муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 101 с углубленным изучением отдельных предметов
имени Героя Советского Союза Рябова Сергея Ивановича»
городского округа Самара
РАССМОТРЕНО Руководитель ЭП __________ Сарычева Н.М. Протокол № ________ от «____»____________20___г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР МБОУ СОШ № 101 г.о. Самара __________Ровинская М.И. «____»_______________20___г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 101 ____________ К.В. Макаров «____»____________20___г. Приказ № ____ от _______г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Расписание на послезавтра»
на 2017– 2018 уч.г.
Общеинтеллектуальное направление
(Работа с одаренными учащимися)
Автор-составитель: к.п.н., учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 101 г.о. Рамзаева Валентина Александровна
Класс: 7 - 8
Самара 2017
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………… 3
Тематический план……………………………………………………. 8
Содержание программы……………………………………………… 9
Литература для учителя………………………………………………... 11
1. Пояснительная записка
1.1. Сущностная характеристика организационной модели внеурочной деятельности, реализуемой в рамках программы
Рабочая программа внеурочной деятельности «Расписание на послезавтра» относится к инновационно-образовательной модели, опирающейся на деятельность экспериментальной площадки муниципального уровня, развернутой в ОУ по направлениям введения ФГОС.
Участники организации и проведения занятий внеурочной деятельности – педагогические работники общеобразовательного учреждения совместно с учеными и студентами ПГСГУ, привлеченными для разработки данной программы и проведения занятий.
Механизмом координации выступает договор о сотрудничестве между ОУ ФКИ ПГСГУ, а также заказ муниципальных органов управления образова-нием на разработку и реализацию педагогических проектов в рамках экспериментальной площадки.
Формы реализации рабочей программы соответствуют формам, выбираемым в связи с требованиями новых ФГОС.
Источники финансирования: фонд оплаты труда общеобразовательного учреждения, дополнительное финансирование в рамках инновационного образовательного проекта (муниципальной экспериментальной площадки)
1.2. Актуальность программы
В настоящее время в информационном пространстве найдется немало уже действующих воспитательных и образовательных программ для работы с одаренными учащимися. Однако даже первоначальный и поверхностный анализ этих ресурсов сразу же выявит формальный характер и преобладающую теоретическую направленность большинства из них.
Мы без труда найдем требования, которые предъявляются к программам развития одаренности:
- использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания;
- содействовать изучению способов получения знаний;
- поддерживать и развивать самостоятельность в учении;
- гарантировать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации;
- предусматривать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала.
Безусловно, мы не отрицаем важность данных требований. Однако актуальность нашей программы связана с тем, что в настоящее время объективно наметилось противоречие между необходимостью функционирования новой модели работы с одаренными детьми, основанной на современных требованиях к воспитательной работе в школе, и тем, что в данном виде деятельности используются традиционные (даже устаревшие) формы. Которые, в первую очередь, направлены на углубление теоретических знаний, а не на развитие креативности и поддержания высокого уровня мотивации к творческой деятельности.
Следовательно, объективно существуют проблемы отбора актуального содержания материала для рабочих программ по ВД, недостаточной разработанности организационно-педагогических условий (технологического описания конкретных эффективных форм деятельности, создания инструментария) для функционирования инновационной системы работы с одаренными учащимися, отвечающей самым современным требованиям. Обеспечить эти условия поможет работа в рамках систематической подготовки к ежегодной метапредметной олимпиаде для одаренных обучающихся в рамках курса ВД «Расписание на послезавтра».
Инновационные идеи метапредметного подхода к образованию и воспитанию в современной науке представлены в актуальных работах А.В.Хуторского, Ю.В. Громыко, А.Г.Асмолова. Труды данных авторов составляют основу методологической базы рабочей программы.
1.3. Цель и задачи программы внеурочной деятельности
Цель программы – развитие мотивации одаренной личности к познанию и творчеству.
Задачи, решаемые при реализации программы ВД:
- общее знакомство обучающихся с рядом инновационных достижений современной науки, авангардными формами актуального искусства, мейнстримом поля литературы;
- обучение одаренных подростков современным способам самопознания и саморазвития;
- создание условий (среды) для креативной (индивидуальной и коллективной) деятельности.
Срок реализации программы – 1 учебный год (1 занятие в неделю) – 34 часа.
1.4. Предполагаемые воспитательные результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (приобретение социальных знаний). Получение общих представлений о новых открытиях современной науки, авангардных формах искусства, новинках художественной литературы; о новых профессиях, которые будут востребованы в ближайшем будущем; о способах самостоятельного поиска, сохранения, переработки информации.
2. Результаты второго уровня (формирование отношения к базовым ценностям). Развитие ценностных отношений к творчеству, научному труду (нетерпимость к плагиату), к своему и чужому интеллекту, здоровью.
3. Результаты третьего уровня (приобретение опыта социальной деятельности). Опыт общения со сверстниками, педагогический опыт работы с младшими по возрасту школьниками; опыт организации и проведения массового мероприятия интеллектуальной направленности, опыт самоорганизации, работы в команде,
1.5. Предполагаемые личностные и метапредметные результаты реализации программы
1.5.1. Личностные результаты
1.5.1.1. Когнитивный компонент:
- освоение современного общекультурного наследия ;
- сформированность социально-критического мышления, экологическое сознание.
1.5.1.2. Ценностный и эмоциональный компонент:
- доброжелательное отношение к окружающим;
- оптимизм в восприятии мира;
- сформированность потребности в самовыражении, самореализации и признании;
- сформированность позитивной моральной самооценки.
