ПРЕДИСЛОВИЕ
Класс: 3
УМК: «Школа России»
Цель работы – определить уровень сформированности метапредметных результатов у обучающихся 3 классов по промежуточным итогам освоения программы по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру.
Задачи: Установить уровень овладения ключевыми умениями (умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.
Время проведения: 45 минут.
Интегрированные предметы: русский язык, литературное чтение, окружающий мир
Общая характеристика
Каждый из вариантов состоит из 12 заданий, которые объединены в группы в соответствии с проверяемыми умениями:
-
задания 1-3 проверяют работу со знаково-символическими средствами – таблица, диаграмма (на материале математики);
-
задания 4, 5 рассчитаны на проверку логических действий (сравнение, классификация и подведение под понятие), построенных на материале математики, русского языка и окружающего мира;
-
задание С1 направлено на умение выявить черты сходства и различия;
-
задания С2, С3 и 6-9 проверяют читательские умения на основе двух текстов.
В каждом варианте используются задания различного типа:
-
3 задания с выбором единственно верного ответа из четырёх предложенных (ВО);
-
6 заданий с кратким ответом (КО);
-
3 задания с развёрнутым ответом (РО), в которых требуется самостоятельно написать ответ (на оборотной стороне бланка тестирования).
Критерии оценивания:
Задания с выбором ответа и с кратким ответом-1 балл. Задания с развёрнутым ответом оцениваются в 2 балла.
% Выполнения заданий (базовый уровень) | Баллы | Уровень |
90-100 % - «5» | 15- 14 баллов | Высокий |
73 - 89 % - «4» | 13-11 баллов | Средний |
53 - 66 % - «3» | 10-8 баллов | Ниже среднего |
ниже 46 % - «2» | 7 баллов и ниже | Низкий |
Задания, которые предусматривают заполнение схем, таблиц и т.д. выполняются учащимися сразу на бланке тестирования или эти задания сначала можно выполнить в самой работе, а потом перенести данные в бланк тестирования.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
№ задания | Тип задания | Контролируемые универсальные учебные действия | Код по кодифика-тору |
1 | КО | Использовать знаково-символические средства (таблица, диаграмма) при решении учебно-практических задач | 4.1 |
2 | КО | Использовать знаково-символические средства (таблица, диаграмма) при решении учебно-практических задач | 4.1 |
3 | КО | Использовать знаково-символические средства (таблица, диаграмма) при решении учебно-практических задач | 4.1 |
4 | КО | Проводить классификацию, выделять главное | 3.4 |
5 | КО | Дать определение понятиям, подводить под понятие | 3.1 |
С1 | РО | Выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение | 3.3 |
6 | ВО | Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде | 6.2 |
7 | ВО | Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде | 6.2 |
8 | ВО | Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде | 6.2 |
9 | КО | Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде | 6.3 |
С2 | РО | Строить оценочные суждения на основе текста | 6.4 |
С3 | РО | Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач | 6.5 |
КОДИФИКАТОР МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОБУЧЕНИЯ В ЧАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Код | Универсальные учебные действия (УУД) |
3 | Познавательные логические действия |
3.1 | Давать определения понятиям, подводить под понятие |
3.2 | Обобщать, интегрировать информацию из различных источников и делать простейшие прогнозы |
3.3 | Выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение |
3.4 | Проводить группировку, классификацию, выделять главное |
3.5 | Устанавливать причинно-следственные связи и давать объяснения на основе установленных причинно-следственных связей |
3.6 | Устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы |
4 | Познавательные знаково-символические действия |
4.1 | Использовать знаково-символические (и художественно-графические) средства и модели при решении учебно-практических задач |
4.2 | Преобразовывать информацию и модели модели из одной знаковой системы в другую (таблицы, диаграммы, схемы, рисунки) |
5 | Познавательные действия по решению задач (проблем) |
5.1 | Владеть рядом общих приёмов решения задач (проблем) |
5.2 | Проводить исследования (наблюдения, опыты и измерения) |
6 | Познавательные действия по работе с информацией и чтению |
6.1 | Осуществлять поиск информации |
6.2 | Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию |
6.3 | Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную в тексте информацию |
6.4 | Оценивать достоверность предложенной информации, строить оценочные суждения на основе текста |
6.5 | Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач |
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ
Перед тобой диагностическая работа. Для её выполнения тебе нужна ручка и черновик.
-
Внимательно читай каждое задание.
-
Обрати внимание на то, что ответ в разных заданиях записывается по-разному: в заданиях 1-5 и 9 даётся краткий ответ; в заданиях 6-8 обводится один верный ответ из четырёх; в заданиях С1, С2, С3 записывается развёрнутый ответ.
-
Не надо долго размышлять над заданием. Если не удаётся его выполнить, то переходи к следующему заданию. Потом вернёшься к заданию, вызвавшему затруднение.
-
Когда выполнишь все задания, проверь работу.
-
Пользуйся черновиком.
-
После выполнения работы необходимо все ответы перенести в бланк тестирования.
ВАРИАНТ 1
Для заданий 6-8 обведи номер правильного ответа, а затем запиши его в бланк тестирования справа от соответствующего номера задания. Для других заданий ответ записывается в указанном месте. |
Выполни задания 1-3, используя данные таблицы. |
В таблице приведены данные о ребятах, участвовавших в разных творческих конкурсах. Используя эти данные, ответь на вопросы.
Таблица 1
Конкурсы | 1 место | 2 место | 3 место |
«Мир профессий» | 3 | 2 | 1 |
«Рукотворные чудеса» | 5 | 4 | 3 |
«Мой четвероногий друг» | - | 2 | 2 |
-
Сколько всего человек заняли первые места в конкурсах?
Ответ:__________________________________________________________
-
В каких конкурсах дети заняли меньше всего призовых мест?
Ответ:__________________________________________________________
-
Сколько третьих мест заняли ребята в конкурсе «Рукотворные чудеса»?
Ответ:__________________________________________________________
Запиши ответы в бланк тестирования
-
Прочитай слова: варежки, ненастный, грибки, радостный, сладкий, солнце. Запиши слова в нужных графах таблицы.
Таблица 2
| Существительное | Прилагательное |
Непроизносимая согласная | | |
Парная согласная | | |
Заполни таблицу на оборотной стороне бланка тестирования.
-
К началу фразы подбери её продолжение так, чтобы верно составить правило: для этого к каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца.
Таблица 3
Начало фразы | | Продолжение фразы |
А) Чтобы избежать инфекции в полости рта, | | 1) нужно тепло одеваться. |
Б) Чтобы не простудиться, выходя на улицу в холодную погоду, | | 2)нужно регулярно заниматься физкультурой. |
В) Чтобы не болеть и быть здоровым, | | 3) нужно регулярно чистить зубы |
Запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Таблица 4
Перенеси цифры в бланк тестирования подряд без дополнительных знаков.
Прочитай тексты и выполни задание С1. |
Текст 1
Малина садовая – многолетний кустарник семейства розоцветных, вырастающий в среднем до 1,5 метров в высоту, имеющий колючие ветви и ароматные вкусные плоды. Встречается в умеренной зоне, в Сибири и на Дальнем Востоке. Плоды малины употребляют как свежими, так и замороженными или используют для приготовления варенья, желе, мармелада, соков. В народной медицине используют плоды и листья при простуде, гриппе, как жаропонижающее средство. Листья малины могут служить заменителем чая.
Текст 2
Шиповник – многолетний кустарник семейства розоцветных, в народе его называют «дикой розой». Растёт по речным поймам, лесным полянам, лугам., вырастающий до 2-3 метров высотой. Люди называют плоды шиповника «плодами жизни» за то, что в них много витаминов и других полезных веществ. Обычно используют свежие или высушенные ягоды шиповника для приготовления настоев, соков, чая. Цветы, ягоды и корни шиповника считались чуть ли не основным лекарством и их с выгодой обменивали на драгоценные камни и меха. Употребление плодов шиповника улучшает деятельность желудочно-кишечного тракта, настои шиповника очищают кровь.
