СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод холдинг-терапии: достоинства и недостатки

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Метод холдинг-терапии: достоинства и недостатки»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» станицы Старопавловской












Индивидуальный проект


на тему


Метод холдинг-терапии: достоинства и недостатки















Филоненко Галина Александровна

учитель иностранных языков

научный руководитель: к.писх.н., доцент

Белан Екатерина Евгеньевна








ст.Старопавловская

2023

Краткая аннотация проекта

Чтобы понять, почему более трех десятилетий назад в детской психотерапии появился метод коррекции поведения – холдинг-терапия, стоит напомнить: расстройства аутистического спектра являются серьезной патологией, которая впервые появляется в раннем детском возрасте.

И лица, у которых был ранний детский аутизм или синдром Каннера, всю жизнь имеют большие проблемы с речью, воображением и социальными связями: они не устанавливают тесных отношений с другими людьми, предпочитая оставаться в своем «внутреннем пространстве».

Холдинг-терапия при аутизме у детей направлена на решение проблемы отчуждения и отсутствия контакта при данном состоянии.

Назначение холдинг терапии - пробиться через неприятие ребенком матери (а через это, позже, и всего мира) и развить в нем ощущение и привычку чувствовать себя комфортно. Этот подход включает в себя большую работу с родителями по разъяснению необходимости приучения ребенка к контакту с усиленным включением тактильных ощущений до тех пор, пока он не почувствует приятность от такого общения, несмотря на свое начальное отторжение.

Обоснование актуальности проекта

В последнее время наблюдается интенсивный рост количества детей с расстройствами аутистического спектра. Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению о природе происхождения данного вида расстройств, и потому как единого мнения о патологии не существует, то соответственно также и не существует единых, универсальных способов их коррекции.

В настоящее время является актуальной проблема методической разработки и научного обоснования способов психологической коррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с аутизмом. Как известно, в наибольшей степени трудности аутичного ребенка проявляются в нарушении возможности устанавливать и развивать эмоциональные связи с другими, даже самыми близкими людьми. Понятно, что вне эмоционального контакта не возможна социализация ребенка, развитие его высших психических функций. Нарушение эмоциональной связи с ребенком не может не отразиться и на его близких, формирует особые отношения внутри семьи и особые установки во взаимодействии семьи с социумом. Все больше специалистами признается необходимость оказания психологической помощи не только аутичному ребенку, но и всей его семье. Выявлено, что выраженность аффективных и бытовых проблем такой семьи, их насыщенность определяют тяжелое положение родителей даже в сравнении с близкими других трудно развивающихся детей. Родителям детей с аутизмом, при всей их направленности на помощь ребенку, часто достаточно трудно осваивать способы коррекционного взаимодействия с ним. Этому препятствует их неуверенность в себе, обусловленная исходно затрудненной обратной связью с ребенком, отсутствием общего аффективного опыта, который обычные родители и дети получают в ранних формах эмоционального взаимодействия.

С этой точки зрения холдинг-терапия представляется одним из адекватных средств психологической коррекции нарушенного родительского отношения к ребенку. Однако, холдинг продолжает считаться спорным методом, поскольку его процедура расценивается рядом специалистов как чрезмерно стрессовая и для ребенка, и для родителей (H.Dirlich Wilhelm, 1986; L.Wing, 1986). Выявление психологических механизмов, стоящих за данным методом, определение его места в системе коррекции аффективных нарушений при раннем детском аутизме, выявление той модификации метода, которая оправдывает допустимость его применения, обуславливают актуальность данной работы.

Цели и задачи проекта

Исходя из обоснования целью проекта является выявление достоинств и недостатков метода холдинг-терапии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Провести анализ литературных источников, относящихся к холдинг-терапии, как методу лечения аутизма.

  2. Выявить противоречия, возникающие у специалистов в этой области.

  3. Сформулировать достоинства и недостатки метода холдинг-терапии.



Содержание проекта

Холдинг терапия – это игровая методика образования тактильного контакта между детьми-аутистами и их родителями с целью формирования базиса эмоциональной привязанности. Суть ее сводится к тому, что мать или отец принудительно удерживают сына или дочь в объятиях до тех пор, пока те не перестанут противиться этому действию. Данная технология разработана в 1978г. Доктором М.Уэлч. В России эффективность методики, где в ходе игры формируется эмоциональная связь между родителями и детьми с диагнозом РАС, была доказана М.М. Либлинг.

В «классическом» варианте процедура холдинг-терапии заключалась в следующем: в специально отведенное время мать берет своего ребенка на руки и крепко прижимает к себе. Ребенок должен сидеть у матери на коленях так, чтобы у нее была возможность посмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий, несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о своих чувствах и своей любви к ребенку и о том, как она хочет преодолеть ту или иную проблему. Роль отца в холдинг-терапии выражается прежде всего в поддержании матери ребенка.

Проводить холдинг — терапию можно с детьми любого возраста и не только в семьях аутичных детей, но и в обычных семьях, где нарушено эмоциональное взаимодействие родителей и ребенка.

В основу холдинг-терапии положена концепция, которая рассматривает ранние детские эмоциональные расстройства как результат нарушения эмоциональных связей между матерью и ребенком.

Многочисленные исследования зарубежных и отечественных авторов в области холдинг — терапии показали следующее:

1. холдинг-терапия может быть использована как способ прежде всего восстановления ранних форм привязанности ребенка к близким, и к матери;

2. данный метод формирует новые способы эмоционального взаимодействия между ребенком и родителями;

3. основная задача холдинг-терапии заключается в преодолении защитного аутистического барьера, негативных аффектов, страхов, агрессии путем насильственного удерживания ребенка на руках;

4. холдинг-терапия стимулирует дальнейшее развитие и психическую активность ребенка;

5. метод дает возможность родителям наладить взаимодействие с ребенком, поскольку опирается на естественное желание родителей гладить, ласкать, обнимать ребенка, защищая его от житейских невзгод.

Перед тем как рекомендовать холдинг-терапию родителям, психолог предварительно изучает семью ребенка, анализирует эмоциональный потенциал матери, ее готовность принять рекомендации психолога.

Задача родителей во время холдинга – удержать ребенка не столько физически, сколько эмоционально, уговаривая его не уходить, не покидать маму и папу, повторяя, как важно быть всем вместе.

Стадии холдинг-терапии

Автор метода Марта Уэлч выделяет в процедуре холдинга три стадии:

– конфронтация

 Обычно ребенок противится началу холдинга, уклоняется от начала процедуры, хотя часто на протяжении всего дня ждет его;

– отвержение (или сопротивление)

 Когда матери всё-таки удается настоять на своем, усадить ребенка себе на колени и заключить его в свои объятия, после конфронтационной паузы наступает фаза активного отвержения. Наступление этой фазы не должно пугать мать или находящегося рядом с матерью и с ребенком отца. Ее наступление как раз говорит о том, что холдинг проходит нормально. В эти минуты нельзя ни в коем случае поддаться жалобам и плачу ребенка или испугаться и отступить под его физическим натиском. Ребенок может вырываться из объятий, кусаться, царапаться, кричать. Правильная реакция матери – гладя ребенка, успокаивать его, говорить ему, как она его любит и как переживает, что он страдает, но она ни за что не отпустит его именно потому, что любит;

– разрешение

 На этой стадии ребенок перестает сопротивляться, устанавливает контакт глазами, расслабляется, у него появляется улыбка, ему становится легко проявить нежность; мать и ребенок получают возможность говорить на самые интимные темы и переживать чувство любви.

Обязательные условия

- терапию следует проводить в контакте с психологом;

- присутствие отца, его полная включенность, помощь;

- готовность обоих родителей к терапии;

- доведение каждого сеанса до стадии «разрешения»

Правила проведения холдинга

1. Сеансы должны проводиться родителями ежедневно, по крайней мере, в течение двух первых месяцев.

2. Первые 3-4 сеанса необходимо проводить в присутствии психолога.

