•Метание меча на дальность: как праавильно удерживать мяч при метании, три фазы техники метания мяча. техника безопастности при метании.
•Резниченко.Н.В.
•ГС 15-16
•
•Лёгкая атлетика является комплексным видом спорта, включающим в себя различные виды дисциплин. Она по праву считается «королевой спорта», недаром, два из трёх призывов в девизе «Быстрее, выше, сильнее», можно не задумываясь отнести к легкоатлетическим дисциплинам. Свои позиции легкой атлетике удалось завоевать за счет простоты, доступности и естественности своих соревновательных дисциплин.
•
•Лёгкая атлетика – совокупность видов спорта, объединяющая такие дисциплины, как ходьба, бег, прыжки, метания и лёгкоатлетические многоборья. Она является одним из основных и наиболее массовых видов спорта.
•
•Метание входит в раздел лёгкой атлетики школьной программы и является обязательным двигательным действием для изучения школьниками с младших классов.
•
•Метание является одним из средств физического воспитания и специальной подготовки школьников и представляет собой прикладное, координационно-сложное двигательное действие, в процессе которого участвует большое количество двигательных звеньев тела, при работе которых необходимы согласованность в их движении, соразмерение усилий в пространстве, во времени и по мышечному усилию.
•
•Упражнения с мячами и само метание способствуют укреплению основных мышечных групп, особенно мышц плечевого пояса и рук; развивают ловкость, силу и быстроту; глазомер и меткость; ориентировку и все виды координации (В. И. Лях, 1987), чувство ритма.
•
•Когда мяч находится в контакте с пальцами рук, он развивает кисть, как «познавательный» орган (форма, объем, плотность, температура), способствует развитию мелкой моторики рук, которая тесно связана с уровнем развития умственных способностей ( Л. Г. Харитонова,1999).
•
•Метание относится к военно-прикладным средствам и составляет важную часть подготовки молодых людей к службе в армии, так как способствует всестороннему физическому развитию.
•
•Выполнение метания в полной координации, с участием крупных мышц туловища и конечностей способствует формированию телосложения, что является важным условием обеспечения жизнедеятельности развивающегося организма.
•2. Основы техники метания.
•Метание мяча – скоростно-силовое, циклическо-ациклическое упражнение, которое относится к сложным пространственным двигательным действиям. По технике исполнения оно сходно с техникой метания копья и гранаты.
•
•На уроках и тренировках в спортивном зале ребята метают теннисные и тряпочные мячи, так как они безопасны в использовании; а на стадионе: мячи из литой резины весом 150 граммов, гранаты 300, 500, 700 граммов; зимой: снежки, мячи в мешочках с лентой
•
•В соответствии со школьной программой метание выполняется с места и с разбега, в вертикальную и горизонтальную цели. Метание с места обычно используется для изучения и овладения движениями, связанными с выпуском снаряда.
•На дальность полета мяча влияют:
•Скорость вылета мяча.
•Угол вылета.
•Высота точки вылета.
•Сопротивление воздушной среды.
•Скорость вылета мяча зависит от усилия, приложенного школьником к мячу; от длины пути, пройденного мячом в руке, от времени, за которое мяч проходит этот путь. Чем больше путь и меньше время приложения усилия, тем выше начальная скорость вылета мяча и выше результат. Это достигается разбегом и «обгоном» мяча в заключительной части разбега.
•Уменьшение времени воздействия школьника на мяч зависит от его силы и скорости, с которой он на него воздействует. Поэтому одна из главных задач тренировки школьника состоит в совершенствовании силы и быстроты.
•Угол вылета мяча для наибольшей дальности составляет 45 градусов. На практике угол вылета меньше ( от 30 до 40 градусов ).
•
•Высота точки вылета мяча зависит от длины рук и роста школьника.
•Сопротивление воздушной среды уменьшает горизонтальную скорость и дальность полёта лёгких теннисных мячей; на литые резиновые мячи (гранаты) воздушная среда оказывает незначительное влияние.
•
•Метание мяча – довольно сложное упражнение. Все предварительные действия и подготовка к броску выполняются в процессе быстрого бега, а финальное усилие – после внезапного торможения бега, что даёт возможность лучше использовать инерцию разбега и эластические свойства мышц , участвующих при броске. Умение использовать эту возможность позволяет метать мяч значительно дальше, чем с места.
•
•Разница в дальности полёта мяча у школьников зависит от уровня технической и физической подготовленности, так как специфические особенности техники метания мяча требуют от них хорошей координации движений, гибкости и подвижности в суставах, динамической и взрывной силы, чувства ритма и умения управлять отдельными звеньями тела.
•
•Технически метать мяч с места несложно ( 1- 2 классы ). Метание мяча с разбега является технически более сложным и нагрузочным, так как с возрастанием силы и скорости броска увеличивается нагрузка. Особенно большую нагрузку выдерживают мышцы и связки рук, тазобедренных суставов. При этом нагрузка бывает настолько большой , что при хорошей технике, но при недостаточном разогревании во время разминки возможны растяжения и разрывы связок, мышц, суставов рук и ног.
•
•В метании мяча участвуют все мышцы тела : сначала мышцы ног, затем туловища и в заключительное усилие включается рука с мячом.
•
•Для достижения хороших результатов в метании мяча необходима систематическая работа над общим физическим развитием школьников и непрерывное обучение, совершенствование техники метания с использованием специальных упражнений с разнообразными предметами.
