Метод проектов на уроках английского языка
Самостоятельная работа позволяет устранить пробелы материала, углубить его, а также способствует раскрытию потенциала обучающегося и повышению мотивации к изучаемому. Планирование своей деятельность является большим преимуществом самостоятельной работы.
Метод проектов все больше набирает популярность в наши дни.
Дж. Дьюи, основоположник «прагматической педагогики», отмечал, что метод проектов — это сочетание жизненного опыта, активной позиции, творческой деятельности, проектной деятельности и поставленной проблемы.
На сегодняшний день метод проектов является важнейшей составляющей реализации компетентностного подхода обучающихся. Во время выполнения проекта ученик ставит цель, планирует свою работу, обсуждает ее этапы, методы и сроки выполнения. Для ученика метод проектов — это планирование своей деятельности, возможность раскрыться творчески, саморазвитие.
Рассмотрим основные требования, предъявляемые к использованию метода проектов:
наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска для ее решения;
практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;
структурирование содержательной части проекта;
оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.
Полат Е. С. выделяет следующие умения, которые способствуют успешному овладению проектной деятельностью:
интеллектуальные (умение анализировать информацию, делать выводы);
творческие (умение находить варианты решения проблемы, прогнозировать последствия принятого решения);
коммуникативные (умение излагать свои мысли, слышать своего собеседника, умение вести дискуссию).
Выделяют следующие этапы разработки структуры проекта и его проведения:
представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;
выдвижение и обсуждение гипотез решения поставленной проблемы;
обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах, возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы, оформление результатов;
работа в группах над поиском аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу; защита проектов каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих; выявление новых проблем.
Полученные знания обучающиеся применяют на практике. Использование личностно-ориентированного подхода, как отмечает Репич Е.Б, «помогает создать положительный настрой к изучению АЯ…». Метод проектов для учителя означает реализацию компетентностного полхода и формирование личностных, коммуникативных, познавательных и других универсальных учебных действий.
Репич выделяет следующие виды проектов:
Исследовательские проекты. Они требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников.
Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, репортажа, альманаха.
Ролево-игровые проекты. Участники разыгрывают роли. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками.
Информационные проекты. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Они часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.
Практико-ориентированные проекты. Данный вид проекта требует хорошо продуманной структуры, четких результатов совместной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна корректировка совместных и индивидуальных усилий, организация презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организация систематической внешней оценки проекта.
Монопроекты. Проекты, которые проводятся в рамках одного проекта;
Межпредметные. Проекты, которые проводятся во внеурочное время;
Проекты с открытой координацией — координатор руководит работой групп;
Проекты со скрытой координацией — координатор не только руководит группой, но и сам является участником проекта;
Внутренние (региональные) — проекты организуются в одном учебном заведении в рамках одного предмета, внутри одного региона, страны;
Международные — данный вид проектов рассматривает работу участников из разных стран. Их реализация требует работы с информационными технологиями.
Существует обширное количество методологического и методического характера в помощь учителю в оценивании проектов. Рассмотрим две таблицы, которые предлагаются в одном из таких пособий:
Таким образом, стоит отметить актуальность метода проектов в учебном процессе. Благодаря научно-техническому процессу такие проекты представляются еще более интересными и познавательными для обучающихся. Метод проектов формирует и развивает у школьников такие качества, как самосовершенствование, планирование деятельности, коммуникативность, отстаивание своей точки зрения умение работать как индивидуально, так и в коллективе. Благодаря различным видам проектов можно скоординировать работу обучающихся по необходимому направлению, не забывая об их интересах. Большое количество методических пособий могут помочь учителю оценить проекты обучающихся на высшем уровне.
Литература:
Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) — М.: Издательство ИКАР, 2009.
Мазеина Л. Н. История возникновения и развития метода проектов в работе учителей начальных классов. URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014–3–16.pdf
Репич Е. Б. Метод проектов на уроках иностранного языка — Краснодарский край: историческая и социально-образовательная мысль, 2015.
Лутошкина, В. С. Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка / В. С. Лутошкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386).
Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. — М., 2010. — 188 с.
Практический курс методики преподавания иностранных языков: Учеб. пособие/ П. К. Бабинская. — Мн., 2003. — 288 с.
Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. — 2000. — № 2, № 3. Patrick McGavigan, John Reeves First Certificate Reading. — 1999.
Нестандартные уроки английского языка в школе /А. С. Любченко. — Ростов н/Д., 2007. — 301 с.
Ахраменко, Е. В. Проектная методика на уроке английского языка / Е. В. Ахраменко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180).