СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая подборка нестандатрных приёмов проведения рефлексии на уроках

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая подборка нестандатрных приёмов проведения рефлексии на уроках»

Рефлексия

п\п

Название

Описание

1

Экспертная комиссия

В начале урока выбираются эксперты (учащиеся, справившиеся с контрольной работой отлично). Они в течение всего урока фиксируют деятельность учащихся (ряда, варианта). В конце урока эксперты анализируют деятельность своих подопечных, указывают успехи и ошибки, выставляют им оценки. 

2

Острова

На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных «островов»: о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др. Карта островов вывешивается на доске и каждому участнику предлагается отметить свое состояние в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося взаимодействия 

3

Телеграмма

После завершения занятия каждому ученику предлагается отправить телеграмму, подумав над вопросами: что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным?

Когда техника приема будет отработана, можно отправлять устные телеграммы или СМС. Адресат также может варьироваться - сосед по парте, другой ряд, учитель.

4

Мультяшки на ступеньках

Каждому ребёнку выдаётся маленький нарисованный герой мультфильма. На ватмане нарисованы ступеньки, рядом название контрольного задания по изучаемой теме. Справился ученик с заданием – поднимает своего героя на соответствующую ступеньку. Например, математика: 1 ступенька – умение записывать числа в пределах 20, 2 ступенька – умение сравнивать числа, 3 ступенька – умение решать примеры, 4 ступенька – умение решать примеры «с окошечками», 5 ступень – умение решать задачи.

5

Поезд

На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить “веселое личико” в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а “грустное личико” в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика

6

Конкурс шпаргалок

Участники за определенное время (5 минут, например) должны качественно, быстро, кратко, точно и разборчиво записать всю важную информацию на небольшом листке бумаги. Побеждает тот, кто сможет, соблюдая все условия, "запротоколировать" наибольшее количество текста, и кто воспроизведет свой текст бегло, без ошибок.

7

Звездное небо

Участникам раздаются вырезанные из бумаги звезды, которым необходимо дать «имена». Именем звезды, по заданию педагога, может быть, либо наиболее запомнившаяся информация, либо задание которое удалось выполнить и пр. Звезды закрепляются на доске. Из звезд, получивших одинаковые названия, можно сформировать «созвездия».

8

Новости

Работа организуется в группах по 4-5 человек. Участники обсуждают состоявшееся занятие, выделяя в нем наиболее интересные, продуктивные аспекты, характеризуют собственную деятельность на занятии и свое отношение к его содержанию и методике проведения. 36 Результаты обсуждения команды должны представить в виде краткого репортажа (2-3 предложения) для выпуска новостей.

9

Герб

Педагог объявляет участникам, что сейчас они будут придумывать герб пройденной темы. Он объясняет участникам, что герб -это особый отличительный знак, который отражает самые важные, наиболее существенные признаки. Основными выразительными средствами при составлении герба являются изображение и цвет. Слова можно использовать только в поле для девиза. Участники объединяются в команды по 4-6 человек. На листе бумаги формата А4 рисуют контур будущего герба. Каждая команда придумывает свой герб для пройденной темы. Группы демонстрируют выполненную работу с краткими комментариями.

10

Открытка

Участникам предлагается изобразить свои впечатления от занятия в виде традиционной почтовой открытки. Готовые открытки вывешиваются на доску для общего просмотра. Авторов некоторых из них можно попросить прокомментировать свои работы.

11

Двухчастный дневник

В одной графе – предмет рефлексии, в другой - комментарии. Дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени. Например, отслеживание результатов контрольных работ

Работа

Результат

 

 


12

Архивариус

вхождение в образ изучаемого понятия и написание автобиографии или сообщения о «себе» (об образе)

13

Градусник

На цифровой шкале оценивается состояние эмоций, новизна материала, оригинальность

14


Облако слов

На платформе Mentimeter можно создавать опросы, которые помогут вам провести рефлексию. Всего три минуты, и результат у вас на экране. 

15

«Фразеологизм» или «Пословица»

Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня

16

Аквариум

Для визуализации итогов работы дети коллективно «запускают рыбок в аквариум».  заранее необходимо подготовить основу – аквариум (достаточно формата А3) и набор рыбок разного цвета (в зависимости от цели рефлексии – эмоции, уровень освоения материала). Учащиеся выбирают рыбку по цвету и приклеивают на аквариум. В итоге результат работы а уроке представлен в виде единой картины.

17

Три «М»

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

18

Плюс-минус-интересно

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф:

В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю:

19

Зарядка

Предлагаем через выполнение определенных движений дать рефлексивную оценку. Могут быть предложены следующие движения:

- присесть на корточки - очень низкая оценка, негативное отношение;

- присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение;

- обычная поза стоя, руки по швам - удовлетворительная оценка, спокойное отношение;

- поднять руки в локтях - хорошая оценка, позитивное отношение;

- поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки - очень высокая оценка, восторженное отношение.

20

Мишень

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!