СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мероприятие "Театр теней"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мероприятие "Театр теней"»

1 Жанр работы: учебная литература

2 Сведения об авторе:

фамилия, имя и отчество - Чекан Антонина Петровна

место работы - ГУО «СШ №29 г. Гомеля»

занимаемая должность - учитель физики

домашний адрес– 246054 г. Гомель, ул Мазурова дом 77 кв 43

служебный адрес - 246045 г. Гомель ул Огоренко дом 29а

мобильный телефон – 3752914017032

домашний телефон – 8-0232-781326

паспортные данные:

серия НВ номер 2323361

кем и когда выдан 11.02.2011 Центральным РОВД г. Гомеля

личный номер 4231182НО34РВ5

фотография автора



«ТЕАТР ТЕНЕЙ»

Первый вопрос, который можно услышать от учащегося 8 класса уже изучающего физику: «Для чего я должен изучать физику? Она мне всё равно не пригодится!» Т.е. учащийся, перейдя в 7 класс и знакомясь с новым для него предметом физика, получает так много информации, что он начинает «ненавидеть» физику за «непонятную» и «ненужную» для жизни информацию. Конечно, если учитель физики ставит перед собой только одну задачу: «вложить» знания в головы учеников во что бы то ни стало, не заботясь о том, насколько понятными и востребованными будут получаемые учащимися знания, то, как говорит народная присказка «грош цена такому делу». Таким образом учителя (или будущие учителя) должны научиться преподнести новый материал таким образом, чтобы учащиеся с интересом и желанием узнать больше воспринимали его, т.е. необходимо повышать мотивацию у учащихся к изучению физики.

Существует много методов повышения мотивации к изучению физики у учащихся, например приведение интересных или интригующих фактов на уроке, применение наглядного пособия и демонстрационного эксперимента. Одним из эффектных и эффективных методов повышения мотивации может быть проведение внеклассного мероприятия по физике, в ходе которого учащихся знакомят с физическими процессами и явлениями в игровой форме. Игра при этом может быть ролевой, развивающей, обучающей, основанной на создании занимательных для детей проблемных ситуаций. В ходе игры учащиеся должны получить информацию о многообразии проявлений изучаемых явлений, о практической важности знания их причин и законов, заинтересоваться ими. Таким образом, игра должна способствовать формированию внутренней мотивации учащихся на изучение предмета.

Именно эта цель выдвигалась нами как одна из основных при разработке сценария внеклассного мероприятия – «Театр теней» для восьмиклассников. Это мероприятие проводится пред началом изучения геометрической оптики. В сценарии включены:

  1. театрализованные сценки с использованием теневого театра,

  2. проблемные ситуации, к примеру разбираются вопросы: «Каким образом работают солнечные часы? Бывают ли цветные тени?»,

  3. конкурсы, связанные с образованием теней различной формы, размеров,

  4. элементы французских мастерских: конкурс конструкторов: нужно из имеющихся материалов сделать калейдоскоп или перископ или камеру-обскура.

В ходе данного мероприятия учащиеся применяют уже имеющиеся у них знания, однако имеются вопросы, ответы на которые учащиеся не могут дать. Таким образом, у учащихся появляется мотив для изучения на уроках теоретического материала, необходимого для ответа на имеющийся вопросы.


«ТЕАТР ТЕНЕЙ»

Ой, тени, тени черные,

Кого вы не нагоните?

Кого не перегоните?

Вас только, тени чёрные,

Нельзя поймать – обнять.

Некрасов.

Кто из нас не любовался новогодней ёлкой, переливающейся разнообразными огнями? Кто не любовался чудом природы радугой, возникающей после дождя? Свет волнует, завораживает человека, свет необходим для жизни всего живого на Земле.

Вопрос о природе света является одним из самых сложных.

Итак, мы начинаем. Сегодня мы рады вас приветствовать на игре – «Театр теней», во время которой вас ожидают конкурсы и весёлые игры, викторины. Данная игра предваряет новый раздел физики – оптику. Оптика – это наука, изучающая свойства света, его физическую природу и взаимодействие с веществом. Чтобы разобраться во всех премудростях этой науки мы должны изучить такой раздел, как геометрическая оптика.

На протяжении всей игры вас ожидают разнообразные задания, выполняя которые вы будете приближаться всё ближе и ближе к разгадке того, что же такое свет.

Игра будет состоять из двух частей:

  1. в первой части вы посмотрите спектакль с использованием теневых проекций. Ваша задача: внимательно смотреть за происходящим на экране и запоминать или помечать на листиках основные моменты, то, что вы считаете главным. Эти сведения могут вам помочь в нахождении правильных ответов во второй части игры.

  2. во второй части – вам будут предложены разнообразные задания в форме игр, конкурсов и викторин.

Итак, мы начинаем.


Сказочник: Однажды в солнечный день на лесной поляне встретились три друга: сова, заяц и медвежонок.

