СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метапредметный подход во внеурочной деятельности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности для подготовки к метапредметной олимпиаде.

Просмотр содержимого документа
«Метапредметный подход во внеурочной деятельности»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 101 с углубленным изучением отдельных предметов

имени Героя Советского Союза Рябова Сергея Ивановича»

городского округа Самара


РАССМОТРЕНО

Руководитель ЭП

__________ Сарычева Н.М.

Протокол № ________ от «____»____________20___г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора

по УВР МБОУ СОШ № 101

г.о. Самара

__________Ровинская М.И.

«____»_______________20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ СОШ № 101

____________ К.В. Макаров

«____»____________20___г.

Приказ № ____ от _______г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Расписание на послезавтра»

на 2017– 2018 уч.г.

Общеинтеллектуальное направление

(Работа с одаренными учащимися)



Автор-составитель: к.п.н., учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 101 г.о. Рамзаева Валентина Александровна



Класс: 7 - 8

Самара 2017



Содержание



  1. Пояснительная записка………………………………………………… 3

  2. Тематический план……………………………………………………. 8

  3. Содержание программы……………………………………………… 9

  4. Литература для учителя………………………………………………... 11































1. Пояснительная записка

1.1. Сущностная характеристика организационной модели внеурочной деятельности, реализуемой в рамках программы

Рабочая программа внеурочной деятельности «Расписание на послезавтра» относится к инновационно-образовательной модели, опирающейся на деятельность экспериментальной площадки муниципального уровня, развернутой в ОУ по направлениям введения ФГОС.

Участники организации и проведения занятий внеурочной деятельности – педагогические работники общеобразовательного учреждения совместно с учеными и студентами ПГСГУ, привлеченными для разработки данной программы и проведения занятий.

Механизмом координации выступает договор о сотрудничестве между ОУ ФКИ ПГСГУ, а также заказ муниципальных органов управления образова-нием на разработку и реализацию педагогических проектов в рамках экспериментальной площадки.

Формы реализации рабочей программы соответствуют формам, выбираемым в связи с требованиями новых ФГОС.

Источники финансирования: фонд оплаты труда общеобразовательного учреждения, дополнительное финансирование в рамках инновационного образовательного проекта (муниципальной экспериментальной площадки)

1.2. Актуальность программы

В настоящее время в информационном пространстве найдется немало уже действующих воспитательных и образовательных программ для работы с одаренными учащимися. Однако даже первоначальный и поверхностный анализ этих ресурсов сразу же выявит формальный характер и преобладающую теоретическую направленность большинства из них.

Мы без труда найдем требования, которые предъявляются к программам развития одаренности:

- использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания;

- содействовать изучению способов получения знаний;

- поддерживать и развивать самостоятельность в учении;

- гарантировать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации;

- предусматривать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала.

Безусловно, мы не отрицаем важность данных требований. Однако актуальность нашей программы связана с тем, что в настоящее время объективно наметилось противоречие между необходимостью функционирования новой модели работы с одаренными детьми, основанной на современных требованиях к воспитательной работе в школе, и тем, что в данном виде деятельности используются традиционные (даже устаревшие) формы. Которые, в первую очередь, направлены на углубление теоретических знаний, а не на развитие креативности и поддержания высокого уровня мотивации к творческой деятельности.

Следовательно, объективно существуют проблемы отбора актуального содержания материала для рабочих программ по ВД, недостаточной разработанности организационно-педагогических условий (технологического описания конкретных эффективных форм деятельности, создания инструментария) для функционирования инновационной системы работы с одаренными учащимися, отвечающей самым современным требованиям. Обеспечить эти условия поможет работа в рамках систематической подготовки к ежегодной метапредметной олимпиаде для одаренных обучающихся в рамках курса ВД «Расписание на послезавтра».

Инновационные идеи метапредметного подхода к образованию и воспитанию в современной науке представлены в актуальных работах А.В.Хуторского, Ю.В. Громыко, А.Г.Асмолова. Труды данных авторов составляют основу методологической базы рабочей программы.

1.3. Цель и задачи программы внеурочной деятельности

Цель программы – развитие мотивации одаренной личности к познанию и творчеству.

Задачи, решаемые при реализации программы ВД:

- общее знакомство обучающихся с рядом инновационных достижений современной науки, авангардными формами актуального искусства, мейнстримом поля литературы;

- обучение одаренных подростков современным способам самопознания и саморазвития;

- создание условий (среды) для креативной (индивидуальной и коллективной) деятельности.

Срок реализации программы – 1 учебный год (1 занятие в неделю) – 34 часа.



1.4. Предполагаемые воспитательные результаты реализации программы

1. Результаты первого уровня (приобретение социальных знаний). Получение общих представлений о новых открытиях современной науки, авангардных формах искусства, новинках художественной литературы; о новых профессиях, которые будут востребованы в ближайшем будущем; о способах самостоятельного поиска, сохранения, переработки информации.

2. Результаты второго уровня (формирование отношения к базовым ценностям). Развитие ценностных отношений к творчеству, научному труду (нетерпимость к плагиату), к своему и чужому интеллекту, здоровью.

3. Результаты третьего уровня (приобретение опыта социальной деятельности). Опыт общения со сверстниками, педагогический опыт работы с младшими по возрасту школьниками; опыт организации и проведения массового мероприятия интеллектуальной направленности, опыт самоорганизации, работы в команде,



1.5. Предполагаемые личностные и метапредметные результаты реализации программы

1.5.1. Личностные результаты

1.5.1.1. Когнитивный компонент:

- освоение современного общекультурного наследия ;

- сформированность социально-критического мышления, экологическое сознание.

