СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая копилка учителя

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей методической копилке учитель рассказывает о создании условий для оптимального развития одаренных детей.

Просмотр содержимого документа
«Методическая копилка учителя»

Система работы учителя Татьяны Владимировны Щербаковой

с одаренными обучающимися на уроках русского языка и литературы

Миролюбский филиал МКОУ БГО Чигоракская СОШ



Цель:

выявить одаренных детей с учетом их индивидуальных возможностей и познавательных потребностей;

Задачи: 
- создавать условия для оптимального развития одаренных детей;

-выявить скрытые таланты детей;

- развивать социально ценные компетенции у учащихся;

Организация деятельности:  групповая, фронтальная и индивидуальная работа

Формы обучения: групповые занятия, интеллектуальные марафоны, занятия исследовательской деятельностью, проведение предметных олимпиад

МИНИ-ПРОЕКТЫ
             Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей. Исследовательский мини-проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос. Учащиеся могут сами выбрать возрастную группу для опроса в зависимости от поставленной перед ними задачи или группу для опроса определяет сам учитель (этот вариант более приемлем на первоначальном этапе, когда дети только знакомятся с такой формой работы).

            РЕШЕНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

          Учащиеся учатся выбирать правильный вариант написания слова из имеющегося набора.

 

            МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ

         Учитель “подталкивает” детей к правильному выбору темы исследования, попросив ответить на следующие вопросы.

-       Что мне интересно больше всего?

-       Чем я хочу заниматься в первую очередь?

-       Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

-       По каким предметам у меня самые хорошие отметки?

-       О чём хотелось бы узнать как можно больше?

-       Чем я мог бы гордиться?                                                      

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать.

Тема может быть:                         

-       фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);  

-       экспериментальной;

-       изобретательской;

-       теоретической.

          

           ОЗВУЧИВАНИЕ «НЕМОГО КИНО»

          Учащиеся озвучивают фрагмент художественного, мультипликационного и др. фильма после предварительной подготовки.

           

            «РЕСТАВРАТОР»

          Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» учителем.

Главная  задача учителя – это творческое  развитие ребенка. Творчеству противостоит деятельность по готовым алгоритмам. Однообразное шаблонное повторение одних и тех же действий, бездумное повторение чужих мыслей (даже мудрых) не составляет творческого элемента. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности человека, креативностью. Поэтому в деле воспитания, образования понятие «творчество» обычно связывают с понятием «способности», «развитие», «одаренность». К творчеству наиболее подготовлены те дети, которые отвечают критериям одаренности, а именно:

- ускоренное умственное развитие: познавательные интересы, наблюдательность, речь, нестандартное решение задач;

- ранняя специализация интересов, интеллекта;

- хорошая память, развитые познавательные умения, готовность и способность к исполнительским видам деятельности;

- Необходимо построить работу на уроке, которая была бы направлена на максимальное развитие способных детей. Прежде всего, это должен быть принципиально новый качественный подход в обучении, в основе которого лежат принципы личностно-ориентированного подхода: дифференцированное, развивающее и проблемное обучение.
Использую элементы технологии критического мышления, технологическая карта которой состоит из следующих компонентов:

- мозговая атака; обговаривается только самое важное, интересное или новое;

- обсуждение нового или острых вопросов;

- отзыв-впечатление (формирование индивидуального стиля мышления)



Особую роль в работе со способными учащимися играет формирование самостоятельной деятельности

Использую систему дифференцированных заданий (составление кластеров, выведение правил, подготовка самостоятельных вопросов и заданий по теме, составление конспектов, опорных таблиц, схем, викторин, ребусов, синквейнов) – обучение таким видам работ осуществляется с 5 класса и по 9 класс.

 Ребята со способностями должны постоянно подключаться к работе, за ними следят и другие дети и также пытаются участвовать в работе.

После освоения теоретического материала способным ученикам могут предлагаться различные виды работы, которые будут носить тренировочный характер, а потом постепенно усложняться. Благодатной почвой для этого является работа с текстом:

- трансформация текста (разного уровня сложности); 
- восстановление деформированного текста (разного уровня сложности);

- создание собственного текста.

Для сильных учеников лучше формулировать тему нестандартно, тогда работа для учеников приобретает проблемный характер.

Особую роль в формировании самостоятельной деятельности учащихся играет работа в группе. Она формирует аналитические, коммуникативные навыки, является ступенькой к социализации личности, формирует навыки участия в дискуссии. Здесь проявляются лидерские качества ребенка, так как именно способные ученики, как правило, выступают координаторами работы, они направляют в целом работу группы, учат других анализировать и систематизировать материал.  Так как групповая работа подразумевает охват материала большого объема, они помогают каждому, кто работает с ним в группе, высказаться по тому или иному вопросу.
Система работы с одарёнными детьми включает в себя проблемное обучение, элементы проблемного обучения. 
Дети всегда и везде должны учиться самостоятельно думать, принимать решения, брать за свои решения ответственность на себя, потому что жизнь – это и есть проблемное обучениек которой ребенок должен быть подготовленным со школьной скамьи.


План работы с одаренными детьми

по русскому языку и литературе

на 2019-2020 учебный год

Учитель: Т.В. Щербакова




Содержание работы

Направления и формы работы

Сроки
проведения

1.

Составление банка данных одаренных детей по русскому языку и литературе    

Анкетирование, собеседование


 Сентябрь

2 . 

 Разработка планов работы по русскому языку и литературе с одаренными обучающимися.    

Индивидуальные планы

 В течение года

3.

Изучение интересов и склонностей обучающихся; уточнение критериев всех видов одарённости: интеллектуальной, академической, творческой, художественной и т.д.

Анкетирование, собеседование


Сентябрь

4.

Подготовка к школьной олимпиаде по русскому языку и литературе


Практические занятия

Сентябрь-октябрь

5.

Школьный тур олимпиад
по русскому языку и литературе    

Консультации учителя, выполнение олимпиадных заданий

сентябрь

6

Предметные окружные олимпиады  

октябрь

7.

Неделя русского языка и литературы.    

Участие в открытых уроках и внеклассных мероприятиях



Февраль

8.

Консультационная работа на уроке и во внеурочное время.    

Индивидуальная и групповая работа по предмету с одноклассниками

В течение года

9.

Творческие задания, доклады, проекты, индивидуальные задания.    

Самостоятельная работа обучающихся

В течение года

10.

Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по русскому языку и литературе). 

Диагностические работы, анкетирование

В течение года

11.

Участие в международной дистанционной олимпиаде по русскому языку и русской литературе проекта «Инфоурок»

Индивидуальные занятия, групповые занятия с одаренными детьми

В течение года

12.

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одарённых детей

Карточки, тесты, творческие работы

В течение года

13.

Создание портфолио обучающихся "Творческие работы по русскому языку и литературе"

Творческие работы обучающихся

В течение года

14.

Исследовательская деятельность по предмету, проведение уроков -исследований

Изучение, систематизация и оформление материала

В течение года

15.

Участие в районном и областном конкурсе сочинений и стихотворений, посвященных 75-летию Великой Победы

Стихотворения, сочинения

апрель

16.

Участие в конкурсе чтецов " Вашей Славы наследники мы"

Индивидуальное участие

апрель

17.

Анализ работы с одаренными учащимися за 2019 – 2020 учебный год, перспективы в работе на 2020 - 2021 учебный год.


Изучение, систематизация и оформление материала. Диагностические работы, анкетирование

В конце учебного года





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!