Заяц: Вчера, гуляя по лесу, я увидел пещеру и захотел посмотреть, что там внутри. Только я зашёл во внутрь, как напротив меня, возле стены, увидел чудовище. У чудовища были длинные уши, а само оно было огромного роста. Это чудовище шло впереди меня. Я очень испугался. «Дай, - думаю, - спрячусь за валуном, авось оно уйдёт». Спрятался и жду. Тишина. Никого нет. Выхожу и, опять, появилось это чудовище. Я ещё больше испугался и как побежал, а оно за мной. Чудовище гналось за мной до самого выхода из пещеры, и потом куда-то исчезло.

Сова рассмеялась: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!

Заяц: Сова, почему ты смеёшься? Неужели так смешно?

Сова: Ха-ха-ха! Заяц, какой же ты глупый, да ты же испугался собственной тени.

Заяц: Как это так – испугался собственной тени?

Сова: А вот как! Давайте сходим в пещеру, и вы сами всё увидите.

Заяц: Нет! Я туда не пойду! Я, я боюсь!

Сова: Не бойся! Мы же вместе пойдём!

Сова: Вот мы и пришли.

Заяц: Я, я боюсь идти туда!!!

Медвежонок: Не бойся! Если кто-нибудь нападёт на нас, я вас защищу!!

Сказочник: Итак, ваши герои зашли в пещеру.

Заяц: Смотрите, смотрите!!!

(показывает на противоположную стену)

Сказочник: У противоположной стены они увидели три чудовища: первое чудовище – толстое, с огромным туловищем и с маленькой головой, второе - с длинными ушами, худым телом и с коротенькими лапами, третье чудовище имело крылья, туловище у него было без головы, с хохолком сверху.

Заяц увидел чудовище и заплакал от страха.

Медвежонок сказал: А, ну, подходи!!!

(и замахал лапами).

Сказочник: И вдруг одно из чудовищ замахало лапами. Заяц ещё больше испугался.

Сова: Успокойся! Это же ваши тени! Смотрите! Если я подыму крыло, то и тень подымит крыло, я начну прыгать – и она тоже прыгает. Заяц, подыми одну лапу, видишь, твоя тень тоже подняла лапу. Медвежонок, помаши лапами – и твоя тень тоже махает лапами.

Сказочник: Заяц и медвежонок рассмеялись и от радости стали прыгать и махать лапами.

Медвежонок: Если это мы, т.е. наши тени, то почему они такого огромного роста?

Сова: Это очень просто. Медвежонок, подойди ближе к стене. Видишь, как изменился размер тени?

Сказочник: Медвежонок медленно стал подходить к стене, и с каждым его шагом тень становилась всё меньше и меньше.

Медвежонок: Я понял, если мы подходим ближе к стене – тень уменьшается, а, если отходим от стены – удлиняется.

Заяц: Сова, а откуда берутся тени?

Сова: Сейчас я всё объясню. Свет, который попадает в пещеру через вход, огибает нас и проецирует наше изображение на стене пещеры. Вот откуда взялись такие огромные тени.

Заяц: Какой же я был глупый – испугался собственной тени.

Сказочник: Вот так наши герои узнали, откуда берутся тени и как в зависимости от расстояния между предметом и экраном изменяются их размеры.


Сценарий спектакля (и ссылки на приложение, где содержатся методическое описание оборудования).

Вы просмотрели спектакль. Кто-то из вас сделал себе пометки или запомнил то, о чём шла речь в спектакле. Теперь переходим ко второй части нашей игры.


«Весёлые тени».

Вам даны: источник света (лампа), предмет и экран. Подумайте, сколько различных форм теней можно показать? Что при этом необходимо изменять? Побеждает тот, кто покажет больше форм теней


«Я вижу воздух!!!».

Как-то, сидя у окна и наблюдая за происходящим во дворе, мальчик Дима неожиданно воскликнул: «Я увидел воздух!!!» Однако все мы знаем, что воздух, состоящий из различных газов, мельчайших пылинок и т.д., нельзя увидеть. Подумайте и решите спор: Можно или нельзя увидеть воздух? Если да, то, каким образом? Если же нет, то, что на самом деле увидел Дима?



«Пойманные тени»

Прадеды наши умели если не ловить свои тени, то извлекать из них пользу: с помощью теней рисовали «силуэты» - теневые изображения человеческой фигуры.

В наши дни благодаря фотографии каждый имеет возможность получить портрет или запечатлеть черты дорогих ему людей. Но в XVII веке люди не были так счастливы: портреты, заказываемые художникам, стоили больших денег и были доступны лишь немногим. Вот почему так распространены были силуэты: до известной степени они заменяли тогда современные фотографии.

Курьёзно происхождение самого слова « силуэт»: он заимствовано от фамилии французского министра финансов середины XVIII века, Этьена де Силуэт, призывавшего своих расточительных современников к разумной бережливости и упрекавшего французскую знать в чрезмерных тратах на картины и портреты. Дешевизна теневых портретов подала повод шутникам называть их портретами «a la Silhouette» («по Силуэту»).

Силуэты получались механическим путём и в этом отношении напоминали противоположную им светопись. Мы пользуемся светом, предки наши для той же цели пользовались его отсутствием – тенью. Не думайте, что простой темный абрис не может дать представления о характерных чертах оригинала. Напротив, удачный силуэт отмечается иногда поразительным сходством с оригиналом.

