СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Место общения в жизни общества

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Место общения в жизни общества»

Печатные издания (основная литература по психологии общения)



  1. Волков, Б. С. Психология общения: педагогическое общение [Текст]: учебник для СПО / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, Е. А. Орлова ; под общ. ред. Б. С. Волкова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 333 с.

  2. Коноваленко, М. Ю. Психология общения [Текст] : учебник для СПО / М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 468 с.

  3. Панфилова, А.П. Психология общения [Текст]: учебник для СПО/ А.П.Панфилова. – М.: Академия, 2017. – 368с.

  4. Панфилова, А.П. Психология общения [Текст]: учебник для СПО/ А.П.Панфилова. – М.: Академия, 2017. – 368с.

  5. Психология общения: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н.И.Леонов. – 5-е изд., перер. и доп. – Москва– Издательство Юрайт, 2020, Гриф УМО ВО.– 193 с. (Профессиональное образование). – Текст

  6. Столяренко Л.Д., Психология общения : учебник для колледжей / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин – Изд. 5-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2020. – 317 с. (Среднее профессиональное образование)



Печатные издания (дополнительная литература)

  1. Андреева, Т. М. Социальная психология / Т. М. Андреева.- М.: Аспект Пресс, 2000. – 376 с.

  2. Столяренко, Л.Д. Психология общения: учебник / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – Ростов н / Д.: Феникс, 2013. – 317 с.

Электронные издания

  1. Волков, Б. С. Психология общения: педагогическое общение : учебник для СПО / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, Е. А. Орлова ; под общ. ред. Б. С. Волкова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 333 с. — Книга находится в ЭБС ЮРАЙТ. Для просмотра следует получить пароль при регистрации. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/99AEFC31-B866-42D9-ACFA-A6E3B922FC7F

  2. Институт новых технологий [Электронный ресурс]. - Текстовые данные, фото и видео.. - Режим доступа: http://www.int-edu.ru.,

  3. Интернет-государство учителей [Электронный ресурс]. - Текстовые данные, фото и видео. - Режим доступа: http://www.intergu.ru/., свободный

  4. Информационный портал для работников системы образования [Электронный ресурс]. Текстовые данные, фото и видео. - Режим доступа: http://www.zavuch.info/

  5. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Текстовые данные, фото и видео. - Режим доступа: http://www.ed.gov.ru., свободный

  6. Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс]. - Текстовые данные, фото и видео. - Режим доступа: http://www.school.edu.ru/., свободный

  7. Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс]. - Текстовые данные, фото и видео. - Режим доступа: http://www.edu.ru/., свободный

  8. Школьное образование [Электронный ресурс]. - Текстовые данные, фото и видео. - Режим доступа: http://edu.rin.ru/school/index.html., свободный





Раздел 1: Социально- психологическая характеристика общения

Тема: Место общения в жизни общества

ПЛАН:

  1. Понятие общения. Функции общения

  2. Общественные и межличностные отношения

  3. Место и природа межличностных отношений

  4. Единство общения и деятельности


    1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ. ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ



Общение – это потребность человека как социального, разумного существа, как носителя сознания. Сознание же человека формируется в процессе общения между людьми. Процесс сознательного общения, совершающийся на основе совместной деятельности, осуществляется посредством речи.

Общение – это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого.

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в котором реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют 3 взаимосвязанных стороны общения:

1. коммуникативная сторона состоит в обмене информацией между людьми;

2. интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми (например: согласовать действия, распределять функции или повлиять на настроение, поведение, убеждение собеседника);

3. персептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и устанавливать на этой основе взаимопонимания.


Выделяют следующие функции (цели) общения:

1) контактная функция — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;

2) информационная функция — обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями;

3) побудительная функция — стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;

 4) координационная функция — взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;

 5) функция понимания — адекватное восприятие и понимание смысла сообщения взаимное понимание — намерений, установок, переживаний, состояний;

6) эмотивная функция — возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;

7) функция установления отношений — осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид;

8) функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.


2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ


Каждый индивид выполняет немало различных социальных ролей, т. е. фиксированных позиций в системе общественных отношений, определенного нормативного образца поведения, ожидаемого от каждого, занимающего эту роль. Общественные отношения являются безличностными, когда взаимоотношения между людьми определяются лишь теми социальными ролями, которые они занимают, без учета особенностей их исполнения.

Обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальной роли вызывает в других членах группы ответные реакции и тем самым в группе возникает система межличностных отношений.

Важнейшая черта межличностных отношений - их эмоциональная основа. Это значит, что межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Эти чувства могут быть конъюнктивными - сближающими, объединяющими людей и дизъюнктивными-разъединяющими их.

Социальная роль. Социальная роль понимается как безличная норма, не зависящая от личных свойств выполняющих ее индивидов. Хотя требования, предъявляемые к человеку ролью, далеко не всегда формулируются однозначно, как в воинском уставе или должностной инструкции, они тем не менее достаточно объективны.

Общественные отношения – отношения между социальными группами или между индивидами как представителями социальных групп (идеологические, политические, социальные, экономические и др.). Они носят безличный характер и реализуются во взаимодействии социальных ролей.

Межличностные отношения – отношения между людьми, входящими в общую для них группу, которые проявляются в характере и способах взаимовлияний в процессе совместной деятельности и общения.

Межличностные отношения отличаются от общественных наличием эмоциональной основы, т. е. в процессе непосредственного общения возникают определенные эмоциональные проявления различной интенсивности.


3. МЕСТО И ПРИРОДА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ


Схематически место и природа межличностных отношений можно представить в виде схемы:






общественные отношения

Общество





межличностные

отношения


Идеологические

Политические

Социальные

Экономические


Предложенная структура означает, что для каждого участника межличностные отношения могут представляться единственной реальностью любых отношений. Хотя в действительности содержанием межличностных отношений является любой вид общественных отношений, т.е. определенная социальная деятельность.

Однако, природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений. Их важнейшая специфическая черта – эмоциональная основа. Эмоциональная основа межличностных отношений: они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению к друг другу. Исходя из этого, можно выделить 2 группы:

1. Коньюктивные – сюда относятся разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства.

2. Дизъюктивные – сюда относятся разъединяющие людей чувчтва, когда другая сторона выступает неприемлемая, и желания к сотрудничеству не возникает.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!