«Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
Цели урока: обобщение знаний обучающихся, выявление их положительного социального опыта, развитие интереса к изучаемому предмету, активизация коммуникативных и творческих навыков.
Цели урока:
образовательные: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев, раскрыть внутренний мир героев и найти связь между портретами и рассказами ребят, углубить изученное по творчеству И.С.Тургенева;
развивающие: развивать речевую активность, память, внимание, образное мышление, познавательные интересы, текстовую грамотность, творческие способности; корригировать эмоциональные отклонения, интеллектуальную пассивность, пополнять словарный запас.
воспитательные: воспитывать положительные нравственные качества: доброту, бережное отношение к природе, чувство любви к ближнему человеку и всему живому.
Планируемые результаты: сформировать умения извлекать из текста необходимую информацию, выразительно читать, пересказывать, анализировать текст, работать в группах и индивидуально.
Учащиеся отрабатывают умения и навыки самооценивания в групповой, парной и индивидуальной работе. Самостоятельно и в группе оценивают свою работу по критериям, выделенным предварительно на уроке , определяют оценку всей работы.
Формирование УУД на уроке.
Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.
Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.
Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев. Уметь работать в группе.
Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими учащимися и достигать в нём взаимопонимания.
Оборудование. Презентация к уроку. Раздаточный материал для работы в группах. Диагностические карты . Иллюстрации.
Ход урока.
Эпиграф: «Все, что у меня есть порядочного, дано жизнью, а вовсе не создано мной» И.С.Тургенев.
Орг. момент.
Вступление в урок. Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа “Бежин луг” (Учитель с несколькими учащимися разыгрывает стихотворение И.З.Сурикова на фоне слайдов).
Музыка Мусоргский «Борис Годунов» вступление к опере
Слайд
Учитель: Летний вечер.
Ученик 1: За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла.
Ученик 2: Топот
В поле раздается.
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
Ученик 3: По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят…
Учитель: И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
1: Вот с метлой несётся ведьма
На ночные пляски;
2: Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
3: А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый;
Хором: И какие – то все в белом
Тени в поле ходят…
Учитель: Детям боязно – и дети
Огонёк разводят.
II. Постановка учебной задачи.
Учитель - Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).
- Что значит, «выйти в ночное»? (пасти лошадей ночью)
- Что значит для мальчиков «ночное»? (свобода, самостоятельность).
- Как рассказчик относится к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи?
- Как мы об этом узнаём? ( своё отношение к мальчикам автор передаёт с помощью описания детей).
- Вспомним значение литературного понятия «портрет». (ПОРТРЕТ в литературе - одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев)
Сформулируйте тему урока. Портреты и рассказы мальчиков , их духовный мир в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»
Проблемный вопрос: выяснить отношение Тургенева к крестьянским детям через портреты мальчиков и рассказы, услышанные от них.
А чтобы решить проблемный вопрос, мы ставим перед собой цель – найти связь между портретами мальчиков и их рассказами и раскрыть внутренний мир героев рассказа «Бежин луг».
III. Актуализация знаний. Проверка индивидуального задания.
Слайд. У костра.
- Представьте себе тихую росистую ночь, неподалеку река, горит костер, только потрескивают поленья, да сверчки трещат, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно.
У костра несколько ребят. Ребят, незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории. Присоединимся к ним и мы с вами. Всмотримся в эти лица.
1. Беседа (по реализации домашнего задания)
- К сегодняшнему уроку вы готовили задания в группах.
- Сколько ребят сегодня в ночном и как их зовут? (5)
- Что мы можем сказать о них. (Деловые и серьёзные, ребята вызывают у нас не только улыбку, но и уважение. Умелые, ловкие, хозяйственные, они заняты ответственным делом – пасут лошадей.)
Одним из элементов раскрытия образа детей является портрет. Докажем это.
Слайд. Портрет Феди.
- Давайте познакомимся с Федей (I группа ). Найдите и прочтите отрывок из рассказа о том, как И.С.Тургенев описывает этого героя.
- На что (какие детали) обращает наше внимание автор во внешности этого мальчика? (на лицо, на одежду).
Армячок (знакомство с лексическим значением).
Слайд. Портрет Павлуши.
- Найдите и прочитайте описание Павлуши (II группа ).
- Какая деталь привлекла внимание автора в этом образе? (глядел он очень умно и прямо, в голосе звучала сила).
