СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая работа "Работа над штрихами в классе фортепиано"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая работа "Работа над штрихами в классе фортепиано"»






Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Виды штрихов…………………………………………………………………..5

Работа над штрихами…………………………………………………………..10

Заключение………………………………………………………………………16

Список литературы……………………………………………………………..17







































Введение

Что делают музыканты, когда играют музыку? Они извлекают звуки из своих музыкальных инструментов. Один и тот же звук можно извлечь по-разному и разными способами. Можно «пропеть» звук, «уколоть», «подчеркнуть» и так далее. От способа звукоизвлечения во многом зависит характер музыки, а значит, и те образы, которые она создаёт. Каждое фортепианное произведение звучит по-разному, в зависимости от его жанра, темпа и характера. Например, пьеса, изображающая картинку легкого летнего дождика, звучит весело, каждая нота будто «подпрыгивает» под руками пианиста, помогая создавать в воображении нужный образ. А нежная колыбельная звучит плавно и протяжно, каждая ее нота будто выливается из предыдущей. Для того чтобы донести произведение до слушателя, исполнителю необходимо владеть музыкально-выразительными средствами. В арсенале пианиста их достаточно много: это динамика, темп, размер, артикуляция и т.д. Остановимся на таком понятии как артикуляция [3].

Артикуляция (от лат. articulo – расчленяю, членораздельно произношу) – способ исполнения последовательного ряда звуков при игре на музыкальном инструменте или при пении вокальных партий. Под артикуляцией понимается «искусство исполнять музыку, и, прежде всего мелодию, с той или иной степенью расчлененности или связности, искусство использовать в исполнении все многообразие приемов legato и staccato» - пишет И.А. Браудо в своей книге «Артикуляция». К видам артикуляции относятся способы звукоизвлечения, которые реализуются в штрихах. Каждому штриху соответствует определенный знак, который указывает, как именно надо играть ноту. Определение «штриха» вместо «артикуляции» считается нежелательным так как, штрихи – это игровые движения, с помощью которых осуществляются артикуляционные приемы (non legato, legato и staccato), но не сами приемы, а слово «штрих» уместно применять по отношению к другим инструментам (например, струнно-смычковым), где отдельные игровые приемы получают специальные наименования [3].

Цель работы – изучение видов штрихов и способы работы над ними.

Задачи работы:

  1. Рассмотреть виды штрихов для фортепиано;

  2. Работа над штрихами (и их применение) в классе фортепиано.













































Виды штрихов

Штрих — способ (приём и метод) исполнения нот, группы нот, образующих звук. Штрихи определяют характер, тембр,атаку и другие характеристики звучания [7].

Понятие «штрих» происходит от немецкого «strich», что означает – линия, черта. Такое слово в первую очередь возникло от обозначений в нотах, так как штрих, которым следует исполнять тот или иной звук, часто указывается в нотах при помощи разнообразных точек, черточек и прочих знаков над (или под) нотами [8]:

Штрихи характеризуют множество параметров:

  • Продолжительность;

  • особенности атаки;

  • характеристики затухания;

  • тембр;

  • звуковысотность и другие особенности звучания звука.

В большинстве случаев, штрих относится к одной отдельной ноте и изменяет ее реальную продолжите.льность в от.личие от д.лительносте.й, которая ч.асто указы.вает только вре.мя между ат.аками звуко.в [8].

Сейчас рассмотрим некоторые виды штрихов.

Легато (итал. leg.ato «связа.нный») – это с.вязное испо.лнение муз.ыки. При и.гре legato следует в.нимательно пр.ислушиватьс.я к тому, к.ак один зву.к сменяетс.я другим, к п.лавному и р.авномерному р.аспределен.ию звука от то.на к тону без перер.ыва и толч.ков. Очень в.ажно при и.гре legato направлят.ь внимание н.а выработку н.авыков связ.ывания зву.ков без ли.шних движе.ний, толчко.в рукой и чрез.мерного по.днятия пал.ьцев [6].

В нотах штр.их legato обозначаетс.я лигой.

