СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод ассоциации в контексте формирования иноязычной письменной компетенции

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке приведены практические примеры использования метода ассоциаций при обучении письменной компетенции учащихся младших классов.

Просмотр содержимого документа
«Метод ассоциации в контексте формирования иноязычной письменной компетенции»

Метод ассоциации в контексте формирования иноязычной письменной компетенции

Способности школьников к письму развиваются в результате особых педагогических условий, к которым можно отнести: постоянное обогащение опыта учащихся впечатлениями из собственной жизни, полученных во время наблюдений, чтения, при прослушивании музыки и знакомстве с живописью (Т. А. Ладыженская, Л. А. Ходякова, Т. И. Чижова и др.); увеличение активного словаря, освоение новых понятий и умение ими пользоваться (М. Т. Баранов); организацию работы, формирующей умение строить связный текст в соответствии с его коммуникативно-смысловой задачей (Т. Н. Волкова, А. Д. Дейкина, Ф. А. Новожилова, Л. П. Сычугова, Л. А. Ходякова, О. П. Мистратова, Л. И. Новикова и др.); правильное понимание учениками самого задания «придумать», т.е. создать новое, уникальное, не похожее на другое (Н. Л. Мишатина, В. Я. Ляудис, И. П. Негурэ и др.). Считаем необходимым также отметить, что на современном этапе развития системы начального общего образования особую актуальность приобрели вопросы, касающиеся использования инновационных методов и приемов работы на уроках английского языка с обучающимися начальной школы, к которым и относится метод ассоциаций. Педагоги после введения ФГОС НОО в школах активно начали применять новые способы и приемы работы с детьми на уроках.

Существующие приемы обучения правописанию отличаются однообразием, не имеют системного характера. Необходимо внедрение в систему образования инновационной технологии обучения письменной речи, как одного из способов реализации на занятиях такого подхода, где учащиеся будут активными творческими субъектами учебной деятельности, способными развивать свои коммуникативные навыки.

Метод ассоциации один из способов реализации такого инновационного подхода, поскольку непроизвольная память развита у младших школьников намного лучше произвольной, а ассоциация как раз и является непроизвольной психической активностью. Ассоциирование – такое связывание одного элемента с другим, при котором появление в сознании одного из них, влечет за собой появление другого.

Именно ассоциативные связи являются основами мышления, памяти, творчества, воображения. Дети легко запомнят правильное написание слова, если будут опираться на личные ощущения, впечатления. Буквы нужно делать образными, динамичными. При чем запоминание английских слов осуществляется по совершенно другой технологии, и куда эффективнее простого заучивания.

Согласно этому методу к каждому слову придумывается своя словесная и визуальная ассоциация, которая всплывает сразу же после того, как человек сталкивается с таким словом. Рассмотрим, например, слово «cup» (чашка). Словесная ассоциация – слово «капать». Для того чтобы эта ассоциация осталась у ребенка надолго, необходимо придумать картинку-образ. Представляем себе, как что-то капает в чашку. Таким образом, слово «cup» у нас будет ассоциироваться с капанием, а картинка-образ подскажет, что переводом данного слова является чашка.

С ассоциативным методом очень хорошо справляются ученики, у которых образное мышление развито куда более сильнее, чем у взрослых. Это может показаться фантастическим, но за один урок учащиеся могут запомнить десятки новых английских слов. А на различных соревнованиях, когда запоминание английских слов проводилось в виде соревнования кто больше и быстрее, количество освоенных слов переваливает за сотню.

На практике, при обучении письму, учитель может предложить детям придумать, образ какой вещи, человека или животного напоминает им каждая буква изучаемого слова и помочь рассказать об этом по-английски: Letter «h» looks like a giraffe, letter «s» looks like a snake, letter «m» looks like a camel.

Далее можно дать задание учащимся составить короткий рассказ, который объединит образы всех букв в единое целое. Ключевым должно стать то слово, правописанию которого учитель ставит своей целью научить младших школьников.

Для примера возьмем сложное для написания слово «school» и придумываем какую-нибудь историю.

There was a school for animals in one of the fairy countries. The snake («s») went to school very early in the morning. It was dark and there was the half-moon («с») in sky. The snake met the giraffe («h»). The animals found two balls («o» «o») and began to play with them. Suddenly the giraffe stopped playing and began to cry, because his ruler («l») wasn’t in his schoolbag. It was at home.

