СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"МЕТОД ПРОЕКТОВ В ИННОВАЦИОННОМ ПРЕПОДАВАНИИ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ" научная публикация по МХК ( 10-11 кл.)

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод проекта подразумевает под собой, во первых, решение той или иной проблемы, и во вторых ориентирован на получение результата.

Просмотр содержимого документа
«"МЕТОД ПРОЕКТОВ В ИННОВАЦИОННОМ ПРЕПОДАВАНИИ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ" научная публикация по МХК ( 10-11 кл.)»

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ИННОВАЦИОННОМ ПРЕПОДАВАНИИ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Зачастую в современном обществе применяют метод проектов. «Метод проектов» появился в США еще в начале нынешнего столетия. Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В. Х. Килпатрика. Главная идея, закладываемая в метод создателями: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом непосредственно в данном познании.

Сущность метода проекта в терминологии Джона Дьюи – «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».

Метод проектов подразумевает под собой, во-первых, решение той или иной проблемы, и, во-вторых, ориентирован на получение результата.

Способом достижения дидактической цели посредством детальной разработки проблемы (технология), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым фактическим итогом, оформленным этим либо другим способом и является метод проектов. Прагматическая направленность на результат, который возможно получить при решении той либо другой практически или теоретически значимой проблемы положена концепция, составляющая суть понятия «проект» и входящая в основу метода проектов. Данный итог возможно увидеть, осознать, использовать, в реальной практической деятельности. Разрешение проблемы учитывает, с одной стороны, применение совокупности, различных способов, средств обучения, а с другой, подразумевает потребность интегрирования знаний, умений применять знания из разных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Итоги выполненных проектов должны являться, что называется, «осязаемыми», т. е., в случае если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, в случае если практическая – определенный итог, готовый к применению (на занятии, в школе, в реальной жизни).

Проблема практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых итогов, является весьма значимым для метода проектов.

В случае если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то данная технология подразумевает комплекс исследовательских, поисковых, проблемных методов, креативных по собственной сущности.

«Метод проектов - педагогическая технология, направленная не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и получение новых (иногда и посредством самообразования). Метод проектов становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Популярность метода проектов гарантируется перспективой сочетания в нем теоретические знания и их практическое использование с целью решения определенных проблем».

На сегодняшний день метод проектов считается одним из известнейших в мире, так как дает возможность целесообразно совмещать теоретические знания и их практическое применение с целью решения определенных трудностей находящейся вокруг реальности в коллективной деятельности учеников. Существует главный принцип современного понимания метода проектов, который и привлекает многочисленные образовательные системы, стремящиеся отыскать надлежащее равновесие среди академических знаний и прагматических умений. Проектный метод в школьном образовании в наше время рассматривается как вариант классно-урочной системы.

Тема проектов способна затрагивать тот или иной теоретический вопрос учебной программы с целью углубить знания учеников по данной проблеме, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, тематика проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний обучающихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Подобным способом, к слову, достигается абсолютно естественная интеграция знаний.

У учеников при выполнении проекта появляются свои собственные характерные трудности, однако они носят объективный характер, а их преодоление считается одной из основных педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит овладение новой информации, но данный процесс осуществляется в сфере неопределенности, и его необходимо организовать, моделировать, так как ученикам сложно планировать основные и текущие цели и задачи, искать пути их решения, подбирать подходящие, оптимальные при наличии альтернатив.

Метод проектов применяется в том случае, когда в учебном процессе появляется какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой необходимы интегрированные знания из разных сфер знаний, а кроме того использование исследовательских методов (к примеру, создание художественного музея)

Для разработки современного урока по мировой художественной культуре мы использовали метод проекта. На уроках мировой художественной культуры метод проектов может быть осуществлен в форме урока-экскурсии, так как не каждый учитель имеет возможность организовать посещения музея. Результатом работы учащихся становится проект «Создание художественного музея».

На занятии применяется групповая форма деятельности. Во время работы над проектом ученики осуществляют различные функции: выбирают «экспонаты», разрабатывают экскурсию, оформляют «выставку», проводят «экскурсию», отвечают на вопросы «посетителей».

План-конспект разработки современного модуля

Класс 9

Предмет Мировая художественная культура

Дата

М-4

Тип модуля: комбинированный

Тема: Жанровая палитра музыкального искусства.

Художественное название темы: Наполним музыкой сердца.

Оборудование : телевизор с dvd проектором, компьютер.

Учебник: Солодовников Ю. А. Предтеченская Л. М. Мировая художественная культура: Сборник программ и методических материалов: 6 – 11 классы. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2001.

Цель: научиться разбираться в музыке ,чтобы чувствовать себя современной, интеллигентной и развитой личностью, проявить свое творчество , познакомиться с основными видами и жанрами музыкальных произведений, рассмотреть направления музыки и научиться определять некоторые из них.

