СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Металлургический комплекс России

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Металлургический комплекс России»

Конспект урока географии в 9 классе

по теме : « Металлургический комплекс»

Раздел: « Главные отрасли и межотраслевые комплексы»

Составила:

Балябина Любовь Николаевна,

учитель географии МОУ СШ № 34,Волгоград


Место в учебном плане: десятый урок раздела « Главные отрасли и межотраслевые комплексы».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Виды деятельности и формы работы: фронтальная работа; работа с текстом учебника, с картой « Черная и цветная металлургия», индивидуальная работа на местах, работа в парах.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, атласы и контурные карты для 9 класса.

Литература: Алексеев А.И., Низовцев В.А., Ким Э.В. География. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс; - М.:Дрофа.

Дидактический материал:

Для учителя: мультимедийная презентация.

Для учащихся: атласы, контурные карты.


Планируемые результаты:

Предметные. Давать определение понятиям: черная и цветная металлургия, объяснять факторы размещения производств металлургии, называть основные металлургические базы и крупные металлургические центры России.

Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы и оценки; ставить цели своей деятельности.

Коммуникативные: выражать свои мысли в соответствии с задачами; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современными средствами коммуникации, Умение работать в группе, слушать собеседника, вести диалог, аргументировать свою точку зрения;

Познавательные: анализировать и делать выводы о влиянии разных факторов размещения на предприятия металлургического комплекса; сравнивать и делать выводы о значении металлургических баз для развития хозяйства страны.

Личностные. Понимание ценности научного знания для становления гуманистических ценностных ориентаций, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.


Учащиеся должны усвоить следующие понятия и связи:

  • Черная и цветная металлургия, предприятия полного цикла и предприятия передельной металлургии, сплав, чугун, сталь , прокат.

  • Развивать навык работы с картой, на примере работы с картой « Черная и цветная металлургия»

  • Отработать умения и навыки учащихся работы с картами атласа и контурной картой.


Учащиеся должны научиться:

  • Показывать и называть основные металлургические базы страны и крупные центры металлургии..

  • Объяснять факторы размещения, влияющие на географию различных отраслей металлургического комплекса.


Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка проблемы.

  4. Изучение нового материала.

  5. Практическая часть.

  6. Рефлексия

  7. Домашнее задание

Ход урока.

Этапы урока

Применение ТСО

Действие учителя

Действия обучающихся

I. Организационный момент, 1-2 минуты


Контроль посещаемости. Проверка готовности к уроку.

приветствуют учителя

II. Актуализация знаний

Цель для обучающихся: организация класса, подготовка к работе на уроке.

Цель для педагога:

Вызвать интерес к предстоящей учебной деятельности.

Задачи

Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях;

- формирование умения задавать вопросы;

- развитие познавательных интересов и инициативы учащихся;

- владение коммуникативными умениями, культурой ведения беседы, ведение диалога.

Метод обучения:

- словесный (беседа)

- наглядный (презентация)

Метод организации работы: фронтальный.












Презентация

слайд №1





Учитель. Добрый день, ребята. Сегодня мы знакомимся с ещё одним комплексом. Наверняка, изучая историю, вы сталкивались с такими понятиями как медный век, бронзовый век, железный век. Откуда взялись эти названия?



Учитель.

А в наше информационное время металлы по-прежнему имеют большое значение или их роль постепенно уменьшается?


Учитель.

Как будет звучать тема урока.




Учитель. А какие вопросы мы должны рассмотреть в этой теме, что бы оценить значение металлургии в развитии хозяйства страны.




Учитель. Какую практическую работу можно сделать как проверку результатов урока?






Ответ обучающихся:

Древние люди использовали эти металлы и сплавы для изготовления орудий. Со временем металлы и сплавы становились все более прочными и долговечными.



Ответ обучающихся:

Возможно, сейчас используются какие-то новые сплавы и металлы. А какая-то часть их заменяется более дешёвыми пластиками.



Металлургический комплекс.




Ответ обучающихся:

Особенности получения металлов и сплавов.

Состав отраслей, которые входят в металлургический комплекс;

Географию и факторы размещения производств.