3. Необходимо добиваться полного расслабления ребенка, по крайней мере, на 3-4-м сеансе.

4. Не рекомендуется прерывать сеансы, особенно в первые два месяца. Несмотря на активное сопротивление, необходимо удерживать ребенка вплоть до его психического истощения и отпускать его только тогда, когда он расслабится. Желательно во время удерживания приговаривать ребенку, какой он «теплый», «хороший», «добрый», «как мы тебя любим».

Роль психолога в процессе холдинг-терапии

Холдинг-терапию с семьей, имеющей аутичного ребенка, должен вести психолог или педагог, иногда врач-психотерапевт, имеющий опыт коррекционной работы с аутичными детьми и обладающий необходимыми знаниями о закономерностях аффективного развития таких детей.

В задачи специалиста входят следующие обязанности:

–выявлять готовность семьи к холдинг-терапии (специалист подробно информирует семью о сути и технике холдинга и убеждается в эмоциональной готовности родителей проводить терапию);

– вдохновлять, заставлять, принуждать мать держать ребенка;

– наблюдать, фиксировать свои наблюдения и передавать матери сигналы от ребенка, которые она не понимает или не замечает;

– анализировать семейные конфликты, которые нередко выливаются наружу в ситуации холдинга;

– сдерживать гнев и отчаяние матери и поддерживать ее во время терапии;

– организовывать помощь отца и других членов семьи.

В модификационной версии холдинга отец может брать на руки ребенка и общаться с ним, или родители оба ласкают и удерживают ребенка на руках, говорят ему, как они его любят.

Позитивное влияние холдинга на ребенка

После сеанса холдинга ребенок становится спокойным, расслабленным (иногда может даже заснуть) или может оставаться достаточно активным. Он начинает контактировать с родителями: появляется прямой взгляд в глаза, ребенок может рассматривать лицо матери так, как будто видит его впервые, ощупывает его, гладит мать по волосам. Это наглядно проявляется в установлении более тесного эмоционального контакта ребенка с родителями, в увеличении его познавательной и речевой активности в процессе занятий. У родителей, имеющих детей с аутизмом, в результате холдинг-терапии наблюдается понимание потребностей и проблем ребенка. Многие родители отмечают, что в процессе занятий дети стали более уверенными, уменьшилась тревожность.

Сложности проведения метода:

- метод значительно протяжен во времени;

- высокая физическая нагрузка и напряженность;

- высокая эмоциональная нагрузка и выраженный стресс.

Риск и критика метода:

Удержание силой («насильственные объятия») – негуманный метод

Небезопасный метод

Незаконченный сеанс холдинг-терапии негативно сказывается на состоянии ребенка, эмоциональном состоянии родителей

Преимущества и недостатки холдинг-терапии

Безусловные преимущества холдинг-терапии состоят в том, что е ее помощью можно стабилизировать некоторые рефлекторные реакции ЦНС детей, страдающих аутизмом, положительно повлиять на развитие речевых навыков ребенка, расширить диапазон его эмоционального восприятия и корректировать изменения в поведении.

С другой стороны, отмечаемые экспертами недостатки холдинг-терапии заключаются в излишнем стрессовом воздействии на детскую психику. Ведь аутичные дети изначально страдают из-за нежелательных прикосновений и контактов «глаза в глаза», а повышенный уровень их негативных переживаний способен вызвать необратимые изменения в поведении и усугубить отставание в умственном развитии.

Кроме того, противники данного метода утверждают, что холдинг-терапия, нарушая личное пространство ребенка, создает путаницу в представлениях детей о правилах безопасного прикосновения и контакта с другими людьми. Также бывали случаи, когда в ходе такого лечения дети получали тяжелые травмы.

Ресурсы.

  1. Для реализации данного проекта требуется довольно большое количество временных ресурсов.

  2. Привлечение хорошо обученных специалистов для проведения холдинг терапии.

Естественно для проведения правильной холдинг-терапии необходимо в этой области. Специалисты должны буду правильно преподать навыки проведения родителям.

В качестве материально-технических затрат можно выделить заработную плату специалистов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!