Ассоциации у каждого ребенка различны. Особенно важно не навязывать детям своих ассоциаций. Чем смешнее получится история, тем лучше запомнится написание слова.

Использование этого метода позволяет добиваться не только обучающей цели (обучение письменной и устной речи), но и развивающей. Данный метод развивает образное мышление младшего школьника, его воображение, лингвистическое чувство и догадку, дает возможность проявлять собственную инициативу и фантазию. Характерный признак метода – эмоционально-смысловой подход к изучению иностранной лексики и орфографии. Использование ассоциаций значительно повышает эффективность усвоения языкового материала, облегчает не только память, но и внимание и способность творчески мыслить. Выдумка, фантазия, умение объяснить сложные языковые явления доступным учащемуся образным языком – все это именно те игровые приемы, которые могут стать гарантией успеха сотрудничества ученика и учителя.

Метод ассоциаций – кодовая речь представлений и ассоциаций. Это метод, при использовании которого значение нового языкового явления (лексического или грамматического) раскрывается через образование ассоциативных образов (символов), при котором тот, кто учит, и обучаемый, расположены в пределах определенной конвенции, то есть по договоренности, создавая образы-символы и адаптируя их к различным ситуациям.

Перед подачей любого языкового материала учитель, подключая яркое детское воображение, знакомит учеников или при необходимости придумывает вместе с ними ассоциативные символы, обозначающие соответствующие лексические или грамматические единицы, и работает с ними будто с реальными предметами, объектами. Ведь известно, что ребенок значительно быстрее усваивает иноязычное слово, если оно связано с конкретным образом или действием.

Неоспоримым фактом является то, что на начальном этапе изучения иностранного языка метод перевода не просто не дает желаемых результатов, а может и навредить. Использование иллюстративной наглядности в виде рисунков, карточек, таблиц и т.д. дает хороший результат, ведь у детей младшего школьного возраста хорошо развита зрительная память.

Если же учитель воспользуется предметной наглядностью (игрушки, реальные вещи, макеты) – еще лучше, потому что ученик может прикоснуться к ним, взять в руки, выполнить любые другие действия, поиграть с ними. Однако не все вещи, игрушки, мы можем принести на урок, обыграть их. В то же время это занимает много времени. А с каждым уроком объем учебного материала постоянно увеличивается.

Использование ассоциативных символов, создание условий, максимально приближенных к жизненным ситуациям, делает возможным непроизвольное запоминание материала, приближает процесс обучения к непринужденному восприятию, поэтому, усваивая даже по сравнению большое количество языкового материала, вопрос о перегрузке памяти отпадает.

Каждый человек, а особенно младший школьник, по-своему понимает смысл, которое обозначает слово, но дать объяснение значения слова для учащихся бывает очень затруднительно. В связи с этим появляется мысль о том, что упражнения должны быть направлены не только на запоминание определённых слов, но и на формирование умения выражать смысл, раскрывать содержание связанного с этим словом понятия. Так преодолевается одно из противоречий между имеющимися теоретическими знаниями о языке и способностью применять их в процессе письма. Естественно, учёт возрастных особенностей учащихся, опора на игру воображения, игру со словом и использование её на различных этапах обучения письменной компетенции способствуют развитию креативного воображения и ассоциативного мышления школьников. Итак, ценность метода заключается еще и в том, что, не используя абсолютно никаких затратных технологий, учитель имеет возможность постоянно проводить высокопроизводительные занятия, а не только специально подготовленные в созданных для того условиях.

Усваивая иностранные слова, школьники представляют в связи с их звучанием то смешное, интересное, необычное. Поэтому сразу отпадает необходимость в зазубривании, что никогда не дает положительного эффекта. Существуют другие методы, среди которых есть и цепной, что строится на ассоциативных связях. Вызов в сознании одного представления влечет за собой целую цепь ассоциативных впечатлений. Запоминая какие-либо вещи с помощью сознательно подобранных ассоциаций, можно ускорить процесс их припоминания в нужный момент. Психолингвисты (И. Г. Овчинникова, Л. В. Сахарный и др.), рассматривая словесные ассоциации с позиции теории речевой деятельности, главным образом говорят о них как о процессе их порождения, а не как о результате.

Сделаем вывод, что в работе с детьми младшего школьного возраста в процессе обучения письму метод ассоциаций – один из эффективных способов который значительно облегчает работу учителя, а для учеников процесс заучивания новых слов и выражений, усвоения орфографических норм английского языка превращает в удовольствие.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!