СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая мастерская. «Практико-деятельностный подход   преподавания ОБЖ в условиях современных тенденций развития образования и реализации ФГОС».

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая мастерская. «Практико-деятельностный подход   преподавания ОБЖ в условиях современных тенденций развития образования и реализации ФГОС».

Просмотр содержимого документа
«Методическая мастерская. «Практико-деятельностный подход   преподавания ОБЖ в условиях современных тенденций развития образования и реализации ФГОС».»

Управление образования и молодежной политики администрации
Тонкинского муниципального района
Нижегородской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пахутинская основная школа»



Методическая мастерская

"Практико – деятельностный подход в преподавании ОБЖ в условиях современных тенденций развития образования и реализации ФГОС"


Учитель 1 категории Прадедов Н.В.


Слайд 1,2

Процесс усвоения знаний по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» достаточно своеобразен. Специфика преподавания данного курса определяется практической направленностью, которая заключается в приобретении учащимися практических навыков безопасного поведения в условиях ЧС. Практические занятия всегда вызывают огромный интерес у учащихся. Даже если слабые ученики, если не усвоили материал на уроке, они с интересом включаются в практикум и постигают упущенное. Особенно нравятся учащимся практические уроки по темам: «Приемы оказания первой медицинской помощи», «Индивидуальные и коллективные средства защиты», «Пожарная безопасность», «Безопасность при угрозе теракта», изучение правил дорожного движения.

Слайд 3 Предметом изучения в курсе Основ безопасности жизнедеятельности является совокупность знаний безопасного взаимодействия человека со средой обитания, производственной, бытовой, природной, а также вопросы защиты человека и окружающей среды от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.

Главная задача безопасности жизнедеятельности защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности

Слайд 4 В концепции общественной безопасности утверждается, что современная деятельность людей во всех своих аспектах - социальном, политическом, техническом, экономическом, военном - не гарантирует выживание человека как биологического вида. В этих условиях вопросы обеспечения безопасности жизни становятся главной проблемой наступающей новой эпохи развития общества и, в первую очередь, XXI века. В связи с этим возрастает необходимость формирования у человека качеств, обеспечивающих как его собственную, так и общественную безопасность. Эти качества становятся системообразующими для решения сложного комплекса проблем, а образовательная область, на которую непосредственно возлагается решение этих задач, приобретает роль основного базового компонента воспитательного процесса. В первую очередь сфера образования должна стать ключевым звеном в формировании личности «безопасного» типа, ориентированной на созидание и развитие общества и осознающей ценность своей жизни и здоровья. В настоящее время нет сомнений в необходимости скорейшего, повсеместного и решительного изменения основной парадигмы всех видов деятельности человека -- от максимума полезности, как было всегда до сих пор, к гарантированному минимуму всех возможных опасностей, при сохранении возможного при этом получения максимума знаний и умений. Формирование готовности школьника к преодолению неблагоприятных условий естественной природы и общества затруднено отсутствием системности в образовательной сфере, а также недостаточным вниманием к средствам и методам формирований практических навыков выживания.

Слайд 5 Исходя из вышеизложенного, необходимо выделить возникшие в области исследования безопасности жизнедеятельности противоречия между стремлением каждой семьи видеть своего ребенка готовым распознавать существование опасностей, прогнозировать их проявление, защититься от них и практической неготовностью школ к формированию безопасной жизнедеятельности с учетом климатогеографических особенностей региона; между реальными организационно-педагогическими условиями обучения и воспитания безопасной деятельности учащихся и практическим внедрением в школах курса «Основы безопасности жизнедеятельности»; между потребностями образовательной школы в новой системе специальной подготовки школьников и отсутствием научного обоснования подготовки их к безопасной жизнедеятельности.

Слайд 6 О необходимости применения учениками методов, основанных на практической деятельности, писал еще Я.А. Коменский. Он различал в обучении мышление, речь и деятельность, подчеркивая целесообразность правильного соединения знаний с практическими действиями. 

Слайд 7 Практические задания, которые применяются на уроках ОБЖ являются одним из средств повышения активизации учебного процесса, способствуют решению задач как обучения, так и нравственного развития личности учащихся, помогают преодолеть известный разрыв между обучением и воспитанием.