С1. Используя тексты, сравни малину и шиповник. В ответе укажи два признака одинаковых для растений, и два признака, по которым они отличаются друг от друга.
Таблица 5
| Сходство | Различие |
малина шиповник | 1) | 1) |
2) | 2) |
Заполни таблицу на оборотной стороне бланка тестирования.
Прочитай тексты и выполни задания 6-9, С2 и С3 . |
Текст 3
Манька.
В начале зимы я решил сделать на даче кормушку для птиц. На светлой веранде прямо за окном на деревянной полочке, я и организовал «птичью столовую». Насыпал семян, зернышек подсолнуха, тыквенных семечек, даже веточку алой рябины положил... Отличное «меню» получилось. Должны же прилететь пернатые гости. Юркие синицы, степные снегири, шумные свиристели, бегуны-поползни... В общем, стал ждать. А тут вдруг морозы ударили.
Просыпаюсь как-то утром. Выхожу на веранду. Гляжу, а за мутноватым инистым стеклом огонек мелькнул. Дымчато-рыжий. Будто свеча на новогодней елке. Осторожно подкрался к окну. Приподнялся на цыпочках, глянул боковым зрением и … обомлел. Белочка! Прибежала, видимо, из соседней рощицы. Поднялась по стволу березки, а она рядом, рукой подать до веранды,- и прыг в кормушку. Голод не тётка. Мигом опустошила «скатерку». И смотрит смородинками глаз в окно. Ждет, наверное, не положат ли чего хозяин. Пришлось наполнил кормушку «беличьими гостинцами»: орешками, нарезанными яблоками, сухими грибочками- хорошо, с осени осталась связка.
Теперь белка каждое утро поджидала меня возле кормушки. Я даже имечко ей придумал. Манькой назвал. И она охотно реагировала на него. Брала угощение прямо с ладони.
Так и пролетела моя долгая зима в дружбе с лесной красавицей. А весной, жена как-то тепло, но с твердостью в голосе сказала:
Хотя мне и было жалко Маньку, но я всё же послушался жену. Она была биологом. И знала толк в своей науке.
(322 слова)
(Н. Красильников)
6. Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что
1) рассказ о том, как мужчина в суровые зимние дни подкармливал белку;
2) нужно доверять не всем, проверять друзей, а также быть добрым и не проявлять зла к другим;
3) надо охранять природу и животных. Не давать их в обиду.
7. Выбери правильный ответ: Юркие синицы, степные снегири, шумные свиристели, бегуны-поползни... - это
1) перелетные птицы;
2) зимующие птицы;
3) домашние птицы.
8.Выбери неверное утверждение:
1) белка - это млекопитающее животное;
2) белка - это дикое животное;
3) белка - это насекомоядное животное;
9. Белка брала угощение:
1) с дерева;
2) прямо с ладони;
3) с земли.
Выбранные цифры перенеси в бланк тестирования без дополнительных знаков.
С2. Допиши фразу.
Дружба с Манькой закончилась, так как________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ запиши на оборотной стороне бланка тестирования.
С3. Как ты понимаешь фразу: «смотрит смородинками глаз в окно»?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ запиши на оборотной стороне бланка тестирования.
ВАРИАНТ 2
Для заданий 6-8 обведи номер правильного ответа, а затем запиши его в бланк тестирования справа от соответствующего номера задания. Для других заданий ответ записывается в указанном месте. |
Выполни задания 1-3, используя данные диаграммы. |
На диаграмме показана стоимость 1 кг яблок и 1 кг апельсинов. Используя эти данные, ответь на вопросы.
Диаграмма
-
Сколько рублей стоит 1 кг апельсинов?
Ответ:__________________________________________________________
-
На сколько рублей 1 кг апельсинов дороже 1 кг яблок?
Ответ:__________________________________________________________
-
Мама купила 2 кг яблок и 1 кг апельсинов. Сколько рублей стоит её покупка?
