СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мероприятие посвященное 100-летию Расула Гамзатова

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие рассчитано на ознакомление учащихся с творчеством Расула Гамзатова. Мы пролистаем книгу Расула Гамзатова под названием "Мой Дагестан", где в доступной форме узнаем о традициях и обычаях древнего Дагестана. узнаем интересные моменты его биографии.

Просмотр содержимого документа
«Мероприятие посвященное 100-летию Расула Гамзатова»



«Мы живем, чтобы оставить след….»


Под песню «Баллада о времени» на стихи Р.Гамзатова

участники выходят на сцену


Диана: Летит по бездорожью, по дороге,

Минуя рубежи веков и стран,

Скакун неукротимый, быстроногий,

И нет на нем узды и нет стремян.- 2 раза


А.Ю. Ему, как дорогому гостю: «Здравствуй», —

Мы говорим с улыбкой на губах,

Себя вопросом мучая не часто:

«Он или мы, кто у кого в гостях?»


Галина: Летит скакун, под ним земля трясется,

Вокруг роняет пену конь шальной.

И белый след от пены остается —

Его мы называем сединой. -2 раза


Сабина: Летит пустыней он, дорогой людной,

Он сбрасывает всадника и кладь,

Он скачет прочь – за ним угнаться трудно,

Навстречу скачет – не легко поймать.


Мадина Т: Мой друг, нельзя нам жить неторопливо,

Свободных дней у нас в запасе нет…

Летит скакун! Схвати его за гриву,

Вскочи ему, упрямцу, на хребет. – 2раза



1 Ведущая: Мы живем, чтобы оставить след: Дом иль тропинку, дерево иль слово».

Именно такими строчками известного аварского поэта, публициста, переводчика, политического деятеля Расула Гамзатова, которому 8 сентября исполнилось бы 100 лет, хочется начать это мероприятие..


2 Ведущая: Самобытный поэт оставил миру в наследие поэмы и стихи, прозаические произведения и публицистические статьи, которые при его жизни были переведены на десятки языков народов России и мира.


Участники \поочередно\:

  • Две вещи должен беречь горец: свою папаху и свое имя.

  • Папаху сбережет тот, у кого под папахой есть голова.

  • Имя сбережет тот, у кого в сердце огонь.

Видео сакли и селения Цада.

1Ведущая : Из воспоминаний Расула Гамзатова: «В потолке нашей сакли много следов от пуль. Друзья моего отца стреляли в потолок из пистолетов: орлы, гнездящиеся в окрестных горах, должны узнавать, что у них народился брат и что в Дагестане одним орлом стало больше.


2Ведущая : Конечно, от выстрела, от пули не может родиться сын. Но всегда должна найтись пуля, чтобы отметить рождение сына.

Звук выстрела.

СЦЕНКА « РОЖДЕНИЕ РАСУЛА»


1Ведущая : Когда родился я, отец, чтобы исполнить обряд наречения, пригласил в саклю самых почтенных людей аула.

2Ведущая : Они неторопливо и важно расселись в сакле, словно предстояло решать судьбу целой страны.

Мать: \передавая ребенка старому Аксакалу\\ Сабина

— Ты пел на моей свадьбе, держа в руках то пандур, то бубен. Песни твои были хороши. Какую песню ты споешь сейчас, держа в руках моего младенца.

Аксакал:— О женщина! Песни ему будешь петь ты, мать, качая его колыбель. А потом песни ему пусть поют птицы, реки. Сабли и пули тоже пусть поют ему песни. Лучшую из песен пусть споет ему невеста.

Мать:

— Тогда назови его. Пусть я, мать, пусть весь аул и весь Дагестан услышат имя, которое ты сейчас назовешь.


Аксакал:\ поднял высоко к потолку сакли ребенка и произнес:\

— Имя девочки должно быть подобно сиянию звезды или нежности цветка. В имени мужчины должны воплощаться звон сабель и мудрость книг. Много имен узнал я, читая книги, много имен услышал я в звоне сабель. Мои книги и мои сабли шепчут мне теперь имя — РАСУЛ.

\Старец, похожий на пророка, наклонился над одним моим ухом и шепнул: «Расул». Потом он наклонился над моим другим ухом и громко крикнул: «Расул!» Потом он подал меня, плачущего, моей матери и, обращаясь к ней и ко всем, сидящим в сакле, сказал:\

— Вот и Расул.

Песня- гимн. «Наш Расул»

1 к

Расти здоровым наш Расул

Чтоб смог прославить свой аул

Чтоб слава стала выше гор

Душа рвалася на простор


Г)УН ВАЧ)АНА НИЖЕР РАСУЛ

РАГ)ИЗЕ ГЪАБЕ РОСДАЛ Ц)АР

ДУР Ц)АР ЛЪАНАА МУГ)РУЗДА

Т)ОЛАБГО ДУНЯАЛАЛДА

НИЖЕР РАСУЛ


\Сидящие в сакле молчаливым согласием утвердили мое имя.\

2 Аксакал:

Две вещи должен беречь каждый горец: папаху и имя.

