СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мероприятие, посвящённое биографии А.С. Пушкина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие, посвящённое биографии А.С. Пушкина

Просмотр содержимого документа
«Мероприятие, посвящённое биографии А.С. Пушкина»

Поэт и любовь.



На сцене стоит кресло. Справа трое ведущих . Слева за мольбертом художник. Пушкин выходит под руку с Натальей Гончаровой, усаживает её перед мольбертом. Художник рисует портрет.Звучит негромкая музыка в исполнении ученицы на рояле .


Пушкин.

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моём средь медленных трудов

Одной картины я желал быть зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спасатель –

Она с величием, он с разумом в очках,

Одни, без ангелов , под пальмою Сиона.

Исполнись мои желания . Творец

Тебя мне ниспослал , моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец…


Выступления учащихся сопровождаются показом презентации.


Ведущий 1. Тихим октябрьским вечером А.С. Пушкин попросил художника Карла Брюллова нарисовать портрет своей молодой жены Натальи Николаевны. Он звал её просто – Натали . Чувство глубокой любви он сохранил к жене на протяжении всёй их совместной жизни . Кто же она, эта женщина, которой выпало счастье и одновременно испытание быть любимой такого челове-ка ?

Ведущий 2. О ней говорили разное в веке прошедшем и в веке нынешнем . А Пушкин как будто чувствовал, что его счастье не может быть длительным. Поэтому Брюллов и рисовал этот портрет, запечатлевая образ прекрасной женщины для потомков.

Ведущий 3. Спокойное лицо с тонкими чертами, нежность в каждом движении… А платье Натали надела то, в котором Александр Сергеевич её впервые увидел и полюбил . Это был самый счастливый день в их жизни.


Пушкин. Моя встреча с Натальей Гончаровой , моей милой, пре-лестной нежной Натали, произошла зимним вечером 1828 года на балу у танцмейстера Йогиля . Я даже не собирался в этот день никуда выезжать , но вдруг ко мне забегает Вяземский , в своей бобровой шубе, мокрой от снега , и прямо с порога кричит…


Вбегает Вяземский .


Вяземский. Пушкин ! Мой милый Пушкин! Поехали к Йогелю выбирать мне молоденькую невесту!

Пушкин. Я не успел ни слова сказать , как очутился в санях.

Вяземский. А через некоторое время мы подъехали к роскошному особняку.

Пушкин. Лунный свет заливал улицу , сыпал пушистый снег.

Вяземский . А из особняка доносились звуки музыки. В больших окнах мелькали силуэты нарядных дам и кавалеров.


Выходят дамы и кавалеры. Исполняют классический танец.


Пушкин. Никогда ещё с таким грустным чувством я не приезжал на бал. Тайное предчувствие томило меня и волновало душу. Пётр что-то говорил мне и показывал на молоденьких барышень , которые впервые появились в светском обществе. И вдруг какая-то сила заставила меня обернуться. Я увидел её - в прозрачном облаке воланов и кружев , в толпе молодых поклонников, в окружении многочисленной родни и знакомых … Я шагнул навстречу своей судьбе.


Пушкин приглашает Натали на танец . Остальные кавалеры отходят в сторону.


Ведущий 1. С тех пор , как Пушкин шагнул навстречу Натали, для него не было ничего прекраснее и дороже её. Он понял, что это прелестное создание составит его счастье.


Пушкин. Я думал, сердце позабыло

Способность легкую страдать.

Я говорил: тому , что было

Уж не бывать! Уж не бывать!

Прошли восторги и печали,

И легковерные мечты…

Но сердце вновь затрепетало

Пред мощной властью красоты…


Натали. Звезда моя! Свет предречённых дней!

Твой путь и мой. Судьба их сочетает.

Твой луч светя звучит в душе моей ,

В тебе она заветное читает.

И жар её, твой отблеск верный здесь,

Гори, гори! Не выгорит он весь!...


Звучит романс «Гори, гори, моя звезда…»


Ведущий 2. Не так уж легко и просто было соединить Пушкину свою судьбу с Натальей Николаевной. Её мать, скупая до чрезвы -чайности, злобная и сварливая, терзала душу Александра Сергееви- ча, то требуя свидетельства о его политической благонадёжности , то без конца жалуясь на свою бедность и невозможность тратиться на приданое ( на что Пушкин и не рассчитывал ). Мать Натали устраивала оскорбительные сцены , иногда доводила поэта до исступления.