Ответ:__________________________________________________________
Запиши ответы в бланк тестирования
-
Прочитай слова: деньки, ненастье, маленький, вьюжный, сильный, счастье. Запиши слова в нужных графах таблицы.
Таблица 1
| Существительное | Прилагательное |
Ь как показатель мягкости согласных | | |
Разделительный ь | | |
Заполни таблицу на оборотной стороне бланка тестирования.
-
К началу фразы подбери её продолжение так, чтобы верно составить правило: для этого к каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца.
Таблица 2
Начало фразы | | Продолжение фразы |
А) Чтобы найти делитель, | | 1)нужно произведение разделить на известный множитель. |
Б) Чтобы найти множитель, | | 2)нужно частное умножить на делитель. |
В) Чтобы найти делимое, | | 3)нужно делимое разделить на частное. |
Запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Таблица 3
Перенеси цифры в бланк тестирования подряд без дополнительных знаков.
Прочитай тексты и выполни задание С1. |
Текст 1
Тигр.
Тигр-хищное животное семейства кошачьих, с мощным мускулистым телом. Его задние лапы длиннее передних. Полосатая шкура тигра служит ему хорошим камуфляжем, а благодаря мягким подушечкам на лапах он передвигается почти бесшумно.Размеры до 2,8 метра в длину при весе до 380 килограммов. Они обитают в густых лесах и часто селятся около воды. Тигр-единственная кошка, которая любит плавать. Тигры ведут одиночный образ жизни. Тигры охотятся исключительно в одиночку в разное время, когда почувствуют голод, тогда и выходят на охоту, а это может быть как днем, так и ночью, утром и вечером. Убивают свою жертву, впиваясь клыками в шею.
Текст 2
Лев.
Лев-хищник семейства кошачьих, вес от 170 до 185 кг, длиной-не больше 2 метров. Отличительный признак льва - грива. У самок гривы не бывает. Живут львы небольшими семействами, у каждого свои владения. Охотиться львы предпочитают небольшими группами в сумерках и ночью. Убивают свою жертву, впиваясь клыками в шею. Львы никогда не убивают лишнюю антилопу, добывают мяса столько, сколько могут съесть. После охоты львы отдыхают. Они спят на деревьях, растянувшись на ветвях и свесив лапы вниз. Когда-то давным-давно львы обитали на территории нашей страны. Сейчас они уцелели только в Африке и Индии. Львы любят своих детёнышей и защищают их, не щадя жизни.
С1. Используя тексты, сравни тигра и льва. В ответе укажи два признака одинаковых для животных, и два признака, по которым они отличаются друг от друга.
Таблица 4
| Сходство | Различие |
тигр лев | 1) | 1) |
2) | 2) |
Заполни таблицу на оборотной стороне бланка тестирования.
Прочитай тексты и выполни задания 6-9, С2 и С3 . |
Текст 3
Кенгуру.
Кенгуру-чемпион по прыжкам в длину среди животных. Кенгуру передвигаются большими прыжками, высота которых доходит до трёх метров. Считают, что кенгуру способен делать прыжки, в два с половиной раза превышающие его рост. При прыжках кенгуру прижимают к груди передние ноги и отталкиваются задними.
В большинстве случаев в моменты опасности кенгуру предпочитают спасаться бегством. В беге на длинные дистанции кенгуру в мире животных конкурентов нет. А задние ноги и хвост являются мощным оружием, к которому кенгуру прибегают в опасных случаях. Хвост толстый, покрыт волосами. Мех густой и мягкий, бывает чёрный, серый или рыжий. Голос у кенгуру напоминает хриплое покашливание.
Кенгуру в зоопарках совсем не боятся людей. К ним можно подойти совсем близко: они не испугаются и с любопытством будут наблюдать за действиями человека. В том случае, если гость явился к ним без угощения, они быстро потеряют интерес и ускачут прочь гигантскими прыжками. А если кенгуру покормить хлебом, то он может даже разрешить прогуляться с ними по парку под руку, но только не долго. У кенгуру очень мягкие носы и шелковистая шерсть, и угощение они берут очень аккуратно.
