СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Меткий стрелок" (интеллектуальная игра)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Меткий стрелок" (интеллектуальная игра)»

МКОУ «Аялизимахинская СОШ им. Абдуллаева Б.Ю.»






«Меткий стрелок»

интеллектуальная игра

русский язык





Разработала и провела

с учащимися 7 класса

Гамидова Светлана Ивановна,

учитель русского языка и литературы














Аялизимахи

Цель игры: создать условия для повторения курса русского языка 7 класса, закрепить знания, полученные на уроках, формировать умение работать командой, чувствовать ответственность за свою команду, вырабатывать чувство сплочённости


Оборудование: небольшой мяч с мишенью (урна или ведро), доска, мел, символические призы, ноутбук.

Ход игры:

Класс делится на 2 команды стрелков. Каждый по очереди подходит к  условленному месту и кидает мяч в ведро, в зависимости от того сколько очков выбил, столько и будет стоить вопрос. Например, если будет 5 попаданий мячом в ведро, то за правильный ответ на вопрос ученик получает 5 баллов, если одно попадание, то стоимость вопроса 1 балл. Если же ученик неправильно отвечает на вопрос или не попадает мячом в ведро, то тогда ход переходит к другой команде.


Побеждает та команда, которая была самая меткая и при этом правильно отвечала на вопросы.

Учитель: Здравствуйте, дорогие участники игры, коллеги, компетентное жюри! Сегодня нашим игрокам предстоит не только метко стрелять, но и отвечать на вопросы и за правильные ответы получать баллы. Каждый участник команды может принести баллы своей команде, метко попав мячом в ведро и правильно ответив на вопрос. Я желаю вам удачи в меткости и показать свои знания по русскому языку! На доске я буду фиксировать баллы, в конце игры их суммируем и узнаем победителей – лучших стрелков и знатоков русского языка.

Ученики по одному по очереди выходят и кидают мяч в ведро. Если ученик не попал, то ход передается другой команде.


Первый блок вопросов (за правильный ответ 1 балл):

1. Дайте определение глаголу. (Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?)

2. Каким образом определить вид глагола? (По вопросу. Если глагол отвечает на вопрос что делает? (что делал? что будет делать? )– глагол несовершенного вида, если отвечает на вопрос  что сделать? (что сделал? что сделает?) – глагол несовершенного вида)

3. Как пишется частица Не с глаголами? (всегда ли? назовите исключения) (Частица Не  пишется с глаголами раздельно. Не пишется слитно только с теми глаголами, которые без НЕ не употребляются: ненавидеть, нездоровится)



4. Дайте определение инфинитиву. (Инфинитив –  начальная форма глагола, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать?)


5. Какие глаголы называются возвратными, ( Глаголы, имеющие суффикс –ся   (-сь), называются возвратными, если нет этих суффиксов – глагол невозвратный)

6. Перечислите наклонения глагола. ( Изъявительное, условное, повелительное).


7. Какие времена глагола существуют? (Настоящее, прошедшее и будущее).


8. Дайте определение имени прилагательному. (Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей?)

9. Перечислите разряды прилагательных по значению. (Качественные, относительные, притяжательные).


10. Назовите постоянные признаки имени прилагательного. (Разряд по значению).


11. Назовите непостоянные признаки имени прилагательного. (Полная или краткая форма, род, число, падеж).


12. Дайте определение имени числительному. (Числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счёте и отвечает на вопросы сколько? который? какой?).


13. На какие группы делятся числительные по строению? (Простые, сложные, составные).


14. Назовите несколько количественных, собирательных и порядковых числительных. Количественные – три, два, пять; собирательные – семеро, девятеро, трое, оба; порядковые – второй, двадцатый, сотый).


15. Дайте определение наречию. (Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действия или признаки признаков и отвечает на вопросы: как? куда? когда? где? почему? для чего? в  какой степени?)


16. Какая особенность сближает наречие с инфинитивом? (Являются неизменяемыми частями речи).

17. Назовите степени сравнения наречий. (Сравнительная, простая сравнительная, сложная сравнительная, превосходная).


18. Расскажите правило о написании дефиса в наречиях. (Дефис пишется: 1. В наречиях с приставкой по-, оканчивающихся на –ому, -ему, -и; 2. В наречиях с приставкой в- (во-), оканчивающихся на –ых (-их); 3. В наречиях, образованных повторением слов или из однокоренных слов).


