СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод круговой тренировки - один из основных способов развития техники бега на короткие дистанции

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья посвящена развитию двигательных качеств при помощи метода круговой тренировки.  Организационно-методическая форма занятий физическими упражнениями, известная под названием круговой тренировки, обладает многими достоинствами и заслуживает самого широкого распространения в работе учителей. Однако эта форма дает эффект, если применять ее правильно. Метод круговой тренировки ставит перед собой задачу комплексного воспитания физических способностей при активном самостоятельном выполнении упражнений.

Просмотр содержимого документа
«Метод круговой тренировки - один из основных способов развития техники бега на короткие дистанции»


Метод круговой тренировки - один из основных способов развития техники бега на короткие дистанции.

Method of Circle Training is one of the main ways to master sprint technique.


Ключевые слова: физическая культура; физическое развитие; лёгкая атлетика; круговая тренировка; физические качества.

Key words: physical education, physical development, track and field sports, circle training, physical skills.

Аннотация: Данная статья посвящена развитию двигательных качеств при помощи метода круговой тренировки. Организационно-методическая форма занятий физическими упражнениями, известная под названием круговой тренировки, обладает многими достоинствами и заслуживает самого широкого распространения в работе учителей. Однако эта форма дает эффект, если применять ее правильно. Метод круговой тренировки ставит перед собой задачу комплексного воспитания физических способностей при активном самостоятельном выполнении упражнений.

Annotation:

This article is devoted to the development of the motto qualities in the physical education using the method of Circle Training .This method of physical exercises, known as Circle Training, has many merits and deserves to be widely used by teachers. However, this form gives an effect if it is applied correctly. The purpose of the method of Circle Training sets is a complex training of physical abilities with active independent exercise.

Занятия по обучению учащихся технике бега на короткие дистанции проходят не только на занятиях спортивных секций. Многое для учащихся общеобразовательных учреждений начинается и продолжается на уроке.

Существует множество методов ведения урока.

Фронтальный, когда учитель работает одновременно со всем классом, и все выполняют одно и то же упражнение.

Поточный метод заключается в том, что учащиеся выполняют упражнения друг за другом.

Посменный метод – все учащиеся распределяются на смены. В каждой смене столько учащихся, сколько могут делать упражнение одновременно. Во время выполнения упражнения одной сменой другая наблюдает.

Групповой метод – класс разбивается на группы. И каждая по заданию учителя занимается самостоятельно. Этот метод применяется, когда дети достаточно подготовлены к самостоятельной работе. Через определённые промежутки времени группы меняются по команде учителя.

Индивидуальный метод – каждый учащийся получает индивидуальное задание и выполняет его самостоятельно или под наблюдением педагога.

У этих методов много преимуществ, но есть и недостатки. И метод круговой тренировки устраняет их, так как он сочетает в себе несколько методов занятий с учащимися. Например, групповой и индивидуальный.

Круговой метод – это поточное, последовательное выполнение комплекса физических упражнений. Этот метод назван так потому, что упражнения выполняются по кругу, состоящему из нескольких «станций». Применяя круговой метод, необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Подбирать упражнения следует в соответствии с целью занятия;

  2. Подбирать упражнения с учётом переноса двигательных качеств и навыков,

Выполнение всех упражнений необходимо строго регламентировать, исходя из уровня подготовленности учащихся. Регулировать нагрузки в этом случае можно разными способами:

  1. За счёт увеличения числа повторений упражнений на одной из станций при том же времени его выполнения;

  2. За счёт уменьшения времени выполнения упражнения;

  3. За счёт изменения интервала отдыха между станциями;

  4. За счёт увеличения числа кругов с определёнными интервалами отдыха между ними.

Для чего же нужна круговая тренировка? Чем же она хороша?

