Метод проектов в урочной и внеурочной деятельности:
От постановки проблемы до результата
Составитель: Латышева Н.Л.
Проектная деятельность
введена в ФГОС
позволяет разнообразить формы образовательной деятельности
погружает в проблематику
Проект
Чем отличается проект от других видов деятельности?
Проект – это механизм развития.
Проект – это не текст или презентация на выходе. Это то, что реально создает преобразование!
1
- Результатом проекта является что-то новое
- Результатом проекта является что-то новое
2
- Результат проекта социально востребован
- Результат проекта социально востребован
Признаки проекта
Результаты проекта
- Новые знания, оформленные в статье, презентации и т.д. Техническое устройство Художественный объект Технология и т.д.
- Новые знания, оформленные в статье, презентации и т.д.
- Техническое устройство
- Художественный объект
- Технология и т.д.
Продуктовый – получаем в конце работы
- Вхождение в контекст профессии Прикладные навыки и компетенции Способы организации работы Ценности
- Вхождение в контекст профессии
- Прикладные навыки и компетенции
- Способы организации работы
- Ценности
Образовательный – меняется на каждом этапе проекта
Учебный проект
Ценность проекта – в образовательных результатах
Реализуется в учебной среде
Результат оценивается преподавателем
Продуктовый результат не гарантируется, а образовательные результаты планируются
Кружковый проект
Ценность проекта – и в изменении мира, и в изменении команды
Реализуется в смешанной среде
Общий результат принадлежит всей команде
На выходе гарантирует оба результата продуктовый и образовательный
- новое знание
- новое знание
- новый продукт или образец
- новый продукт или образец
- внедренная в жизнь инновация
- внедренная в жизнь инновация
- новый бизнес или рынок
- новый бизнес или рынок
- новые впечатления и смыслы
- новые впечатления и смыслы
- новая технология
- новая технология
Типология проектов по результату
исследовательский
инженерный
инновационный
предпринимательский
арт-проект
технологический
- порождение нового конкретного и используемого знания
- порождение нового конкретного и используемого знания
- создание нового инженерного продукта или технологии
- создание нового инженерного продукта или технологии
- создание новой практики, бизнеса, управляющей структуры
- создание новой практики, бизнеса, управляющей структуры
- создание программ, инфраструктур
- создание программ, инфраструктур
- создание нового художественного продукта, образа, восприятия
- создание нового художественного продукта, образа, восприятия
Типология проектов по виду деятельности
исследовательский
инженерно-конструкторский
организационный
стратегический
арт-проект
Жизненный цикл проекта
замысел
разработка
внедрение
эксплуатация
Жизненный цикл учебного проекта
формулирование проблемы
постановка целей, формулировка гипотезы, определение задач, планирование работы
реализация, испытания
оформление результатов и их представление
рефлексия образовательных результатов
Источники тем проектов:
агрегаторы кейсов – сайты, которые собирают кейсы от различных компаний
тематические конкурсы
результаты конкурсов – оценить работы и понять, насколько вы можете развить похожие темы
практико-ориентированные олимпиады
Вы можете запустить свой проект не с нуля, а опираясь на уже существующие кейсы и проекты
Формулирование проблемы
Проблема – это:
Характеристики проблемы:
Основные ошибки при выделении проблемы
- разрыв деятельности, не позволяющий осуществить воспроизводство жизненно важной функции в обществе
- разрыв деятельности, не позволяющий осуществить воспроизводство жизненно важной функции в обществе
- является объективным препятствием к развитию не может быть решена существующими средствами требует комплексного многозадачного решения
- является объективным препятствием к развитию
- не может быть решена существующими средствами
- требует комплексного многозадачного решения
- слишком общая постановка проблемы вместо проблемы фиксируется сложность некомпетентность в заданной области
- слишком общая постановка проблемы
- вместо проблемы фиксируется сложность
- некомпетентность в заданной области
Целеполагание
Уровни целей
Команда
Стратегический
Миссия
Человек
Тактический
Операционный
Вопрос
Мировоззрение, предназначение
Цель
Зачем все?
Задача
Достижение
Чего мы хотим достичь на этом этапе?
Дело
Что нужно сделать, чтобы достичь цели?
Зачем нужно ставить цели?
- Чтобы иметь проверочный критерий – что мы делаем в
этом проекте, а что выходит за его рамки.
- Чтобы понимать, зачем мы делаем проект.
Самоопределение участников проекта
по отношению к проекту
- занятие позиции в ситуации столкновения разных экспертных мнений фиксация зоны ближайшего развития
- занятие позиции в ситуации столкновения разных экспертных мнений
- фиксация зоны ближайшего развития
- занятие позиции в команде
- занятие позиции в команде
по отношению к проблеме
- понимание проблемного поля выбранной профессии способы анализа предметной области, поиска информации
- понимание проблемного поля выбранной профессии
- способы анализа предметной области, поиска информации
- формулирование гипотезы постановка задач и разбиение на подзадачи способы планирование работ, владение IT-инструментами планирования
- формулирование гипотезы
- постановка задач и разбиение на подзадачи
- способы планирование работ, владение IT-инструментами планирования
- способы организации коммуникации в команде освоение способа работы, метода, компетенции знакомство с предметной областью, формирование прикладных умений и навыков
- способы организации коммуникации в команде
- освоение способа работы, метода, компетенции
- знакомство с предметной областью, формирование прикладных умений и навыков
- навыки написания статьи навыки публичного выступления
- навыки написания статьи
- навыки публичного выступления
- анализ алгоритма работы и его улучшение оценка собственного знания, формулирование запроса на знания
- анализ алгоритма работы и его улучшение
- оценка собственного знания, формулирование запроса на знания
Образовательные результаты учебного проекта
выделение проблемы
постановка целей, задач
реализация
оформление результатов
рефлексия