Штрих может у.казываться не то.лько лигой, но и с.ловом «legato».В последне.м случае и.меется в в.иду, что все з.вуки играютс.я этим штр.ихом, пока не з.акончится р.аздел в муз.ыке, или не бу.дет иного у.казания [8].

Нон легато (итал. No.n legato «р.аздельно») пр.именяется ч.асто в под.вижном тем.пе, при вз.волнованно.м характере муз.ыки. В нот.ах не обоз.начается н.икак. Как пр.авило в нач.але обучен.ия ученики и.грают имен.но non leg.ato. При и.гре этим штр.ихом клави.ши нажимаютс.я и освобо.ждаются та.ким образо.м, чтобы не б.ыло ни пла.вного, ни отр.ывистого з.вучания [6].

Последний з.вук под ли.гой так же до.лжен иметь м.ягкую атаку (ес.ли не стоит до.полнительное обоз.начение), но о.н уже не я.вляется зву.ком, испол.няемым legato. Он испол.няется тем штр.ихом, котор.ый указан н.ад ним. В д.анном случ.ае nonlegato(нон легато – не с.вязно). Штр.их nonlegato может быть т.ак же обоз.начен слов.ами, но ча.ще всего н.а него указ.ывает просто отсутст.вие каких-.либо указа.ний и обоз.начений. Это е.динственны.й штрих, не и.меющий собст.венного зн.ака. При ис.полнении з.вук должен пре.кратиться до вз.ятия, следу.ющего, но не оче.нь сократит.ься по про.должительност.и [8].

Стаккато (итал. st.accato «отр.ывисто») – корот.кое, отрыв.истое испо.лнение зву.ков. Являетс.я противопо.ложностью legato. Мастерст.во игры да.нного штри.ха заключаетс.я в сокраще.нии продол.жительност.и звучания и в у.величении п.ауз между н.ими без пере.мены в тем.пе. Этот штр.их придает про.изведению то.нкость, ле.гкость, гр.ациозность. Пр.и исполнен.ии staccato мы используе.м быстрые и рез.кие приёмы з.вукоизвлече.ния. Палец у.даряет по ноте и ср.азу отпуск.ает её. Этот пр.иём можно ср.авнить с печ.атанием на к.лавиатуре и.ли с птице.й, клюющей зер.на [6].

На нотном ст.ане staccato обозначаетс.я точкой, р.асположенно.й над ното.й или под не.й (не пута.йте с точко.й, располо.женной спр.ава от нот.ы — эта точ.ка указывает н.а добавлен.ие половин.ы её длите.льности).

Каждый из эт.их основных штрихов имеет ряд гр.адаций, котор.ые, хоть и не оче.нь часто, но встреч.аются в нот.ах. Рассмотр.им некотор.ые их них.

Портаменто (итал. portamento «перенос») — с.пособ певуче.го исполне.ния мелоди.и. Звуки из.влекаются по.добно non legato, но более с.вязно, и по.дчеркивая к.аждую ноту. В нот.ах обознач.ается мале.нькой горизо.нтальной черточ.кой под ил.и над ното.й [3].

Еще портаме.нто называетс.я иначе – тенуто.

Tenuto (тэ.нуто), от ит.альянского te.nere – дер.жать. Обоз.начается гор.изонтально.й черточко.й (штрихом). Обоз.начает точ.но выдержа.нную длите.льность нот.ы. Из-за оче.нь древнего про.исхождения в.ызывает массу р.азночтений. Ос.новным способо.м исполнен.ия являетс.я штрих но.н легато, но в.ыдержанный по.лную длите.льность нот.ы. При это.м, необход.имость отде.лить звук от сосе.дних вынуж.дает немно.го превысит.ь обозначе.нную длите.льность, н.арушить ра.вномерност.ь метричес.кой пульса.ции [8].


Маркато (итал. marcato «выделяя, по.дчеркивая») штр.их более жест.кий, чем legato. Обозначает по.дчеркнутое, отчет.ливое испо.лнение каж.дого звука, которое дост.игается посре.дством акце.нта. В нот.ах простав.ляется ред.ко. Обознач.ается знако.м, похожим н.а галочку [4].

Стаккатиссимо (итал. staccatissimo «очень отр.ывисто») пре.дставляет собо.й разновид.ность стак.като (острое ст.аккато). И.грается оче.нь коротко и м.аксимально отр.ывисто. Спе.цифическая особе.нность стаккатиссимо — сокраще.ние длител.ьности зву.ка более че.м наполови.ну. Обознач.ается знако.м, напомин.ающим тонк.ий треугол.ьник [4].

Стаккато акценто — еще более а.кцентирова.нные, корот.кие, отрыв.истые ноты. Обоз.начается точ.ками над нот.ами, и над точ.кой знак а.кцента [3].

Акцент в но.н легато пре.дставляет собо.й обычное но.н легато с бо.лее резкой ат.акой звука. Пос.кольку пиа.нист не мо.жет в замет.ной степен.и изменять то.лько одну ат.аку звука, то д.ля пианист.а этот штр.их обознач.ает просто бо.лее громки.й звук.

Выбор арти.куляционны.х приемов з.ависит от ст.иля, характер.а исполняе.мого произ.ведения, а т.акже от вкус.а и музыка.льности са.мого испол.нителя. Хоро.шие исполн.ители умеют н.аходить дл.я каждой ме.лодии и про.изведения соот.ветствующу.ю ее особе.нностям арт.икуляцию – с.пособ произ.ношения [3].











Работа над штрихами

Штрихи (st.accato, po.rtamento, по.п legato, leg.ato) играют в.ажную роль не то.лько в выр.азительност.и исполнен.ия; правил.ьное приме.нение их во м.ногих случ.аях облегч.ает и выпо.лнение тех.нических тру.дностей [1].

Между stacc.ato и legato ле.жит целая ш.кала еле у.ловимых отте.нков звуко.извлечения. Вообр.ажение и о.пыт исполн.ителя подс.казывают е.му тончайш.ие изменен.ия звука и те.мбра, меру и доз.ировку дви.жений, котор.ые создают в штр.ихах богатое р.азнообразие з.вучаний. Это от.носится к ст.илистическ.им чертам ко.мпозитора, но естест.венно, что в про.изведениях м.ы встречае.м самые раз.ные виды штр.ихов, связ.анных с выр.азительност.ью музыки, по.дчеркивающ.ие характер муз.ыкальных обр.азов. Так, а.нализируя ис.полнительс.кие и мето.дические пр.инципы Шопе.на, Я. Мил.ьштейн пишет: «У Шо.пена, несо.мненно, бы.ли и различ.ные виды штр.ихов, начи.ная с обыч.ного stacc.ato, напом.инающего с.крипичное det.ache, и ко.нчая легча.йшим остры.м staccato, б.лизким к с.крипичному p.izzicato. К.ак выразите.льный компо.нент испол.нения, stacc.ato зависит от со.держания и ст.иля [1].

Виды stacc.ato можно по.дразделить в ос.новном на st.accato-legg.iero, stacc.alo-martel.lato, паль.цевое stacc.ato, stacc.ato-volante, st.accato-piz.zicato и st.accato-бросо.к [1].

Staccato-leggiero ч.асто приме.няется пиа.нистами в б.ыстрых пасс.ажах, котор.ые как бы «р.азлетаются» по.добно легк.им брызгам. Ле.гкий, прозр.ачный звук дост.игается здес.ь размахов.ым движение.м слегка в.ытянутых п.альцев (пр.ием, напом.инающий те.хнику legg.iero). Выр.абатывать е.го следует ле.гкими удар.ами пальце.в, снимая н.агрузку с н.ижних часте.й рук. Под.держка рук.и осуществ.ляется плечо.м и плечев.ым поясом [1].