Круговая тренировка является наиболее эффективным способом организации учебного процесса для комплексного развития двигательных качеств (быстроты, силы, выносливости, прыгучести, гибкости) очень ценных для спортсменов-спринтеров, а так же повышения функциональных возможностей организма. Упражнения выполняются сериями на 4-10 станциях, количество которых зависит от возраста детей и поставленных учителем целей. На каждую станцию отведено равное количество времени. При этом класс разбит на три или более групп, в зависимости от количества станций. И очень важно то, что сначала необходимо выбрать сильнейшую группу, в которой дети физически одинаково развиты. В каждой группе определяется ученик, который имеет способность организовывать учащихся, чтобы они понимали, доверяли ему, советовались с ним, как выполнить упражнения. Тем самым, мы понимаем, что эта работа требует дополнительной подготовки с учащимися.

Нужно заранее выбрать трёх учеников, давая все эти упражнения в трёх станциях. На подготовительных уроках наблюдая за занимающимися можно выбрать, кто выполняет упражнения лучше всех.

Круговой метод тренировки широко используемый в спортивной педагогике, позволяет осуществлять индивидуальный подход, постепенно, волнообразно наращивать нагрузку с увеличивающимся числом включающихся в работу мышечных групп. Особенно ярко видны преимущества метода круговой тренировки в занятиях легкоатлетов-спринтеров с отягощениями или же попросту говоря на тренировке по силовой подготовке.

Смена упражнений и различных отягощений способствует поддержанию интереса и должной эмоциональной окраски в предлагаемой системе занятий. Несложные по технике выполнения предлагаемые упражнения и комплексы, выполняемые круговым методом, преобразуют ациклический характер движений, как бы в циклический.

Индивидуальная мера нагрузки определяется с помощью предлагаемого так называемого «максимального теста» - испытания максимального количества повторений и степени отягощений для каждого занимающегося.

Обязательным условием является пульсовой контроль. Метод «круговой тренировки» представляет собой организационно-методическую форму, охватывающую ряд частных методов использования физических упражнений. Методической основой круговой тренировки является многократное выполнение упражнений, в условиях точного дозирования нагрузки и точно установленного порядка её изменения и чередования с отдыхом. В соответствии с применяемым методом нагрузки используются элементарные, технически простые упражнения, из которых составляются тренировочные комплексы, выполняемые с последовательной и постепенной заменой упражнений с полным обновлением комплекса в течение месяца. При этом соблюдается принцип прогрессирующей нагрузки, а уровень первоначальной нагрузки определяется путём тестирования каждого силового упражнения каждым занимающимся. Таким образом, нагрузка устанавливается обязательно индивидуально на основании результатов испытаний по «максимальному тесту», при этом исключается перегрузка занимающихся.

Для подготовки опытного спортсмена-спринтера различают 5 основных критериев:

Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий. Различают статистическую, динамическую, взрывную и амортизационную силы.

Для подготовки спринтера особое внимание обращают на развитие взрывной силы. Для поддержания мощного силового бега по всей дистанции спринтеру нужна силовая выносливость.

Для развития силы служат упражнения с преодолением собственного веса и с отягощениями. Важно, чтобы эти упражнения, воздействуя на спортсмена, были направлены на развитие основных мышечных групп - силы мышц ног, живота и спины. В практике накоплен большой опыт развития силы. Раньше считалось, что лучшим средством развития силы является упражнение со штангой. Однако спринтеру не требуется такой силы, какая нужна , например штангисту. Можно привести много примеров, когда физически сильны спортсмены все-таки не достигали желаемых результатов в основном виде - беге на короткие дистанции. Спринтеру необходима специальная сила ног, туловища, которая способствует росту результатов в цикле движений.

Специальные силовые упражнения применяются независимо от периода тренировки. Однако, их нужно постоянно сочетать с работой над техникой бега. Это одно из важных условий при формировании сильных качеств спортсмена-спринтера.

Быстрота – это способность человека совершать движения в минимальный для данных условия отрезок времени. Проявляется она в трех формах: в скорости двигательной реакции, в скорости одиночного движения и в частоте движений (темпе).