УЭ-0 Организационный момент ( 3 мин)

(Проверка готовности класса к уроку).

Технологическая карта ученика.

Эмоциональный настрой учащихся.

-Сегодня на модуле мы будем снова наблюдать и рассуждать, познавать новое и делать выводы.

Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу рабочего настроения.

Учитель

Человеку на Земле был послан один из прекраснейших и лучших даров Божьих .

СЛАЙД

Дар этот служил для того, чтобы прогонять искушение и дурные мысли, он снабжал душу крыльями, он способствовал полету воображения, придавал жизнь и веселье всему существующему...

-Ребята, каким волшебным дарованием был наделен человек?

(ответы учащихся)

-Что бы вы хотели узнать сегодня на модуле о музыке нового?

(ответы учащихся)

( -1). О музыке вокальной ,инструментальной и театральной,

- 2). о направлениях музыки , о массовых жанрах и формах этого искусства

-3). конечно - же историю возникновения музыки как вида искусства).

Учитель

А сейчас на основании всех ваших желаний давайте определим тему нашего модуля

( учащиеся называют тему модуля)

Учитель знакомит с целью модуля учащихся

Сегодня мы научимся разбираться в музыке ,чтобы чувствовать себя современной, интеллигентной , развитой личностью, проявим свое творчество , познакомимся с основными видами и жанрами музыкальных произведений, рассмотрим направления музыки и научимся определять некоторые из них.

УЭ-1 Актуализация опорных знаний.(20 мин)

К миру музыкального искусства мы еще вернемся.

А сейчас мы проверим домашнее задание достаточного и высокого уровня. Так как подготовка класса имеет высокие результаты.

Входной контроль

(устно)

Проверка домашнего задания

п.4,5 читать

Д.у. история возникновения фотографии и компьютерной графики

В.у. виртуальная экскурсия по темам:

1Украинская вышивка и ее особенности.

2. Петриковская роспись.

3.Декоративные промыслы Гуцульщины.

4.Косовская керамика.

5.Решетиловские ковры.

Учитель

Сейчас мы проведем знакомый для вас вид работы.

Это запланированную виртуальную экскурсию.

- И мы отправляемся на нашем лайнере в путешествие.

Здесь мы откроем для себя удивительный мир декоративно прикладного искусства народов Украины.

Помогут в этом нам наши стюардессы Маша и Влада.

(девочки занимают свои места и начинают экскурсию)

Учитель

Спасибо всем за интересную экскурсию .

Вы показали высокий уровень познавательного интереса ,а это говорит о хорошей подготовительной работе . В диалогах каждого прослеживалась четкость поставленного вопроса , умение не только говорить, но и умение слушать. Экскурсоводы показали глубокие знания проблемы интересуемой туристов.

УЭ-2 Изучение нового материала ( 7 мин+40 мин)

Учитель

А сейчас я предлагаю вам погрузиться в волшебный мир музыки.

МЕЛОДИЯ

(под мелодию учитель цитирует высказывание)

Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.

Платон

Учитель

Слово «музыка» – греческого происхождения. Оно открывает нам целый мир высоких чувств, страстей и мыслей.

СЛАЙД

Оно делает нас духовно богаче. Благодаря музыке мы находим в себе новые неведомые нам прежде силы. Мы видим жизнь в новых тонах и красках.

А у нас Минутка ТВОРЧЕСТВА

-Дайте свое определение к понятию МУЗЫКА? Запишите его в тетрадь.

( ответы учеников)

Учитель

Давайте заглянем в прошлое.

Происхождение музыки.

Существует ряд гипотез о происхождении музыки – мифического, философского и научного характера.

-Давайте послушаем одну из гипотез.

(опережающее домашнее задание ученика )

(Ответ ученика)

-Мифы повествуют о греческих богах, которые сотворили девять Муз, помощниц бога красоты и покровителя музыки Аполлона, равных которому в игре на лире не было.

СЛАЙД

- В Древней Греции возникла легенда о Пане и прекрасной нимфе Сиринге.

СЛАЙД

В ней мы познаем о рождении многоствольной свистковой флейты (флейты Пана).

Бог Пан, имевший козлиный облик, погнавшись за прекрасной нимфой, потерял ее у берега реки и вырезал сладкозвучную свирель из прибрежного тростника, который зазвучал удивительным образом. В этот самый тростник была превращена богами испугавшаяся его прекрасная Сиринга.

Учитель

А сейчас работа с определением понятий

и работа с книгой

Учитель

(напоминает о опорном конспекте лежащем на парте)

Материалом музыки являются звуки .

Из них складывается музыкальное сочинение.

Звуки должны обладать свойствами :

-высота

-длительность

-громкость

- тембр ( одна из характеристик музыкального звука ).