Эта особенность теневых изображений – при простоте контуров давать сходство с оригиналом – заинтересовало некоторых художников, которые стали рисовать в таком роде целые сцены, ландшафты и т.п.

Сейчас каждая из команд должна посовещаться и выбрать двух игроков, один из которых будет «заказчик портрета», другой – «художник». Задача «художника» посредством имеющихся источника света, белого экрана с прикрепленным на нём белым листом и карандаша нарисовать портрет «заказчика» (здесь возможен и другой вариант: от одной команды выходит «художник», а от другой – «заказчик», тогда конкурс можно назвать просто «пойманная тень»).


С давних пор использует зеркала не только для любования собой, но и для различных целей.

Существует легенда о неприятельском флоте, спаленном Архимедом. Архимед из древних Сиракуз. Однажды к Сиракузам подошёл неприятельский флот. Архимед велел всем женщинам взять зеркала и выйти на городские стены. По его команде они навели солнечные зайчики на мачту одного из кораблей. Корабль тут же запылал. Зайчики перескочили на второй, затем на третий корабль, и неприятельский флот превратился в пылающий костёр. Вот, что, значит, сконцентрировать энергию в нужной точке пространства [№1].

В наше время зеркала нашли очень широкое применение не только в быту, но и в промышленности, в науке, в медицине.

Так для получения более быстрого загара делают усеченный конус из листа толстой фольги, который разомкнут, и может быть одет как воротничок на шею широким основанием наружу.


«Юные шифровщики».

Каждый из вас смотрел захватывающие шпионские фильмы - «Дети шпионов» или «Приключения Джеймса Бонда». Сегодня вам предлагается поучаствовать в одном расследовании. Нашими разведчиками были получены секретные бумаги, однако они зашифрованы. Каждой команде мы раздали по одному такому листику с зашифрованным текстом. Ваша задача – подумать и расшифровать текст. Побеждает та команда, какая быстрее расшифрует текст.


«Калейдоскоп»

Каждый из вас видел игрушку – калейдоскоп. Это очень занимательный старинный прибор, при помощи которого можно рассматривать красивые, никогда не повторяющиеся узоры. Они проходят друг за другом, возникают один из одного, подчиняясь движению руки, в которой вы держите калейдоскоп. Маленький поворот руки или щелчок пальцем – и волшебная картинка меняется. Единственный способ сохранить узоры – сразу зарисовать их. Правда, на акварели не будет той прелести, которую придаёт узорам их прозрачность. Калейдоскоп основан на свойстве зеркал, поставленных друг против друга или под углом друг к другу, умножать изображать изображение, повторять его много раз [№2].

Если калейдоскоп у вас есть, не нужно рассказывать, какие волшебные узоры он показывает. Но, если его у вас нет, то нужно сделать калейдоскоп самим.

На ваших столах лежат различные запчасти:

  • две зеркальные и одна из картона пластинки, одинаковые по размеру (3,5-4см на 15см);

  • три стеклянные пластинки в виде кружков, диаметр которых зависит от размеров пластинок зеркальных и из картона;

  • лист тонкого картона размером 12-15см или 14-15см и лист толстого картона размером 15-17см или 17-17см;

  • двойной кружок из тонкого картона с отверстием по середине;

  • кусочки из цветного стекла;

  • набор резинок, клей, краски.

Задача ваша будет следующая – подумать или вспомнить, как выглядит калейдоскоп, после чего самим сделать свой калейдоскоп.


«Чтение по Брайлю».

Разговаривая о свете, мы просо обязаны знать, как видят глаза. Иначе мы, чего доброго, будем, как некогда древние, думать, что из глаз исходят тонкие щупальца, ощупывающие всё вокруг [№4].

Примитивный глаз характерен для насекомых и ракообразных. Состоит такой глаз из множества отдельных «глазков» - фасеток, покрывающих выпуклый глаз насекомого. Такие глаза хорошо видят вокруг, особенно движение, но нечётко.

Простейшие животные, не имеющие специального органа зрения, если и «видят» свет, то просто ощущают его кожей. Также кожей ощущают свет и слепые. Скоре всего, они чувствуют тепло, переносимое светом.

От команды выбирается один человек, который подходит к столу. На столе находится тёмный мешок, на дне которого располагается дощечка с наклеенным на ней шнурком в форме какого-то слова или формулы. Задача игрока отгадать, что выложено на дощечке. Ваша задача с помощью чувствительности рук определить, что выложено на дощечке.



Список использованных источников
  1. Власов К.Н. Мир научной фантастики на уроках физики. – М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1963.- с. 98-111.

  2. Рабиза Ф.В. Простые опыты. Забавная физика для детей. - М.: «Детская литература», 2002.

  3. Гулиа Н.В. Удивительная физика: О чём умолчали учебники.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. – 416с.

  4. Гулиа Н.В. Удивительная физика: О чём умолчали учебники.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. – 416с.

  5. Перельман Я.И. Занимательная физика. Книга 1. - М.: Изд-во «Наука», 1976.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!