В развитии быстроты важную роль играют природные данные, которыми обладает спортсмен. Но не всегда даже с помощью новейших тестов можно определить способности спортсменов. Поэтому нельзя недооценивать целенаправленную тренировку на развитие быстроты.

Не следует забывать и о способности к быстрому расслаблению основных мышечных групп, что дает предпочтение перед быстротой сокращения мышц.

Свобода движений, умение расслабить мышцы – залог успеха при работе большой интенсивности.

Однако, выполняя различные упражнения на развитие быстроты в большом количестве, мы тем самым оказываем сильное воздействие на центральную нервную систему, и если арсенал средств сводится только к выполнению упражнений на быстроту, то нередки случаи, когда происходит стабилизация этого качества.

Чтобы избежать стабилизации необходимо широко использовать большой комплекс различных по своему характеру и структуре упражнений. Основным методом развития быстроты является пробегание коротких отрезков с максимальной или околопредельной скоростью. Однако, одним бегом нельзя решить задачу развития быстроты. Этому служат разнообразные упражнения. Важно лишь упражнения подбирать так, чтобы максимально быстрее движения выполнялись активно участвующими в беге мышечными группами.

Ловкость – это способность находчиво, своевременно и рационально выполнить возникающую двигательную задачу. Характеризуется ловкость координацией, точностью и соразмерностью усилий движений.

Выносливость – способность человека выполнять физическую работу без существенного снижения работоспособности, противостоять утомлению. Иначе говоря, выносливость – способность противостоять утомлению. Учитывая, что характер работы может быть неодинаков, различают силовую, скоростную, скоростно-силовую выносливость к длинно работе умеренной интенсивности.

Для спринтера важен этот этап работы и относится к нему надо также ответственно, как и ко всем остальным. Основным критерием при работе на выносливость является правильное соотношение работы и отдыха. И как бы вынослив не и был спортсмен, даже при проявлении волевых усилий работы становится более трудным, интенсивность понижается, наступает утомление. А при наступлении утомления очень важно следить за техникой выполнения упражнений, а в упражнении движений, особенно в конце дистанции. Чрезмерное напряжение влечет за собой значительное утомление организма, ломает ритм.

Для увеличения амплитуды движений человека имеет большое значение и пятое физическое качество - гибкость и подвижность в суставах. Комментарии по этому поводу вероятно излишни.

И все же сильный спортсмен - быстрый спортсмен, особенно спринтер.

Силовая тренировка может выполнять различные задачи. Она способствует гармоничному развитию человека, помогает выработать и увеличить высокую физическую и спортивную работоспособность.

При правильной организации занятий силовой подготовкой улучшается функционирование всего организма в целом, повышается надежность функционирования нервной и мышечной систем, совершенствуется дыхательный аппарат, работа сердечно-сосудистой системы, обмен веществ оказывает положительное влияние на здоровье.

Нет такой деятельности в повседневной жизни человека, в которой сила, выносливость и быстрота были бы не нужны. Степень этих и других физических качеств обуславливается поставленной задачей, а, следовательно, принятым методом проведения занятий.

В качестве средств силовой гимнастики используются: вес собственного тела, гантели, амортизатор или эспандер, гири, штанга, различные системы тренажеров. Проводимая целеустремленно силовая тренировка способствует развитию не только физических, но служит и для выработки психических факторов. При помощи различных форм упражнений с собственным весом, партнером и отягощениями можно воспитать в себе такие качества, как готовность к нагрузке, высокая работоспособность, умение делать большие усилия над самим собой, упорство.

Поэтому важно проводить контроль над функциональными возможностями и за постепенностью повышения нагрузок, не допуская бесконтрольности в двигательной деятельности, в особенности у детей.

Внешний признак групповой тренировки состоит том, что занятие ведется как бы по кругу: устанавливается определенное количество упражнений, которые занимающийся должен выполнить в определенной последовательности, строго соблюдая величину нагрузки и продолжительность отдыха. Затем, после кратковременного активного отдыха, вновь повторить «весь круг» упражнений. В зависимости от физической подготовленности выполняется один, два, три и более кругов.

