СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Мещанин во дворянстве» Сатира на дворянство и невежественных буржуа в комедии.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Мещанин во дворянстве» Сатира на дворянство и невежественных буржуа в комедии.»

Тема: «Мещанин во дворянстве» Сатира на дворянство и невежественных буржуа в комедии.

Цели: познакомить с историей создания комедии; выявить интригу, смысл и образы комедии; углубление представлений о жанре комедии;развитие умения воспринимать текст драматического произведения;развитие умения характеризовать персонажа драматического произведения.



Как гений он знает всё…

Он описывает жизнь, происшествие, частное лицо, а получается общечеловеческий порок и страсть…”

К.С. Станиславский о Мольере.

Ход урока


1. Организационный момент

2. Актуализация знаний.

– К какому веку относится расцвет классицизма во Франции?

– С какими общественными явлениями он связан?

– Что вы знаете о правиле трёх единств?

3. Мотивация.

Вслушайтесь в слова Ж.Б.Мольера:

«Поскольку назначение комедии состоит в том, чтобы развлекать людей, исправляя их,

я рассудил, что по роду своих занятий я не могу делать ничего более достойного, чем бичевать пороки моего века...»

- Какие пороки человечества вы знаете?

- Какие пороки своего века бичевал, то есть придавал осуждению Ж.Б.Мольер? Снова вернемся к статье учебника.


4.Объявление темы и целей урока.

Сегодня мы поговорим о бессмертной комедии «Мещанин во дворянстве». Наша задача рассмотреть комедии с нравственной точки зрения и проанализировать ее как комедию эпохи классицизма.


5. Работа над темой урока.

История создание комедии.

«Из истории создания комедии "Мещанин во дворянстве"».

Своим возникновением эта бессмертная комедия обязана анекдотическому случаю. В 1669 г. в Париже находилось турецкое посольство. Турецкий посол, несмотря на пышный приём Людовика XIV, не выразил никакого восхищения по поводу увиденного великолепия. Турецкий посол при французском короле как-то неосмотрительно заметил, что конь у турецкого султана украшен роскошнее, чем корона Людовика XIV. Разгневанный монарх приказал посадить посла под домашний арест, а потом и вовсе выслать из Франции.Король был обижен и заказал Мольеру пьесу, в которой можно было бы посмеяться над турецкими церемониями.

Король еще пожелал, чтобы Мольер в одной из своих пьес выставил турок в смешном виде, и драматург написал произведение, где вдоволь поиздевался как над турецкой, так и над доморощенной французской помпезностью. Впервые пьеса была сыграна 14 октября 1670 года.


Пьеса "Мещанин во дворянстве" написана Мольером в 1670 году. Первое представление комедии было дано в королевском замке Шамбор 14 октября 1670 года. Непосредственным поводом написания комедии было указание Людовика XIV, данное Мольеру, - высмеять турецкие церемонии, создать на них пародию. Оскорблённый заявлением турецкого посла о том, что на лошади его повелителя больше драгоценных камней, чем на короле Франции, Людовик сперва велел засадить турка под домашний арест, а затем, выслав его из Франции, устроил такую своеобразную месть. В театре Пале-Рояль комедия была показана 23 ноября 1670 года. Роль господина Журдена исполнял Мольер. Первый русский перевод комедии был выполнен П.Свистуновым и издан в 1761 году. Первая постановка - 25 января 1756 года в Российском театре в Санкт-Петербурге.

Словарная работа

Мещанин – 1) мелкий домовладелец, торговец, ремесленник; 2) человек с мелкими, сугубо личными интересами, с узким кругозором и неразвитыми вкусами, безразличныйц к интересам общества.

Дворянин – человек привилегированного класса.


