ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАМЧАТСКОГО КРАЯ
«КАМЧАТСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия
ОП. 07 «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
По теме: «Грамматические категории глагола. Повелительное наклонение»
Для специальностейкод31.02.01специальностьЛечебное дело
Уровень подготовкиуглубленный
Рассмотрена на заседании цикловой комиссии Общеобразовательных дисциплин Протокол № ____ «__» ___________ 2020 г. Председатель ЦМК_______ | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УМР __________ «___» ______ 2020 г. |
Составители:
Прохоров
Сергей Васильевич–
преподаватель иностранных языков
ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж»
г. Петропавловск-Камчатский, 2020
Пояснительная записка
Методическая разработка практического занятия по учебной дисциплине ОП.07 «Основы латинского языка с медицинской терминологией» для специальности 31.02.01 «Лечебное дело» по теме ««Грамматические категории глагола. Повелительное наклонение»» составлена в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.
Данная методическая разработка была создана для лучшего усвоения студентами знаний о грамматических категориях глагола в латинском языке, образовании повелительного наклонения, с целью правильного составления рецептов. Задача сформировать у студентов представление о способах образования повелительного наклонения латинских глаголов.
На изучение темы согласно рабочей программе отводится 2 академических часа. План занятия предполагает проверку знаний по уже изученным темам, освоение нового материала и выполнение разноуровневых заданий (в зависимости от познавательных возможностей обучающихся) для закрепления знаний.
При проведении занятия необходимо учитывать индивидуальные способности. Студенты должны быть хорошо подготовлены к занятию, выполнять рекомендации преподавателя, быть активными и внимательными, уметь работать в команде для получения хороших результатов.
Тип учебного занятия: комбинированное.
Цели занятия:
Образовательная:
-формирование навыков систематизации и обобщения полученных знаний;
-познакомить студентов с элементами латинской грамматики: основными грамматическими категориями глагола, типами спряжения, способами выделения основы глагола, формами повелительного наклонения; изучить со студентами 25 лексических единиц глоссария по специальности.
Воспитательная:
- способствовать формированию понимания студентом сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса; обучение бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий.
Развивающая:
- способствовать развитию умений студентов обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;
- способствовать развитию умений систематизировать новые знания
Задачи занятия:
1. Проверка полученных знаний
2. Изучение нового материала
3. Первичное закрепление материала
4. Подведение итогов
5. Домашнее задание
Межпредметные связи: иностранный язык, русский язык, фармакология, клинические дисциплины.
Методическое оснащение:
- методическая разработка;
- магнитно- маркерная доска;
- учебники;
- рабочие тетради;
- раздаточный материал;
Актуальность изучения темы
Изучение темы: «Грамматические категории глагола. Повелительное наклонение» необходимо для правильного оформления латинской части рецептов в последующей профессиональной деятельности. Все указания фармацевту содержат глаголы, которые необходимо употреблять в правильной грамматической форме.
Требования к уровню усвоения учебного материала
В результате изучения темы обучающийся должен уметь:
- правильно читать и писать на латинском языке медицинские (анатомические, клинические и фармацевтические) термины.
- уметь образовывать повелительное наклонение латинских глаголов;
В результате изучения темы обучающийся должен знать:
- элементы латинской грамматики;
- не менее 25 лексических единиц глоссария по специальности.
Фельдшер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Фельдшер должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Актуализация пройденного материала.
Повторение ранее пройденного материала:
tabuletta | таблетка |
extractum | экстракт |
sirupus | сироп |
gutta | капля |
oleum | масло |
pulvis | порошок |
species | сбор |
linimentum | жидкая мазь (линимент) |
unguetum | мазь |
decoctum | отвар |
suppositorium | свеча |
tinctura | настойка |
infusum | настой |
aqua | вода |
herba | трава |
bacca | ягода |
planta | растение |
Recipe (Rp.) | возьми. |
Misce(M.) | смешай |
Da | выдай |
Da tales doses numero 10 (Dtd№10) | дай таких доз числом 10 |
Signa (S.) | обозначь |
Divide in partes aequales | раздели на главные части |
Quantum satis | сколько нужно (сколько потребуется) |
Da in tabulettis | дай в таблетках |
Da in capsulis | дай в капсулах |
Da in ampullis | дай в ампулах |
Da in vitro nigro | дай в тёмной склянке |
Глагол в латинском языке имеет:
2 числа: Singularis – единственное число - и Pluralis – множественное число;
3 наклонения: изъявительное, повелительное, сослагательное;
2 залога: действительный и страдательный.
3 лица: первое, второе, третье
Изменение глагола по лицам и числам называется спряжением.
Признаком неопределенной формы глагола – Infinitivus – является окончание –re. Например, scribere, laudare.
Тип спряжения глагола определяется по окончанию его неопределенной формы.
