СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная методическая разработка "Воспитание интереса к музыке как условие повышения нравственно-эстетической  культуры личности"  адресована всем любителям музыки, родителям, чьи дети занимаются в школе искусств, музыкальной школе, преподавателям по классу фортепиано, а также административным работникам для проведения родительских собраний, бесед с родителями обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств №4» города Курска






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Воспитание интереса к музыке как условие повышения нравственно-эстетической культуры личности»

(рекомендации из опыта работы)





Составитель: преподаватель

по классу специального фортепиано

МБОУ ДО ДШИ № 4 города Курска

Рудич Светлана Вячеславовна







г. Курск 2019

Представленная методическая разработка "Воспитание интереса к музыке как условие повышения нравственно-эстетической  культуры личности"  адресована всем любителям музыки, родителям, чьи дети занимаются в школе искусств, музыкальной школе, преподавателям по классу фортепиано, а также административным работникам для проведения родительских собраний, бесед с родителями обучающихся. Данная работа состоит их двух частей. Первая часть – это теоретического материал, вторая часть - это практический материал (упражнения, произведения для обучающихся, рисунки обучающихся и др.), накопленный за период работы.





















Воспитание интереса к музыке как условие повышения нравственно-эстетической культуры личности.

Тот, у кого нет музыки в душе,

Кого не тронут сладкие созвучья,

Способен на грабеж, измену, хитрость;

Темны, как ночь, души его движенья

И чувства все угрюмы, как Эреб:

Не верь такому

В.Шекспир


Музыка! Замечательно, если человек связывает с ней свою жизнь, когда музыка становится потребностью, когда в детстве она предстает перед ним ,как чудо, а в старости воскрешает прошлое, смягчает тени и углубляя воспоминания. Но что она такое? Почему ее воздействие на человека оказывается столь сильным? Является ли способность человека чувствовать музыку врожденной, или она - результат воспитания, и передача этой способности из поколения в поколение обусловлена только социальной приемственностью? К какой именно музыке более пристрастен человек: к песне, джазу, легкой музыке или, к так называемой, серьезной? Наконец, какую роль музыка играет в духовном становлении человека, человеческого общества? Способствует ли она общению людей?

«Она вся – порыв: она вдруг, за одним разом отрывает человека от земли его: оглушает его громом могучих звуков и разом погружает его в свой мир,. Она властительно ударит, как по клавишам, по его нервам, по всему его существованию и обращает его в один трепет». Так – с романтической приподнятостью и пламенной восторженностью – пишет о музыке Н.В. Гоголь в статье «Скульптура, живопись, и музыка».1

_____________________________________________________________

1 Сборник «Арабески», статья «Скульптура, живопись, и музыка». Опубликованная впервые в альманахе «Северная Лира на 1827 год». Дмитрия Владимировича Веневитинова (1805–1827)

Полагаю, далеко не все и не всегда так воспринимают музыку, но кто решится отрицать ее огромное воздействие на человека?... Ведь в самом деле она способна целиком захватить все наше существо, увлечь за собой, подчинить своему настроению и порыву.

«Что же это за страшная сила!»2 – говорил о музыке Лев Толстой.

Откуда у музыки такое могущество воздействия на людей? И что несет она с собой, когда обрушивает на слушателя громоподобный поток звучаний или ласкает слух тихим, нежным напевом?..

Если мы хотим понять, почему и как музыка воспитывает человека, надо сначала познакомиться с ее природой.

Всякое искусство отражает действительность. Когда читаем рассказ или роман, смотрим театральный спектакль или кинофильм, перед нами проходят жизненные события, образы людей, пейзажи. Мы видим реальные предметы на рисунках и полотнах художников, узнаем их в статуях и на барельефах скульпторов, Ну, а что же музыка?

«Неопределенность» содержания музыки, его непереводимость на язык слов отмечали многие. Известно изречение Гейне: «Музыка начинается там, где кончаются слова». А Тургенев в «Вешних водах» пишет: «Не беремся описывать чувства, испытанные Саниным при чтении этого письма. Подобным чувствам нет удовлетворительного выражения: они глубже и сильнее – и неопределеннее всякого слова. Музыка одна могла бы их передать»3.

Полагаю, что выражение чувств, настроений, страстей, и составляет самую сильную сторону музыки. «Это область чувств и настроений,» - писал о музыке А.Н. Серов, - это – в звуках выраженная жизнь души»4.

