СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод проектов на уроке по драме А.Н.Островского "Гроза"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Метод проектов на уроке по драме А.Н.Островского "Гроза"»

Метод проектов как одна из форм ученического исследования при изучении драмы А.Н.Островского «Гроза» Характер Катерины и ее взаимоотношения с миром «темного царства»

Метод проектов как одна из форм ученического исследования при изучении драмы А.Н.Островского «Гроза»

Характер Катерины

и ее взаимоотношения с миром

«темного царства»

  Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой работе А.Н.Колмогоров

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой работе

А.Н.Колмогоров

Основные требования к использованию метода проектов Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей поиска для ее решения Практическая, теоретическая , познавательная значимость предполагаемых результатов Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся Структурирование содержательной части проекта  (с указанием поэтапных результатов) Использование исследовательских методов

Основные требования к использованию метода проектов

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей поиска для ее решения
  • Практическая, теоретическая , познавательная значимость предполагаемых результатов
  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся
  • Структурирование содержательной части проекта

(с указанием поэтапных результатов)

  • Использование исследовательских методов
Цель урока      Осмысление идеи драмы А.Н.Островского «Гроза» через анализ главного конфликта

Цель урока

Осмысление идеи драмы А.Н.Островского «Гроза» через анализ главного конфликта

Задачи урока  Закрепление понятий «драматический конфликт», «авторская позиция в драматургии» Совершенствование навыка исследовательской работы при характеристике героя, развитие монологической речи учащихся Развитие ключевых компетентностей при работе в группе

Задачи урока

  • Закрепление понятий «драматический конфликт», «авторская позиция в драматургии»
  • Совершенствование навыка исследовательской работы при характеристике героя, развитие монологической речи учащихся
  • Развитие ключевых компетентностей при работе в группе
Предмет исследования Главные вопросы урока: «самоубийство Катерины – сила или слабость? Утверждение победы «темного царства» или его поражение?»

Предмет исследования

  • Главные вопросы урока: «самоубийство Катерины – сила или слабость? Утверждение победы «темного царства» или его поражение?»
1 этап работы Учащимся предложено объединиться для работы в 6 групп: по 2 группы на один комплект вопросов, в группе – 4, 5 человек

1 этап работы

  • Учащимся предложено объединиться для работы в 6 групп: по 2 группы на один комплект вопросов, в группе – 4, 5 человек

2 этап работы Установление регламента: Обсуждение вопросов, работа с текстом, поиск ответов, обсуждение проектов в группах (30-35 минут) Обсуждение между группами, распределение ответов (кто будет оформлять проект, кто представлять) Фиксирование результатов творческого задания (проекты, схемы и т.д.) на доске (5-7 минут) Устные ответы (35-40 минут (по 10-15 минут на группу) – работа рассчитана на 80 минут

2 этап работы

  • Установление регламента:
  • Обсуждение вопросов, работа с текстом, поиск ответов, обсуждение проектов в группах (30-35 минут)
  • Обсуждение между группами, распределение ответов (кто будет оформлять проект, кто представлять)
  • Фиксирование результатов творческого задания (проекты, схемы и т.д.) на доске (5-7 минут)
  • Устные ответы (35-40 минут (по 10-15 минут на группу) – работа рассчитана на 80 минут
Подведение итогов работы – ответы на вопросы Знаком чего становится смерть героини? Каково ее воздействие на среду города Калинова? Самоубийство Катерины – сила или слабость героини?

Подведение итогов работы – ответы на вопросы

  • Знаком чего становится смерть героини?
  • Каково ее воздействие на среду города Калинова?
  • Самоубийство Катерины – сила или слабость героини?

Задание для 1 группы Как Кулигин пытается спасти Катерину? Появляются ли одновременно на сцене Кулигин и Катерина?(Выведите правило и исключения) Через какие же детали связаны Кулигин и Катерина?

Задание для 1 группы

  • Как Кулигин пытается спасти Катерину?
  • Появляются ли одновременно на сцене Кулигин и Катерина?(Выведите правило и исключения)
  • Через какие же детали связаны Кулигин и Катерина?