3 Аксакал:\ Папаха может оказаться тяжелой. Имя тоже.

4 Аксакал:\ Расул по-арабски означает «посланец», или, еще точнее, «представитель».


1Ведущая : Так чей же я посланец, чей представитель?

С каких дорог И для чего мой путь по свету начат?..

2Ведущая :... Земля прекрасна, и широк мой путь,
И я мечтаю, как о высшем счастье,
Чтоб был и я, земля, хоть чем-нибудь

К великой красоте твоей причастен!
Чтоб без стыда сказал народ родной: 
«Расул, мой сын, ты представитель мой!»

песня «ЦIадастан» Сл.Р.Гамзатова, муз.И.Ибрагимов


Дир бусен, дир гъансито,

Дир хIасраталъул рогьел,

ТIоцебе дий ахIараб

Ихдалил кочIол гьулак.


Буго мун, ЦIада росу,

Нусго цIараки гьечIеб,

Дур панаяб цIагун дун

Дунялалда тирана.


Чваххана цIад, бана цIер —

ЦIорочIо, квачачIо дун.

Дур кунчIиялъ цIунана

Киналго полюсазда.


Биччай, нилъер миллат, мацI

Лъалеб батичIониги.

Лъалеб асар батана

Нусго улкаялда гьеб.


Там, где горная гряда,

Сотворен аул Цада —

Сто домов, сто очагов,

И до неба сто шагов!

Это мой родной аул,

Я оттуда в мир шагнул,

С тех высот нырнул в поток

Своих жизненных дорог.

Но берег меня всегда

Свет родимого гнезда,

И хранил я этот свет

В дни побед и горьких бед.

В углу сцены мальчики «Играют» на деньги.

СЦЕНКА «СУД ОТЦА»


 1Ведущая : Из воспоминания Р.Г. «Однажды в детстве отец сильно наказал меня, побои я давно забыл, но причину помню до сих пор крепко.


2Ведущая : Утром я вышел как будто в школу, а на самом деле свернул в переулок и с уличными мальчишками до вечера играл на деньги, которые отец  дал мне на книги.

Между тем старшие братья искали меня по всему аулу. 

Входит «Отец» сын подбегает к нему в рванных штанах.

Отец: Сынок, что это?

Сын: Это, это колени.

Отец: Почему они на виду? Где порвал штаны?

Сын : в школе, за гвоздь зацепил.

Отец : не понял? Где?

Сын: в школе?

Отец: где, когда?

Сын: сегодня.

Отец бьет сына-! Ты Ещё будет врать?.

Отец: если ты сейчас правду не расскажешь, что там на самом деле было, я тебя накажу

1Ведущая : Страх пред оплеухой отца оказался сильнее страха перед правдой и сын рассказал правду.

Отец: ты хоть знаешь, за что я тебя ударил?

Сын: знаю отец.

Отец: слушаю!

Сын: за то, что я порвал штаны?

Отец: нет! Когда мы были молодые, мы тоже рвали колени.

Сын: за то, что я играл на деньги?

Отец: сынок, кто из нас в детстве не играл на деньги. И я играл, и твои старшие братья играли. мы тоже были молодые. Только запомни –голова оставалась на плечах.

Сын: за то, что я не пошёл в школу?

Отец: вот, вся твоя трагедия. В этом заключается сынок все твои несчастья. Конечно, я должен был тебя наказать, за то, что за деньги в карты играл, за порванные штаны. Только сынок, я тебя ударил за твой обман!

Обман это не ошибка, не случайность, это страшный сорняк на поле твоей души. Если его вовремя не вырвать с корнем, он заполнит все поле так, что негде будет прорасти доброму семени. Самый подлый и не достойный поступок у мужчины это Ложь.

Если ты солжешь еще раз, я тебя убью.




Абдурахман:

Лишь ступив на житейскую сцену
В предназначенной роли, старик,
Я отца настоящую цену
Поневоле с годами постиг.
И любовь, и терпенье, и слово,
И крутая тропа в вышине
Воедино сливаются снова
Потому, что отец мой во мне.



1Ведущая : Его мать Хандулай держала на плечах весь дом. И следила чтобы в очаге всегда горел огонь.

\на фоне музыки голос за кадром\

Дверцы печки растворены, угли раздуты,

И кирпич закопчен, и огонь тускловат.

Но гляжу я на пламя, и кажется будто,

Это вовсе не угли, а звезды горят.

Звезды детства горят, звезды неба родного.

Я сижу у огня, и мерещиться мне,

Будто сказка отца вдруг послышалась снова,

Песня матери снова звенит в тишине.


2 Ведущая : Здесь, таясь и робея, одиннадцатилетний Расул вывел крупные буквы своего первого стихотворения. Тут его колыбель, его первые неизгладимые впечатления бытия.


Сценка «У Очага»

Много трогательных стихов в его творчестве посвящено матери Хандулай,

Стихотворение о матери.

По – русски «мама»,

по – грузински «нана»,

А по аварски ласково «баба».