Программа круговой тренировки имеет силовую направленность. При этом развитие мышечной силы должно идти обязательно в единстве с развитием внутренних органов, иметь оздоровительное значение. Материалом для круговой тренировки служат технически несложные движения. Эти движения имеют ациклическую структуру, но им придается искусственно циклический характер путем смежных повторений. Простота движений позволяет повторить их многократно и комплексно.

При введении круговой тренировки на первом занятии учеников распределяют на небольшие группы и разводят по станциям. В каждую группу рекомендуется включать четное количество занимающихся. Это позволяет выполнять упражнения в парах и помощью одного из партнеров. Затем занимающихся знакомят с упражнениями, после чего предлагают выполнить их самостоятельно. Главное внимание при этом обращается не на количество повторений, а на правильность выполнения. При разучивании и опробовании комплексов круговой тренировки переходы со станции на станцию и упражнения на станциях выполняются по команде или заранее условленному сигналу лица, ведущего занятие. Таким сигналом может быть свисток, хлопок в ладоши. На втором занятии после подготовки станций каждый ученик получает карточку достижений и заполняет ее.

При прохождении программного материала по легкой атлетике часто приходится сталкиваться с тем, что основная масса учащихся имеет слабые показатели то таким видам легкой атлетики, как бег на короткие дистанции, прыжки в длину и высоту и т.д. После проведения контрольных испытаний преподаватель должен определить, в каком направлении следует вести физическую подготовку учащихся, чтобы успешно выполнить учебные программы и сдать нормы комплекса ГТО. Перспективность применения круговой тренировки в этом плане очевидна, и она с успехом может использоваться на уроках легкой атлетики. Переход к проведению ее можно осуществить после усвоения круговой тренировки на уроках гимнастики или спортивных игр. Специализированные комплексы круговой тренировки по легкой атлетике строятся из 10-15 станций и включают упражнения, способствующие развитию физических качеств: быстроты, прыгучести, общей и скоростной выносливости, скоростной силы, тесно связанной с укреплением опорно - двигательного аппарата.

Примерный комплекс «круговой тренировки» для развития быстроты:


1. И.п.: партнеры стоят лицом друг к другу на расстоянии 3 м. Выполнение: быстрая передача и ловля мяча на месте.

2. И.п.: наклон вперед, руки в стороны, ноги на ширине плеч. Выполнение: вращение прямых рук в вертикальной плоскости с фиксацией прямой головы.

3. И.п.: высокий старт. Выполнение: челночный бег с ускорением 10 м.

4. И.п.: лежа на животе проползание по-пластунски под препятствием (высота ворот 30–40 см) с максимальной скоростью.

5. И.п.: упор присев. Выполнение: в быстром темпе выпрыгивание вверх со взмахом рук.

6. И.п.: высокий старт. Выполнение: бег с максимальной скоростью по кругу на расстояние от 100 до 120 м.


Организация круговой тренировки возможна при наличии определенных условий, связанных с местом ее проведения, наличием инвентаря, необходимостью предварительной подготовки и ознакомлением учащихся с новой организационной формой. Применение круговой тренировки в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и физической подготовленности учащихся. Круговая тренировка помогает добиться высокой работоспособности организма, дает возможность самостоятельно приобретать знания, формировать физические качества, совершенствовать отдельные умения и навыки.

Список использованных источников

1. Кряж, В.Н. Круговая тренировка в учебном процессе по физическому воспитанию школьников. / В.Н. Кряж// Физическая культура и здоровье. 1997. - №6. - С. 40-51.

2. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. - М.: Терра - Спорт, 2000 - 192 с.

3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для студ. физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт,1991. - 543 с., ил.

4. Соловьева, И.А. Домашнее задание по методу круговой тренировки. / И.А. Соловьева // Физическая культура и здоровье. 2004. - №1 - С. 28-41

5. Старцева, Р.Л. Круговая тренировка на уроках / Р.Л. Старцева // Физическая культура в школе. 2009 - №5 - С. 23-24.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!