Музыка, как и всякой другое искусство тесно связана с жизнью. Музыка говорит о жизни художественными образами. Но выразительные средства

2 Письма, статьи, дневники Л.Н.Толстого с комментариями психолога А.Шубникова

3. https://nice-books.ru/books/proza/

4. https://time365.info/aforizmi/aforizm/17854



музыки не состоят в подражании тем звучаниям, которые мы слышим в окружающей нас жизни.

Звукоподражание используется иногда композиторами, но как вспомогательное средство.

Выдающийся французский композитор Г.Берлиоз писал: «Музыка может превосходно выражать: счастливую любовь, ревность, радость бурную и беспечную, целомудренно-чистое волнение, грозную силу, страдание и страх, но она неспособна выразить то, что все эти различные страсти вызваны именно видом леса либо чего-то иного»

«Музыка не может создавать зримый образ мира, но она имеет то

преимущество перед дру­гими видами искусства, что она наиболее чутка

на чувство и ей доступно передавать его непосредственное живое движение» Д. Д. Шостакович5

Если музыкальное искусство не располагает точностью словесных обозначений, присущих литературе, поэзии, то отображая жизнь в звуковых образах, музыка может передать их в движении, развитии, борьбе.

Возникновение чувств и их угасание, столкновение различных стремлений – словом, диалектика жизненных явлений может быть передана музыкой с необыкновенной правдой и полнотой.

Неотразимая сила воздействия музыки на человеческое сознание выражается еще в том, что она вызывает в нас множество воспоминаний, и мы невольно становимся как бы сотворцами музыкального произведения, обогащая его собственными впечатлениями о жизни. Если музыка, в конце концов заставляет нас глубже, взволнованней размышлять о жизни, то это уже обогащает наш духовный мир, делая его ярче, светлее и интереснее.



5Детская энциклопедия. Том 12. Искусство. Страница 456.


Л.Толстой, который несколько раз пытался дать определение музыки, назвал ее, в конце концов, «стенографией чувств». И действительно, музыка – властительница в сфере человеческих чувств, чье живое движение она передает с большей силой и рельефностью, чем все другие виды искусства.

Каждый учитель в школе искусств ведет свой предмет: сольфеджио, хор, слушание музыки, музыкальную литературу, теорию, оркестр, специальный предмет – фортепиано, скрипку, домру и т.д. Но есть то, что сближает всех преподавателей независимо от того предмета, который они ведут. Это «нечто» очень существенно. Это некий «духовный знаменатель», имя которому - воспитатель. Ибо каждый учитель – это воспитатель.

В.А. Сухомлинский сказал: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека»6.

Среди многих обучающихся и родителей бытует мнение, что музыка предмет второстепенный, в некотором роде развлекательный, где дети могут отдохнуть. Мало кто задумывается, что урок в школе искусств, помимо воспитания музыкального вкуса и музыкальных способностей может решать огромные по своему значению, сложнейшие задачи – формирование мировоззрения человека, его убеждений, взглядов, а также воспитывать любовь к музыке и жизни.

Занятия музыкой особенно ценны тем, что «действование» в одном виде искусства, по мнению Б.М.Теплова , помогает формированию художественных способностей и в других видах искусства. Сам факт непосредственного и действенного приобщения к искусству имеет огромное воспитательное значение. Эстетическое отношение к художественным образам, а через них и к явлениям действительности, чувствам и переживаниям – самый активный путь эстетического воспитания.

Школы искусств играют в этом огромную роль. Именно школа, а не

6 https://www.maam.ru/detskijsad/rol-muzykalnogo-vospitanija-v-razviti-lichnosti-rebenka-doshkolnika.html

кружок или студия (хотя и это несомненно). Именно ШКОЛА должна научить детей любить и понимать искусство, воспитывать у них творческое начало и творческую активность, воображение, развивать фантазию, умение мыслить художественно, прививать любовь к другим видам искусства.

И не секрет, что дети окончившие школу искусств в своем развитии, понимании, мышлении стоят гораздо выше своих сверстников, не имевших возможности соприкоснуться с музыкой или другими видами искусства.

Цель уроков в школах искусств – способствовать формированию богатого духовногомира обучающихся, развивать их художественный вкус и эстетические потребности, прививать им любовь к музыке, а наряду с этим к природе, изобразительному искусству, слову (литературе), научить разбираться в мире музыкальной информации, отбирать и находить произведения, как для домашнего музицирования, так и для профессионального исполнения, действительно ценные и достойные.

