СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мероприятие, посвященное блокаде Ленинграда

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мероприятие, посвященное блокаде Ленинграда»

Ведущий1: Здравствуйте! Скажите какой город России был переименован три раза? (Петербург)

С-П, заложенный Петром I в 1703 году на болотистом берегу Невы, стал одним из красивейших городов мира. На островах раскинулся величественный и неповторимый город. В его дворцах, на улицах и площадях вершилась история государства российского. В 1924г. он получил имя Ленинград. Самая трагическая страница в истории Ленинграда – это блокада города фашистскими захватчиками. В осаде оказалось около 4 миллионов человек из них 400 тыс. детей. 872 дня и ночи продолжалась самая кровопролитная и героическая осада в истории человечества. По плану врага, города не должно было быть на карте мира.  Они надеялись, что жестокие лишения убьют в жителях все человеческое и они, в конце концов, сдадут Ленинград. И сегодня мероприятие мы посвящаем детям блокадного Ленинграда.

Ведущий 2 Дети встретили войну в разном возрасте.

Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

Уч.1. В начале войны мне было 12 лет. Вместе с папой и братом Алёшей мы пришли в зоосад. Мы стояли в очереди на карусели, ели мороженое…И вдруг по радио объявили, что началась война. Фашистская Германия напала на нашу страну.

Уч2. Мне было шесть лет. Я с мамой собиралась ехать в деревню к бабушке. Мы уже стояли на платформе, папа говорил, что скоро приедет, и мы будем кататься на лодке и плавать в реке.... И вдруг по радио объявили, что началась война. Мы с мамой вернулись домой, а папа записался на войну добровольцем.

Уч. 3 Я, ученица 74-й ленинградской школы. Война застала меня на даче около посёлка Тосно Ленинградской области. Когда фашисты ворвались в деревню, я установила связь с подпольем и стала собирать для партизанского отряда разведывательные сведения.

Уч. 4 Мне было пять лет. Я играл с мальчишками во дворе. Вдруг выбежала мама, она было чем-то очень сильно напугана. Она постоянно твердила: «Война! Война! Сынок, война!»

Ведущий 1. 8 сентября 1941 года город Ленинград оказался со всех сторон окружён врагами – кольцо сомкнулось. Город оказался в очень тяжёлом положении. Началась блокада! Немцам удалось разбомбить склады с продуктами. Продовольствия осталось очень мало. Поэтому уже в ноябре хлеб в Ленинграде выдавался только по карточкам. Блокадная пайка хлеба составляла всего 125 граммов в день на одного человека. Самым тяжелым испытанием стала зима 1941-1942г.

Пока ведущий читает: дети замирают поворачиваются к друг другу и одевают: шапки, шубы, платки, варежки и т.д., расстапаются, чтобы было видно буржуйку.

Ведущий 2. В этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки , были примеси соломы, травы-лебеды, древесных опилок.

И всё же блокадная пайка хлеба та единственная ниточка, которая соединяла ленинградцев с жизнью!

Пока ведущий читает Уч. 1 достает кусочек хлеба, все смотрят на хлеб.

Уч.2 Ой, как есть хочется!

Уч 1 Терпи и мне хочется. Ты думаешь, хлеб теперь просто хлеб? Получил 125грамм, и ешь сразу? Нет, сейчас надо найти самый «сытый» способ есть хлеб. Надо, чтобы паек не сразу в животе оказался.

Уч 3 Это как?

Уч 4 Нет, я не могу удержаться Кусочек-то совсем маленький, съешь и не заметишь.

Уч 1 А вечером что будешь есть? У мамы спросишь, а ей ведь на заводе еще работать.

Уч. 2 "Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Я раньше тоже не знала... Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо, как можно дольше, жевать этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их... Чтобы ни одна крошечка не пропала....ни одна крошечка...."

Уч.1 Один день мог показаться вечностью. Вы не представляете, каким длинным голодному человеку кажется день. Час, минута… Долго ждешь обеда… Потом ужина

Трамваи не ходили… Воды нет, отопления нет, электричества нет. Но самое страшное — голод. Я видел человека, который жевал пуговицы. Показывает пуговицы Маленькие и большие пуговицы. Люди сходили с ума от голода…

Уч 3. Вслед за голубями и ласточками вдруг стали исчезать в городе кошки и собаки. Мы умирали... Мамина подруга привела нам свою собаку. И мы ее тоже съели. И если бы не собака, мы бы не выжили. Конечно, не выжили бы. Это — ясно. Уже начали опухать от голода… Собака была большая и ласковая. Два дня мама не могла… Как решиться? На третий день она привязала собаку к батарее на кухне, а нас выгнала на улицу…

Помню эти котлеты… Помню…Очень хотелось жить

Уч. 4. На моих глазах девочка украла на базаре у одной женщины булочку. Маленькая девочка… Ее догнали и повалили на землю. Начали бить… Били страшно. Смертным боем. А она торопилась доесть, проглотить булочку. Проглотить раньше, чем ее убьют…

Уч. 2 У меня была мечта — поймать воробья и съесть…

Редко, но иногда птицы появлялись в городе. Даже весной все смотрели на них и думали об одном, о том же, о чем думала я. Отвлечься от мыслей о еде ни у кого не хватало сил. От голода я ощущала внутри постоянный холод, страшный внутренний холод. Также и в солнечные дни. Сколько на себя ни надень, холодно, нельзя согреться.