19.Чем слова состояния отличаются от наречий? А что их объединяет? ( Отличаются тем, что обозначают душевное состояние человека, физическое состояние человека и животных, состояние природы и  окружающей среды, оценку действий, в предложении не зависят от других слов, являются сказуемыми. Схожи формой, не изменяются и отвечают на вопросы как? каково?).


20. Дайте определение местоимению. (Местоимение – самостоятельная  часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называют их).


Второй блок вопросов

1. Назовите морфологические признаки глагола. (Вид, спряжение, возвратность, наклонение, время, лицо, род, число).

2. Перечислите постоянные признаки глагола. (Вид, спряжение, возвратность).



3. Перечислите непостоянные признаки глагола. ( Наклонение, время, лицо, род, число).

4. Вспомните спряжение глагола. Как можно его определить? ( По личному ударному окончанию, по инфинитиву).

5. Назовите исключения из 1 спряжения и из 2-го. (Исключение из 2 спряжения: брить, стелить; исключения из 1 спряжения: слышать, дышать, держать, гнать, видеть,  ненавидеть, обидеть, зависеть, смотреть, вертеть, терпеть).


6. Назовите основные отличия наклонения глагола друг от друга. (Глаголы в

изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить. Глагол в форме условного наклонения обозначает действие, которое может произойти только при определенных условиях, есть частица бы. Глагол в форме повелительного наклонения обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника, часто присутствуют частицы  пусть, пускай).


7. Как определить лицо и число глагола? (при помощи чего?) (При помощи окончания).


8. Какие глаголы мы называем разноспрягаемыми? (Хотеть, бежать).


9. Какие глаголы мы называем безличными? Почему? (Безличные глаголы обозначают действие, которое совершается без действующего лица, поэтому называются безличными).


10. Как отличить разряды прилагательных друг от друга? (Качественные прилагательные называют признаки, обозначающие различные качества предмета: по величине, по возрасту, по цвету, по весу, по внешнему виду, по внутренним качествам. Относительные прилагательные обозначают материал, из которого сделан предмет, указывают на признак предмета по месту, по времени его существования, по назначению предмета. Притяжательные  прилагательные обозначают признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному).


11. Каким членом предложения обычно являются краткие прилагательные? (Сказуемым).


12. Чем отличаются полные и краткие имена прилагательные? (Окончанием).


13. Какие степени сравнения прилагательных существуют? Как они образуются? (Сравнительная простая и сложная, превосходная простая и сложная. Простая сравнительная степень образуется при помощи суффиксов: -ее (-ей), -е, -ше. Сложная сравнительная степень при помощи слов более или менее. Простая превосходная при помощи суффикса –ейш или –айш. Сложная превосходная степень при помощи слов самый, наиболее, наименее).


14. Когда Не  с прилагательными пишется слитно?  (Если слово без Не не употребляется, если слово с Не можно заменить близким по значению синонимом без не-).


15. Когда Не с прилагательными пишется раздельно? ( Если в предложении есть или подразумевается противопоставление).


16. На какие  2 разряда по значению и грамматическим особенностям делятся числительные? (Количественные и порядковые).


17. Когда в наречиях после шипящих пишется  О, а когда Е? От чего это зависит? Назовите исключения. (на конце наречий после шипящих под ударением пишется О, без ударения Е. Зависит от ударения).

18. Когда в наречиях пишется одна буква Н, а когда две? ( В наречиях пишется столько Н, сколько их в прилагательном, от которого данное наречие образовано).


19. В каких случаях на конце наречий пишется мягкий знак? (назовите исключения). (На конце наречий после шипящих пишется мягкий знак. Исключения: уж, замуж, невтерпёж).


Третий блок вопросов


Загадки-шутки

  1. В какую бочку не нальёшь воды?

  2. В какой клетке не держат птиц и зверей?

  3. Из какого крана не берут воду?

  4. Какой вид литературного произведения обозначается мужским именем? (Роман)

  5. 5.Каким патроном не зарядишь ружьё? (Патроном для лампочки)

  6. В каких лесах не водится дичь?( В строительных лесах)

  7. Каким поясом нельзя подпоясаться? (Географическим поясом)

  8. 8. Из какого сосуда не напьёшься? (Из сосудов в теле человека).

  9. В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес золота? (Узнать, почём фунт лиха)

  10. Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту?