В школе искусств много предметов: сольфеджио, хор, оркестр и др. И преподавателю важно показать связь между всеми этими предметами, дать понять , что все эти дисциплины связаны между собой и имеют одну общую цель – воспитание гармонически развитой личности музыканта.

На уроках специального фортепиано дети, разучивая пьесы, раскрывают художественное содержание произведения, в процессе исполнения знакомятся со стилем композитора, эпохой, в которой он жил и писал, знакомятся с формой, к которой написано исполняемое произведение, особенностью фактуры и т.д.

На уроках сольфеджио дети изучают составные элементы музыкального языка – аккорды, интервалы, лады. Все это помогает им с помощью педагога уловить строение мелодии, ее развитие, гармонический и ладо-тональный язык музыкального произведения. Хорошо, когда преподаватель фортепиано и сольфеджио работают совместно, т.е. изучают один материал, то что проходят на уроках специального фортепиано, закрепляется на уроках сольфеджио и наоборот.

На уроках слушания музыки и музыкальной литературы дети изучаю творчество композиторов, их биографией, слушаю музыкальные произведения, изучают жанры музыки, слушаю оперную, симфоническую, инструментальную музыку. Во многом эти уроки дополняют индивидуальные занятия.

Уроки хора, тоже неотъемлемая часть воспитания и развития маленьких музыкантов. Ребята учатся не только петь, но и работать в коллективе, делать одну работу всем вместе, когда от каждого рядом стоящего зависит общий результат деятельности. Работа в хоре очень развивает музыкальный слух (особенно пение в средних голосах), паиять, учит слушать и слышать друг друга.. Работа в хоре – это всегда и выступление. А концерты! Дети всегда так счастливы, когда выходят на сцену. Задача педагогов научить детей слушать, понимать и любить музыку. Если ребенок будет понимать то, что он делает, то, что он играет за инструментов, значит он будет любить это, а отсюда, делать это с удовольствие и с желанием.

Я знаю, что большинство обучающихся моего класса не станут музыкантами-профессионалами, да это и не цель. Я хочу, что бы те детские впечатления, которые они получат на уроках в школе искусств, оставили бы у них только светлые и добрые воспоминания. Чтобы любовь к музыкальному искусству сохранилась у них на всю жизнь.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Выдающийся французский мыслитель 20 века П. Тейлер де Шарди в своей удивительной книге «Феномен человека» пишет: «Нет ничего более деликатного и мимолетного, чем начало. В любой области, когда вокруг нас начинает пробиваться что-то действительно новое, мы его не замечаем по той простой причине, что нам надо бы было видеть его расцвет в будущем, чтобы заметить его в самом начале. А когда та же самая вещь выросла, и мы начинаем оборачиваться назад, чтобы найти ее зародыш и первые наброски, то тогда, в свою очередь, скрываются эти первые стадии, уничтоженные и забытые… Поэтому нет ничего удивительного в том, что …вещи кажутся нам появившимися в готовом виде»7. На мой взгляд именно первые шаги в мир музыки очень важны для маленького человека. Какие впечатления оставит музыка у ученика, что ему дать? Кем станет он - музыкантом-профессионалом или музыкантом-любителем, преданным ей на всю жизнь? Ведь человек долго слышит постепенно затихающую музыку детства, окрашивающую свою его жизнь. В школу искусств приходят очень разные дети. Дети с разной подготовкой. Одни уже соприкасались с музыкой в детском саду, семье (кто-то из родителей играет на инструменте), есть дети, которые знают очень много песенок, поют сами, читают стихи, живо реагируют на музыку; есть какие дети, которые очень плохо поют, не развит слух, плохая музыкальная память, они слушать и слышали музыку несомненно, но в их сознании этот факт не закрепился, поэтому , когда их спрашиваешь «слышал ли ты музыку?», очень часто можно услышать «нет»… Дети - разные.

Главное на первых порах – это вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что музыка (как и все виды искусства) не простое развлечение и не добавление, не «гарнир» к жизни, которым можно пользоваться или же не пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека.

Увлечь ребят музыкой – это коренной вопрос музыкальных занятий.

Необходимо дать первые понятия о связи музыки с жизнью, о том, что музыка передает чувства и мысли человека, то , что его радует, печалит, что его окружает. Именно поэтому музыкальные произведения такие разные: веселые и грустные, спокойные, озорные. Но музыка может рассказать о многом только тому, кто умеет ее слушать. Только тогда музыка может выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать и размышлять о ней. Более того, не

7 Россина В. «Учись понимать музыку» Советская Россия М.1980



умеющий слышать музыку, никогда не научится по настоящему хорошо ее

исполнять, а все историко-теоретические знания, почерпнутые на уроках останутся пустыми.

Настоящее прочувствованное и продуманное восприятие музыки – основа всех форм приобщения к музыке, потому, что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Вне восприятия музыка как искусство не существует. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей, если они не научились слушать музыку как содержательное искусство, не сущее в себе чувства, мысли человека, жизненные цели и образы.

Детей нужно сразу «окунать» в мир музыки, подбирать им пьесы, упражнения, в которых ярко выражается музыкальный образ. С первых прикосновений рук ребенка к клавиатуре я стараюсь дать ему понять, какой разнообразный звук можно извлечь из клавиш, если по-разному к ней прикасаться (допустим звуки могут «падать» или «шагать»). Мы говорим ученику играть «мягко», «ласково», а в некоторых «сердито» обязательно приписывая характер звука какому-то образу: «падает капель», «кто-то спускается на парашюте» и т.д. Детям в младшем возрасте не совсем понятны премудрости пианистического аппарата, на целенные на извлечение звука. А простые образные сравнения часто помогают найти нужное положение руки, нужное прикосновение к клавишам.

В своем классе с маленькими детьми я очень часто использую небольших сочинения-импровизации для воспитания образного представления. Мы их играем иногда вместе с учеником, иногда они сами.

Упражнение «Слон»: Дили-дон,дили-дон

В переулке ходит слон.

Старый добрый, умный слон

Дили-дон,дили-дон

Дети с большим удовольствием запоминают такие стихи и рисуют к ним рисунки.

Или упражнение «Радуга», которое дети с радостью играют по всей клавиатуре, изображая ее рукой, плавно перенося ее с ноты на ноту, подобно раскинувшейся радуге.

На уроках я часто использую сочинение мелодии на характерный текст, помогающий найти нужный прием звукоизвлечения, например:

«Остры ножки, быстры ножки

Шел козленок по дорожке»

или:

«Сплел однажды паутинку паучок

И повесил паутинку на сучок»

(сборник Э Тургеневой «Пианист-фантазер»)

На этих примерах ученику становятся более понятны требования учителя выполнять тот или иной прием, помогающий выполнить представленный им образ.

С Погореловой Катей, ученицей тогда еще 1 класса (теперь она в 4) мы разучивали пьесу С. Ляховицкой «Где, ты Лека». Девочка не могла проникнуться содержанием пьесы, пока мы не нашли слова и не определили характер.

Где, ты, Лека, Лека, Лека?

Увезли тебя далеко.

Где, ты, Лека, Лека, Лека?

Где ты милый мой?

Увезли тебя далеко,

Без тебя мне одиноко…

Поскорей, дружочек Лека,

Приезжай за мной!

Эта «подтекстовка» соответствует грустному эпизоду в жизни героя. Мальчика увезли на зиму из деревни и разлучили с любимой собакой. Он предполагал, что собака грустит в разлуке с ним, жалуется и плачет. Такая «подтекстовка» и придуманное содержание очень помогли в работе, девочка прониклась настроением пьесы, и это было ее первое творческое выступление. А вот и рисунок, который она нарисовала к пьеске.

Психика учеников младших классов очень специфична, психические способности ребенка еще не оформились. У школьников младших классов наиболее развита чувственная эмоциональная сторона восприятия преобладающая над рассудочностью. Непосредственность ребенка делает его восприятие конкретным, образным. Восприятие и память детей реагируют острее на те явления, события, которые оставляют эмоциональный след» в душе ребенка. Воображение младших школьников богатое, яркое, часто безудержное, оригинальное, но всегда конкретное.

Например, одна ученица, когда мы прошли с ней длительности нот, пришла на урок и с восторгом говорит: «Теперь я поняла, как вы объясняли мне счет. Когда мы шли домой…..»

Способов объяснения ритма очень много В своем классе мы сделали с учениками игрушку «ритмическое дерево». Начиная от основания целой ноты оно все больше разветвлялось на мелкие длительности и поднималось вверх.

Дети все время удивляются, как это в одной целой ноте помещается такое количество мелких нот.