Звуковая изобразительность в музыке имитирует явления природы

СЛАЙД

пение птиц (композитор О.Мессиан),

МУЗЫКА

плеск волн, журчание ручья (музыкальный «маринист» Н.Римский-Корсаков),

МУЗЫКА

бурю, раскаты грома, порывы ветра (в Пасторальной симфонии Л.Бетховена).

СЛАЙД , МУЗЫКА

Из звуков складываются музыкальные произведения.

Музыкальные произведения можно разделить на:

  1. вокальные произведения

  2. инструментальные произведения

  3. музыкально-театральные произведения

Рассмотрим каждое из них подробнее

1.вокальные произведения

жанрами являются :

- песня ( форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией),

( найти дополнение о песне в учебнике стр.36)

-романс (вокальное сочинение, написанное на стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного),

СЛАЙД

( найти дополнение о романсе в учебнике стр.37)

-опера (жанр музыкально-драматического искусства, где слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы),

СЛАЙД

- оратория ( крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра),

-контата (вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра).

2.инструментальные произведения

жанрами являются :

КАМЕРНО - ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА ( создана для исполнения небольшого состава исполнителей – солистов, дуэтов, трио, квартетов и др. ансамблей) ,

СЛАЙД

распространенные жанры

– соната ( музыкальная композиция для одного или нескольких инструментов),

-сюита ( состоит из нескольких контрастных частей где прослеживается последовательность),

-квартет ( ансамбль из четырех исполнителей),

-ноктюрн (пьеса лирического, мечтательного характера),

-прелюдия ( короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы).

СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА ( исполняется симфоническим оркестром).

Учитель

Слово «ОРКЕСТР» происходит от названия круглой площадки перед сценой в древнегреческом театре , где размещался древнегреческий хор, участник любой трагедии или комедии.

Различают оркестр :

CИМФОНИЧЕСКИЙ (около 100 музыкантов)

КАМЕРНЫЙ ( около 50 исполнителей или меньше)

КЛАССИЧЕСКИЙ( ненормированный- расширены группы духовых, ударных, введены арфы, рояль ,орган)

Симфонический оркестр - это большой коллектив музыкантов , исполняющих муз. произведения.

Симфонический оркестр включает 4 группы инструментов

- струнные смычковые(скрипка, альт, виолончель, контрабас)

СЛАЙД

- деревянные и медные духовые ( флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, саксофон)

СЛАЙД

- ударные ( литавры, тарелки, барабан)

СЛАЙД

- одиночные ( арфа, фортепиано, орган)

СЛАЙД

3.музыкально-театральные произведения (союз двух видов искусств – музыки и театра)

СЛАЙД

жанрами являются :

-опера (жанр музыкально-драматического искусства, где слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы),

-балет (сопровождаемые музыкой театральные представления, в которых действующие лица посредством мимических движений и танцев выражают различные характеры, мысли и страсти),

СЛАЙД

-оперетта (театральное представление, в котором отдельные музыкальные номера чередуются с диалогами без музыки)

-мюзикл ( музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, хореография).

СЛАЙД

(найти дополнение к музыкально - театральным произведениям в учебнике стр.40- 41)

Учитель

Что такое музыка сегодня?

В 20 в. развиваются новые технологии (электро-музыкальные инструменты , синтезаторы , музыкально-компьютерные технологии ).

Идет обмен музыкальной информацией на радио и телевидении, гастролях музыкальных коллективов, международных музыкальных фестивалях , использование Интернета .

Возникает видовое и стилистическое разнообразие музыки Появляются представления о различных «музыках».

Познакомимся с некоторыми из них.

Классическая (или серьезная) – профессиональные музыкальные сочинения.

Популярная – массово потребляемые песенно-танцевальные музыкальные жанры.

Этническая – фольклорная или народная музыка.

Эстрадная (легкая) – музыка развлекательного характера, предназначенная для отдыха.

Джаз – форма музыкального искусства конца XIX — начала XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур.

Рок – музыка небольших вокально-инструментальных групп молодежи с наличием ударных и электромузыкальных инструментов.

Учитель

- Вы можете назвать исполнителей перечисленных музыкальных направлений.

( ответы учащихся)

Виды музыки определяются по среде их обитания и функциям:

-военная,

-церковная (музыка христианской церкви (католической, протестанской и православной), сопровождающая церковное богослужение).

- театральная

- танцевальная

-кино-музыка

Сегодня, я думаю, нет такого человека, который не слушает музыку. Музыка вдохновляет и расслабляет , поднимает настроение. Многие из нас не могут представить свою жизнь без музыки. Сегодня она есть на любой вкус и жанр. Каждый слушает то, что ему нравится - кому то рок, кому то поп, а кто то любит клубную или транс, ну здесь выбор велик.

