Плотность воды больше плотности керосина, вследствие этого, она опустится вниз и не перекроет доступ воздуха к горящему керосину)

3.Как можно раздробить на отдельные молекулы кусочек льда? (Превратить его в водяной пар)

4. Какой элемент в одних случаях тверд как сталь, а в других – мягкий? (Углерод, все зависит от кристаллической решетки; алмаз – твердый, графит – мягкий)

5. Какой металл, при комнатной температуре жидкий? (Ртуть)


6.Что, сгорая, выделяет энергию в виде тепла? (Топливо)


7.В какое время суток земная поверхность отдает больше энергии, чем принимает? (Ночью)


Физика и биология

1.Все вы знаете народную примету – перед дождём ласточки – береговушки летают низко над водой, а мелкие мошки, сбившись в кучки, находятся у самой воды. Объясните этот факт.

Ответ: ласточки летают там, где находятся насекомые, которыми они питаются. Перед дождём воздух насыщен влагой, которая оседая на крылышках насекомых, утяжеляет их, поэтому насекомым трудно подняться вверх, и они летают над землёй; там же в это время вынуждены летать и ласточки.

2.У водомерки на концах ножек расположены волоски, благодаря которым увеличивается площадь опоры, и он не проваливается в воду. Но если на ее пути окажется пятно из керосин или масла, то она опустится в воду. Почему?

( Волоски на ножках водомерки не смачиваются водой, и смачиваются керосином и маслом

3.Отпрвляясь в зимний поход или на дальнюю прогулку, опытные люди между носками наматывают «портянки» из газет. С какой целью они это делают?

Бумага и воздух между ее слоями служат теплоизолирующим материалом, позволяющим уберечь тепло конечностей.)

4. Глубоководные рыбы при подъеме на поверхность воды гибнут: их внутренние органы разрываются. В чем причина этого явления?

Отвеет. При подъеме рыбы внешнее давление на нее уменьшается, а давление внутри остается большим; оно и разрывает органы.

5. Обитатель морей -кальмар время от времени набирает воду в специальную полость, а затем выбрасывает ее в виде тонкой струи. Зачем ему это нужно? Ответ. Для передвижения. Он движется за счет реакции струи- в противоположную от направления выброса сторону. Кальмар-это живая ракета.

6. Готовясь к осеннему перелету, птицы накапливают жировой запас. Зачем? Ответ. Во-первых, жир-источник «биологического топлива», нужного птице для перелета: его сгорание дает энергию, приводящую в движение крылья. Во-вторых, жировая прослойка замедляет теплообмен с окружающей средой и сохраняет тепло тела птицы.)

7. Пойманная рыба, пущенная в емкость вместимостью 200 л специального судна, приспособленного для сохранения живой рыбы, чувствовала себя тат не очень хорошо, но когда в емкость добавили 40 литров воды из родника, рыб ожил. О чем свидетельствует этот фкт? Какое физическое явление помогло рыбе? Ответ. Во-первых, фак говорит о том, что рыбы чувствительны к запахам и чистоте воды. Во вторых, благодаря диффузии первоначальная вода смешалась с водой из родника и обогатилась кислородом, что сказалось благотворно.




Физика и литература

1. «…  разговорились о том, как нужно  солить яблоки.  Старуха  моя начала было говорить, что нужно наперед хорошенько вымыть яблоки, потом намочить в квасу, а потом уже…».  На каком явлении основано соление яблок?  Что нужно сделать, чтобы яблоки  просолились быстрее?
Ответ:  Это явление называется диффузией. Молекулы соли беспорядочно движутся в воде,  сквозь поры проникая  в яблоки. Чем выше температура раствора, тем больше скорость движения молекул и, следовательно, тем, быстрее  они  попадут  в яблоки.

2. И.С. Тургенев  «Записки охотника»
«Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый.  Он прописал мне обычное потогонное». Для чего необходимо потогонное средство? Ответ. Пот испаряется  с поверхности кожи, при этом температура тела понижается.

3. А.Р.Беляев «Человек-амфибия»

«Ихтиандр опускался все глубже и глубже в сумеречные глубины океана. Ему хотелось быть одному, прийти в себя от новых впечатлений… . Он погружался все медленнее. Вода становилась плотнее, она уже давила на него, дышать становилось все труднее. Здесь стояли зелено-синие сумерки».

