Метод круговой тренировки как форма проведения урока физкультуры
На мой взгляд, наиболее удачной формой проведения урока физической культуры по воспитанию двигательных качеств с учетом морфо-конституциональных особенностей является круговая тренировка.
Метод круговой тренировки представляет собой организационно-методическую форму, охватывающую ряд частных методов использования физических упражнений.
В соответствии с применяемым методом нагрузки используются элементарные, технически простые упражнения, из которых составляются тренировочные комплексы. При этом сохраняется принцип прогрессирующей нагрузки.
Нагрузки умеренной интенсивности и большого объема приводят к усиленному развитию выносливости, а с относительно малым объемом и большой интенсивностью способствуют развитию силы и скоростно-силовых качеств. На начальной стадии тренировочного процесса при постепенном нарастании нагрузок я увеличиваю их объем, а уже потом интенсивность. Постоянное разнообразие и увеличение интенсивности тренировок вырабатывает у студентов способность преодолевать более высокие нагрузки и тем самым улучшать свои физические кондиции.
1. Контроль и самоконтроль на занятиях
Необходимым условием для проведения круговой тренировки и правильного распределения нагрузки является: контроль за частотой сердечных сокращений. Поэтому особое значение я предаю контролю ЧСС (проверка пульса) в следующих случаях:
--перед тренировкой;
--непосредственно после окончания наиболее интенсивной нагрузки на тренировке;
--после тестирования упражнения;
--после прохождения «круга»;
--после окончания тренировки и через 2-3 мин.
Улучшение регуляции сердечнососудистой системы выражается в более быстром снижении ЧСС после нагрузки.
Каждый студент в начале учебного года заводит тетрадь, в которую он каждый урок записывает частоту пульса после выполнения каждого упражнения и в конце урока строит график пульсометрии. В конце года подводится итог и каждому студенту распечатывается личная карта -отчет.
2. Методы, используемые в проведении круговой тренировки.
Внешний признак круговой тренировки состоит в том, что занятие ведется как бы по кругу: устанавливается количество и содержание упражнений, которые студенты должны выполнять в заданной последовательности, строго соблюдая величину нагрузки и продолжительность отдыха. Затем после кратковременного активного отдыха вновь повторить весь «круг» упражнений; в зависимости от уровня физической подготовленности и задач урока выполняется один, два, три и более кругов.
Есть несколько методов проведения круговой тренировки, которые успешно используются мной в работе со студентами с различными типами телосложения. Остановлюсь на двух из них, которые, на мой взгляд, наиболее эффективны при развитии физических качеств. Это метод интервальной работы и метод длительной работы.
Работа интервальным методом преимущественно протекает в анаэробном режиме, но это наиболее подходит для развития силы и скоростно-силовых качеств. Выполняется много повторений упражнений с паузами не полного отдыха, при котором пульс снижается до 120 ударов в минуту, после чего тренировка возобновляется, число сердечных сокращений доходит до 180 ударов в минуту.
Интервальная работа выполняется на основе экстенсивного и интенсивного методов работы.
Экстенсивный интервальный метод
Тренировка протекает с индивидуальной дозировкой в 50-60% от максимального теста.
В живом тренировочном темпе за 15 секунд выполняется как можно большее количество повторений упражнения с нагрузкой в 50% максимального теста. Затем следует пауза активного отдыха 30 секунд и упражнение повторяется вновь в течении 15 секунд. Серия состоит из 3-5 подходов. Затем, перед переходом к выполнению следующего упражнения с таким же количеством серий, устанавливается пауза отдыха в 30-90 секунд.
Интенсивный интервальный метод
Этот метод отличается от экстенсивного метода работы повышенной интенсивностью при нагрузке 60-75% максимального теста.
Упражнения каждой серии выполняются в высоком и максимально высоком темпе в течение 20-30 сек. Критерием нагрузки является число повторений упражнения за установленное время.
3. Организация занятий методом круговой тренировки
После ознакомления с упражнениями комплекса, я приступаю к тестированию - определению максимального теста.
По команде все занимающееся начинают выполнять 1-е упражнение в быстром темпе. Продолжительность упражнения 30 секунд. Во время перерыва студенты записывают выполненное количество повторений упражнений. После этого приступаю к тестированию следующего упражнения. В таком порядке тестируются все упражнения комплекса. Сразу же по окончанию выполнения последнего упражнения мы измеряем пульс (10 секунд.), результат записывается. Через 2 минуты снова определяется пульс в течение 10 секунд. Результат записывается.
На тренировках каждое упражнение выполняется в зависимости от сложности упражнения и физической подготовленности студента двумя, тремя подходами.
Каждое упражнение выполняется 30 секунд, затем отдых 30 секунд. Круг повторяется 1,2 или 3 раза. После каждого круга перерыв для активной паузы.
4. Комплекс упражнений с собственным весом
Вначале занятия обязательное измерение ЧСС. Далее проводится разминка, которая включает в себя бег в среднем темпе продолжительностью до 3-х минут и упражнения обще развивающего характера.
Выполнение силовых упражнений происходит по станциям. Каждая станция включает упражнения для одной из основных мышечных групп.
На каждой станции три упражнения, каждое выполняется по 30секунд с паузой 30 секунд. Во время отдыха выполняются упражнения на растягивание работавших мышц. Объем нагрузки 50% от максимального теста.
К примеру упражнения на станции №1.
Станция №1. Упражнения для мышц плечевого пояса и рук.
И.п. - упор лежа
Выполнение: сгибание и разгибание рук в ровном неторопливом темпе без остановок
Астеники (А)- выполняют отжимание от пола.
Дигестивники (Д)- отжимаются от скамейки.
Мышечники (М)- ноги на скамейке.
Примечание: выпрямляя руки, не прогибаться. Руки выпрямлять до отказа.
И.п. - упор сзади на скамейке.
Выполнение: сгибание и разгибание рук в ровном не торопливом темпе без остановок.
А - выполняют обычным способом, сгибая руки до прямого угла, ноги прямые.
Д - выполняют так же, как А, ноги согнуты в коленях.
М - выполняют, поставив ноги на первую перекладину гимнастической стенки.
И.п. - упор лежа, руки на ширине плеч. Разведение рук как можно шире и возвращение в и.п.
Выполнение: мелкими шагами на руках перейти в упор лежа, руки в стороны. Обратным движением в и.п.
А, Д - выполняют «шаги на руках».
М - выполняют прыжки на руках».
В паузах отдыха на этой станции необходимо выполнять упражнения на растягивание и расслабление мышц рук и груди.
Описанное выше является лишь частным примером того, как можно организовать уроки физической культуры на основе учета типологических особенностей конституции студентов с помощью круговой тренировки. Каждый учитель, обладающий профессиональными знаниями и опытом, может разработать множество вариантов аналогичных занятий. Но главным остается учет индивидуально-типологических особенностей студентов, что позволяет сделать уроки физкультуры не просто полезными, но и понятными для обучающихся. А это - залог их активности, высокой успеваемости, привычки к регулярным физическим упражнениям и в конечном итоге - здоровья на долгие годы, высокой умственной и физической работоспособности. Результаты нашей работы видны на лицо.
Список использованной литературы:
1. Титова Т.М., Степанова Т.В., Вишняков Ю.П. Методическое пособие «Развитие двигательных качеств методом круговой тренировки»
2. М. Безруких, В. Зайцева, В. Сонькин Новые подходы к уроку физической культуре. Ж. Народное образование №9-10
3. Настольная книга учителя физической культуры 1998. Под редакцией профессора Л.И. Погадаева.