Stассato-martellatо ис.полняется д.вижениями к.исти и пре.дплечья, н.апоминающи.ми бросок и у.пругое отс.какивание м.яча. Учени.ки вначале бо.ятся этого д.вижения из о.пасения не по.пасть на ну.жную клави.шу, и тогд.а в игре тер.яется смелост.ь, а в зву.ке пропадает чет.кость. Учит.ь его следует «.полетными» д.вижениями от пре.дплечья [1].

Пальцевое st.accato напо.минает звуч.ание «жемчу.жной» техн.ики. Для е.го осущест.вления луч.ше пользов.аться прие.мом пальце.вых репети.ций. Скольз.я по клави.ше, пальцы к.ак бы стир.ают с нее п.ятнышко, ру.ка «парит» б.лизко над к.лавиатурой н.а поддержке п.леча и плече.вого пояса; в.ысокий зам.ах или подъе.м кисти то.лько помеш.ают быстроте и ле.гкости. Пр.и этом сле.дует еще р.аз вспомнит.ь о том, что к.исть не пр.испособлен.а к быстры.м повторны.м движения.м [1].

Stассato-vo1ante соз.дает впечат.ление полет.а, но в от.личие от st.accato-marte.llato звуч.ание его ле.гкое и зво.нкое. Оно осу.ществляетс.я «отлетом» ру.ки от клав.иш. Причем ру.ка летит не в.верх, а «пре.дусмотрите.льным» дви.жением пере.носится в н.аправлении с.ледующей нот.ы [1].

Staccato-pizzicato н.апоминает а.налогичный штр.их при испо.лнении на стру.нных инстру.ментах. Дв.ижением по.д ладонь н.ацеленные ко.нцы пальце.в извлекают остр.ый щипковы.й звук. По.ддержка ру.ки осущест.вляется вер.хними ее ч.астями и п.лечевым по.ясом. При это.м руку сме.лым упруги.м движение.м бросают п.а клавиши, пос.ле чего он.а сразу же «от.летает» ввер.х. Основное д.вижение от п.леча, а сп.аянные в суст.авах «паль.цы-подпорк.и» (Нейгауз) пр.инимают вес все.й руки, пере.давая его н.а клавиши [1].

Staccato-portamento требует бо.льшей прот.яженности в з.вуке, а отс.юда и неско.лько более «от.яжеленных», но г.ибких движе.ний кисти. Ру.ка с небол.ьшой нагруз.кой от пре.дплечья оп.ирается на п.альцы, как б.ы мягко ст.авя на каж.дой ноте точ.ку [1].

Нами были р.ассмотрены л.ишь некотор.ые, чаще встреч.ающиеся ви.ды staccato [1].

Portamento по с.воему звуч.анию наход.ится между st.accato и leg.ato. Рука в это.м характере штр.иха отяжеле.на весом от вер.хних часте.й пианистичес.кого аппар.ата, звук бо.лее плотны.й, в некотор.ых случаях и.меющий эле.менты певучест.и. В завис.имости от ху.дожественно.й задачи po.rtamento в.ыполняется с бо.льшей или ме.ньшей нагруз.кой руки. Т.ак, мерная посту.пь похорон.ного марша Шо.пена, созд.ающего по х.арактеру з.вука впечат.ление идуще.го с трудом чело.века, дост.игается пере.носом веса от пре.дплечья и к.исти на «по.гружаемые» в к.лавиши пал.ьцы [1].

Non legato от.деляет оди.н звук от дру.гого и, в з.ависимости от ху.дожественно.й задачи, т.акже может б.ыть легким и.ли более т.яжелым. Пр.иемом non leg.ato пользу.ются для дост.ижения хар.актера зву.ка martell.ato, а так.же для более у.добного ис.полнения б.ыстрых широ.ко располо.женных пасс.ажей, требу.ющих растя.жения руки. О.но помогает п.ианистам и пр.и неудобно.м повороте, г.де legato, с.вязывая дв.ижения, соз.дает нелов.кость и огр.аничение с.вободы. В это.м случае no.n legato поз.воляет сохр.анить в пасс.ажах собра.нную форму ру.ки и облегч.ает усвоен.ие позиций [1].

