ГОУ ЛНР «Молодогвардейская средняя школа № 21»
ДОКЛАД
к выступлению
на заседании методического объединения
учителей естественно-научного цикла
«Мероприятия
по отслеживанию развития и
поддержке талантливых детей»
Подготовила:
учитель математики
Стяжкина Светлана
Анатольевна
Молодогвардейск, 2022
Современному российскому обществу необходимы творческие, активные, неординарно мыслящие люди, способные к перспективному планированию и нестандартному решению задач.
Талантливые дети и молодежь – это будущая профессиональная элита страны, поэтому необходимо уделять пристальное внимание развитию и поддержке одаренных учащихся в системе массового образования.
Одна из важнейших задач каждого педагога и школы в целом – создание благоприятной развивающей среды, раскрытие способностей учеников, активизация их творческого мышления, воспитание инициативных личностей, готовых к обучению в течение всей жизни.
Мероприятия по отслеживанию и поддержке одаренных детей
В системе отслеживания развития и поддержки талантливых детей можно выделить следующие этапы:
Выявление одаренных и талантливых детей. Такая работа ведется учителями-предметниками совместно с классными руководителями и школьным психологом. Используются различные диагностические методики: наблюдение, составление характеристик учащихся, анкетирование детей, учителей, родителей, «Карты интересов».
Работа по поддержке и развитию творческих способностей детей, их активной самореализации.
Формирование банков данных по талантливым и одаренным детям, анализ их особых достижений и успехов.
В нашей школе ведется системная работа по всем перечисленным направлениям.
По результатам диагностики можно выделить следующие категории одаренных детей:
Учащиеся, имеющие высокий общий уровень умственного развития. Такие дети демонстрируют заметные успехи по многим учебным предметам.
Учащиеся, у которых отмечается умственная одаренность в определенной области науки или деятельности – физико-математической, естественно-научной, филологической и т.п.
Учащиеся, не достигшие заметных успехов в учении, но при этом обладающие яркой познавательной активностью, оригинальным мышлением (обычно выявляются в старшем школьном возрасте).
Для развития способностей детей по отдельным предметам целесообразно реализовать индивидуальный подход и дифференциацию учебного материала. Для этого используются:
- элективные курсы;
- дополнительные занятия по подготовке к различным предметным конкурсам и олимпиадам;
- проведение предметных недель или декад;
- нестандартные уроки;
- интеллектуальные и деловые игры;
- научно-практические конференции;
- олимпиады, проекты, конкурсы, соревнования;
- творческие и проблемные задания в рамках учебных занятий.
Основной формой организации учебного процесса в школе по-прежнему остается урок. По моему мнению, очень важно создать благоприятные условия для деятельности детей во время учебных занятий. К талантливым учащимся необходим особый подход, что связано с их опережающим развитием и неординарными взглядами на окружающий мир. Как учитель математики, я использую различные формы организации и проведения уроков, стараюсь активно внедрять в учебный процесс современные образовательные технологии, чтобы раскрыть и поддержать индивидуальные возможности учащихся.
Формы и приемы работы на уроках характеризуются значительным разнообразием и направлены на дифференциацию и индивидуализацию учебных заданий. Широко используются групповая, парная и индивидуальная работа, творческие задания, различные формы стимулирования познавательной активности учащихся, проблемные ситуации, диалоги, дискуссии.
Важное место в развитии одаренных детей занимают олимпиады и предметные конкурсы различного уровня, в том числе в онлайн-формате. Помимо «классических» олимпиад, наши ребята участвуют в олимпиадах на «Инфоуроке», «Мультиуроке», порталах «Солнечный свет», «Мир педагога» и других. Они позволяют учащимся познать себя, оценить свои возможности и потенциал, самоутвердиться.
Подготовка к олимпиадам и предметным конкурсам
Наряду с урочной деятельностью я и другие педагоги нашей школы проводят такие мероприятия по подготовке учащихся к олимпиадам городского и более высоких уровней:
Организация предметных недель и декад для выявления скрытых способностей школьников и развития одаренных учащихся. При подготовке к таким неделям проявляется заинтересованность детей, стремление узнать что-то новое и интересное по предмету, они активно предлагают свою помощь в подготовке мероприятий. В рамках предметных недель проводятся интеллектуальные конкурсы, викторины, игровые уроки, квесты, квизы, круглые столы, дискуссии, обсуждения любопытных математических фактов, знакомство с историей математики и биографиями математиков, обсуждение новостей из мира науки.
Индивидуальные и групповые дополнительные занятия по учебным предметам в каждой параллели. В планах подготовки обязательно учитываются основные темы и разделы учебных курсов, которые часто встречаются в олимпиадных заданиях.
Проектная деятельность.
Подготовка банка заданий, организация и проведение школьных туров олимпиад.
Поощрение одаренных детей
Стимулирование учебной деятельности детей осуществляется не только с помощью интересных заданий, проблемных ситуаций, формирования внутренней мотивации. Важно и внешнее, материальное поощрение. Оно реализуется вручением заслуженных грамот, дипломов, свидетельств, благодарностей, публикациями в СМИ и соцсетях, подтверждающими учебные успехи школьников.
Проводится планомерная работа педагогов с родителями: индивидуальные консультации, совместное раскрытие способностей одаренных детей.
В завершение хотелось бы сказать, что любой из талантливых учащихся уникален и работа с ними требует искусных и продуманных действий талантливых педагогов.
Учителям, работающим с детьми, нужно проявлять себя творческими, профессионально грамотными, способными к экспериментальной, организаторской и научно-исследовательской деятельности.
Педагогам надо уметь работать нестандартно, быть готовыми к сотрудничеству и самосовершенствованию, уметь строить доверительные межличностные отношения, уважать личность и идеи детей, признавать право на ошибку с любой стороны. Именно такие учителя стимулируют мыслительную деятельность учащихся, выявляют их таланты и создают благоприятную творческую среду и прочную систему поддержки одаренных школьников.