Ответ обучающихся:

На контурной карте отметить те географические объекты, которые будут названы во время урока.


III. Постановка проблемы.

Цель для педагога – развивать учебно-информационные умения: Развивающий аспект цели данного этапа связан с развитием опоры на собственный опыт и наблюдения, установление причинно-следственных связей, развитие речи.

Задачи:

-Вызвать интерес к предмету через практико-ориентированную проблемную ситуацию;

-развивать умение правильно выражать свои мысли.

Цель для обучающихся: осознание необходимости овладения новыми знаниями. Обучающиеся определяют цели и задачи урока.

Критерии определения уровня внимания и интереса к уроку:

-доступность учебного материала;

-эмоциональный настрой обучающихся.

Методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия: похвала, создание ситуации успеха (фактор доступности и наглядности учебного материала)

Формы и методы организации фронтальной деятельности обучающихся:

- словесный (беседа, вопросы педагога и ответы учащихся)

- наглядный (презентация)



слайд №2











слайд № 3


Учитель: Наш город уникален. 130 лет назад здесь был построен уникальный металлургический комбинат. Сейчас он называется « Красный Октябрь». Что выпускают на нем?

Но здесь нет, ни железной руды, ни каменного угля для работы этого производства. Почему же он был построен французами именно в Царицыне, а не в другом южном городе?






Но он по-прежнему работает, не смотря на несколько кризисов, когда производство почти остановилось.





Учитель.

Проблема:

Какие главные причины влияют на размещение и эффективную работу металлургического комбината.



Ответ обучающихся:

Сталь и прокат.





Ответ обучающихся:

Скорее это связано с расположением на Волге, так как в 19 веке речной транспорт был наиболее развитым. И ещё Волгоград (Царицын) имел всегда уникальное положение на транспортных путях между западом и востоком и севером и югом.



Возможно, его продукция имеет высокое качество и востребована на рынке.



IV Изучение нового материала.

Цель для педагога – развивать учебно-информационные умения: умение работать с реальными объектами как с источниками информации. Подведение обучающихся к выполнению поставленных в начале урока целей и задач.

Учитываются индивидуально- учебные и возрастно-психологические особенности обучающихся.

Цель для обучающихся:

Понимать отличия между черной и цветной металлургией, объяснять факторы размещения производств металлургии,


- Если у обучающихся возникли трудности при выполнении задания, они получают индивидуальные консультации.

слайд № 4









Фото














слайд №6













слайд № 7

презентация в программе NOTEBOOK

Учитель: Откроем текст учебника на странице 63 « Ключевые слова и выражения».

Дополните фразу:

а) « В состав металлургического комплекса входят _____________ и _____________ металлургия».

б) «В металлургии широко распространена ______________ -

объединение на одном предприятии производств различных отраслей, связанных между собой».


Задание. Составьте схему (технологическую цепочку) металлургического комплекса используя текст на стр. 57.



Давайте порассуждаем:

В чем отличия черной и цветной металлургии?

-Черная металлургия использует в качестве сырья железную руду и уголь. В результате получаем сплавы с углеродом сталь и чугун.

-Цветная металлургия использует в качестве сырья руды цветных металлов. Самые востребованные из них - алюминиевые руды (бокситы и глинозем), медные, никелевые, свинцово-цинковые , оловянные.




Какие же отрасли можно выделить в составе металлургического комплекса?





Какие особенности нужно будет учитывать при размещении производств?





Можем ли сейчас мы ответить, какие причины влияют на работу комбината «Красный Октябрь»



В таком случае перейдем к практической части.

а) « В состав металлургического комплекса входят _черная_ и _цветная___ металлургия».

б) «В металлургии широко распространена _концентрация_ -

объединение на одном предприятии производств различных отраслей, связанных между собой».









Добыча и обогащение

Выплавка металла

Производство проката;

Переработка вторичного сырья



ответ обучающихся:

Черная металлургия

Цветная металлургия

Железная руда и уголь чаще встречаются;

Более дешевое производство;

Концентрация производства;

Большие объемы продукции востребовано на рынке.