- Почему на глаза обращает внимание писатель? (Говорят, что глаза – это зеркало души. Они отражают состояние человека, его настроение, даже если он не хочет делиться этим с окружающими.)
- Павлуша – единственный мальчик, которого Тургенев называет полным именем – Павел. Почему? (Многое, что пугает мальчиков (голос цапли, куличков), его не пугает, потому что он знает, что это такое, отличается деловитостью, смелостью.)
Слайд. Портрет Илюши.
- Здесь изображен Илюша. Докажите тургеневскими словами, что это он. («Тупая, болезненная заботливость…»)
- Что же заботит 12-летнего мальчика? (он вместе с братом Авдюшкой и другими ребятами работает на бумажной фабрике. Писатель очень хорошо знал, каков труд на старой бумажной фабрике: ведь примечание к словам рольня, лисовщики принадлежит Тургеневу. Бумажная масса варилась в чанах, над ними поднимались едкие испарения, в рольне было жарко и влажно. Представим себе, что значит проработать в такой атмосфере день-деньской, допоздна. Немудрено, что мальчик будто чем-то придавлен; по силам ли подростку такая жизнь?
Это одна из составляющих мира детства крестьянских детей 19 века.
Учитель: «Узнай героя»: «У него был печальный и задумчивый взор. Лицо было невелико. Губы едва можно было различить». Кто это? (Костя)
Слайд. Портрет Кости.
- Чем же возбуждал любопытство Тургенева четвертый мальчик Костя? (у него задумчивый и печальный взор: глаза его хотели что-то высказать.
- Почему печальный взор?
Слайд. Портрет Вани.
- Как нас знакомит с пятым мальчиком Тургенев?
Вывод: в каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что автор словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие-то недостатки их внешности, но писатель с симпатией относится к детям.
Вторым, тоже очень важным элементом раскрытия образа детей является речь.
- Когда мы её слышим? (В рассказах мальчиков.)
Две истории вы сейчас услышите и увидите в исполнении наших ребят. Роль Илюши – Комбаров, Кости – Денисов, Павлуши – Ломов.
Инсценирование
Слово учителя: - Итак, мальчики сидят у импровизированного костра и рассказывают страшные истории. (На уроке мы представляем только некоторые из них. Сначала Костя рассказывает (со слов «Костя вздрогнул» до слов «Настало опять молчание»), затем Илюша про Ермила и барашка на могиле утопленника).
Рецензия на инсценирование ( ученики оценивают инсценировку).
- Удалось ли ребятам передать свои страшные истории?
- Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? Что же вы узнали? (В каждом рассказе мальчика проявился его характер, его отношение к жизни. Павлушу мы видим решительным, смелым, умным, он иронично относится к нелепым суевериям. Илюша, рассказывая свои былички, верит в них, как , впрочем, и все остальные дети у костра.
- Дети интересны охотнику? (Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами)
Вывод: Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.
Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении И.С.Тургенева.
- Прежде, чем мы поговорим об историях, рассказанных детьми, проведём физкультминутку
Слайд. Физкультминутка
Слово учителя: - Исследователи творчества И.С.Тургенева ввели следующие термины для обозначения таких рассказов – историй.
Это россказни, поверья, предания.
Слайд Знакомство с определениями. (На экране проецируется лексическое значение слов).
-Россказни- измышления, выдумки.
-Предание - устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических событиях, о событиях прошлых лет.
- Поверье - суеверное предание , а также убеждение, основанное на таком предании или приметах. Современные учёные называют их быличками.
-Былички - народные произведения суеверного характера, повествующие о встречах со сверхъестественными существами.
- Какое из этих понятий точнее передаёт особенности рассказов мальчиков?
- Что такое суверие? (предрассудок, представляющий собой веру в какие-либо сверхъестественные потусторонние силы. )
- Кто такой суеверный человек?
- Как вы считаете, какое из этих определений можно применить к рассказам детей? (поверье)
Учитель: Давайте рассмотрим один из фрагментов более детально. Итак, перед нами 2 рассказа об одном и том же таинственном Тришке.
(Чтение рассказов хорошо читающими учениками.)
Слайд. Сравните фрагменты. Что отличает их друг от друга?
Вопросы для сравнения фрагментов.
- Что вы можете сказать об объеме высказывания? (Павлуша кратко (лаконично) излагает свою речь, без повторов, которые у Илюши идут не от неумения построить текст, а, скорее, от желания утвердить слушателей. Применяет ораторский прием.)
