Этапы урока | Применение ТСО | Действие учителя | Действия обучающихся |
I. Организационный момент, 1-2 минуты | | Контроль посещаемости. Проверка готовности к уроку. | приветствуют учителя |
II. Актуализация знаний Цель для обучающихся: организация класса, подготовка к работе на уроке. Цель для педагога: Вызвать интерес к предстоящей учебной деятельности. Задачи Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; - формирование умения задавать вопросы; - развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; - владение коммуникативными умениями, культурой ведения беседы, ведение диалога. Метод обучения: - словесный (беседа) - наглядный (презентация) Метод организации работы: фронтальный. | Презентация слайд №1 | Учитель. Добрый день, ребята. Сегодня мы знакомимся с ещё одним комплексом. Наверняка, изучая историю, вы сталкивались с такими понятиями как медный век, бронзовый век, железный век. Откуда взялись эти названия? Учитель. А в наше информационное время металлы по-прежнему имеют большое значение или их роль постепенно уменьшается? Учитель. Как будет звучать тема урока. Учитель. А какие вопросы мы должны рассмотреть в этой теме, что бы оценить значение металлургии в развитии хозяйства страны. Учитель. Какую практическую работу можно сделать как проверку результатов урока? | Ответ обучающихся: Древние люди использовали эти металлы и сплавы для изготовления орудий. Со временем металлы и сплавы становились все более прочными и долговечными. Ответ обучающихся: Возможно, сейчас используются какие-то новые сплавы и металлы. А какая-то часть их заменяется более дешёвыми пластиками. Металлургический комплекс. Ответ обучающихся: Особенности получения металлов и сплавов. Состав отраслей, которые входят в металлургический комплекс; Географию и факторы размещения производств. Ответ обучающихся: На контурной карте отметить те географические объекты, которые будут названы во время урока. |
III. Постановка проблемы. Цель для педагога – развивать учебно-информационные умения: Развивающий аспект цели данного этапа связан с развитием опоры на собственный опыт и наблюдения, установление причинно-следственных связей, развитие речи. Задачи: -Вызвать интерес к предмету через практико-ориентированную проблемную ситуацию; -развивать умение правильно выражать свои мысли. Цель для обучающихся: осознание необходимости овладения новыми знаниями. Обучающиеся определяют цели и задачи урока. Критерии определения уровня внимания и интереса к уроку: -доступность учебного материала; -эмоциональный настрой обучающихся. Методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия: похвала, создание ситуации успеха (фактор доступности и наглядности учебного материала) Формы и методы организации фронтальной деятельности обучающихся: - словесный (беседа, вопросы педагога и ответы учащихся) - наглядный (презентация) | слайд №2 слайд № 3 | Учитель: Наш город уникален. 130 лет назад здесь был построен уникальный металлургический комбинат. Сейчас он называется « Красный Октябрь». Что выпускают на нем? Но здесь нет, ни железной руды, ни каменного угля для работы этого производства. Почему же он был построен французами именно в Царицыне, а не в другом южном городе? Но он по-прежнему работает, не смотря на несколько кризисов, когда производство почти остановилось. Учитель. Проблема: Какие главные причины влияют на размещение и эффективную работу металлургического комбината. | Ответ обучающихся: Сталь и прокат. Ответ обучающихся: Скорее это связано с расположением на Волге, так как в 19 веке речной транспорт был наиболее развитым. И ещё Волгоград (Царицын) имел всегда уникальное положение на транспортных путях между западом и востоком и севером и югом. Возможно, его продукция имеет высокое качество и востребована на рынке. |
IV Изучение нового материала. Цель для педагога – развивать учебно-информационные умения: умение работать с реальными объектами как с источниками информации. Подведение обучающихся к выполнению поставленных в начале урока целей и задач. Учитываются индивидуально- учебные и возрастно-психологические особенности обучающихся. Цель для обучающихся: Понимать отличия между черной и цветной металлургией, объяснять факторы размещения производств металлургии, - Если у обучающихся возникли трудности при выполнении задания, они получают индивидуальные консультации. | слайд № 4 Фото слайд №6 слайд № 7 презентация в программе NOTEBOOK | Учитель: Откроем текст учебника на странице 63 « Ключевые слова и выражения». Дополните фразу: а) « В состав металлургического комплекса входят _____________ и _____________ металлургия». б) «В металлургии широко распространена ______________ - объединение на одном предприятии производств различных отраслей, связанных между собой». Задание. Составьте схему (технологическую цепочку) металлургического комплекса используя текст на стр. 57. Давайте порассуждаем: В чем отличия черной и цветной металлургии? -Черная металлургия использует в качестве сырья железную руду и уголь. В результате получаем сплавы с углеродом сталь и чугун. -Цветная металлургия использует в качестве сырья руды цветных металлов. Самые востребованные из них - алюминиевые руды (бокситы