Система работы учителя Татьяны Владимировны Щербаковой
с одаренными обучающимися на уроках русского языка и литературы
Миролюбский филиал МКОУ БГО Чигоракская СОШ
Цель:
выявить одаренных детей с учетом их индивидуальных возможностей и познавательных потребностей;
Задачи:
- создавать условия для оптимального развития одаренных детей;
-выявить скрытые таланты детей;
- развивать социально ценные компетенции у учащихся;
Организация деятельности: групповая, фронтальная и индивидуальная работа
Формы обучения: групповые занятия, интеллектуальные марафоны, занятия исследовательской деятельностью, проведение предметных олимпиад
МИНИ-ПРОЕКТЫ
Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей. Исследовательский мини-проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос. Учащиеся могут сами выбрать возрастную группу для опроса в зависимости от поставленной перед ними задачи или группу для опроса определяет сам учитель (этот вариант более приемлем на первоначальном этапе, когда дети только знакомятся с такой формой работы).
РЕШЕНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Учащиеся учатся выбирать правильный вариант написания слова из имеющегося набора.
МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ
Учитель “подталкивает” детей к правильному выбору темы исследования, попросив ответить на следующие вопросы.
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
- Чем я мог бы гордиться?
Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать.
Тема может быть:
- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
- экспериментальной;
- изобретательской;
- теоретической.
ОЗВУЧИВАНИЕ «НЕМОГО КИНО»
Учащиеся озвучивают фрагмент художественного, мультипликационного и др. фильма после предварительной подготовки.
«РЕСТАВРАТОР»
Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» учителем.
Главная задача учителя – это творческое развитие ребенка. Творчеству противостоит деятельность по готовым алгоритмам. Однообразное шаблонное повторение одних и тех же действий, бездумное повторение чужих мыслей (даже мудрых) не составляет творческого элемента. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности человека, креативностью. Поэтому в деле воспитания, образования понятие «творчество» обычно связывают с понятием «способности», «развитие», «одаренность». К творчеству наиболее подготовлены те дети, которые отвечают критериям одаренности, а именно:
- ускоренное умственное развитие: познавательные интересы, наблюдательность, речь, нестандартное решение задач;
- ранняя специализация интересов, интеллекта;
- хорошая память, развитые познавательные умения, готовность и способность к исполнительским видам деятельности;
- Необходимо построить работу на уроке, которая была бы направлена на максимальное развитие способных детей. Прежде всего, это должен быть принципиально новый качественный подход в обучении, в основе которого лежат принципы личностно-ориентированного подхода: дифференцированное, развивающее и проблемное обучение.
Использую элементы технологии критического мышления, технологическая карта которой состоит из следующих компонентов:
- мозговая атака; обговаривается только самое важное, интересное или новое;
- обсуждение нового или острых вопросов;
- отзыв-впечатление (формирование индивидуального стиля мышления)
Особую роль в работе со способными учащимися играет формирование самостоятельной деятельности
Использую систему дифференцированных заданий (составление кластеров, выведение правил, подготовка самостоятельных вопросов и заданий по теме, составление конспектов, опорных таблиц, схем, викторин, ребусов, синквейнов) – обучение таким видам работ осуществляется с 5 класса и по 9 класс.
Ребята со способностями должны постоянно подключаться к работе, за ними следят и другие дети и также пытаются участвовать в работе.
После освоения теоретического материала способным ученикам могут предлагаться различные виды работы, которые будут носить тренировочный характер, а потом постепенно усложняться. Благодатной почвой для этого является работа с текстом:
- трансформация текста (разного уровня сложности);
- восстановление деформированного текста (разного уровня сложности);
- создание собственного текста.
Для сильных учеников лучше формулировать тему нестандартно, тогда работа для учеников приобретает проблемный характер.
Особую роль в формировании самостоятельной деятельности учащихся играет работа в группе. Она формирует аналитические, коммуникативные навыки, является ступенькой к социализации личности, формирует навыки участия в дискуссии. Здесь проявляются лидерские качества ребенка, так как именно способные ученики, как правило, выступают координаторами работы, они направляют в целом работу группы, учат других анализировать и систематизировать материал. Так как групповая работа подразумевает охват материала большого объема, они помогают каждому, кто работает с ним в группе, высказаться по тому или иному вопросу.
Система работы с одарёнными детьми включает в себя проблемное обучение, элементы проблемного обучения.
Дети всегда и везде должны учиться самостоятельно думать, принимать решения, брать за свои решения ответственность на себя, потому что жизнь – это и есть проблемное обучение, к которой ребенок должен быть подготовленным со школьной скамьи.
План работы с одаренными детьми
по русскому языку и литературе
на 2019-2020 учебный год
Учитель: Т.В. Щербакова
№ | Содержание работы | Направления и формы работы | Сроки проведения |
1. | Составление банка данных одаренных детей по русскому языку и литературе | Анкетирование, собеседование | Сентябрь |
2 . | Разработка планов работы по русскому языку и литературе с одаренными обучающимися. | Индивидуальные планы | В течение года |
3. | Изучение интересов и склонностей обучающихся; уточнение критериев всех видов одарённости: интеллектуальной, академической, творческой, художественной и т.д. | Анкетирование, собеседование | Сентябрь |
4. | Подготовка к школьной олимпиаде по русскому языку и литературе | Практические занятия | Сентябрь-октябрь |
5. | Школьный тур олимпиад по русскому языку и литературе | Консультации учителя, выполнение олимпиадных заданий | сентябрь |
6 | Предметные окружные олимпиады | октябрь |
7. | Неделя русского языка и литературы. | Участие в открытых уроках и внеклассных мероприятиях | Февраль |
8. | Консультационная работа на уроке и во внеурочное время. | Индивидуальная и групповая работа по предмету с одноклассниками | В течение года |
9. | Творческие задания, доклады, проекты, индивидуальные задания. | Самостоятельная работа обучающихся | В течение года |
10. | Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по русскому языку и литературе). | Диагностические работы, анкетирование | В течение года |
11. | Участие в международной дистанционной олимпиаде по русскому языку и русской литературе проекта «Инфоурок» | Индивидуальные занятия, групповые занятия с одаренными детьми | В течение года |
12. | Подбор заданий повышенного уровня сложности для одарённых детей | Карточки, тесты, творческие работы | В течение года |
13. | Создание портфолио обучающихся "Творческие работы по русскому языку и литературе" | Творческие работы обучающихся | В течение года |
14. | Исследовательская деятельность по предмету, проведение уроков -исследований | Изучение, систематизация и оформление материала | В течение года |
15. | Участие в районном и областном конкурсе сочинений и стихотворений, посвященных 75-летию Великой Победы | Стихотворения, сочинения | апрель |
16. | Участие в конкурсе чтецов " Вашей Славы наследники мы" | Индивидуальное участие | апрель |
17. | Анализ работы с одаренными учащимися за 2019 – 2020 учебный год, перспективы в работе на 2020 - 2021 учебный год. | Изучение, систематизация и оформление материала. Диагностические работы, анкетирование | В конце учебного года |