Пушкин. Снова тучи надо мною

Собралися в тишине,

Рок завистливой бедою

Угрожает снова мне …

Сохраню к судьбе презренье?

Понесу ль навстречу ей

Непреклонность и терпенье

Гордой юности моей?...

Но , предчувствуя разлуку,

Неизбежный, грозный час,

Сжать твою, мой ангел ,руку

Я спешу в тяжелый час...


Ведущий 3. 16 апреля 1830 года Александр Сергеевич обратился

с письмом к шефу жандармов графу Бенкендорфу,прося выдать ему нечто вроде свидетельства о благонадёжности…


На сцену выходит Бенкендорф, которому Пушкин вручает прошение.


Пушкин. Госпожа Гончарова боится отдать свою дочь за челове-ка, который имел бы несчастье быть на дурном счету у государя.


Бенкендорф. Ваше положение зависит только от вас. В нём не может быть ничего ложного и сомнительного, если вы сами не сделаете его таким. Я рекомендую вам передать эту записку, кому вы найдёте нужным. Его императорское величество с благосклон- ным удовлетворением принял известие о предстоящей вашей женитьбе и при этом изволил выразить надежды,что вы хорошо испытали себя и в своём сердце и характере нашли качества, необходимые для того, чтобы составить счастье такой женщины, как Наталья Гончарова.


Бенкендорф уходит.


Пушкин. А я не строил иллюзий насчёт будущей женитьбы

и возможного счастья.

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал?

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал? …


Ведущий 4. В откровенном, письме к матери Натали вскоре после того, как было сделано предложение ,Пушкин писал…


Подносит письмо матери Натали.


Мать Натали. (в окружении светских дам читает). Только любовь и нежность помогли мне заслужить расположение вашей дочери. Но, будучи окружена всегда восхищением, надолго ли она сохранит это расположение? Ей станут говорить , что лишь несчастная судьба помешала ей заключить другой, более равный, более блестящий, достойный союз. Не возникнут ли у неё сожаления? Бог мне свидетель , что я готов умереть за неё… Перейдём к вопросу о денежных средствах.До сих пор мне хвата-

ло моего состояния. Хватит ли его после моей женитьбы? Я не потерплю ни за что на свете , чтобы жена моя испытывала лишения , чтобы она не бывала там, где она призвала блистать , развлекаться. Чтобы угодить ей, я согласен принести в жертву всё, чем я увлекался в жизни, моё вольное существование…


Ведущий 4. Около двух лет тянулась история сватовства поэта. Наконец согласие было получено.


Мать Натали подаёт ведущему бумагу ,которую тот передаёт Пушкину.


Пушкин. (вскрывая письмо ). Участь моя решена ! Я женюсь …

Та, которую я любил целых два года, которую везде отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством – боже мой ! - она моя … Я никогда не хлопотал о счастии. Теперь мне нужно на двоих…


Ведущий 4. В конце августа ,накануне свадьбы, Пушкин уехал в Болдино для устройства своих денежных дел. Ехал совсем на короткое время, но вынужден был задержаться в деревне , окру-женный холерным карантином . Три месяца тревог ,тоски , ожида-ния, беспокойства за невесту , оставшуюся в Москве . Три месяца уединения и необычайного, нечеловеческого взлёта таланта и творческих способностей. Болдинская осень…


Звучит музыка .Пушкин и Гончарова на сцене читают по очереди письма.

Пушкин. Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете - а душу твою люблю ещё более твоего лица.

Натали . Тебя, мой ангел, люблю так , что выразить не могу, с

тех пор, как здесь , я только и думаю , как бы удрать в Петербург

к тебе … Кроме тебя , в моей жизни мне утешения нет…

Пушкин. О чём я думаю, Натали ? Вот о чём: чем нам жить будет? Отец не оставляет мне имения. Царь не позволяет записаться ни в помещики , ни в журналисты .Писать книги для денег, видит бог, не могу…


Гончарова. Зато для души, для тебя , для друзей и для будущего я пишу с таким увлечением и вдохновением , какого ещё никогда не испытывал… Этой удивительной осенью нельзя не писать…


Ведущий 4. В период удивительной Болдинской осени Пушкин задумал написать «Маленькие трагедии», в которых он хотел бы выразить своё отношение к любви и ненависти , к скупости и щедрости , к счастью и к тому, что делает человека несчастным.