и глинозем), медные, никелевые, свинцово-цинковые , оловянные. Какие же отрасли можно выделить в составе металлургического комплекса? Какие особенности нужно будет учитывать при размещении производств? Можем ли сейчас мы ответить, какие причины влияют на работу комбината «Красный Октябрь» В таком случае перейдем к практической части. | а) « В состав металлургического комплекса входят _черная_ и _цветная___ металлургия». б) «В металлургии широко распространена _концентрация_ - объединение на одном предприятии производств различных отраслей, связанных между собой». Добыча и обогащение | Выплавка металла | Производство проката; Переработка вторичного сырья | ответ обучающихся: Черная металлургия | Цветная металлургия | Железная руда и уголь чаще встречаются; Более дешевое производство; Концентрация производства; Большие объемы продукции востребовано на рынке. | Редко встречаются; Содержат много примесей; Для производства алюминия необходимо много электрической энергии и воды | ответ обучающегося: Черная металлургия полного цикла; Передельная металлургия; Алюминевая промышленность; Медная; никелевая; свинцовая и другие ответ обучающегося: сырьевой, водный , энергетический в зависимости от отрасли. И экологический для всех, так как это одни из самых опасных производств. ответ обучающегося: Пока у нас не достаточно информации для ответа. |
V. Практическая часть Цель для педагога: Формирование умения применять полученные знания самостоятельно на практике; Диагностирование уровня усвоения учебного материала; Цель для обучающихся: Демонстрация на практике умения обобщать, делать выводы, переносить полученные знания, умения, навыки в новую ситуацию. сопоставлять карты с целью выявления закономерностей размещения основные металлургических баз и крупных металлургических центров России. анализировать и делать выводы о влиянии разных факторов размещения на предприятия металлургического комплекса; сравнивать и делать выводы о значении металлургических баз для развития хозяйства страны. Метод работы: практический словесный, проблемный, частично-поисковый. Форма работы: индивидуальная, с последующей взаимопроверкой. Методы оценивания: ободрение, похвала. | Работа с атласом Технологическая карта | Учитель географии. Откроем в атласе карту « Черная и цветная металлургия» ( крупно на экране интерактивной доски.) Давайте попробуем заполнить технологическую карту используя карту и текст в учебнике на странице 59-62. Какие выводы мы можем сделать, Почему разнообразие отраслей металлургии в России столь значительно? Есть ли географические закономерности в размещении производств? | Учащиеся заполняют таблицу . Название базы | Состав отраслей | факторы | Центральная | Передельная металлургия, Полного цикла, медная, свинцово-Цинковая, бездоменная, алюминиевая | Сырьевой, (КМА, Печорский бассейн) | Уральская | Металлургия Полного цикла, Медная, Передельная, Свинцово-цинковая, | Сырьевой, | Сибирская | Алюминиевая | Водный и энергетический. | Ответ обучающихся: - Сырье играет важную роль в медной, никелевой промышленности, в размещении предприятий полного цикла черной металлургии. - Электрическая энергия и вода необходимы для алюминиевой промышленности. - предприятия передельной металлургии размещают в крупных городах и плотно заселенных территориях, где скапливается большое количество металлолома. |
VI. Рефлексия Цель: 1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; 2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; 3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке; 4) организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. | слайд №8 | Учитель. Ребята, как вы считаете - знания, которые вы получили сегодня на уроке, помогут нам ответить на проблемный вопрос этого урока? - Как вы думаете, достигли мы поставленной цели урока? – С каким понятием вы сегодня работали? - Какую цель вы ставили на уроке? - Вы достигли поставленной цели? – Проанализируйте свою работу на уроке и оцените её. История металлургического предприятия связана с размещением его на пересекающихся потоках сырья( уголь Донбасса с железной рудой Урала). Сейчас комбинат работает на вторичном сырье и относится к предприятиям передельной металлургии. | Учащиеся работают с индивидуальными карточками 1) Я знаю, какие отрасли входят в металлургический комплекс и какую продукцию они выпускают. 2) Я знаю, как находить на карте металлургические базы и определять их специализацию. 3) Я умею объяснять зависимость размещения предприятий от особенностей производств (факторов размещения) 4) У меня сегодня на уроке всё получалось, я не допускал ошибки 5) Я допустил ошибки в самостоятельной работе (перечислить, допущенные ошибки) |
VII.. Дифференцированное дом. зад. Цель данного этапа урока – обеспечение понимания обучающимися содержания и способов выполнения домашнего задания. | слайд №9 | Учитель. повторить параграф в учебнике. поработать с картой «Черная и цветная металлургия». На контурной карте стр. 10-11 отметить металлургические базы страны. Крупные металлургические центры, а так же стрелками указать направления перевозок угля, руды и концентратов, | Обучающиеся: записывают домашнее задание в дневниках. |