- А что о знаках препинания в каждом рассказе? (У Павлуши нет ни одного вопросительного предложения, ни одного восклицания, ни одного многоточия. Но все это есть в речи у Илюши: знаки, которые передают эмоциональный накал речи, налицо, вплоть до многоточий - они предполагают, что в это время речь, очевидно, прерывалась многозначительной паузой.
- Как относится Павлуша к своему рассказу? (Павлуше смешон собственный страх, который уже давно остался в прошлом. Павлуша был умным мальчиком, и поэтому он не поддался общему страху, когда началось солнечное затмение. Он смеялся над тем, как суеверные люди приняли бочара Вавилу за Тришку. Поэтому его рассказ ироничный.
- А как относится к своему рассказу Илюша? (Илюша же в современном восторге от возможности испугать своих слушателей, да и сам не против того, чтобы еще раз пережить страшное воспоминание. Когда рассказывает Илюша, то он сам верит в эти истории, потому что он суеверный человек. Он не может объяснить этого природного явления.)
- Чем насыщена речь Илюши и чего нет у Павлуши? (диалектов)
Беседа по вопросам.
- И.С.Тургенев очень точно, детально передаёт речь своих героев. Какими словами наполнены рассказы каждого из мальчиков? (просторечье, диалектизмы).
- Подумайте, каковы причины повтора в речи Илюши: «Сидни же у вас в деревне сидят, вот уж точно сидни!» (Убеждение в реальности этого события.)
Подготовленная ученица читает слова и объясняет их значения.
- примеры диалектов.
(«Откентелеева» (откуда), «на-поди, напредки (наперёд, сначала), «боча» (бондарь, ремесленник, изготовляющий бочки).
- примеры просторечий.
(«Хоша» (хоть), «перетрусился»(испугался), «эфто» (это), «слышь» (слышишь), «шти» (щи), «хрестьяне» (христиане – крестьяне», «испить» (выпить, напиться), «зачнётся» (начнётся), «куды» (куда), «запужала» (напугала), «авось» (всё равно).
- Итак, какой мы можем сделать вывод о речи ребят?
Вывод: Тургенев не только употребляет «народные» слова: диалектизмы, просторечия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика дают читателям возможность лучше понять характеры героев.
Истории, рассказанные мальчиками.
Учитель: Какие истории вам запомнились?
- А сколько их звучит в рассказе? Вы не задумывались? (13)
- Прояснят нам этот вопрос ребята, которые внимательно читали текст и посчитали количество историй. Заранее подготовить группе
Таблица «Истории, рассказанные мальчиками»
Что случилось? | Кто рассказал | С кем случилось? | Когда? |
1. Рассказ о домовом | Илюша | С ним и его товарищами на рольне | |
2. Рассказ о русалке | Костя | Со слободским плотником Гаврилой | |
3. Рассказ про оборотня (барашек) | Илюша | С псарем Ермилой | «Намеднись» на Варнавицах |
4. Рассказ о покойном барине Иване Ивановиче | Илюша | С дедушкой Трофимовичем | |
5. Рассказ о гаданье в родительскую субботу | Илюша | С бабкой Ульяной | В прошлом году в родительскую субботу |
6. Рассказ о небесном предвиденье | Павлуша | С крестьянами деревни Шаламово | |
7. Рассказ о Тришке (антихристе) | Илюша | Не быличка! | |
8. Рассказ о Тришке | Павлуша | С бочаром Василой и крестьянами Шаламова | |
9. Рассказ о голосе из бучила | Костя | С ним самим | Вчера вечером |
10. Рассказ о мужике и лешем | Илюша | С мужиком из его деревни | «На днях» |
11. Рассказ о водяном | Илюша | С дурочкой Акулиной | |
12. Рассказ о мальчике Васе | Костя | С мальчиком из его деревни | |
13. Рассказ о голосе Васи из речки Снежедь | Павлуша | С ним самим | Только что |
Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; эта еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, их вера, переживания.
- Назовите их. ( Илюша, Костя и Павлуша.)
- Кто является главным знатоком поверий? (Илюша передает наиболее страшные истории. Все это вполне соответствует его характеру: напуганность, моральная подавленность).
- А Костя? Он выбирает поверья о русалке, и в рассказе проявляет чувствительность и жалость. Это соответствует его характеру.