Пушкин. Но не хочу, о други, умирать!

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать,

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей , забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

И может быть – на мой закат печальный

Блеснёт любовь улыбкою прощальной.


Ведущий 4. Пушкин увидел улыбку любимой только в начале декабря, когда наконец , была открыта дорога на Москву после длительного карантина. Он встретил Наталью Николаевну, и не было для него более счастливых мгновений. Однако почему поэт писал: «И может быть , на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной…?» Может , это предчувствие своей будущей трагической судьбы?..


Пушкин. 16 февраля , за два дня до свадьбы , в доме Павла Нащо-кина я встретился с молодой певицей из московского цыганского хора.


Выходят цыгане.


Таня. Позолоти ручку , Александр Сергеевич, нагадаю тебе

судьбу твою. Ждёт тебя невеста красивая, свадьба счастливая, а жизнь унылая. Будешь страдать и писать. А потом ждёт тебя дорога ранняя.


Цыганка. Эх! Жизнь моя цыганская! Спляши со мной – развеешься!


Исполняется цыганский танец.


Цыганка.Много лет спустя цыганка Таня , вспоминая об этом вечере, рассказала ,как поэт ,очнувшись от мыслей, попросил её спеть…

(песня Тани и цыган).

Таня. Пою я, а на сердце грусть-тоска . Как вдруг слышу: зары-дал Пушкин. Подняла я глаза , а он говорит .


Пушкин. Ах , эта песня всё во мне перевернула, она мне не радость , а большую потерю предвещает!


Цыганки с песнями уходят.

Ведущий 5. 18 февраля 1831 года- свадьба. Венчались Пушкин

и Гончарова в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот…


Звучит духовная музыка. Александр Сергеевич и Наталия Николаевна принимают поздравления.


Ведущий 5. В ту пору известная всему высшему свету Долли Фикельмон, внучка Кутузова и жена австрийского посланника , имела славу предсказательницы. Она вела дневник , и после первого приёма, сделанного семьёй Пушкиных, записала в него следующее.


Долли Фикельмон. Жена его прекрасное создание , но это меланхолическое и тихое выражение лица похоже на предчувствие несчастья. Лица мужа и жены не предсказывают ни спокойствия , ни тихой радости в будущем. У Пушкина видны все порывы страстей , у жены – вся меланхолия отречения от себя … Поэтическая красота госпожи Пушкиной проникает до самого моего сердца. Есть что-то воздушное и трогательное во всём её облике . Эта женщина не будет говорить: « Я страдаю» Но какую же трудную ей предстоит нести судьбу –быть женой поэта, и такого поэта ,как Пушкин.


Пушкин. Я женат - и счастлив : одно желание моё, чтоб ничего

в жизни не изменилось ,лучшего не дождусь…

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец…


Пушкин опять усаживает Гончарову перед художником.


Ведущий 5. Первое время жизнь Александра Сергеевича и Натали казалось безоблачной . Брюллов рисовал портреты счастливой жены. Пушкин давал советы. И всё это происходило в Царском Селе, куда переехала молодая семья после свадьбы .Там же нахо-дился и императорский двор.

Александр Сергеевич чувствовал себя счастливым, но вскоре жизнь осложнилась. Всё сильнее сжималось кольцо светской вражды , всё более ужесточался контроль со стороны царя и Третьего отделения .


Чтец 1 . В надежде славы и добра

Гляжу вперёд и без боязни:

Начало славных дней Петра

Мрачили мятежи и казни.

Но правдой он привлёк сердца,

Но нравы укротил наукой ,

И был от буйного стрельца ,

Перед ним отличен Долгорукой.

Самодержавною рукой

Он смело сеял просвещенье ,

Не презирал страны родной

То академик, то герой,

То мореплаватель ,то плотник ,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Семейным сходством будь же горд,

Во всём будь пращуру подобен:

Как он, неутомим и твёрд,

И памятью, как он, незлобен…

Ведущий 6. Царь с помощью Бенкендорфа быстро развеял эти иллюзии. Он назначает поэта камер-юнкером, чтобы постоянно видеть при дворе его прекрасную жену. Этот чин, даваемый не умудренным жизнью юношам, ужасно оскорбил Александра Сергеевича . Однако это было только начало. Бенкендорф потребо-вал, чтобы до напечатания своих произведений поэт обязательно представлял их императору на высочайшую цензуру. Чтобы он прекратил публичные чтения неблагонадежных стихов. Чтобы он внёс в тесты те изменения , которые полагают необходимыми царь и Третье отделение.