Основная пища кенгуру-сочная трава. А вот без воды кенгуру могут прожить почти целый месяц.
6. Найди неверное утверждение:
1) чемпион по прыжкам;
2) мощный хвост;
3) хищные зубы.
7. Выдели верное утверждение:
1)Голос у кенгуру похож на звук трубы.
2)Без воды кенгуру может прожить одну неделю.
3)Передвигается кенгуру большими прыжками.
8. Обозначь слова, которые не относятся к тексту:
1) бегство;
2) ныряние;
3) угощение;
4) трава.
9. В моменты опасности кенгуру предпочитают:
1)прятаться;
2)спасаться бегством;
3)нападать.
Выбранные цифры перенеси в бланк тестирования без дополнительных знаков.
С2. Допиши фразу.
Мощным оружием кенгуру являются _________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ запиши на оборотной стороне бланка тестирования.
С3.Как ты думаешь, поддаётся кенгуру дрессировке? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ запиши на оборотной стороне бланка тестирования.
Бланк тестирования
(метапредметная работа)
Заполнить гелевой или капиллярной ручкой чёрными чернилами
ЗАГЛАВНЫМИ ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ по следующим образцам
А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф |
Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | , |
|
Школа | | | | | | | | | | | Класс | | | Вариант | |
Фамилия | | | | | | | | | | | | | | | | |
Имя | | | | | | | | | | | | | | | |
|
Ответы на задания |
1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
4.
| Существительное | Прилагательное |
Непроизносимая согласная | | |
Парная согласная | | |
5.
С1.
| Сходство | Различие |
малина шиповник | 1) | 1) |
2) | 2) |
С2.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С3.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Бланк тестирования
(метапредметная работа)
Заполнить гелевой или капиллярной ручкой чёрными чернилами
ЗАГЛАВНЫМИ ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ по следующим образцам
А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф |
Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | , |
|
Школа | | | | | | | | | | | Класс | | | Вариант | |
Фамилия | | | | | | | | | | | | | | | | |
Имя | | | | | | | | | | | | | | | |
|
Ответы на задания |
1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
4.
| Существительное | Прилагательное |
Ь как показатель мягкости согласных | | |
Разделительный ь | | |
5.
С1.
| Сходство | Различие |
тигр лев | 1) | 1) |
2) | 2) |
С2.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С3.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы, 1 вариант
№ п/п | Ответ |
1 | 8 |
2 | «Мой четвероногий друг» |
3 | 3 |
6 | 1 или 3 |
7 | 1 |
8 | 3 |
9 | 2 |
4.
| Существительное | Прилагательное |
Непроизносимая согласная | солнце | Ненастный радостный |
Парная согласная | Варежки грибки | сладкий |
5.
С1.
| Сходство | Различие |
малина шиповник | 1) оба растения - кустарники | 1) малина – 1.5 м, шиповник – 2-3 метра |
2) семейство розоцветных | 2)малину применяют при простуде, шиповник – при болезнях желудочно-кишечного тракта |
С2.
Белка разучится добывать пищу сама и может погибнуть
С3.
Глазки белки похожи на ягодки смородины, такие же темные, круглые
Ответы, 2 вариант
№ п/п | Ответ |
1 | 200 рублей |
2 | На 50 рублей |
3 | 500 рублей |
6 | 3 |
7 | 3 |
8 | 2 |
9 | 2 |
4.
| Существительное | Прилагательное |
Ь как показатель мягкости согласных | деньки | Маленький сильный |
Разделительный ь | Ненастье счастье | вьюжный |
5.
С1.
| Сходство | Различие |
тигр лев | 1)семейство кошачьих | 1)тигр – любит плавать, а лев - нет |
2)хищники | 2)тигры живут поодиночке, львы - семействами |
С2.
Мощное оружие кенгуру – задние ноги и хвост.
С3.
Думаю, кенгуру поддается дрессировке, так как идет на контакт к людям.