В своей работе с детьми я стараюсь как можно больше времени на уроке уделять проигрыванию музыки. В младших классах исполнение пьес преподавателей очень важно. Оно воздействует непосредственно на слуховую, чувственную сторону восприятия ученика, вызывая эмоциональную реакцию на художественный образ произведения. Одна ученица так и призналась мне: «Мне больше нравится , когда вы играете на инструменте, чем слушаешь музыку по записи». «А почему?» - спросила я. «Там музыка не живая, а тут вы вкладываете душу». Ее слова наталкивают на размышление… То, что делает педагог на инструменте (будь то игра или просто посадка) ученики очень хорошо видят и замечают. Когда педагог играет на инструменте, или другой ученик - это убеждает гораздо больше. Здесь влияет и поведение учителя, и мимика, и его слова, поэтому детям, несомненно, это нравиться больше. Несомненно, очень большое влияние на восприятие, формирование мировоззрения ученика играет творческое начало. Именно творческое начало надо развивать в детях как можно раньше, особенно на уроках музыки, и детям это очень нравится. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на стремлении сделать что-то, что до тебя еще никто не сделал, или хотя бы повторить то, что уже существует, но по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это стремление вперед, к лучшему, к совершенству, и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле слова.

Когда в начале обучения с ребенком просишь его нарисовать рисунок к прослушанной пьеске, очень часто слышишь от родителей: «Ну зачем он будет тратить время на рисование (или сочинение стихов) – у него ведь все равно нет таланта! Зачем рисовать, ведь из него не получится художник». Но дети с удовольствие это делают. Какое во всех этих словах заблуждение!

В ребенке обязательно надо поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и не совершенными не были бы результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея их сопровождать самым простым аккомпанементом; сочиняет стихи, в которых корявые рифмы соответствуют корявости ритмов и метра; рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа без рук и с одной ногой. Как бы смешно нам это все не казалось, нельзя нив коем случае смеяться над этим. Ведь за всеми этими наивностями, нескладностью и корявостью кроются искренние и, поэтому, самые истинные стремления творчества ребенка, самые подлинные проявления его чувств и несформировавшихся еще мыслей.

Он может быть не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем детстве это трудно предвидеть), но, возможно, станет отличным программистом, врачом,, учителем или просто рабочим, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские увлечения, добрым следом которых станет его творческая фантазия, его стремление создать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед, дело, которому он посвятит стою жизнь.

Чем больше на уроках музыки выходов за пределы музыки, тем глубже становиться восприятие самой музыки. Нельзя ограничиваться только лишь музыкальными познаниями, иначе детям станет скучно и не интересно. Лучше, когда на помощь приходят литература, живопись и стихи. Б.Л. Яворский говорил: « Я все думаю над тем, как бы найти больше аналогий между различными искусствами». В поисках аналогий он обращался к литературе, живописи, танцу, архитектуре и театру.

С ученицей второго класса Евдокимовой Олей мы взяли пьесу, которая называлась «Кораблик». Пьеска явно программного содержания, с красивым, очень таинственным вступлением, богатой мелодией и аккомпанементом. Для того, чтобы ученица ярко передала содержание пришлось призвать на помощь литературу, найти нужные слова, стихотворения. Все это понадобилосьдля того, чтобы девочка в звуках могла передать спокойное радостное настроение, которое может вызвать ласковое спокойное море. Мы с ней стали вспоминать стихи, в которых говорится о море. Стоит дать ученику толчок к содержанию, и гибкая детская фантазия пойдет прямо к цели. На следующий урок она принесла мне книгу А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», и мы с ней рассматривали картинки, проникаясь общим настроением спокойного моря. Затем прочитали стихотворение М.Ю.Лермонтова «Белеет парус одинокий…». Здесь оказалось совсем другое настроение.


Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..


Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит...

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!


Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!


А вот строки из сказки…

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…


Девочку очень увлекла эта работа, а через некоторое время Оля принесла вот такой рисунок, при этом сказав: « Я смотрела еще и фильм «Дети капитана Гранта», так вот у меня на рисунке точно такой же парусник».


