СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мероприятия по отслеживанию развития и поддержке талантливых детей

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тезисы к выступлению на заседаниии методического объединения учителей естественно-научного цикла.

Просмотр содержимого документа
«Мероприятия по отслеживанию развития и поддержке талантливых детей»

ГОУ ЛНР «Молодогвардейская средняя школа № 21»



ДОКЛАД

к выступлению

на заседании методического объединения

учителей естественно-научного цикла



«Мероприятия

по отслеживанию развития и

поддержке талантливых детей»



Подготовила:

учитель математики

Стяжкина Светлана

Анатольевна







Молодогвардейск, 2022

Современному российскому обществу необходимы творческие, активные, неординарно мыслящие люди, способные к перспективному планированию и нестандартному решению задач.

Талантливые дети и молодежь – это будущая профессиональная элита страны, поэтому необходимо уделять пристальное внимание развитию и поддержке одаренных учащихся в системе массового образования.

Одна из важнейших задач каждого педагога и школы в целом – создание благоприятной развивающей среды, раскрытие способностей учеников, активизация их творческого мышления, воспитание инициативных личностей, готовых к обучению в течение всей жизни.


Мероприятия по отслеживанию и поддержке одаренных детей

В системе отслеживания развития и поддержки талантливых детей можно выделить следующие этапы:

  1. Выявление одаренных и талантливых детей. Такая работа ведется учителями-предметниками совместно с классными руководителями и школьным психологом. Используются различные диагностические методики: наблюдение, составление характеристик учащихся, анкетирование детей, учителей, родителей, «Карты интересов».

  2. Работа по поддержке и развитию творческих способностей детей, их активной самореализации.

  3. Формирование банков данных по талантливым и одаренным детям, анализ их особых достижений и успехов.

В нашей школе ведется системная работа по всем перечисленным направлениям.


По результатам диагностики можно выделить следующие категории одаренных детей:

  1. Учащиеся, имеющие высокий общий уровень умственного развития. Такие дети демонстрируют заметные успехи по многим учебным предметам.

  2. Учащиеся, у которых отмечается умственная одаренность в определенной области науки или деятельности – физико-математической, естественно-научной, филологической и т.п.

  3. Учащиеся, не достигшие заметных успехов в учении, но при этом обладающие яркой познавательной активностью, оригинальным мышлением (обычно выявляются в старшем школьном возрасте).


Для развития способностей детей по отдельным предметам целесообразно реализовать индивидуальный подход и дифференциацию учебного материала. Для этого используются:

- элективные курсы;

- дополнительные занятия по подготовке к различным предметным конкурсам и олимпиадам;

- проведение предметных недель или декад;

- нестандартные уроки;

- интеллектуальные и деловые игры;

- научно-практические конференции;

- олимпиады, проекты, конкурсы, соревнования;

- творческие и проблемные задания в рамках учебных занятий.


Основной формой организации учебного процесса в школе по-прежнему остается урок. По моему мнению, очень важно создать благоприятные условия для деятельности детей во время учебных занятий. К талантливым учащимся необходим особый подход, что связано с их опережающим развитием и неординарными взглядами на окружающий мир. Как учитель математики, я использую различные формы организации и проведения уроков, стараюсь активно внедрять в учебный процесс современные образовательные технологии, чтобы раскрыть и поддержать индивидуальные возможности учащихся.

Формы и приемы работы на уроках характеризуются значительным разнообразием и направлены на дифференциацию и индивидуализацию учебных заданий. Широко используются групповая, парная и индивидуальная работа, творческие задания, различные формы стимулирования познавательной активности учащихся, проблемные ситуации, диалоги, дискуссии.

Важное место в развитии одаренных детей занимают олимпиады и предметные конкурсы различного уровня, в том числе в онлайн-формате. Помимо «классических» олимпиад, наши ребята участвуют в олимпиадах на «Инфоуроке», «Мультиуроке», порталах «Солнечный свет», «Мир педагога» и других. Они позволяют учащимся познать себя, оценить свои возможности и потенциал, самоутвердиться.

Подготовка к олимпиадам и предметным конкурсам

Наряду с урочной деятельностью я и другие педагоги нашей школы проводят такие мероприятия по подготовке учащихся к олимпиадам городского и более высоких уровней:

  1. Организация предметных недель и декад для выявления скрытых способностей школьников и развития одаренных учащихся. При подготовке к таким неделям проявляется заинтересованность детей, стремление узнать что-то новое и интересное по предмету, они активно предлагают свою помощь в подготовке мероприятий. В рамках предметных недель проводятся интеллектуальные конкурсы, викторины, игровые уроки, квесты, квизы, круглые столы, дискуссии, обсуждения любопытных математических фактов, знакомство с историей математики и биографиями математиков, обсуждение новостей из мира науки.

  2. Индивидуальные и групповые дополнительные занятия по учебным предметам в каждой параллели. В планах подготовки обязательно учитываются основные темы и разделы учебных курсов, которые часто встречаются в олимпиадных заданиях.

  3. Проектная деятельность.

  4. Подготовка банка заданий, организация и проведение школьных туров олимпиад.

Поощрение одаренных детей

Стимулирование учебной деятельности детей осуществляется не только с помощью интересных заданий, проблемных ситуаций, формирования внутренней мотивации. Важно и внешнее, материальное поощрение. Оно реализуется вручением заслуженных грамот, дипломов, свидетельств, благодарностей, публикациями в СМИ и соцсетях, подтверждающими учебные успехи школьников.

Проводится планомерная работа педагогов с родителями: индивидуальные консультации, совместное раскрытие способностей одаренных детей.


 В завершение хотелось бы сказать, что любой из талантливых учащихся уникален и работа с ними требует искусных и продуманных действий талантливых педагогов.

Учителям, работающим с детьми, нужно проявлять себя творческими, профессионально грамотными, способными к экспериментальной, организаторской и научно-исследовательской деятельности.

Педагогам надо уметь работать нестандартно, быть готовыми к сотрудничеству и самосовершенствованию, уметь строить доверительные межличностные отношения, уважать личность и идеи детей, признавать право на ошибку с любой стороны. Именно такие учителя стимулируют мыслительную деятельность учащихся, выявляют их таланты и создают благоприятную творческую среду и прочную систему поддержки одаренных школьников.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!