«Музыка — лучшее утешение для опечаленного человека».

Лютер М.

УЭ-3 Выходной контроль ( 10 мин)

( письменно с последующим комментарием)

ВИКТОРИНА « МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОЛИТРА»

СЛАЙД

Цель: показать свои знания как итог изученного материала

СЛАЙД

Первый конкурс: "Музыкальные загадки»

Скажите , вы запомнили инструменты симфонического оркестра.

Тогда попробуйте догадаться, о каком инструменте идет речь.

1.Инструмент – как огромная скрипка.

Звук густой, как баритон.

Музыкант играет сидя.

Как, друзья, зовется он?

(Виолончель)

2. Это что за инструмент высотою в целый дом?

В трубы, в дерево одет, украшения на нем.

Голосов имеет много этот звучный великан.

Он то ласковый, то строгий, а зовут его…

(Орган)

3.Он на солнце заблестит,

Нежным звуком одарит.

В джазе самый первый он,

Серебристый …

(Саксофон)

СЛАЙД

Второй конкурс: «Внимательны ли вы?»

1.О возникновении какого музыкального инструмента повествовала древнегреческая легенда сегодня на модуле ( о свирели)

2. Музыкальный звук должен обладать :

-высотой

-длительностью

-громкостью

Какое свойство музыкального звука не прозвучало ( тембром)

СЛАЙД

Третий конкурс: «Приоритеты»

Учитель на доске вывешивает фото различные виды музыкальных произведений .

ОПЕРА БАЛЕТ ОПЕРЕТА МЮЗИКЛ

СЛАЙД
СЛАЙД

Задача учащихся подумать и дать ответ на вопрос:

«Что на ваш взгляд объединяет все эти виды муз. произведения?»

СЛАЙД

(Данные виды муз. произведений мы можем отнести к группе музыкально-театральных произведений)



Четвертый конкурс: «Лучший дирижер»

СЛАЙД

Распредели инструменты в своем оркестре по группам:

- струнные смычковые

-деревянные и медные духовые

- ударные

-одиночные

( литавры, орган , флейта, альт ).

Пятый конкурс : «Угадай мелодию»

СЛАЙД

Определите виды музыкальных произведений которые прозвучат в исполнении ваших одноклассников.

( приглашаются учащиеся )

  1. …………………………

  2. ………………………….

  3. …………………………..

(классическое произведение, джаз, популярное произведение).

( после сдачи работ учитель говорит верные ответы и ученик выставляет себе оценку в технологическую карту модуля)

Ответы викторины

  1. конкурс (виолончель, орган, саксофон) (3б)

  2. конкурс ( тембр) (2б)



3.конкурс (Данные виды муз. произведений мы можем отнести к группе музыкально-театральных произведений) (1б)

4.конкурс (2б)

- струнные смычковые альт

-деревянные и медные духовые флейта

- ударные литавры

-одиночные орган



5.конкурс ( классика, джаз, поп музыка) (2б)

Общий бал за викторину 10б.



Рефлексия (3 мин)

«Телеграмма»

Напиши телеграмму будущему девятикласснику о значении музыки в современной жизни подростка

«Когда я слушаю музыку, мне часто представляется…….»



Подведение итогов ( 4 мин)

Учитель

Подведем итог модуля , используя известную форму работы :

  1. Диалог « Я в мире музыки »

( Учащимся предлагается пообщаться в диалоге с учителем ).

Мне понравилась сегодня работа на модуле всего коллектива и особенно работа учащихся по выполнению опережающего домашнего задания.

Эти ребята получают по 12 б.

Ответы в целом коллектива были четки и лаконичны, вы проявили творчество , поэтому и результат нашего модуля высокий. Это вы видите по своей технологической карте работы на модуле.

Вопросы для диалога

1Какие формы работы были использованы на модуле

(виртуальная экскурсия, минутка творчества, работа с определением понятий и работа с книгой, викторина «Музыкальная палитра»)

2.Как вы считаете, раскрыта тема сегодняшнего модуля и достигнута его цель?

3.Какие вопросы были затронуты в процессе изучения материала?

( Происхождение музыки, свойства звука в муз. произведении, разнообразие жанровой палитры муз. искусства, виды и стили музыки).

4.Скажите о своем личном мнении о модуле и способах работы на нем ,

завершив фразу : «Мне понравилось…» или «Я разочарован тем, что…».

Домашнее задание ( 3 мин)

Всем: параграфы 6- 8 читать

П.у. гипотеза о происхождении музыки

В.у. дебаты по теме «Воспитание музыкальной культуры подростка на примерах различных музыкальных жанров».



Учитель МХК Буркальцева С.А. МБОУ г. Керчи РК «Школа №23»










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!