Ведущий 7. Мойка, Невский, Морская, Миллионная, Зимний дворец…Здесь метался Пушкин. Нева лежала закованная льдом, и Медный всадник застыл на вздыбленном коне. А рука поэта выво-дила на страницах драмы « Борис Годунов» всадника без царя и рядом писала:

Всегда народ к смятенью тайно склонен.

Так бодрый конь грызёт свои бразда …

Ну что ж? Конём спокойно всадник правит…

Но конь порой сбивает седока…


Ведущий 8. Александр Сергеевич словно предчувствовал, что время выбьет из самодержавного седла коронованного тирана. Но это время было где-то далеко впереди. А тогда… прекрасная Натали дарила нежные и добрые улыбки.А вместе с тем уже близка была развязка. Всё оборачивалось против Пушкина , всё толкало его к гибели : ненависть светского общества, чрезмерное внимание Николая к красоте Натали , наглые ухаживания Дантеса, подлость и грязь…


Входят Пушкин и Данзас.

Данзас. Ты настаиваешь на этих условиях?

Пушкин. Разумеется, мой друг Данзас.

Дантес. Это очень жестокие условия: барьер - десять шагов. Смертельны, я бы сказал.

Пушкин. Это ничего не меняет.

Дантес. Твои условия приняты. И Дантес ждёт тебя… На Чёрной речке.


Уходят .Звучит выстрел .

Звучит песня ,Пушкин и гончарова инсценируют ее, выходят со свечами, в конце свечи гаснут.

Данзас возвращается.


Данзас. Пушкин стрелялся с Дантесом . Рана поэта оказалась смертельной. Умирая , Александр Сергеевич испытывал величай-шие испытывал величайшие муки. Но, несмотря на это, думал о других, и прежде всего о семье. Простился с близкими и нашёл в себе силы сказать слова утешения Наталье Николаевне. 27 января 1837 года поэта не стало.


Чтец 2. Нет, бил барабан перед смутным полком,

Когда мы вождя хоронили:

То зубы царевы над мёртвым певцом

Почётную дробь выводили.

Такой уж почёт, что ближайшим друзьям –

Нет места . В изглавьи , в изножьи,

И справа , и слева – ручищи по швам –

Жандармские груди и рожи.

Не диво ли- и на тишайшем из лож

Пребывать понадзорным мальчишкой.

На что-то ,на что–то , на что-то похож

Почёт сей, почётно – да слишком!

Гляди, мол, страна , как молве вопрёки,

Монарх о победе печется!

Почётно-почётно-почётно архи-

Почётно, -почётно – до чёрту!

Кого ж это так - точно воры вора

Пристреленного – выносили?

Изменника? Нет. С проходного двора –

Умнейшего мужа России.

(М.Цветаева)


Ведущий 6. Через полтора столетия Марина Цветаева напишет: «Нет. Гончарова просто роковая женщина, то место, вокруг которого сталкиваются все силы и страсти. Смертоносное место- как Елена Троянская повод, а не причина войны, так и Гончарова – не причина, а повод смерти Пушкина , с колыбели предначертан-ной. А судьба выбрала самое простое и верное орудие смерти- красавицу.»


У могилы Н.Н.Пушкиной. Под аккомпанемент ученицы на рояле выходят ведущие и чтецы.

«Здесь похоронена Ланская…»

Снега некрополь замели,

А слух по-прежнему ласкает

Святое имя – Натали.

Как странно , что он – Ланская

Я не Ланской цветы принёс,

а той , чёй образ возникает

из давней памяти и слёз.

Нам каждый день её был дорог

до той трагической черты,

до Чёрной речки, за которой

настало бремя суеты.


Как странно, что она –Ланская .

Ведь вслед за выстрелом сама

Оборвалась её мирская,

её великая судьба.

И хорошо , что он не знает,

Как шли потом её года.

Она фамилию сменяет,

другому в церкви скажет «да»


Но мы её не осуждаем.

К чему былое ворошить.

Одна осталась – молодая .

с детьми , а надо было жить.


И всё же как-то горько это,

не знаю, чья уж тут вина,

что для живых любовь поэта

так от него отдалена.

(А.Дементьев)




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!