Из тысячи слов земли и океана

У этого особая судьба……..


2 Ведущая : Учителями своими Расул считал и учителей «школы Гасана», которая открылась в Цада, , и куда отец отвел сына в 5 лет. Красоту русского языка открыла там Расулу русская женщина Вера Васильевна, которой он посвятил такие строки:


1 Ведущая : Вспоминаю себя семилетнем пострелом
В дальнем горном ауле осенней порой.
На меня, как родная, она смотрела
Та приезжая женщина с речью чужой.
Первый русский урок позабыть я могу ли?
День погожий в сиянье сквозной синевы
Друг наш, Вера Васильевна, в горном ауле
Двадцать лет прожила ты – посланец Москвы.

(«Вера Васильевна»)


На сцену выходят Дедушка с детьми.

СЦЕНКА « МОЙ ДЕДУШКА»

- У меня есть дедушка,

Как зима, седой.

У меня есть дедушка

С белой бородой.


В день знакомства нашего –

Это не секрет –

Было мне полмесяца,

А ему сто лет. Магомедрасул 3в



Маленькие ласточки,

Песнями звеня,

Будят вместе с дедушкой

На заре меня. Рабият 3 в



На зарядке солнышко

Рядом видит нас.

Поднимаем руки мы

По команде: «Раз!»


А над нами мокрая

Шелестит листва.

Опускаем руки мы

По команде: «Два!» Гурия 4а


И водой холодною,

Прямо из ручья,

Вместе умываемся:

Дедушка и я. Магомедрасул 2 б


Мы беремся за руки

С дедушкой моим,

Вдоль аула нашего

Мы гуляем с ним. Абдурахман 2б


Кто ни повстречается

На дороге нам,

Кланяется дедушке,

Говорит: «Салам!»


Я шагаю с дедушкой,

Думая о том,

Что и я, наверное,

Каждому знаком. Рамазан 1а


Во дворе и в доме я

Потрудиться рада.

Говорит мне дедушка:

– Покорми цыплят!


– Цып, цып, цып!– кричу я

Посреди двора

– Цып, цып, цып!– кричу я.–

Завтракать пора! И.Фатима 1б



Для козленка нашего

Нарвала травы.

Жаль, козленка нашего

Не видали вы.


У него пока еще

Рожки – не рога.

И такой он белый весь,

Как зимой снега. Марьям 1б


Много знает дедушка

Былей-небылиц:

Про луну и солнышко,

Про зверей и птиц.


Я вопросы разные

Задаю ему:

- Где?

- Зачем?

- А скоро ли?

- Сколько?

- Почему? Амина 2а


Мне на все мой дедушка

Может дать ответ.

И не стар мой дедушка,

Хоть ему сто лет… Шейхмурадова Хадиджа 3а



Мы лезгинку с дедушкой

Любим танцевать.

Если мне приходится

Первым начинать,


То, прищурив ласково

Добрые глаза,

Бьет в ладоши дедушка

И кричит: «Арсса!» Абдуразаков Абубакар 2а




Звучит песня «Всадник пришпорь скакуна»

Плач утихает, и слышится смех.
Конь под мальчишкой горяч.
Мчится быстрее наездников всех
Детство на палочке вскачь.

Молодость прыгает на скакуна,
Сбросит скакун – ничего:
Пыль отряхнув, удалая, она
Вновь заарканит его.

Старость грустит, натянув удила:
"Снег на бровях у меня,
Если, седая, я рухну с седла,
Мне не вскочить на коня..."

Давняя песня, извечная быль.
Солнце встаёт иль луна.
Если не сед, как дорожная пыль,

Конь караковый за белым вослед
Мчится во все времена.
Если, как облако пыли, не сед, –
Всадник, пришпорь скакуна!

В книге «Мой Дагестан Расул Гамзатов говорит: «Красиво любить, тоже нужен талант. Может быть, любви талант нужен больше, чем любовь таланту, любовь сопутствует таланту, но не заменит его».         Свои самые светлые, самые страстные, самые чувственные стихи поэт посвятил женщине. Любовь к женщине –  вот  самая преданная муза поэта. А образом, в котором воплотились все  лучшие качества любимых женщин, стал образ его  жены Патимат.

«Лезгинка» под песню «По горным дорогам»

Расул Гамзатов - сердца откровенье.

 Ушел ли он? Уехал на коне ли?

 Но - все равно, к своим вернувшись предкам,

 Ушел он в память новых поколений...

 А может, - глянув сверху на долины,

 С печальным вздохом небеса раздвинул,

 И на прощанье всех людей прощая,

 Взлетел к своей он стае журавлиной


«Танец журавлей» Дети


Мы все умрем, людей бессмертных нет,
И это все известно и не ново.
Но мы живем, чтобы оставить след:
Дом иль тропинку, дерево иль слово.

Он ушел в последнюю осень, как уходят поэты, отдав нам все, что имел. Он был наш, он принадлежал всем. Он всегда возвращается, когда нам нужен – стихами, песнями. И он жив, пока мы помним о нём.

 












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!