СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод проекта в начальном архитектурном образовании. Материал к педагогической конференции

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Метод проекта в начальном архитектурном образовании. Материал к педагогической конференции»


Применение метода проектов в изучении дисциплин художественной направленности.

Здравствуйте, меня зовут Плосканич Виктория Евгеньевна, я преподаю в художественной школе города Черняховска. Тема моего доклада: «Применение метода проектов в изучении дисциплин художественной направленности» и сначала я бы хотела коротко напомнить об основных принципах этой педагогическая методики.


В США метода Проектов начал активно применяться в 1920-е годы, его разработчиком считается Джон Дьюи, однако в России он известен еще раньше, с 1905 года благодаря известному русскому педагогу Станиславу Теофиловичу Шатскому, в настоящее время этот метод имеет широкое распространение в обучении в различных областях по всему миру.

В основу метода проекта положены: сама идея проекта, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Таким образом, сама возможность принимать участие в создании реальной работы и получать ощутимый результат дает учащимся импульс и пробуждает огромный интерес к предметам. Именно с этой целью педагогами в учебном процессе все чаще стал применяться метод проектов.

Перечислю основные требования к использованию метода проектов: наличие проблемы, консультативно - координирующая функция преподавателя, самореализация и ответственность участников проекта, нацеленность на создание конкретного продукта, временная и структурная завершенность проекта.

У методики есть ряд принципов, главным из них является связь идеи проекта с реальной жизнью, так же к принципам этой методики относятся: наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов, самостоятельная деятельность учащихся, структурирование содержательной части проекта, использование исследовательских методов.

Работа учащегося над проектом делится на 5 этапов:

  1. выявление одной или нескольких проблем по обсуждаемой тематике

  2. выдвижение гипотез решения поставленной проблемы, обоснование каждой гипотезы

  3. обсуждение методов проверки принятых гипотез, возможных источников информации

  4. работа над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу

  5. защита проектов с оппонированием со стороны всех присутствующих

Сегодня я хочу рассказать о применении этого метода на своих занятиях на некоторых примерах.

Первый пример – занятия по программе «Дизайн».

В качестве внешней проблемы была взята необходимость разработки логотипа «Отдела молодежной политики» администрации Черняховска. Мы не посвящали этой теме отдельные занятия, в основном работа велась детьми самостоятельно дома и мы общались в форме консультаций в конце уроков примерно 15 – 20 минут. Таким образом, соблюдая консультативно - координирующую функцию преподавателя. Прежде чем перейти к разработке логотипов на бумаге, учащиеся провели работу по осмыслению проблемы, изучили аналоги, составили списки образов, отвечающих на вопрос о том, что такое «Отдел молодежной политики», что такое молодежь, чем она любит заниматься, что должно быть отражено в знаке. Впоследствии эти мысли были кратко отражены текстом в итоговых вариантах.





То есть были выявлены и обоснованы гипотезы, на основании которых были разработаны эскизы будущих логотипов. Которые в конечном итоге были доработаны и представлены. Выбранный на усмотрение сотрудников отдела молодежной политики знаки прошли также отбор среди молодежи, волонтерских отрядов, т.е. непосредственных пользователей логотипа.

и выбранный знак в течении полутора лет украшал всю продукцию отдела, был на аватаре страниц в социальных сетях, жилетках, кружках и так далее. Другими словами нашёл реальное воплощение, на что в конечном итоге и нацелена данная педагогическая методика.

В соответствии с типологией проект получился личный, краткосрочный, практико-ориентируемый монопроект с открытой координацией. Работа проводилась с детьми 11-14 лет.

Впоследствии, по этому алгоритму мы сделали логотип к 75-летию г. Черняховска. Вот некоторые примеры работ:

Эта работа велась в рамках конкурса, в конечном итоге, победителем стала ученица 2 класса, и ее логотип так же нашел воплощение в реальной жизни. Т.е. ребенок вместе со своим проектом проходит весь путь от выявленной проблемы – вызова - идеи до реального воплощения результата – что является основным принципом метода проекта.

Еще один пример, о котором я хочу рассказать – Проектирование въездного знака для города Черняховск.

Проблематика для творческих и практических ученических работ зачастую поднимается администрацией города, иногда она очевидна, иногда мы задаем вопросы о том, над чем актуально работать в настоящее время. Необходимость разработки въездного знака была очевидна на протяжении некоторого времени и была предложена детям, наряду с другими темами, на занятиях по архитектуре в блоке изучения малых архитектурных форм.

Алгоритм метода проектов настолько удобен и логичен, что не вызывает затруднения ни у обучающихся, ни у педагога. Работая над въездным знаком, мы прошли с детьми почти все 5 этапов проектирования, о которых я говорила выше, кроме защиты проекта.



Что, несомненно, является упущением, в последующем учащимся будет предоставлена возможность защищать свои идеи. Согласно этой педагогической методике, целью выполнения каждого проекта является создание какого-то конкретного продукта, который отличается от традиционного результата обучения своей связью с реальной жизнью.

Что в первую очередь ценно для ребенка, его мотивации на дальнейшее обучение, а ряде случаев и на профессиональную ориентацию.

Эта практика нашла свое продолжение и в настоящее время подведены итоги конкурса на разработку въездного знака в Индустриальный парк «Черняховск». Работы-победительницы так же выполнены учениками нашей школы и будут воплощены в жизнь и установлены.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!