•
•2.2Обучение метанию малого мяча начинаю с 1 класса
•Общая структура всех движений сохраняется у ребят до четвёртого класса, но одновременно совершенствуется сама система движений за счет увеличения пути воздействия на снаряд при его разгоне, улучшения согласованности движений частей тела, повышения динамических и кинематических характеристик изучаемого двигательного действия
•Учебной программой предусмотрено обучение первоклассников метанию мяча двумя руками из-за головы, броскам и ловле мяча, броскам малого мяча в цель и на заданное расстоян
•Учащиеся знакомятся с метательными снарядами и предметами, с приемами различных действий с мячом – перекладыванием, перебрасыванием, перекатыванием, ловлей и передачей, с бросками, с основными способами держания мяча одной и двумя руками, способами бросков и ловли различных по размеру мячей.
•На уроках при выполнении упражнений с мячами используются различные эстафеты с мячами и метаниями, игровые задания и мини-соревнования. В ходе игр, эстафет и выполнения заданий школьники закрепляют умения и навыки в ловле, бросках, метании мячей, совершенствуют способности в управлении движениями, дифференцировке усилий с учётом размера и массы мячей, развивают ловкость, чувство пространства.
•Игры и эстафеты с элементами метаний я провожу после отработки этих движений в парах, в бросках в сетку, в стену, в цель, так как такие задания требуют от школьника более высокого уровня технической подготовленности.
•Обучая метанию с первого класса, я применяю специальные упражнения, доступные ученикам по возрасту и физическому развитию, что позволяет добиться хороших результатов:
•Катание мяча рукой на месте и в движении.
•Катание двух мячей пальцами.
•Катание мяча в кегли (боулинг).
•Подбрасывание и ловля мяча двумя руками ( малых теннисных, резиновых, волейбольных, баскетбольных).
•Подбрасывание и ловля мяча одной рукой.
•Подбрасывание и ловля мяча с поворотами, с приседанием.
•Подбрасывание и ловля мяча в движении, в парах.
•Перебрасывания мяча через волейбольную сетку в парах снизу- вверх, снизу вперёд- вверх , из-за головы, от груди двумя, одной рукой, стоя лицом, спиной, боком друг к другу.
•Удары рукой по мячу сверху, снизу, сбоку.
•Ведение мяча одной, двумя руками, с руки на руку на месте, в движении.
•Ловля и передача волейбольного (малого баскетбольного) мяча двумя руками на месте и в движении.
•Броски мяча одной рукой из-за головы через плечо в вертикальную и горизонтальную цели с места и с разбега.
•Броски мяча на дальность и заданное расстояние.
•Игры: «Мяч ловцу»; «Играй, играй ,мяч не теряй»; «Гонка мячей» по кругу, в колонне, в шеренге, в движении; «Не давай мяч водящему» ; «Вышибалы»; « Охотники и утки»; « Мяч среднему»; «Самый меткий»; « Мяч водящему»; «Мяч в корзину»; «Попади в обруч»; «Боулинг»; «Пионербол».
•3. Метание мяча состоит из трёх фаз:
•держание мяча и разбег;
•
•финальное усилие (бросок);
•
•торможение (сохранение равновесия после броска)
•3.1. Держание мяча:
•мяч держится фалангами пальцев метающей руки; три пальца (указательный, средний и безымянный) размещены сзади мяча, а мизинец и большой палец поддерживают его сбоку; мяч к ладони не прижимается.
•
•
•
•Перед началом разбега школьник держит мяч над плечом в согнутой руке, локоть которой находится на уровне уха.
•
•
•
•Такое положение метающей руки считается самым эффективным перед выполнением второй части разбега и подготовки к броску.
•Разбег:
•Разбег выполняется в равномерно-ускоренном ритме и состоит из двух частей: от старта до контрольной отметки и от контрольной отметки до планки. Длина разбега зависит от индивидуальных особенностей школьника. И может доходить до 20 метров.
•Первая часть разбега (предварительная)
•начинается от исходного положения до контрольной отметки. Задача этой части состоит в том, чтобы набрать первоначальную скорость и точно попасть левой ногой на контрольную отметку. Разбег выполняется обычным беговым шагом на передней части стопы. Длина разбега составляет 6-12 беговых шагов. Используя чётное количество шагов, школьник попадает левой ногой на контрольную отметку.
•Вторая часть разбега (заключительная)
•зависит от скорости продвижения, длины шагов и способа остановки после броска. Она начинается от контрольной отметки и заканчивается местом, где выполняется финальное усилие, поэтому вторая часть разбега называется подготовкой к броску(финальному усилию).
•
•
•
•Задача второй части состоит в отведении снаряда (мяч, граната) для выполнения его «обгона» и в поддержании оптимальной скорости перед финальным движением.
•3.2. Финальное усилие (бросок) :
•как только прямая левая нога касается пяткой и внутренней стороной стопы (большим пальцем ноги) линии разбега, начинается поворот стопы правой ноги пяткой наружу, а бедром внутрь направления разбега с одновременным разгибанием ноги в колене. С этого момента начинается «захват» мяча. Элемент «захвата» необходим для натяжения мышц туловища и метающей руки, участвующих во время выпуска мяча.
•
•
•
•После «захвата» правая рука с мячом сгибается в локтевом суставе, а предплечье и кисть, оказываясь сзади головы и плеча, супинируется. Левая рука при этом начинает отводиться влево и пронируется. Разгибание ноги в колене продвигает таз вперед – вверх, опережая плечи.
•3.3. Торможение (сохранение равновесия после броска):
•после выпуска мяча для погашения инерции движения школьник выполняет перескок с левой ноги на правую перед дугой, ограничивающей место выполнения броска. Перескок выполняется за счет поворота туловища правым боком, постановкой правой ноги под углом 45 градусов и сгибанием в коленном суставе.