Образовательная социальная сеть
Урок по русскому языку "Местоимение как часть речи" 4 класс:
Тема: Местоимение как часть речи.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели: освоить определение понятия «местоимение», сформировать умение находить местоимения в тексте, заменять имена существительные местоимениями, учить распознавать местоимения среди других частей речи.
Формируемые УУД:
познавательные- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков;
- коммуникативные- инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
регулятивные- постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
- личностные- нравственно- этическое оценивание усваеваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Планируемые результаты:
Предметные:
-
формирование представлений о местоимении, как части речи;
-
распознавать местоимения среди других частей речи;
-
знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
-
овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.
Личностные.
-
развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке;
-
развитие самостоятельности;
-
развитие интереса к изучению русского языка.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
-
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.
Коммуникативные УУД.
-
учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Познавательные УУД.
-
уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, карточки с тестом, карточки с местоимениями, карточки со словами для определения местоимения, учебник.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
- Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи!
Каждой минутой трудясь дорожи!
Самое удивительное в мире, это человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу, передайте свое хорошее настроение. Спасибо.
Проверьте, как организовано ваше рабочее место, как расположены учебник и письменные принадлежности.
Садитесь.
II.Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения.
Учите русский годы к ряду
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда-
И та награда в нем самом!
- Что хотел сказать поэт? ( Нужно учить русский язык)
- Для чего надо учить русский язык? ( Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)
- Нам нужно учить русский язык, чтобы узнать много нового, полезного, чтобы быть грамотными.
III. Актуализация опорных знаний.
А сейчас внимание,
Необычное задание.
Какая тема урока у нас?
Разберемся мы сейчас.
Учитель: Прочитайте текст и скажите, какая ошибка в нем допущена.
Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником. Сова имеет мощные когти и чуткие уши.
- О какой птице говорится в данном тексте? ( о сове)
- Какая речевая ошибка допущена в этом тексте? ( Повтор слова сова)
- Как исправить эту ошибку? ( Заменить слова сова другим словом.)
- Каким словом можно заменить слово сова? ( Птица, она)
- Какой текст получится? Прочитайте.
Сова – хищная птица. Она считается лучшим охотником. У птицы мощные когти и чуткие уши.
- Какой частью речи является слово сова? ( именем существительным)
- Вместо какой же части речи мы употребили слово она? ( вместо имени существительного).
- К какой части речи относится это слово? (Местоимение)
- Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить? ( о местоимении)
-Что такое местоимение?
-С какими местоимениями вы уже знакомы? ( С личными.)
- Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, что такое местоимение; узнать особенности местоимений, научиться распознавать местоимения в речи, выяснить какова роль местоимений в речи.)
IV.Открытие нового знания.
С темой разобрались,
За работу все взялись!
- Скажите, как мы пишем в тетрадях?
- Мы пишем в тетрадях правильно, красиво, чисто, аккуратно, грамотно.
- Открываем тетради, записываем дату, классная работа.
Минутка чистописания.(3 мин)
Чтоб проверить у всех старание,
У нас минутка чистописания.
- Мы будем сегодня прописывать букву «о» (Слайд 5)
Пальчиковая гимнастика:
Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетради будут элемент писать.
(Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз.)
- Напишите строчку слов: он,она, оно, они.
- Обратите внимание на соединение букв.
2)Работа по учебнику.
- Открываем учебник на с. 51. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел? Как он называется?
- Прочитаем, что мы вспомним, узнаем, чему будем учиться.
- Ребята, для начала выясним, почему же эта часть речи получила такое название?
- Может быть это уже кто-то знает? ( ответы уч-ся)
Оказывается, слово местоимение произошло от двух греческих слов анти
( вместо) и онима ( имя).
- Попробуйте сделать вывод, что такое местоимение. ( спросить несколько человек)
- Итак, местоимение – часть речи, которая заменяет имена существительные.
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
V.Работа по теме урока.
-Ребята, а где мы можем узнать информацию о личных местоимениях? (Мы можем прочитать правило в учебнике)
- Прочитайте правило( с.52). Назовите личные местоимения?
- Какова их роль в речи? (Указывают на предмет, но не называют его).
- У вас на парте лежат карточки со словами, приготовьте их. Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос: (дети крепят местоимения на доску)
- Как бы вы сказали про себя, используя местоимение? (Я)
- Про друга ? ( он)
- Про подругу? ( она)
- Про детей ? ( они)
- Как бы вы обратились к другу ? ( ты)
- А к взрослому человеку? ( Вы)
- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать? (Мы)
-Если мы говорим о солнышке? (Оно).
- Запишите местоимения в тетрадь.
-Найдите в словаре значение слова личный.
(Составьте предложения со словом личный.)
- Как вы думаете, почему местоимения называются личными? (Все они указывают на лицо или лица).
Перечислим еще раз все личные местоимения.
Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все местоимения.
- Спасибо.
VI.Физминутка
Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете.
Я, красивый, друзья, мы, ты, солнечный, убежать, он, она, и, вы, зимний, прыгать, оно.
VII.Закрепление изученного материала.
- Работа в парах.
У вас на столе карточки.
Задание:
1) Задание к данному тексту.
Заменить повторы слов личными местоимениями. Вместо какой части речи употребили местоимения? Записать исправленные предложения. Подчеркнуть местоимения.
Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.
- Проверка.
- Кто прочитает получившейся текст.
(Слайд 6)
Лиса - хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим она приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.
- Как подчеркнули местоимения? (Одной чертой, как существительное)
- Почему? (Местоимение употребляется вместо существительного и отвечает на вопрос существительного, играет роль подлежащего в предложении)
-Сделайте вывод: Местоимения в речи могут заменять повторяющиеся слова. Местоимение не называет предмет, а указывают на него. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.
Игра «Открой секрет» (Слайд 7)
Тыква, короны, ворона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.
Задание: Перед вами слова, запишите их в тетрадь.
В каждом слове спряталось местоимение, найдите его и подчеркните.
- Проверка. (Слайд 8)
- Поднимите руки те, кто выполнил задание верно.
VIII. Рефлексия.
Графический диктант
(Учитель читает утверждение, учащиеся ставят знак «+», если согласны с ним, и знак « - », если не согласны).
-
Местоимение – часть речи.
-
Здесь записаны только местоимения: мы, он, ох, она, они, ты.
-
Он – это местоимение.
-
Местоимения не называют предмет и не указывают на него.
-
Личные местоимения заменяют имена существительные.
(Проверка.)
- Ребята, перед каждым из вас лежат карточки со знаками препинания. Оцените свою работу. Кто хорошо работал, часто поднимал руки и правильно отвечал, достиг целей – тот прикрепляет на доску восклицательный знак, а кто мало отвечал и не всегда правильно, не всех целей достиг – тот прикрепляет вопросительный знак. Подойдите к доске и прикрепите нужный знак. Не переживайте, на следующих уроках мы продолжим работать над темой « Местоимение».
IX. Итог урока.
Учитель: Наш урок заканчивается, подведем итоги урока.
- Итак, что же такое местоимение?
- Назовите личные местоимения?
- Почему они так называются?
- В чём сходство и различие местоимения и имени существительного?
X. Домашнее задание.
Упр. 110 (с.53), правило (с.52).