Редко встречаются;

Содержат много примесей;

Для производства алюминия необходимо много электрической энергии и воды


ответ обучающегося: Черная металлургия полного цикла;

Передельная металлургия;

Алюминевая промышленность;

Медная; никелевая; свинцовая и другие

ответ обучающегося:

сырьевой, водный , энергетический в зависимости от отрасли. И экологический для всех, так как это одни из самых опасных производств.



ответ обучающегося:

Пока у нас не достаточно информации для ответа.

V. Практическая часть

Цель для педагога:

Формирование умения применять полученные знания самостоятельно на практике;

Диагностирование уровня усвоения учебного материала;

Цель для обучающихся: Демонстрация на практике умения обобщать, делать выводы, переносить полученные знания, умения, навыки в новую ситуацию.

сопоставлять карты с целью выявления закономерностей размещения основные металлургических баз и крупных металлургических центров России.

анализировать и делать выводы о влиянии разных факторов размещения на предприятия металлургического комплекса; сравнивать и делать выводы о значении металлургических баз для развития хозяйства страны.


Метод работы: практический словесный, проблемный, частично-поисковый.

Форма работы: индивидуальная, с последующей взаимопроверкой.

Методы оценивания: ободрение, похвала.


Работа с атласом


Технологическая карта









Учитель географии.

Откроем в атласе карту « Черная и цветная металлургия» ( крупно на экране интерактивной доски.)


Давайте попробуем заполнить

технологическую карту используя карту и текст в учебнике на странице 59-62.










Какие выводы мы можем сделать, Почему разнообразие отраслей металлургии в России столь значительно?

Есть ли географические закономерности в размещении производств?




Учащиеся заполняют таблицу .

Название базы

Состав отраслей

факторы

Центральная

Передельная металлургия,

Полного цикла, медная, свинцово-Цинковая, бездоменная, алюминиевая

Сырьевой,

(КМА, Печорский бассейн)

Уральская

Металлургия Полного цикла, Медная, Передельная, Свинцово-цинковая,

Сырьевой,

Сибирская

Алюминиевая

Водный и энергетический.



Ответ обучающихся:

- Сырье играет важную роль в медной, никелевой промышленности, в размещении предприятий полного цикла черной металлургии.

- Электрическая энергия и вода необходимы для алюминиевой промышленности.

- предприятия передельной металлургии размещают в крупных городах и плотно заселенных территориях, где скапливается большое количество металлолома.


VI. Рефлексия

Цель:

1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;

2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

4) организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.




слайд №8


Учитель.

Ребята, как вы считаете - знания, которые вы получили сегодня на уроке, помогут нам ответить на проблемный вопрос этого урока?

- Как вы думаете, достигли мы поставленной цели урока?

– С каким понятием вы сегодня работали?

- Какую цель вы ставили на уроке?

- Вы достигли поставленной цели?

– Проанализируйте свою работу на уроке и оцените её.


История металлургического предприятия связана с размещением его на пересекающихся потоках сырья( уголь Донбасса с железной рудой Урала). Сейчас комбинат работает на вторичном сырье и относится к предприятиям передельной металлургии.


Учащиеся работают с индивидуальными карточками

1) Я знаю, какие отрасли входят в металлургический комплекс и какую продукцию они выпускают.

2) Я знаю, как находить на карте металлургические базы и определять их специализацию.

3) Я умею объяснять зависимость размещения предприятий от особенностей производств (факторов размещения)

4) У меня сегодня на уроке всё получалось, я не допускал ошибки

5) Я допустил ошибки в самостоятельной работе (перечислить, допущенные ошибки)


VII.. Дифференцированное дом. зад.

Цель данного этапа урока – обеспечение понимания обучающимися содержания и способов выполнения домашнего задания.


слайд №9


Учитель.

повторить параграф в учебнике.

поработать с картой «Черная и цветная металлургия». На контурной карте стр. 10-11 отметить металлургические базы страны. Крупные металлургические центры, а так же стрелками указать направления перевозок угля, руды и концентратов,



Обучающиеся: записывают домашнее задание в дневниках.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!