Legato - в.ажнейшее сре.дство выраз.ительности в форте.пианной игре, пр.идающее зву.ку певучест.ь, протяже.нность. Ост.анавливаяс.ь на вопрос.ах «пения н.а фортепиа.но», мы не мо.жем снова не обр.атиться к Шо.пену.
Шопен стре.мился прео.долеть «уд.арность» форте.пианного з.вука, доби.ваясь «вок.альности» в ис.полнении, д.ля чего уче.никам реко.мендовал уч.иться пени.ю.
Певучести в и.гре придав.али большое з.начение все ве.ликие пиан.исты. Особе.нно славил.ись искусст.вом пения н.а рояле Анто.н Рубинште.йн и Анна Ес.ипова [1].

Советские п.ианисты пере.несли трад.иции вокал.ьного нача.ла в форте.пианной игре в с.вое мастерст.во. Это качест.во присуще К. И.гумнову, Г. Не.йгаузу, В. Софро.ницкому, С. Р.ихтеру и дру.гим замечате.льным испо.лнителям [1].

Пение на рояле зав.исит прежде все.го от вообр.ажения, от пре.дставления во.кального з.вучания, у.мелого веде.ния линии ме.лодии, а т.акже от вл.адения прие.мами legato к.ак в канти.лене, так и в ме.лодических п.ассажах. Д.ля достиже.ния legato в.ажно предст.авить звук в е.го протяже.нности. Звуч.ащая в вообр.ажении пиа.ниста певучест.ь фортепиа.нного звук.а помогает н.айти прием.ы для овла.дения этим в.ыразительн.ым компоне.нтом испол.нения. Име.нно при отсутст.вии такого пре.дставления и неу.мения вест.и мелодическую л.инию появл.яются жест.кость и «у.дарность» в и.гре пианист.а [1].

Legato требует п.лавного и с.вязного пере.хода и пере.носа веса с п.альца на п.алец без перер.ывов между з.вуками. В те.х случаях, ко.гда по особе.нностям фа.ктуры невоз.можно выпо.лнить legato п.альцами, о.пытные пиа.нисты умеют соз.дать впечат.ление legato ве.дением лин.ии к точке и.нтонационно.го тяготен.ия как зву.ковой волн.ы. В завис.имости от ло.гики фразиро.вки это мо.жет быть «.волна нараст.ания», уси.ливающая д.инамику и с.вязывающая в це.лое фразы и пре.дложения, и.ли «волна уб.ывания», з.атормажива.ющая движе.ние и созд.ающая иллюз.ию таяния з.вука. Вход.ящие в зву.ковой пото.к музыки п.аузы также сост.авляют неотъе.млемый ком.понент выр.азительност.и.

Все изложе.нное относ.ится не то.лько к кант.илене, но и к те.хническим э.пизодам. Поэто.му при работе н.ад музыкал.ьным произ.ведением ну.жно быть чрез.вычайно точ.ным в испо.лнении штр.ихов и пауз. Безус.ловно, не с.ледует изме.нять авторс.кие указан.ия, но к ре.дакциям ну.жно подход.ить вдумчи.во, так ка.к иногда штр.ихи, прост.авленные ре.дактором, не соот.ветствуют ст.илю или да.же искажают м.ысль композ.итора. Тем бо.лее нельзя про.являть в это.м вопросе небре.жность. Часто уче.ники вместо st.accato игр.ают поп leg.ato; legato з.аменяют st.accato-leggiero ил.и приемом m.artellato, что гор.аздо легче в.ыполнимо, но мо.жет не соот.ветствоват.ь содержан.ию музыкал.ьных образо.в [1].

Перечисленные в.иды штрихо.в далеко е.ще не охват.ывают всех пр.иемов, соз.дание котор.ых зависит от т.ворческой ф.антазии ис.полнителя и у.добства дв.ижений в и.гре. Точност.ь в исполне.нии штрихо.в воспитыв.ается с пер.вых этапов обуче.ния, при требо.вании вним.ательного вс.лушивания в з.вучание ка.ждого вида штр.иха [1].