Программные пьесы очень доступны для понимания младшим школьникам. Такие пьесы раскрывают содержание, которое автор вкладывает в произведения и направляет воображение ребенка в определенном русле. В работе с детьми часто приходится развивать «подсказку», заключенную в названии и придумывать содержание произведения. Они обогащают представление ученика, дают толчок его собственной фантазии, знакомят детей с литературой, поэзией, живописью, что немаловажно для расширения кругозора учащихся. Надо отметить, что после такого анализа, после такой связи с другими искусствами, пьеся была исполнена очень эмоционально и творчески.

При прохождении с ребенком того или иного произведения не стоит ограничиваться исполнением только одного произведения. Лучше, когда ребенок познакомится, как изображают этот образ разные композиторы, как передают одно состояние настроения Ф.Лист и П.Чайковский, С.Майкапар или Э.Григ.

С ученицей Мы взяли пьеску А. Роуэла «В стане гномов». Девочка мгновенно прореагировала на название пьесы, сказав, что «смотрела мультфильм «Белоснежка и семь гномов», наверное, эта музыка об этих гномах». Пьеса быстро вошла в работу, девочка справлялась с трудными местами. Все было хорошо, если бы не обно «но». Мы не согли найти характер. Девочка в своем понимании опиралась на характер из мультфильма (ведь там были добрые гномы). Но пьеска требовала другого характера – «сердитого», «злого», немного даже «вредного». Ведь гномы, как это ни странно злые существа. На помощь к нам пришла музыка Ф.Листа Концертный этюд «Хоровод гномов». Во-первых мы услышали, как по -другому изображает композитор этих злых гномов, во-вторых ей самой очень захотелось сыграть эту пьесу, что для меня немаловажно. Затем мы послушать музыку Э Грига из сюиты «Пэр Гюнт» «В пещере горного короля» , поговорили о сюжете, содержании. Ей было очень интересно. После такого прослушивания многих произведений, свою пьесу она сыграла просто блестяще. Но все равно на уроке она как-то сказала: «Можно хоть на рисунке они останутся добрыми» Вот этот рисунок.

Большое значение на начальном этапе музыкального развития имеет накопление впечатлений, которое осуществляется в самых разнообразных формах работы: на занятиях, концертах, общении с природой, при посещении выставок и т.д. Учитель должен руководить процессом накопления впечатлений, не оставлять ученика беспомощным в окружающем потоке информации, больше рассказывать и показывать ему. Накоплению музыкальных впечатлений способствует слушание сказок, рассказов, стихов, посещение выставок, концертов и т.д.

Накоплению музыкальных впечатлений способствуют творческие вечера, тематические вечера, которые проводятся в школах искусств. Одно из таких мероприятий было посвящено музыке циклу «Времена года» П. Чайковского, которое проводилось на фортепианном отделении школы. Ребята слушали музыку, обсуждали услышанное, делились впечатлениями. Ученица 4 класса Евдокимова Анна просто была захвачена этой музыкой. Однажды, придя на урок она скакала: «Я поняла, о чем эта музыка, вот…» и протянула мне рисунки. Вот некоторые из них.

Декабрь. Святки.


Май. Белые ночи.

Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю тебя родной, полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой выплывает Май!

(А. Фет)




Июнь. Баркарола

Выйдем на берег, там волны

Ноги нам будут лобзать,

Звезды с таинственной грустью

Будут над нами сиять

(А. Плещеев)



Мы очень часто со своими учениками ходим все вместе на концерты в филармонию, посещаем школьные концерты. Так вот одна девочка, возвращаясь домой призналась мне: «Вы знаете, если дома будет идти по телевизору фильм, а по другой концерт, я попрошу маму переключить на другую программу. Я буду слушать музыку».

Лучших слов услышать и не надо. В душу этого ребенка упало то зерно, которое впоследствии не замедлит дать богатый урожай доброты, чистоты и нравственности.

В последнее время в рамках введения в школах искусств обучения по предпрофессиональным программам в учебных планах появился предмет «Музицирование», который включает в себя подбор по слуху, навыки импровизации, композиции. И это замечательно! Если наряду с традиционными методами обучения на фортепиано в качестве дополнения научатся композиции, подбору по слуху, импровизации (иначе говоря, свободному музицированию), то обучение станет значительно эффективнее. Именно музицирование поможет выпускнику сохранить не только любовь к своему инструменту, но и контакт с ним на долгие годы.

Дети младших классов, которые систематически занимаются музицированием, сочиняют небольшие импровизации. Например: «Полька», «Вальс», «Марш». Старшие дети учатся сочинять программную музыку, например «Колдун», «Раскаяние».