Правильная организация практических заданий является важным средством, обеспечивающим развитие мышления, умственных способностей учащихся, так как в процессе их проведения на своих уроках я широко применяю сравнение, анализ, обобщение. Такие задания способствуют усвоению сущности явлений и понятий по безопасности государства, окружающей среды и личности, изучаемых в школьных курсах ОБЖ, развитию культуры учебного труда и творческого подхода к учебной работе 

В практической работе я стараюсь приступать с самого начала систематически преподавать с постепенным усложнением содержания даваемых заданий и последовательным нарастанием степени самостоятельности учащихся при их выполнении. Необходимым условием для подготовки и проведения практических работ является коллективная и активная работа всего класса при объяснении нового материала.

Слайд 8 Любая практическая работа должна быть посильна и достаточно трудна. Поэтому на уроках пытаюсь у детей воспитать умение тратить на работу не больше времени, чем нужно, а для этого я сам предварительно проделываю свою работу, чтобы знать, сколько нужно на нее времени и соответственно соотнести со временем для учеников. Задержка с выполнением заданий свидетельствует о том, что ученик или плохо владеет методом ее выполнении или не понимает данного задания.

При организации и проведении практических заданий нужно, чтобы:

1. Учащиеся были подготовлены к их выполнению.

2. Задания основывались на имеющихся у учащихся знаниях, т.е. были доступны.

3. Не было затруднений в понимании и выполнении задания.

4. Обращалось внимание учащихся на главное.

5. Учащиеся стимулировались к новым усилиям в работе, к самостоятельному преодолению трудностей.

6. Работы тщательно проверялись учителем, а результаты проверки служили материалом для исправления ошибок при выполнении их в дальнейшем.



Слайд 9 При составлении задания я точно указываю порядок ее выполнения: а) тему; б) вопросы, на которые необходимо ответить; в) содержание заданий и последовательность их выполнения; г) оборудование урока; д) время для выполнения работы. Степень самостоятельности учащихся при этом зависит от общего уровня развития и подготовки учащихся и должна изменяться как на протяжении года, так и от класса к классу.

Слайд 10 Деятельностный подход преподавателя ОБЖ должен обеспечить переход от определения целей обучения по курсу ОБЖ как усвоение знаний, умений, навыков к определению цели формирования у школьников умения учиться, адекватно реагировать на возникновение чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.

В результате изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание курса ОБЖ, деятельностный подход обеспечивает им решение значимых жизненных задач, признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Деятельностный подход учащихся к изучению курса ОБЖ даст им возможность:

1. Сформировать сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

2. Обеспечить привитие основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них.

3. Обеспечить привитие навыков в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в оказании само- и взаимопомощи в случаях проявления любых опасностей.

4. Приобрести знания, умения и навыки, физические и психологические качества личности, необходимые для ускорения адаптации к условиям среды обитания.

5. Быть внутренне готовым к наиболее потенциально опасным видам деятельности, в том числе к военной службе 

В своей практике я часто провожу уроки-практикумы - это путь к активизации познавательной деятельности, развитие интереса к учебному занятию и, как следствие, повышение мотивации.



Слайд 11 Большая роль в курсе обучения ОБЖ принадлежит наглядным и практическим методам. Часто в своих уроках я использую различные кинофильмы, видеофрагменты и презентации. Основными методами обучения курсу ОБЖ в школе должны быть наглядные (кинофильмы и компьютерные программы) и практические. Меньше всего в изучение курса пытаюсь уделять словесным методам. Все основное учебное время должно быть отведено на показ и отработку практических действий.

Чаще всего на своих занятиях использую такие виды практических заданий как:

- мозговой штурм;

- моделирование опасных и экстремальных ситуаций;

- решение ситуационных задач;

- самостоятельное заполнение таблиц;

- отработка навыков;

- лабораторные работы и т.д.

Все основное учебное время стараюсь отводить на показ и отработку практических действий.

Слайд 12

Задачей всякого образования является приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, безопасности жизнедеятельности. Проблема целей воспитания культуры безопасности находит свое отражение в педагогике и методике обучения основам безопасности. Одной из главных целей образования является готовность к выживанию, воспитание безопасной личности, т.е. личности, не способной причинять вред ни людям, ни природе, ни себе. Культура безопасности, как компонент культуры, существует в различных формах, включает основные элементы духовной жизни общества и структурные компоненты духовной деятельности. Независимо от формы реализации того или иного компонента культуры безопасности общим для них является их функция - профилактика и преодоление вредных и опасных факторов жизнедеятельности человека и общества.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!