Очень хотелось жить…

Уч. 4 Зимой для воды растапливали снег. Варили суп из горчицы, перца и соли. Весной в парке щипали траву, собирали корешки, потом выручала лебеда. Этим и кормились. …Еще помню, я ходила по улицам и в каждом камушке видела хлеб, поднесу ко рту – камень…

Ведущий1. Но пришли и другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. До 40градусов. Замерзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре закончилось топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет., внутренние стены квартир покрылись изморозью. Целые семьи гибли от холода и голода

Шаг вперед Уч 3. С одеялом и хлебом

Я к ним подойду. Одеялом укрою, 
О чём-то скажу, но они не услышат. 
Спрошу - не ответят... А в комнате - трое. 
Нас в комнате трое, но двое не дышат. 
Я знаю: не встанут. Я всё понимаю... 
Зачем же я хлеб на три части ломаю? Возвращается

Ведущий 2. К декабрю 1941года город оказался в ледяном плену Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домовГород молчал

Город был без кошек собак без птиц

Только звучал метроном

Ведущий 1 Ведь стук метронома напоминал им ритмичные удары гигантского сердца великого города, он успокаивал и внушал уверенность

Ведущий 2 Не смотря ни на что , и ясли, и детские сады, и школы работали! Гордым вызовом врагу была работа 39 школ в осаждённом городе; местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий.

Ведущий 1. В классах было очень холодно, замерзали даже чернила. Печурка не могла обогреть классное помещение, и ученики сидели в пальто, в шапках и рукавицах. У классной доски было холодно и темно. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.

Ученики шатались от голода. Но они продолжали учиться!

  Уч 1 У нас был девиз «Все для победы!»: получил «пятерку» – убил Ганса (офицера), получил «четверку» — убил Фрица (солдата), получаешь «двойку» — значит, стреляешь по своим.

Уч 3. Когда появилась первая травка, мы выпалывали её всю подряд и ели с солью. Когда во дворе травы не осталось, нас выводили на улицы и там мы не гуляли и не играли, а сидели на корточках, как старички, и щипали травку, щипали и ели, ели. Я держалась какой-то силой но ноги были опухшие. Помню, я увидела на дороге нарисованные классики,  подняла ногу и хотела подпрыгнуть, но, увы! ноги не слушались, я расплакалась в ужасе, что я никогда не смогу прыгать.

Уч 4. Новый год в школе навсегда врезался в память. На первое — суп с вермишелью с удивительно вкусной клейкой гущей. На второе — гречневая котлета и пюре из сушеной картошки, я пюре съел, а котлету спрятал маме. На третье — компот из сухофруктов с кругляшками яблок на донышке стакана. И еще ломтик черного хлеба. А в завершении вручили подарок. В подарке были конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. О, это был замечательный праздник!

Ведущий 1. Во время блокады вся страна сочувствовала ленинградцам и сопереживала им. Со всех концов огромной страны люди посылали в Ленинград подарки – продукты, тёплую одежду.

Ведущий 2. Так как немцы не давали приблизиться к Ленинграду. Было решено проложить дорогу по льду Ладожского озера. Так велико было значение этого пути, что прозвали ленинградцы его «дорогой жизни». По «дороге жизни» в Ленинград везли хлеб, а из города вывозили обессиленных детей.

Ведущий1. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. Все кто обслуживал ледовую трассу – водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики, - работали в необычайно сложных условиях: в цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбёжками и обстрелами.

Память народа хранит немало подвигов, совершенных во время доставки драгоценного груза.

Ведущий2. В январе 1943 года был пробит небольшой коридор. По этому коридору в Ленинград стали завозить продовольствие. Но окончательно город удалось освободить только в январе следующего, 1944 года. Город находился в блокаде больше двух лет – 900 дней!!!

Ведущий 1 К концу блокады в живых останется 560 тыс. жителей - в 5 раз меньше, чем в начале блокады.

Уч 2.: А я хотела быть портнихой и шить красивые платья и рубашки! Первое платье я бы сшила своей мамочке! Я погибну в октябре 42-го. Не успею добежать до бомбоубежища.

Уч 1: А я хотел быть летчиком. Потому что я очень люблю смотреть на небо! Нас с сестрой расстреляет немецкий самолет. В ноябре 41 года.

Уч 4: Я мечтал сначала стать геологом, потом решил стать поваром. Что бы никогда больше не голодать. Я умру в феврале 42-го. От голода.

Уч 3: я с братом останусь жива…И теперь у нас с ним одна мечта - пусть больше никогда… НИКОГДА не повторится война. Пусть больше никогда не повторится блокада.

Ведущий 2. В истории Великой Отечественной войны нет другого такого примера, когда многомиллионный город жил и боролся в течении 900 труднейших блокадных дней и не только выстоял, но и победил!












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!