Татьяна Юдо.вина-Гальпер.ина предла.гает работу н.ад штрихам.и через обр.аз.

У каждого штр.иха — свой обр.аз. Знаком.ить детей н.адо со все.ми видами штр.ихов только через муз.ыку. Снача.ла они слы.шат исполне.ние педаго.га. Например, и.гра стаккато и тут же по.казывается и.грушку «Куроч.ка, клююща.я зернышки». В.последстви.и штрих ассо.циируется и со з.вучанием, и с и.грушкой (зр.ительно-слу.ховое воспр.иятие). Бо.лее того, по.казывать дет.ям необход.имо обозначе.ния каждого штр.иха в нотно.м тексте. Про.исходит за.крепление обр.аза: знак, з.вук и хара.ктер штрих.а [9].

Игрушки (о.порные обр.азы) могут б.ыть самыми р.азными. Но.н легато — ц.апля, стоя.щая на одно.й ноге, ил.и слезки ку.клы в пьесе П. И. Ч.айковского «.Болезнь ку.клы» (испо.лняются порт.аменто): с.лезка капает, р.астворяетс.я... Это оче.нь доходчи.вый образ! Из-з.а того, что дет.ям очень нр.авится сло.во «портаме.нто», они е.ще долго л.юбые штрих.и нон легато н.азывают то.лько так [.9].

Легато это мо.жет быть соб.ачка или че.ловечек. «.Как вы ход.ите по ули.це? Плавно? З.начит, лег.ато» [9].

После знако.мства со все.ми видами штр.ихов, педа.гог играет п.ьесы на все в.иды штрихо.в, а дети, уз.навая како.й-либо из н.их, протяг.ивают нужну.ю игрушку [.9].

Также штри.хи помогают н.ам при работе н.ад сложным те.хническим место.м (замена штр.иха).

Наиболее р.аспростране.нный вариа.нт – замен.а легато н.а стаккато, об.ычно в испо.лнении быстр.ых техничес.ки сложных п.ассажей, ко.гда пальцы «с.липаются» и тер.яется отчет.ливость про.изнесения к.аждой нотк.и. При испо.лнении ста.ккато эта чет.кость быстро восст.анавливаетс.я вследств.ие активиз.ации пальце.в при отры.вистом штр.ихе. Важно пр.и этом избе.жать тряск.и руки, ст.аккато выпо.лняется то.лько кончи.ками пальце.в. Замена ст.аккато на ле.гато требуетс.я в тех мест.ах, где требуетс.я сохранит.ь цельност.ь и ровност.ь исполнен.ия мелодии и.ли пассажа пр.и исполнен.ии стаккат.ным штрихо.м. Пример – р.абота над те.мой фуги Со.ль мажор И.С..Баха, где д.линное мело.дическое построе.ние должно со.хранять ме.лодическую це.льность и е.динство фр.азы при ис.полнении отр.ывистым кл.авесинным штр.ихом. Игра ле.гато поможет луч.ше почувст.вовать стру.ктурное фр.азировочное строе.ние этой длинно.й и изящно.й темы. За.мена стакк.ато на лег.ато необхо.дима также д.ля усвоени.я правильно.й и рацион.альной поз.иционной а.ппликатуры, т.ак как при это.м просто ф.изически не.возможно с.ыграть два сосе.дних звука о.дним и тем же п.альцем (са.мая распростр.аненная и «.вредоносна.я» по свои.м последст.виям техничес.кая ошибка). А.налогичным обр.азом можно ме.нять в учеб.ных целях все дру.гие встреч.ающиеся в форте.пианной муз.ыке штрихи, но стро.го в соответст.вии с пост.авленными з.адачами [2].






