  11. Какая поговорка говорит нам о каком – либо событии, которое неизвестно, когда было, да и было ли вообще? (На воде вилами писано)

  12. Плеваться некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец – пригодится воды напиться)


Подведение итогов, подсчет баллов.

Учитель: Молодцы, ребята! Поработали сегодня хорошо, и каждый получит сегодня отметку на уроке, а выигравшая команда небольшие призы!

Выведение отметок за урок и вручение небольших подарков, грамот.

























МКОУ «Аялизимахинская СОШ им. Абдуллаева Б.Ю.»





Разработка урока


« Стилистические функции вводных


слов (с использованием


информационно - коммуникативных


технологий)»



Разработала и провела

с учащимися 11 класса

Гамидова Светлана Ивановна,

учитель русского языка и литературы














Аялизимахи

Цель: научить грамотно употреблять вводные слова в письменной и устной речи в соответствии с речевой (коммуникативной) ситуацией, развивать речь учащихся; воспитывать любовь к русскому слову.


Разработка урока по следующему плану:

  1. Обрамление.

Определение цели, темы урока и ключевых понятий. ( использование слайдов № 1,2)

  1. Деление учащихся на 2 группы.


Чтобы сами учащиеся разделились на 2 группы, каждый ученик берёт квадратик какого- либо цвета и садится за стол с цифрой того же цвета.


  1. Что лежит на столах у учащихся?


Тексты, карточки- задания, состоящие из 5 тематических блоков, карточки- информаторы.


4.Опрос в группах.


В какой последовательности ведётся опрос в группах? Учащиеся отвечают по цепочке. Если кто-то испытывает затруднение, ему помогают. Каждая группа , объяснив блок А, переходит к блоку Б и т.д. когда слушают одну группу, другие дополняют материал, отсутствующий у них в задании.


5.Слайды- ключи .

Для проверки правильности выполнения задания каждого блока.


6. Обрамление.

Итог урока и его оценка учащимися. При выходе из класса в шкатулку опускаются квадратики трёх цветов: красный- значит «очень понравился», синий- «ничего нового не узнал», жёлтый-«было неинтересно».

Материалы, используемые на уроке


Подготовленные материалы могут быть использованы по-разному - они не привязаны к логике и плану конкретного урока.

  1. Слайды разного вида.

  2. Карточки-задания

  3. Карточки - информаторы

  4. Банк домашних заданий

  5. Хронологическая карта урока

  6. Бланк контроля






























ХОД УРОКА:


  1. ТЕМА. ЦЕЛЬ. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ.

Для сообщения темы и определения ключевых понятий мспользуются слайды № 1 и 2. Это слайды обрамления.

_Прочитайте названия темы.

_О каких словах идёт речь? (О вводных).

_ Почему они называются вводными? (Не являются членами предложения)


Слайд № 1..Какой признак вводных слов указан неверно?

-выражают модульно- коммуникативные отношения;

- грамматически не связаны с членами предложения;

- характеризуются интонацией вводности (понижение тона и убыстрение темпа речи);

- на письме никак не выделяются.


Слайд № 2. Укажите неверное утверждение.

Что изучает стилистика?


-разновидности употребления языка;

- характерные черты текстов определённых стилей;

- постановку знаков препинания;

- словосочетания и предложения.


Работа в группах с карточками – заданиями.

Блок А. Семантические группы вводных слов и словосочетаний.

Знакомство всех групп с блоком А.


-Подберите синоним к слову семантические (смысловые по значению)

Каждая группа получает текст определённого стиля с заданием 1.

Работа с текстом 5 минут.


Проверка задания: тексты по очереди выводятся на экран. Для проверки используются слайды – ключи.


Задание 1. Прочитайте выразительно текст (один из 2-х текстов)


Найдите вводные слова, определите, к какой семантической группе они относятся (обратитесь для консультации к карточке – информатору №1).

В тексте расставьте знаки препинания.

Подумайте , к какому стилю относится текст. Назовите признаки данного стиля(обратитесь в случае необходимости к карточке информатору № 2 (3,4,5,6).

Сформулируйте вывод, ответив на вопрос: какие семантические группы вводных слов характерны для того или иного стиля?


Блок Б.

Пунктуация при вводных словах.