1.5.1.2. Ценностный и эмоциональный компонент:

- доброжелательное отношение к окружающим;

- оптимизм в восприятии мира;

- сформированность потребности в самовыражении, самореализации и признании;

- сформированность позитивной моральной самооценки.

1.5.1.3. Деятельностный компонент:

- умение вести диалог на основе равноправных отношений;

- участие в общественной жизни, социально-значимом эксперименте.



1.5.2. Метапредметные результаты

1.5.2.1. Коммуникативные

- общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией;

- способность действовать с учетом позиции другого;

- организация учебного сотрудничества и умение работать в группе;

- решение коммуникативных речевых задач.

1.5.2.2. Познавательные

- умение ставить проблему, создавать проблемную ситуацию;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение структурировать тексты;

- умение работать с метафорами;

- умение делать выводы и умозаключения

1.5.2.3. Регулятивные

- формирование способности к целеполаганию и построению жизненных планов;

- умение проводить самоанализ, рефлексию.

1.6. Формы проведения занятий

Внеурочная деятельность основана на трёх формах: индивидуальной, групповой и массовой работе. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, изобразительной, прикладной и других видов деятельности. С помощью мультимедийного оборудования занятие визуализируется, так создается условие для успешной деятельности каждого.



1.7. Материально-техническое обеспечение:

  • мультимедийное оборудование;

  • персональный компьютер, оснащенный звуковыми колонками, для обработки иллюстративного аудиоматериала.


1.8. Оценка результатов образовательной деятельности

В качестве объектов контроля выступают оцениваемые в баллах компетенции, которые проявляются в процессе выполнения заданий метапредметных олимпиад:

- критическое мышление

- креативность

- умение работать в команде

- поиск и переработка информации

- действие в нестандартной ситуации



II. Тематический план курса

Название темы

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Ведение

«Расписание на послезавтра»

1

1

-

Современное поле культуры

8

2

6

Веб-навигация

8

2

6

Командные стратегии

8

2

6

Эвристические методы

8

2

6

Заключение

1

1


Всего

34

10

24



III.Содержание программы



1. Введение. (1 час). Навыки и компетенции XXI века. Личностные качества.

Принятие базовых национальных ценностей. Любознательность. Инициативность. Настойчивость. Лидерские качества. Социальная и культурная включенность в общественную жизнь. Осознанная, ответственная деятельность.



2. Современное поле культуры. (8 часов).

Теоретические занятия: Арт-объекты. Ленд-арт, скай-арт, стрит-арт, перфоманс, инсталляция, коллаж, визуальная поэзия, РR-стратегии. Коммуникативные стратегии и практики в поле литературы (электронные библиотеки, буккроссинг, вирусные стратегии, библиоаптеки, библиобусы, библионочи, фанфики, wiki-романы, литературные флешмобы, акции для читателей). Современные авторы и художественная литература для подростков. Составление рекомендательных списков. Культурные посредники в поле литературы (чтения, марафоны, премии, фестивали, выставки, ярмарки, клубы).

Практические занятия: Организация «выездной библиоаптеки» для учащихся 4-х классов. Деловая игра «литературная премия» для учащихся 3-х классов, флешмоб (Читаем книгу А.Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее), акция «Пожиратели книг» с учащимися 5-х классов.



3. Веб-навигация (8 часов).

Теоретические занятия: безопасный Интернет, социальные сети и психологический портрет их участника, веб-кейсы в symbaloo, облачные технологии в работе с клиентами, образовательные возможности сайтов Google (гугл-карты, гугл-документы и др.), интернет-публикации, интернет-мемы, гипертекст, блогосфера и её правила, ментальные карты, веб-квесты.

Практические занятия: Разработка веб-квеста для учащихся 4-х классов, составление психологического портрета участника социальной сети, создание гипертекста, дистанционное занятие с помощью ресурсов Google, составление веб-микса по теме школьной программы.



4. Командные стратегии (8 часов).

Теоретические занятия: Обязанности члена команды. Команда и риски. Качественный состав. Конформизм. Мнения и деятельность участников коллектива. Общественное мнение как эталон для каждого участника. Деиндивидуализация. «Огруппление» мышления. Общественная леность. Тьюторство и инклюзивное образование, квест-комната, мозговой штурм.

Практические занятия: Мозговой штурм (приемы критического мышления). Кейс-метод. Коммуникативный проект для учащихся 4-х классов. Манекен-челлендж. Деловая игра «выбираем вместе». Дебаты «Киберэтика». Рециклинг.

5. Можно ли научиться творчеству? Эвристические методы (8 часов).

Теоретические занятия: Методы эмпатии, смыслового видения, образного видения, символического видения, образной картины, рефлексии. Метод придумывания (создания неизвестного ранее): замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; отыскание свойств объекта в иной среде; изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, изменённого объекта. Метод «Если бы…». Гиперболизация. Сравнение. Метафора и её виды.

Практические занятия: Конструирование кроссенса, технология презентации идей «печа-куча», конструирование и решение эвристических задач, видеометафора.

1. Заключение (1 час). Навыки и компетенции XXI века. Атлас профессий будущего. Подготовка к метапредметной олимпиаде.



IV. Литература для учителя



1. Моделируем внеурочную деятельность. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: «Просвещение», 2013.

2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. А.Горского. — М.: «Просвещение», 2013.

3. Сидорова А.Г. Коммуникативные стратегии и культурные практики в поле литературы. — АлтГТУ, Барнаул, 2009.

4. Формирование ууд в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. — М.: «Просвещение», 2011.

5. Хуторской А.В. 55 методов творческого обучения : Методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!