Составляющие урока | Традиционный подход | СДП |
Методы | Репродуктивные (делаи как я) | Активное усвоение знании (делаи те, я с вами) |
Способы усвоения материала | Заучивание, запоминание | Самостоятельное добывание знании |
Позиция педаго- га | Главная позиция | Консультант, тьютер |
Позиция ученика | Послушныи исполнитель | Активныи деятель |
Сообщение цели и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Проектирование | Учитель сообщает, какую работу нужно выполнить, чтобы достичь цели | Проектирование учащимися способов достижения намеченнои цели |
Практическая деятельность | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще фронтальная форма работы) | Учащиеся осуществляют учебные деи ствия по намеченному плану , учитель консультирует ( фронтальная, групповая и индивидуальная форма работы) |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль | Учащиеся осуществляют контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, учитель консультирует |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам работы осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию , учитель помогает. |
Оценивание | Учитель осуществляет оценивание | Учащиеся дают оценку деятельности (самооценка, оценка деятельности товарищеи ), учитель консультирует |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных с уче том индивидуальных возможностеи |
Четко определить и сформулировать тему урока. Определить место темы в учебном курсе. Определить ведущие понятия, на которые опирается данныи урок, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнеи шем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своеи деятельности.
Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока. В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностеи , нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знании и умении по данному предмету) результатов образования. Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата.
Спланировать учебный материал . Подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение; применение знании в знакомои ситуации; применение знании в незнакомои ситуации; творческии подход к знаниям. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора задании : задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником.
Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать ученикам. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные деи ствия формируются на каждом этапе урока. При правильнои организации деятельности учащихся на уроке формируются: на этапе объявления темы урока - познавательные, общеучебные, коммуникативные учебные деи ствия, на этапе сообщения целеи и задач – регулятивные, целеполагания, коммуникативные, на этапе планирования-регулятивные, на этапе практическои деятельности-познавательные, регулятивные, коммуникативные, на этапах контроля и оценки-регулятивные.
Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.
Продумать структуру урока.
Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственнои деятельности. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помогать им наи ти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главныи результат? В чем состоит приращение знании по даннои теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»
Продумать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов .