СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по дисциплине "Основы латинского языка с медицинской терминологией" по теме "Грамматические категории глагола. Повелительное наклонение

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по теме «Грамматические категории глагола. Повелительное наклонение»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по дисциплине "Основы латинского языка с медицинской терминологией" по теме "Грамматические категории глагола. Повелительное наклонение»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КАМЧАТСКОГО КРАЯ

«КАМЧАТСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия

ОП. 07 «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

По теме: «Грамматические категории глагола. Повелительное наклонение»

Для специальностейкод31.02.01специальностьЛечебное дело

Уровень подготовкиуглубленный



Рассмотрена

на заседании цикловой комиссии

Общеобразовательных дисциплин

Протокол № ____

«__» ___________ 2020 г.

Председатель ЦМК_______

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УМР

__________

«___» ______ 2020 г.



Составители:


Прохоров

Сергей Васильевич–

преподаватель иностранных языков

ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж»









г. Петропавловск-Камчатский, 2020

Пояснительная записка

Методическая разработка практического занятия по учебной дисциплине ОП.07 «Основы латинского языка с медицинской терминологией» для специальности 31.02.01 «Лечебное дело» по теме ««Грамматические категории глагола. Повелительное наклонение»» составлена в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.

Данная методическая разработка была создана для лучшего усвоения студентами знаний о грамматических категориях глагола в латинском языке, образовании повелительного наклонения, с целью правильного составления рецептов. Задача сформировать у студентов представление о способах образования повелительного наклонения латинских глаголов.

На изучение темы согласно рабочей программе отводится 2 академических часа. План занятия предполагает проверку знаний по уже изученным темам, освоение нового материала и выполнение разноуровневых заданий (в зависимости от познавательных возможностей обучающихся) для закрепления знаний.

При проведении занятия необходимо учитывать индивидуальные способности. Студенты должны быть хорошо подготовлены к занятию, выполнять рекомендации преподавателя, быть активными и внимательными, уметь работать в команде для получения хороших результатов.


Тип учебного занятия: комбинированное.


Цели занятия:

Образовательная:

-формирование навыков систематизации и обобщения полученных знаний;

-познакомить студентов с элементами латинской грамматики: основными грамматическими категориями глагола, типами спряжения, способами выделения основы глагола, формами повелительного наклонения; изучить со студентами 25 лексических единиц глоссария по специальности.


Воспитательная:

- способствовать формированию понимания студентом сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса; обучение бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий.



Развивающая:

- способствовать развитию умений студентов обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;

- способствовать развитию умений систематизировать новые знания



Задачи занятия:


1. Проверка полученных знаний

2. Изучение нового материала

3. Первичное закрепление материала

4. Подведение итогов

5. Домашнее задание


Межпредметные связи: иностранный язык, русский язык, фармакология, клинические дисциплины.


Методическое оснащение:


- методическая разработка;

- магнитно- маркерная доска;

- учебники;

- рабочие тетради;

- раздаточный материал;


Актуальность изучения темы



Изучение темы: «Грамматические категории глагола. Повелительное наклонение» необходимо для правильного оформления латинской части рецептов в последующей профессиональной деятельности. Все указания фармацевту содержат глаголы, которые необходимо употреблять в правильной грамматической форме.


Требования к уровню усвоения учебного материала


В результате изучения темы обучающийся должен уметь:

- правильно читать и писать на латинском языке медицинские (анатомические, клинические и фармацевтические) термины.

- уметь образовывать повелительное наклонение латинских глаголов;



В результате изучения темы обучающийся должен знать:

- элементы латинской грамматики;

- не менее 25 лексических единиц глоссария по специальности.



Фельдшер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.



Фельдшер должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:


ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.



Ход занятия:


1. Организационный момент.

2. Актуализация пройденного материала.

Повторение ранее пройденного материала:

tabuletta

таблетка

extractum

экстракт

sirupus

сироп

gutta

капля

oleum

масло

pulvis

порошок

species

сбор

linimentum

жидкая мазь (линимент)

unguetum

мазь

decoctum

отвар

suppositorium

свеча

tinctura

настойка

infusum

настой

aqua

вода

herba

трава

bacca

ягода

planta

растение

Recipe (Rp.)

возьми.

Misce(M.)

смешай

Da

выдай

Da tales doses numero 10 (Dtd№10)

дай таких доз числом 10

Signa (S.)

обозначь

Divide in partes aequales

раздели на главные части

Quantum satis

сколько нужно (сколько потребуется)

Da in tabulettis

дай в таблетках

Da in capsulis

дай в капсулах

Da in ampullis

дай в ампулах

Da in vitro nigro

дай в тёмной склянке


Глагол в латинском языке имеет:

2 числа: Singularis – единственное число - и Pluralis – множественное число;

3 наклонения: изъявительное, повелительное, сослагательное;

2 залога: действительный и страдательный.

3 лица: первое, второе, третье

Изменение глагола по лицам и числам называется спряжением.



Признаком неопределенной формы глагола – Infinitivus – является окончание –re. Например, scribere, laudare.

Тип спряжения глагола определяется по окончанию его неопределенной формы.

Распределение глаголов по спряжениям

Спряжение

Окончание инфинитива

Пример

Перевод

I

-āre

signāre

ornāre

обозначать

украшать

II

-ēre

miscēre

смешивать

III

-ĕre

repetĕre

recipĕre

повторять

брать

IV

-īre

linīre

намазывать


Основа глаголов I, II, IV спряжений определяется путем отбрасывания от инфинитива окончания –re, а для глаголов III спряжения – отбрасывания соединительной гласной –ĕ и окончания –re.

Например:

signare – глагол I спряжения – основа signa-;

docēre – глагол II спряжения – основа doce-;

vertĕre – глагол III спряжения – основа vert-.



В словарях глаголы указываются в форме 1 лица единственного числа (с окончанием -о), затем приводится окончание неопределенной формы, тип спряжения и перевод.

Например: curo, āre, I лечить.

В рецептурных формулировках глаголы употребляются в формах повелительного или сослагательного наклонений.


3. Проверка домашнего задания:


Проверка домашнего задания с прошлого занятия.


4. Изложение нового материала:

В латинском языке, как и в русском, повелительное наклонение употребляется только во IIлице единственного и множественного числа.

Единственное число повелительного наклонения образуется путём отбрасывания окончания re от неопределённой формы.

Множественное число у глаголов I, II и IV спряжений образуется путём прибавления к единственному числу окончания te.

В III спряжении во множественном числе ӗ перед te заменяется кратким -ῐ.


Пример для I, IIи IVспряжений:

praeparare- приготовлять

Singularis

Pluralis

praepara

приготовь

praeparate

приготовьте


Пример для III спряжения

Diluӗre- разбавлять

Singularis

Pluralis

Diluӗ

разбавь

Diluῐte

разбавьте




Повелительное наклонение. Запрещение

Форма единственного числа: noli + инфинитив глагола

Форма множественного числа: nolite + инфинитив глагола

Например:

Singularis

Pluralis

Noli nocere!- не вреди

Nolite nocere- не вредите!

Noli legĕre – не читай!

Nolite legĕre – не читайте!




Задание 1

Определите спряжение глаголов, образуйте повелительное наклонение единственного и множественного числа:

praescribĕre – прописывать

miscēre – смешивать

sterilisāre – стерилизовать

auscultāre – выслушивать

dividĕre – разделять

audīre – слушать

filtrāre – фильтровать

legĕre – читать

recipĕre – брать

finīre – заканчивать

studēre – учиться




5. Закрепление нового материала:

Задание 2

Определите спряжение глаголов, образуйте повелительное наклонение единственного и множественного числа:

Упражнение I.М-Ф стр. 32


Задание 3

Упражнение IIМ-Ф стр. 32перевести самостоятельно


6. Контроль на выходе



Вопросы для контроля на выходе:



1. Какие грамматические категории имеет глагол в латинском языке?

2. Что такое спряжение?

3. Как определить тип спряжения глагола?

4. Как называется неопределенная форма глагола?

5. Сколько спряжений глагола в латинском языке?

6. Как определить основу глагола?

7. В какой форме глагол приводится в словаре?

8. Как называется повелительное наклонение глагола? Сколько форм оно имеет?

9. Как образуются формы повелительного наклонения?

10. Как образуются формы запрещения?

11. Какие формы глагола используются в рецептуре?


7. Заключительный этап занятия:

Латинские пословицы и крылатые выражения:

Саrре diem – лови день; пользуйся каждым днем; не откладывай на завтра то, что должен сделать сегодня (Гораций)

Divide et impera! – Разделяй и властвуй! (Девиз римских императоров)

Tertium nоn datur – третьего не дано; Veto – запрещаю.

-подведение итогов, объявление оценок, объяснение домашнего задания.

Домашнее задание: упражнение III.Ф. стр. 32

Список использованной литературы:


Основные источники:

1.ГородковаЮ.И., Латинский язык (для медицинских и фармацевтических колледжей и училищ): учебник / Ю.И. Городкова.- 27-е изд., стер. – Москва : КНОРУС, 2018.- 260 с.- (Среднее профессиональное образование).


2. Зарембо, О. С. Латинский язык = LinguaLatina(с электронным приложением) : учеб.пособие/О.С. Зарембо,О.Г. Прокопчук; под ред.Г. И. Шевченко; ред. электрон. прил.К. А. Тананушко. – Минск : БГУ, 2017.- 204 с.


3. Кириченко, А. В. Практическое пособие по латинскому языку: для студентов фармацевтического отделения / А.В. Кириченко, Е.В. Кейзик. – Минск : БГУ, 2018. -113 с.


Дополнительные источники:

Интернет-ресурсы:https://www.lingualatina.ru/index-22.php


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!