1.5.1.3. Деятельностный компонент:
- умение вести диалог на основе равноправных отношений;
- участие в общественной жизни, социально-значимом эксперименте.
1.5.2. Метапредметные результаты
1.5.2.1. Коммуникативные
- общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией;
- способность действовать с учетом позиции другого;
- организация учебного сотрудничества и умение работать в группе;
- решение коммуникативных речевых задач.
1.5.2.2. Познавательные
- умение ставить проблему, создавать проблемную ситуацию;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение структурировать тексты;
- умение работать с метафорами;
- умение делать выводы и умозаключения
1.5.2.3. Регулятивные
- формирование способности к целеполаганию и построению жизненных планов;
- умение проводить самоанализ, рефлексию.
1.6. Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность основана на трёх формах: индивидуальной, групповой и массовой работе. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, изобразительной, прикладной и других видов деятельности. С помощью мультимедийного оборудования занятие визуализируется, так создается условие для успешной деятельности каждого.
1.7. Материально-техническое обеспечение:
мультимедийное оборудование;
персональный компьютер, оснащенный звуковыми колонками, для обработки иллюстративного аудиоматериала.
1.8. Оценка результатов образовательной деятельности
В качестве объектов контроля выступают оцениваемые в баллах компетенции, которые проявляются в процессе выполнения заданий метапредметных олимпиад:
- критическое мышление
- креативность
- умение работать в команде
- поиск и переработка информации
- действие в нестандартной ситуации
II. Тематический план курса
Название темы | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
Ведение «Расписание на послезавтра» | 1 | 1 | - |
Современное поле культуры | 8 | 2 | 6 |
Веб-навигация | 8 | 2 | 6 |
Командные стратегии | 8 | 2 | 6 |
Эвристические методы | 8 | 2 | 6 |
Заключение | 1 | 1 | |
Всего | 34 | 10 | 24 |
III.Содержание программы
1. Введение. (1 час). Навыки и компетенции XXI века. Личностные качества.
Принятие базовых национальных ценностей. Любознательность. Инициативность. Настойчивость. Лидерские качества. Социальная и культурная включенность в общественную жизнь. Осознанная, ответственная деятельность.
2. Современное поле культуры. (8 часов).
Теоретические занятия: Арт-объекты. Ленд-арт, скай-арт, стрит-арт, перфоманс, инсталляция, коллаж, визуальная поэзия, РR-стратегии. Коммуникативные стратегии и практики в поле литературы (электронные библиотеки, буккроссинг, вирусные стратегии, библиоаптеки, библиобусы, библионочи, фанфики, wiki-романы, литературные флешмобы, акции для читателей). Современные авторы и художественная литература для подростков. Составление рекомендательных списков. Культурные посредники в поле литературы (чтения, марафоны, премии, фестивали, выставки, ярмарки, клубы).
Практические занятия: Организация «выездной библиоаптеки» для учащихся 4-х классов. Деловая игра «литературная премия» для учащихся 3-х классов, флешмоб (Читаем книгу А.Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее), акция «Пожиратели книг» с учащимися 5-х классов.
3. Веб-навигация (8 часов).
Теоретические занятия: безопасный Интернет, социальные сети и психологический портрет их участника, веб-кейсы в symbaloo, облачные технологии в работе с клиентами, образовательные возможности сайтов Google (гугл-карты, гугл-документы и др.), интернет-публикации, интернет-мемы, гипертекст, блогосфера и её правила, ментальные карты, веб-квесты.
Практические занятия: Разработка веб-квеста для учащихся 4-х классов, составление психологического портрета участника социальной сети, создание гипертекста, дистанционное занятие с помощью ресурсов Google, составление веб-микса по теме школьной программы.
4. Командные стратегии (8 часов).
Теоретические занятия: Обязанности члена команды. Команда и риски. Качественный состав. Конформизм. Мнения и деятельность участников коллектива. Общественное мнение как эталон для каждого участника. Деиндивидуализация. «Огруппление» мышления. Общественная леность. Тьюторство и инклюзивное образование, квест-комната, мозговой штурм.
Практические занятия: Мозговой штурм (приемы критического мышления). Кейс-метод. Коммуникативный проект для учащихся 4-х классов. Манекен-челлендж. Деловая игра «выбираем вместе». Дебаты «Киберэтика». Рециклинг.
5. Можно ли научиться творчеству? Эвристические методы (8 часов).
Теоретические занятия: Методы эмпатии, смыслового видения, образного видения, символического видения, образной картины, рефлексии. Метод придумывания (создания неизвестного ранее): замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; отыскание свойств объекта в иной среде; изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, изменённого объекта. Метод «Если бы…». Гиперболизация. Сравнение. Метафора и её виды.
Практические занятия: Конструирование кроссенса, технология презентации идей «печа-куча», конструирование и решение эвристических задач, видеометафора.
1. Заключение (1 час). Навыки и компетенции XXI века. Атлас профессий будущего. Подготовка к метапредметной олимпиаде.
IV. Литература для учителя
1. Моделируем внеурочную деятельность. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: «Просвещение», 2013.
2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. А.Горского. — М.: «Просвещение», 2013.
3. Сидорова А.Г. Коммуникативные стратегии и культурные практики в поле литературы. — АлтГТУ, Барнаул, 2009.
4. Формирование ууд в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. — М.: «Просвещение», 2011.
5. Хуторской А.В. 55 методов творческого обучения : Методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012.