- А Павлуша? (Он не рассказывает никаких поверий. Он рассказывает о действительном случае – о «предвидении», т.е. о солнечном затмении. Он хотя и иронизирует над суеверными людьми, но делает это после того, как «предвидение» не осуществилось. Его ум все еще остается бессильным перед страхами, внушенными с детства.)
- Итак, какова же связь между портретами этих мальчиков и их рассказами? (В каждом рассказе мальчика проявился его характер, его отношение к жизни. Павлушу мы видим решительным, смелым, умным, он иронично относится к нелепым суевериям. Илюша, рассказывая свои былички, верит в них, как , впрочем, и все остальные дети у костра. Они не имели возможности учиться, их знания были минимальны. Но они привлекают нас тем, что они интересно могут рассказывать, что они дружны и не избалованы.)
Мы ответили на проблемный вопрос.
Выводы по теме урока.
Учитель - Мир детства в рассказе «Бежин луг» многоцветный. Это счастье и горе, радость и печаль, взлеты и падения. Ведь недаром Тургенев о себе и своих героях сказал так: (обращение к эпиграфу) «Все, что у меня есть порядочного, дано жизнью, а вовсе не создано мной»
IV. Рефлексия:
- А теперь я хотела бы увидеть, как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Что вам понравилось на уроке? Что хотелось бы выполнить ещё раз?
- Что хотелось бы сделать по-другому?
Домашнее задание:
- Творческое задание: Написать короткий портрет друга, родственника.
- Поразмышлять: Как вы представляете себе в дальнейшем судьбу мальчиков?
- Кого бы вы взяли из мальчиков к себе в товарищи и почему?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Федя - Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица; кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги – не отцовские.
Учитель: Он старше всех, сын зажиточных крестьян (сапоги, гребешок, рубашка). Отличается тем, что держится с чувством собственного достоинства, не столько говорит, сколько слушает других мальчиков. Можно назвать его щеголем, франтом (небрежно накинутый армячок, цветная рубаха, гребешок)
Павлуша - У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый – что и говорить! – а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов.
Учитель: - Он произвел наиболее сильное впечатление на автора рассказа. Приземистый, неуклюжий, с бледным рябым лицом и широкими скулами, Павлуша оставил глубокий след в памяти автора своим «умным и прямым» взором и «силой, звучавшей в его голосе». Павлуша, как и другие мальчишки, заражен суевериями, но вместе с тем автор подметил в нем хозяйскую деловитость (он варит картошку), распорядительность. А еще больше пленил Павлуша автора своей изумительной смелостью: «Без хворостинки в руке, ночью, он, ни мало не колеблясь, поскакал один на волка».
Илюша - Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились – он словно всё щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. И ему, и Павлуше на вид было не более 12-ти лет
Учитель: - Это мальчик, работающий на фабрике, т.е. достаточно самостоятельный, обеспечивающий семью. У него очень пытливый ум, но в то же время этот мальчик безоговорочно верит в сверхъестественные силы, боится их. Он осознает свое превосходство над другими мальчиками (уже работает). В отношении автора чувствуется какая-то жалость в отношении этого мальчика.
Костя - Четвертый, Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, - на его языке, по крайней мере, - не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно.
Учитель: - В Косте, которого автор назвал «трусишкой», больше всего бросается в глаза (и это подчеркнуто соответствующими чертами портрета: «задумчив», «печален» взор его «больших черных, жидким блеском блестевших глаз», «хотевших что-то высказать») его запуганность таинственными силами природы, от которых, по его мнению, нет никакого спасения, но в то же время очень чуткое, отзывчивое отношение к жертвам этих таинственных сил. В манере речи Кости легко определяется что-то близкое к стилю УНТ, напоминающее песенно-былинный размер: «Пошел он, братцы мои, в лес по орехи. Вот пошел он в лес по орехи, да и заблудился…»
Ваня - Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего 7 лет.
Учитель: - Семилетний мальчик Ваня мало активен в течение всей ночи. Его присутствия у костра автор сначала даже не заметил: так смирнехонько прикорнул он под рогожей. Только глубокой ночью, когда небо ярко осветилось звездами, он не сдержал своего восторга перед открывшейся в природе красотой и привлек внимание автора вырвавшимся возгласом: «Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, гляньте на божьи звездочки – что пчелки роятся!» Это чувство прекрасного сочеталось в Ване с другим прекрасным чувством – добрым отношением к своей сестре Анюте.