Вот такой пример:

Умение свободно музицировать на инструменте помогает детям быстрее «подружиться» и овладеть своим инструментом, сыграть быстро то, что ты придумал, «на ходу», не пользуясь нотами (но и то, что выучено по нотам, но уже забыто).

Занятия музицированием развивают у ребят фантазию, учат разбираться в теоретическом материале, применяя его на практике. Ребята учатся увлеченно, занимаются с желанием, у них «загораются» глаза, их иной раз не «оторвешь» от инструмента. Здесь не надо ничего заучивать, запоминать, все приходит само собой, со временем.

И в заключении, хотелось бы сказать, что давным-давно художники и мыслители заметили способность музыки влиять на их нравы.

Чем это объяснить? Очевидно, прежде всего, могуществом ее эмоционального воздействия, вытекающей из ее выразительной природы.

Воздействуя на человека, музыка с особой силой пробуждает в нем все хорошее, находит отклик в уголках его души.

Недаром, музыку вообще считают олицетворением всего лучшего, что свойственно человеческой натуре. Французский композитор XVIII века Андре Гретри писал: «Вам интересно узнать восприимчив ли какой-то индивидуум к музыке? Присмотритесь: прост ли и справедлив его ум; свободны ли от вычуров его речи, манеры, одежда; любит ли он цветы, детей; господствует ли в нем чувство любви?»8

«Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала моих слушателей; я стремился их сделать лучше. Так говорил великий композитор XVIII века Г. Гендель.9

«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору». Эти известные слова П. Чайковского лучше всего говорят о нравственно-воспитательной роли музыки. Давая людям «утешение и подпору», она тем самым пробуждает и укрепляет в них добрые чувства.

Воплощение прекрасных, возвышенных эмоций иих пробуждение в людях – такова традиция всей музыкальной классики.

Воспитывают слушателей не только мысли и чувства, выраженные в музыке. Эстетическое наслаждение, приносимое ею, тоже положительно влияет на души людей. Даруя радость, красота музыки вызывает у нас подъем духа, удивление и гордость за человека, любовь к жизни, к искусству, а красоте. Красота напоминает нам об идеале человеческого совершенства м воспитывает стремление к нему.

И в заключении, в качестве эпилога, слова великого В.Шекспира

Нет на земле живого существа

Столь жесткого, крутого, адски злого,

Чтоб не могла хотя на час один

В нем музыка свершить переворота.

(Венецианский купец»)

Литература:

  1. "Феномен человека" автор де Шарден Пьер Тейяр - RuLit - Страница 22

  2. «Музыкальное воспитание в школе» .вып.16 (Москва, «Музыка» 1985)

  3. Аргажникова Л.Г. «Профессия – учитель музыки» (М.Просвещение,1984)

  4. Артоболевская «первая встреча с музыкой» М. Советский композитор.1988.

  5. Золотов А. «Листопад, или минуты музыки…» (Современник, М.1989)

  6. Письма, статьи, дневники Л.Н.Толстого с комментариями психолога А.Шубникова

  7. Роллан Р. Музыканты прошлых дней, ред. А. Н. Римского-Корсакова, пер. с франц. Ю. Л. Римской-Корсаковой, Л.: «Мысль», 1925

  8. Россина В. «Учись понимать музыку» Советская Россия М.1980

  9. Сборник «Арабески», статья «Скульптура, живопись, и музыка». Опубликованная впервые в альманахе «Северная Лира на 1827 год». Дмитрия Владимировича Веневитинова (1805–1827)

  10. Сохор А. «Воспитательная роль музыки» изд. Музыка, 1985

  11. Фрид Г. «Музыка. Общения.Судьбы», изд.Советский композитор.1987

  12. Шостакович, Дмитрий Дмитриевич. Знать и любить музыку [Текст] : Беседа с молодежью. - [Москва]: Мол. гвардия, 1958. - 15 с.


Источники интернета

  1. https://geniusrevive.com/Композиторы о творчестве Автор: Сергей Марков

  2. Детская энциклопедия. Том 12. Искусство. Страница 456

  3. https://www.livelib.ru/quote/981070-mera-za-meru-venetsianskij-kupets-uilyam-shekspir

  4. lib.ru›Вильям Шекспир› Сонеты
  5. https://www.maam.ru/detskijsad/rol-muzykalnogo-vospitanija-v-razviti-lichnosti-rebenka-doshkolnika.html







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!