Распределение глаголов по спряжениям
Спряжение | Окончание инфинитива | Пример | Перевод |
I | -āre | signāre ornāre | обозначать украшать |
II | -ēre | miscēre | смешивать |
III | -ĕre | repetĕre recipĕre | повторять брать |
IV | -īre | linīre | намазывать |
Основа глаголов I, II, IV спряжений определяется путем отбрасывания от инфинитива окончания –re, а для глаголов III спряжения – отбрасывания соединительной гласной –ĕ и окончания –re.
Например:
signare – глагол I спряжения – основа signa-;
docēre – глагол II спряжения – основа doce-;
vertĕre – глагол III спряжения – основа vert-.
В словарях глаголы указываются в форме 1 лица единственного числа (с окончанием -о), затем приводится окончание неопределенной формы, тип спряжения и перевод.
Например: curo, āre, I лечить.
В рецептурных формулировках глаголы употребляются в формах повелительного или сослагательного наклонений.
3. Проверка домашнего задания:
Проверка домашнего задания с прошлого занятия.
4. Изложение нового материала:
В латинском языке, как и в русском, повелительное наклонение употребляется только во IIлице единственного и множественного числа.
Единственное число повелительного наклонения образуется путём отбрасывания окончания –re от неопределённой формы.
Множественное число у глаголов I, II и IV спряжений образуется путём прибавления к единственному числу окончания –te.
В III спряжении во множественном числе ӗ перед –te заменяется кратким -ῐ.
Пример для I, IIи IVспряжений:
praeparare- приготовлять |
Singularis | Pluralis |
praepara | приготовь | praeparate | приготовьте |
Пример для III спряжения
Diluӗre- разбавлять |
Singularis | Pluralis |
Diluӗ | разбавь | Diluῐte | разбавьте |
Повелительное наклонение. Запрещение
Форма единственного числа: noli + инфинитив глагола
Форма множественного числа: nolite + инфинитив глагола
Например:
Singularis | Pluralis |
Noli nocere!- не вреди | Nolite nocere- не вредите! |
Noli legĕre – не читай! | Nolite legĕre – не читайте! |
Задание 1
Определите спряжение глаголов, образуйте повелительное наклонение единственного и множественного числа:
praescribĕre – прописывать
miscēre – смешивать
sterilisāre – стерилизовать
auscultāre – выслушивать
dividĕre – разделять
audīre – слушать
filtrāre – фильтровать
legĕre – читать
recipĕre – брать
finīre – заканчивать
studēre – учиться
5. Закрепление нового материала:
Задание 2
Определите спряжение глаголов, образуйте повелительное наклонение единственного и множественного числа:
Упражнение I.М-Ф стр. 32
Задание 3
Упражнение IIМ-Ф стр. 32перевести самостоятельно
6. Контроль на выходе
Вопросы для контроля на выходе:
1. Какие грамматические категории имеет глагол в латинском языке?
2. Что такое спряжение?
3. Как определить тип спряжения глагола?
4. Как называется неопределенная форма глагола?
5. Сколько спряжений глагола в латинском языке?
6. Как определить основу глагола?
7. В какой форме глагол приводится в словаре?
8. Как называется повелительное наклонение глагола? Сколько форм оно имеет?
9. Как образуются формы повелительного наклонения?
10. Как образуются формы запрещения?
11. Какие формы глагола используются в рецептуре?
7. Заключительный этап занятия:
Латинские пословицы и крылатые выражения:
Саrре diem – лови день; пользуйся каждым днем; не откладывай на завтра то, что должен сделать сегодня (Гораций)
Divide et impera! – Разделяй и властвуй! (Девиз римских императоров)
Tertium nоn datur – третьего не дано; Veto – запрещаю.
-подведение итогов, объявление оценок, объяснение домашнего задания.
Домашнее задание: упражнение III.Ф. стр. 32
Список использованной литературы:
Основные источники:
1.ГородковаЮ.И., Латинский язык (для медицинских и фармацевтических колледжей и училищ): учебник / Ю.И. Городкова.- 27-е изд., стер. – Москва : КНОРУС, 2018.- 260 с.- (Среднее профессиональное образование).
2. Зарембо, О. С. Латинский язык = LinguaLatina(с электронным приложением) : учеб.пособие/О.С. Зарембо,О.Г. Прокопчук; под ред.Г. И. Шевченко; ред. электрон. прил.К. А. Тананушко. – Минск : БГУ, 2017.- 204 с.
3. Кириченко, А. В. Практическое пособие по латинскому языку: для студентов фармацевтического отделения / А.В. Кириченко, Е.В. Кейзик. – Минск : БГУ, 2018. -113 с.
Дополнительные источники:
Интернет-ресурсы:https://www.lingualatina.ru/index-22.php