Выполнение задания 2-3 мин



Перед заданием даётся формулировка пунктуационного правила. Старшеклассникам нужно освоить 2 правила (в каждой группе своё). Для проверки пунктуации используются слайды-ключи.


Блок В. Слова, которые никогда не бывают вводными, или другие способы выражения модальности.

Кроме вводных слов, выражающих модально- коммуникативные отношения, в русском языке существуют и другие способы выражения модальности: это различные наречия и частицы, которые на письме не выделяются. Их нужно запомнить и уметь отличать от вводных слов. (В этом трудность данной темы).


Задание 3. Запишите данные слова в нужную колонку:

« Могут быть вводными» «Никогда не бывают вводными»


Для проверки используются ключи-слайды.


Блок Г. Различие вводных слов и членов предложения.


Вводные слова произошли от самостоятельных частей речи, которые приобрели переносное значение, утратив своё переносное значение и вместе с ним способность выполнять функцию какого-либо члена предложения. Различать вводные слова и члены предложения – ещё одна трудность данной темы.

На уроке разбираются слова – омонимы: кажется (казалось), однако, верно, значит, наконец. Перед тем как выполнить задание 4, ученики могут познакомиться со справкой о словах – омонимах.


Задание 4. Проанализируйте примеры. Расставьте знаки препинания. Подчеркните слова- омонимы как члены предложения. Определите функцию вводного слова и семантическую группу. Как изменится смысл высказывания, если вводное слово убрать?


Для проверки используются слайды-ключи.


Блок Д. (творческий). Употребление вводных слов.

А. М. Пешковский считал вводные Конструкции инородными, «внутренне чуждыми приютившему их предложению».

Докажите, что в речи грамотного человека вводные слова должны занять достойное место.


Задание 5. Вставьте пропущенные по смыслу вводные слова . как изменилось высказывание? Какие группы вводных слов используются? Обратитесь к словам для справок.

Для проверки используются слайды- ключи.


Образцы карточек – заданий

для 2 групп


Каждому учащемуся выдаётся карточка – задание в соответствии с группой, в которой он работает, задания выполняются прямо в карточке.


Группа № 1


Блок А.


Задание 1. Выделите вводные слова. Отнесите их к одной из семантических групп. Расставьте знаки препинания. Определите стиль текста и стилистическую функцию вводных слов.


Текст 1.


Слова в русском языке, разумеется, существуют не сами по себе.

Они состоят между собой в определённых связях. Это необходимо , во-первых, чтобы не было лишних слов, которые бы дублировали бы друг друга, а во-вторых, чтобы слово помогало понять другие. Вот, например, слово хорошо. Как его понять без слова плохо? Л. В. Щерба заметил как-то, что многие слова в нашем сознании заложены парами: большой и маленький, злой и добрый, долго и быстро. И если вдруг появляется новое слово, оно несомненно должно оправдать факт своей необходимости в ряду других слов. Недавно как вы знаете в наш язык вошло иноязычное слово сервис, хотя у нас есть эквивалент обслуживание. Однако сервис- это не просто обслуживание, а хорошее обслуживание. На таком основании оно может быть в языке.

(По Ю. Гвоздарёву)


Блок Б.



Если слова: например, в частности, допустим,

положим, скажем - стоят в начале уточняющего или присоединительного оборота, они выделяются вместе с оборотом, а следовательно, после вводных слов никакого знака не ставится.


Задание 2. Расставьте знаки препинания. Объясните особенности пунктуации, ссылаясь на правило.

  1. Вечером можно будет пойти в кино.


  1. Тёмное небо над освещённой улицей казалось чёрным, тяжёлым пологом.



  1. Мне казалось сейчас станет плохо.



  1. Вечером можно пойти куда-нибудь например в кино.



  1. Он в частности подходит для этой роли.



  1. Увлекательны многие виды спорта, в частности гребля.



Группа 2.


Расставьте знаки препинания. Объясните особенности пунктуации, ссылаясь на правило.


1. Вероятно поражённая этим событием она замерла.


2.Женщина поражённая вероятно этим событием замерла.

3.Студент вернул в библиотеку книгу, вероятно даже не прочитав её.


Блок В.

Другие способы выражения модальности. Привести примеры.








Блок Д.


Задание 5. Вставьте в тексте на места пропусков вводные слова. Можно использовать слова для справок. Расставьте знаки препинания.

(…) вводные конструкции имеют огромное значение в речи, так как являются средством передачи субъективной модальности высказывания. (…) с их помощью выражается отношение говорящего к сообщаемому(…) усвоение данной категории слов имеет большое значение для речевого развития индивида.(…) умение грамотно использовать в речи вводные слова определяет способность полноценно участвовать в речевом акте, требующем (…)точного (…)выразительного формулирования мыслей и (…)своего отношения к сообщаемому.


Слова для справок

Бесспорно, проще сказать, следовательно, по мнению лингвистов, во-первых, а во-вторых, конечно.

Группа 2.


Блок А.


Задание 1.

Выделите вводные слова. Отнесите их к одной из семантических групп. Расставьте знаки препинания. Определите стиль текста и стилистическую функцию вводных слов.


Текст 2.

Будьте вежливыми!

Во-первых вежливость - проявления уважения. Во –вторых вежливость – это и готовность оказать помощь тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт. И конечно же своевременное проявление (речевой этикет) неотъемлемый элемент вежливости. «Будьте любезны передайте пожалуйста на билет». После этих слов хочется честно сделать не только то, о чём просят (такой пустяк!), но и ещё что- то: помочь пожилому человеку выйти из автобуса, перевести через дорогу, довести до дома…

Вежливость как правило родит ответную вежливость, а грубость – ответную грубость.


(По Н.Формановской)


Блок Б.

Вводное слово в обособленном обороте (причастном или деепричастном ). В начале и конце обособленного оборота вводное выделяется двумя запятыми.


Задание 2.

Расставьте знаки препинания. Объясните особенности пунктуации, ссылаясь на правило.

  1. Вероятно поражённая этим сообщением она замерла.

  2. Женщина, поражённая вероятно этим сообщением замерла.

  3. Студент вернул в библиотеку книгу вероятно даже не прочитав её.


Блок В.


Задание 3.

Запишите следующие слова в нужную колонку.


Следовательно, вдобавок, значит, наоборот, в конечном счёте, например, вряд ли, кстати, всё-таки.


Могут быть вводными Никогда не бывают вводными


Блок Г.


Задание 4. Прочитайте справку о словах- омонимах. В данных предложениях расставьте знаки препинания. Подчеркните, где надо, предложения.

Справка



Верно- (син.) правильно- наречие, член предложения.

Верно- (син.) наверное- вводное слово, подвергающее сомнению высказывание, выражающее неуверенность.


1)Вы верно недавно на Кавказе? (М.Ю)Лермонтов)

2) «Слушай, - обратился Ваня к своему спутнику,- мы верно пошли?» (Л. Кассиль)


Блок Д.


Задание 5. Вставьте пропущенные вводные слова. Можно использовать слова для справок. Расставьте знаки препинания.


(…) (…) вводные слова не являются членами предложения (…) выделяются интонационно и пунктуационно. (…) без них речь теряет свою индивидуальность, функциональную специфику. (…) без них нельзя передать чувства говорящего в связи с сообщением, что (…) должно быть использовано в разговорном, публицистическом и художественном стилях.

Слова для справок


Поверьте, с одной стороны, стало быть, с другой, например, несомненно.


  1. Дифференцированное домашнее задание.


( Лист с заданиями на столах у группы). Каждый учащийся записывает свою фамилию напротив выбранного задания.


Воспроизводящие задания


  1. Подготовьте сообщения на тему «Роль вводных слов в речи»

  2. Подготовьте сообщение на тему (тему формулирует учащийся)

  3. План выступления на тему…

  4. Тезисы по теме…

Следовательское сообщение(выступление)


Найдите в произведениях М.Булгакова, Шолохова примеры использования вводных слов.


Творческие задания


  1. Составьте свои примеры по теме «Знаки препинания при вводных

словах»

  1. Сделайте карточку «Пунктуация в предложениях с вводными словами».

  2. Составьте текст по теме «Вводные слова».


Технические задания


1.Сделайте серию слайдов к презентации «Вводные слова»

2. Напечатайте карточки – задания «Пунктуация в предложениях с вводными словами»



Традиционные задания


  1. Выполните упражнения в учебнике.

  2. Прочитайте параграф в учебнике и ответьте на вопросы.


Поисковые задания


Какие вопросы по теме «Вводные конструкции не затрагиались на уроке? Подготовьте сообщение.


Аналитическое задание


Какова роль вводных конструкций в английском языке?












Скачать

© 2021 182 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!