Объясните с помощью высказываний Кулигина следующую схему Целостная  и бесконечная природа Безграничные Возможности разума

Объясните с помощью высказываний Кулигина следующую схему

Целостная

и

бесконечная

природа

Безграничные

Возможности

разума

Объясните с помощью высказываний Катерины следующую схему Целостная и бесконечная природа Внутренняя свобода человека

Объясните с помощью высказываний Катерины следующую схему

Целостная

и бесконечная

природа

Внутренняя

свобода

человека

Наполните схему, отражающую этапы судьбы Катерины, используя реалии текста РАЙ «отпадение» от РАЯ «падение» на землю грех («падение») ГИБЕЛЬ

Наполните схему, отражающую этапы судьбы Катерины, используя реалии текста

РАЙ

«отпадение» от РАЯ

«падение» на землю

грех («падение»)

ГИБЕЛЬ

Задание для 2 группы Город Калинов О чем так отзываются герои пьесы: «Красота!», «Жестокие нравы», Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная!», «Суета», «Содом» Что является границей для городского обывателя? Чего боятся калиновцы? Почему Дикой так рассердился на предложение Кулигина поставить громоотвод? Как с образом Дикого связано слово «самодур»? А с Кабанихой – «ханжа»? Какие у них цели? Что общего? Кто и как пытается избавить калиновцев от страха?

Задание для 2 группы

  • Город Калинов
  • О чем так отзываются герои пьесы: «Красота!», «Жестокие нравы», Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная!», «Суета», «Содом»
  • Что является границей для городского обывателя?
  • Чего боятся калиновцы? Почему Дикой так рассердился на предложение Кулигина поставить громоотвод?
  • Как с образом Дикого связано слово «самодур»? А с Кабанихой – «ханжа»? Какие у них цели? Что общего?
  • Кто и как пытается избавить калиновцев от страха?

Выберите цитаты из текста и поместите их в схему  ? Мир за Калинов пределами города

Выберите цитаты из текста и поместите их в схему

?

Мир за

Калинов

пределами города

Задания для 3 группы  Гроза – природное явление или…? Действие I , явление 9. Почему после слов барыни Варвара улыбается, а Катерина дрожит? Внешность Катерины (д. III , сц.2, я.2; д. IV , я.3) Речь Катерины. Как проявляется внутренняя противоречивость? (д. II , я.10, д. III , сц.2, я.3) Согласны ли вы, что Катерина – «жертва собственной чистоты» (Ф.М.Достоевский), жертва «внутренней грозы», «грозы совести» (М.И.Писарев)?

Задания для 3 группы

Гроза – природное явление или…?

  • Действие I , явление 9. Почему после слов барыни Варвара улыбается, а Катерина дрожит?
  • Внешность Катерины (д. III , сц.2, я.2; д. IV , я.3)
  • Речь Катерины. Как проявляется внутренняя противоречивость? (д. II , я.10, д. III , сц.2, я.3)
  • Согласны ли вы, что Катерина – «жертва собственной чистоты» (Ф.М.Достоевский), жертва «внутренней грозы», «грозы совести» (М.И.Писарев)?

Как противоречивость Катерины проявляется в ее отношении к Тихону и Борису? Изменилось ли что-нибудь в жизни героев после катастрофы Катерины? Дайте все возможные трактовки названия пьесы  гроза
  • Как противоречивость Катерины проявляется в ее отношении к Тихону и Борису?
  • Изменилось ли что-нибудь в жизни героев после катастрофы Катерины?
  • Дайте все возможные трактовки названия пьесы

гроза

Результат данного вида деятельности учащихся  Развитие навыка самостоятельной работы с художественным текстом Обогащение читательского опыта Собственная интерпретация литературного материала, новый взгляд на художественное произведение Обобщение материала на уроках подготовки к творческой работе (сочинению, изложению с творческим заданием, ответу на проблемный вопрос части «С» )

Результат данного вида деятельности учащихся

  • Развитие навыка самостоятельной работы с художественным текстом
  • Обогащение читательского опыта
  • Собственная интерпретация литературного материала, новый взгляд на художественное произведение
  • Обобщение материала на уроках подготовки к творческой работе (сочинению, изложению с творческим заданием, ответу на проблемный вопрос части «С» )
Результат данного вида деятельности учащихся Данная форма урока позволила включить в работу с текстом тех учащихся, кто чаще всего проявляет пассивность, отмалчивается на уроке Каждому пришлось отвечать за определенный этап работы в группе

Результат данного вида деятельности учащихся

  • Данная форма урока позволила включить в работу с текстом тех учащихся, кто чаще всего проявляет пассивность, отмалчивается на уроке
  • Каждому пришлось отвечать за определенный этап работы в группе


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!