Вопрос: что меняется с глубиной? Ответ: давление

4. М. Басе (японская поэзия)

«С треском лопнул кувшин; Ночью вода в нем замерзла, Я пробудился вдруг».

Вопрос: какие две физические величины резко изменялись при замерзании? Ответ: объем, плотность

5. Джером К.Джером «Трое в лодке (не считая собаки)»

«Отбирая продукты для путешествия, герои книги решили не брать с собой сыр: «… у нас будет печенье, холодное мясо, хлеб с маслом и вареньем. Сыр, как и керосин, слишком много о себе воображает. Он становится хозяином положения в корзине с провизией и придает запах сыра всему ее содержимому. Сыр очень уж силен по части благоухания».

Вопрос: благодаря какому физическому явлению запах сыра становиться «хозяином положения»? Ответ: диффузии

6. Л. Кэрролл «Алиса в зазеркалье»

«Стоило Коню остановиться, как Рыцарь тут же летел вперед. А когда Конь снова трогался с места, Рыцарь тотчас падал назад».

Вопрос: благодаря какому физическому явлению все это происходило? Ответ: Инерция



7. Л.Н. Толстой «Лебеди»

«Лебеди стаей летели из холодной страны в теплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь, они летели не отдыхая, над водой… . Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее…»

Вопрос: что преодолевают птицы, летящие впереди? Ответ: Сопротивление воздуха





Физика в пословицах и сказках.

1.Гвоздём моря не нагреешь.

(Гвоздь обладает небольшой массой. Поэтому, количество теплоты, которое может отдать гвоздь, остывая, будет не велико, и им не нагреешь большую массу воды).

2.Много снега — много хлеба.

(Между кристаллами снега находится воздух, который плохо проводит тепло, поэтому, предохраняет посевы от вымерзания).

3.Куй железо, пока горячо.

(Повышение температуры резко увеличивает пластические свойства металлов, поэтому, многие из них поддаются ковке только в сильно нагретом состоянии).

4.Без сала дёгтя не смоешь.

(Поверхность, покрытая дёгтем не смачивается водой. Но дёготь растворяется в жирах и с их помощью легко может быть удалён с поверхности предмета. Этот факт используется при изготовлении мыла.)

5.Имя сказочной героини, связанное с твердым состоянием воды? (снегурочка)

6.Частью какого звукового прибора служил для Совы хвост ослика Иа? (колокольчик)

7.Единица длинны, которая есть в имени героини одной из сказок Г.Х.Андерсена? (дюйм)


Физика и астрономия

1.Чем система мира, созданная Н. Коперником, отличается от системы мира по Птолемею?

(В центре Вселенной, по Птолемею, расположена Земля, а по Копернику, центром мира является Солнце.)

2. Что вы знаете о планетах земной группы?

К планетам земной группы относятся: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Все они меньше по размерам, чем планеты-гиганты, ближе расположены к Солнцу, чем планеты- гиганты. Имеют 1-2 спутника (Земля и Марс) или не имеют совсем(Меркурий, Венера). В состав атмосфер входит углекислый газ. (Исключение составляет Меркурий -он лишен атмосферы, а Земля кроме углекислого газа в атмосфере содержит азот, кислород, инертные газы).

3. Чем метеор отличается от метеорита?

Метеоры -это вспышки света, возникающие при сгорании в земной атмосфере частичек космической пыли, а метеориты- это космические тела, упавшие на Землю.

4. Назовите известные вам созвездия (не менее 5). (Большая Медведица, Малая Медведица, Кассиопея, Цефей, Пегас).

5. Какой вклад внес Г. Галилей в изучение строения Вселенной?

Г.Галилей впервые использовал телескоп; увидел с помощью телескопа неровности на Луне и пятна на Солнце; опираясь на экспериментальные данные, пришел к выводу о том, что Солнце вращается вокруг собственной оси( с помощью телескопа он наблюдал движение солнечных пятен в одну сторону) открыл спутники Юпитера.

6. Что вы знаете о планетах- гигантах?

К планетам-гигантам относятся Юпитер, Сатурн, Урн, Нептун. Они отличаюся крупными размерами, большой удаленностью от Солнца, состоят из газов, не имеют твердых поверхностей, окружены атмосферами из водорода, обладают большим количеством спутников, имеют кольца.

7. Чем звезды отличаются от планет?

Звезды крупнее планет, звезды светят собственным светом, планеты- отраженным от их поверхности солнечным светом(или отраженным светом другой звезды)
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!