Заключение

Многообразны форте.пианные штр.ихи у пиан.истов. Насто.ящий пианист до.лжен владет.ь множество.м оттенков пр.икосновени.я к клавиатуре (.не говоря о то.нкостях пе.дализации, с.пособной по-р.азному окр.ашивать звуч.ание рояля). Не с.лучайно су.ществует р.яд слов, го.ворящих о де.йствительно.м различии в х.арактере з.вукоизвлече.ния. Мы го.ворим: «уд.ар», «туше», «.нажим», «то.лчок», «по.гружение в к.лавишу» и т. д. Но все это нер.авнозначно по.нятию «штр.их». Эти обр.азные назв.ания только по.могают реа.лизовать ну.жный штрих. Вооб.ще, фортеп.иано являетс.я наиболее обоб.щенным инстру.ментом, часто и.митирующим з.вучность р.азных инстру.ментов. Вп.лоть до ор.кестра в це.лом не имеет т.акого богатст.ва обозначе.ний и назв.аний штрихо.в, как смыч.ковые и ду.ховые. Ино.гда один и тот же пр.ием именуетс.я по-разно.му (portato, po.rtamento, te.nuto), тер.мин non te.nuto обобщ.ает все нес.вязные штр.ихи, и он же я.вляется ко.нкретным пр.иемом испо.лнения нес.вязной игр.ы с минима.льными прос.ветами меж.ду звуками, из.влекаемыми без то.лчка. Необ.ходимо знат.ь, что одн.и и те же обоз.начения штр.ихов (лиги, точ.ки, клинья) в р.азные истор.ические пер.иоды у раз.ных композ.иторов тра.ктовались нео.динаково. Ит.ак, нотные (.графические) обоз.начения штр.ихов – это: л.ига, точка, к.лин, точка и.ли горизонт.альная черточ.ка под лиго.й (а также просто гор.изонтальна.я черточка), по.лное отсутст.вие обозначе.ний [5].

В работе н.ад штрихам.и необходи.м вдумчивы.й и внимате.льный подхо.д к произве.дениям ком.позиторов р.азных эпох, по.пытки объяс.нения прот.иворечий в прочте.нии штрихо.вых указан.ий [5].











Список литературы

  1. Бирмак А.В. О художественной технике пианиста / А.В. Бирмак. – М.: Музыка, 1973. – 137 с.

  2. Надырова Д.С. Работа над музыкальным произведением в классе фортепиано: учебное пособие / Д.С. Надырова. – Казань: ИДПО, 2014. – 53 с.

  3. Исполнительские штрихи как одно из средств выразительности музыки [Электронный ресурс]// РЕФ.РФ. – Режим доступа: https://infourok.ru/ispolnitelskie-shtrihi-kak-odno-iz-sredstv-virazitelnosti-muziki-1066272.html (дата обращения: 24.03.2021).

  4. Работа над штрихами в классе фортепиано [Электронный ресурс]// РЕФ.РФ. – Режим доступа: https://infourok.ru/rabota-nad-shtrihami-v-klasse-fortepiano-1673518.html (дата обращения: 24.03.2021).

  5. Работа над штрихами в классе фортепиано [Электронный ресурс]// РЕФ.РФ. – Режим доступа: http://xn--80ahc0ablnj8h.xn--p1ai/2019-12-18-085322%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BD%D0%B0%D0%B4-%D1%88%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%BC%D0%B8-%D0%B2-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B5-%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BE.html (дата обращения: 24.03.2021).

  6. Работа над штрихами в классе фортепиано [Электронный ресурс]// РЕФ.РФ. – Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/213322-rabota-nad-shtrihami-v-klasse-fortepiano (дата обращения: 24.03.2021).

  7. Штрихи [Электронный ресурс]// РЕФ.РФ. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%B8_(%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0)#:~:text=%D0%A8%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%85%20(%D0%BD%D0%B5%D0%BC.,%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BA%D1%83%20%D0%B8%20%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%B8%D0%B5%20%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D0%B7%D0%B2%D1%83%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F. (дата обращения: 24.03.2021).

  8. Штрихи в музыке [Электронный ресурс]// РЕФ.РФ. – Режим доступа: https://trophimov.ru/shtrih/ (дата обращения: 24.03.2021).

  9. Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слез, или я – детский педагог / Т. Юдовина-Гальперина. – СПб: Союз художников, 2002. – 112 с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!