Главная сюжетная линия, на которой построена пьеса Мольера, отражает определенный исторический этап развития класса буржуазии во Франции. Чувствуя себя равными дворянам по своим материальным возможностям, многие представители буржуазии стремились подражать дворянским манерам, внешнему стилю и образу их жизни. Однако в XVII в., во времена Мольера, наряду с преклонением перед «благородными», растет и самосознание французского буржуа, чувство классового достоинства, в силу которого люди мещанского звания сознательно не хотели ни уподобляться дворянам, ни вступать в родство с ними. Мольеровская комедия написана в поддержку таких людей и как осмеяние пренебрежения к своему происхождению, к традициям своего сословия; смысл комедии выражен в самом ее названии.

Работа над содержанием комедии.

Почему Журдену так хочется походить на дворянина?

Как г.Журден пытался стать галантным дворянином?

Что ему мешает в осуществлении этого желания?

Чем обеспечивается комизм героев и ситуаций? Какие моменты раскрывают нам несоответствие стремления Журдена занять высокое положение в свете и его внутренних возможностей, умственного и духовного развития, вкуса?

Речевая характеристика.

1; 5,7 наедине и 3;2-3 с членами семьи. Речь изобилует вульгаризмами.

Что собой представляют учителя Журдена? 1; 1-2 учитель музыки, учитель фехтования.

Как можно прокомментировать слова учителя музыки: «Деньги выпрямляют кривизны его суждений»?

Кто вам показался на этих уроках смешнее и безобразнее? (учитель философии)

2;6 -= учитель философии

Какие свойства характера Журдена раскрываются на уроках?

Выразительное чтение 2; 8-9. Как ведет себя Журден во время присерки? Как буржуа или дворянин?

В каких сценах проявляется грубоватая, примитивная, но деятельная, живая и не лишенная здравого смысла натура Журдена?

Журден простодушен, упрям, наивен, тщеставен.

Новый наряд. 3;1-2-3

Как оценивают поведение Журдена его жена и служанка Николь?

Почему эта сцена вызывает смех?

В чем видит Журден свое преимущество перед женой и служанкой? Это преимущество мнимое или настоящее? Что такое мнимое?

Для мещанина Журдена уже одно дворянское имя является гарантией всех высших человеческих достоинств. Он исполнил свое желание как можно более приблизиться к титулованным особам: быть похожим на них внешне, одеваться, разговаривать, проводить время так, как делают это они. уже немолодой, семейный человек, он выбирает себе «даму сердца» в лице маркизы Доримены и надеется добиться ее благосклонности великосветским обхождением. С этой целью Журден нанимает себе учителей, заказывает серенады и балетные представления в честь маркизы, одевается в самые модные костюмы, не замечая, как нелепо выглядят они на его нескладной фигуре. Даже дочь свою он решил выдать замуж только за дворянина.


Каковы на самом деле аристократы, покорившие воображение Журдена?

Расскажите о Доранте. 3;4,

Как ведет себя Дорант с Журденом? Как на самом деле относится? Зачем тогда Дорант общается с Журденом? Какие виды у Журдена на Доранта?

Доримене 3; 18-19

Дворяне не только издеваются над Журденом: используя его тщеславие и доверчивость, граф Дорант попросту грабит его, беззастенчиво обманывая, когда делает вид, что помогает Журдену в любовных делах. Нечистоплотным представлен граф и в его отношениях с маркизой Дорименой: он тратит для её удовольствий деньги Журдена, делая вид, что он богат. Автор комедии намекает на важную примету времени: материальное положение многих представителей дворянства оставляет желать лучшего. В свою очередь, для маркизы сила чувства определяется затраченными на неё суммами, а состояние поклонника является решающим аргументом в его пользу. При этом расчётливость прикрывается тонкой хитростью: "Я хочу положить конец вашей расточительности: чтобы вы больше на меня не тратились, я решила выйти за вас замуж, не откладывая".

В своем ослеплении Журден по-детски доверчив, он наивно верит всему, что ему говорят граф и маркиза. Учитель это понимает и потому смеется над простаком Журденом.

6. Итоги урока. Рефлексия.

7. Домашнее задание:







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!