МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад №91 (присмотра и оздоровления) городского округа «город Якутск»
677901, 2 км. Маганского тракта, тел./факс 20-53-79
ТЕМА: Организация работы с родителями
в детском саду
Выполнили:
Заборовская В.М.-воспитатель
Капитонова М.К.-воспитатель
г. Якутск МБДОУ Д/с №91
(присмотра и оздоровления)
г. Якутск 2023г.
В настоящее время родители мало уделяют внимания своим детям, порой даже не знают особенностей своего ребенка, его увлечений и проблем.
Все говорят о том, что воспитатели должны помогать родителям понять своего ребенка. Но как? Порой они, оставляя ребенка за порогом детского сада, полагают, что все необходимые знания дети получают у нас, не задумываясь, что достигнуть положительного результата можно только работая во взаимодействии, чем лучше налажен контакт с родителями, тем проще работать с детьми, чувствуя поддержку родителей.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Цель:
Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
Формирование навыков взаимодействия взрослых и детей.
Основная задача, которую мы поставили перед собой:
Заинтересовать родителей перспективами воспитания, обучения и развития детей.
Вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
Объединить усилия для развития и воспитания детей;
Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Взаимоотношения с родителями выстраиваем поэтапно:
Первый этап «Давайте познакомимся!».
В августе разрабатываем план взаимодействия с семьёй на учебный год тематика мероприятий подбирается в соответствии с годовыми задачами ДОУ.
На этом этапе родители знакомятся с детским садом, с годовым планом, с педагогическим коллективом, раскрываются возможности совместной работы.
Второй этап – «Давайте подружимся!».
На этом этапе родителям предлагаем активные методы взаимодействия: тренинги, круглые столы, игровые семинары и т. д.
Третий этап называется «Давайте узнавать вместе».
На этом этапе говорим о функционировании родительско -педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка (исследовательская, проектная деятельность, совместные экскурсии, посещение выставок ит. д.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей:
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
Проведение социологических срезов; опросов, анкетирование.
Мы с помощью анкеты получаем данные, информацию о какой-либо стороне семейного воспитания одновременно от большого количества родителей. Через анкеты выявляем степень вовлеченности семей в образовательный процесс, уровень родительских требований, уровень педагогической культуры семьи.
Анкеты бывают разные по темам. Отвечая на вопросы, родители сообщают о методах воспитания в семье, о стиле общения между взрослыми и детьми, о том, как проводят досуг, о ЗОЖ, какие книги читают детям, в какие игры они играют, узнаем отношение родителей к воспитателям, к ДО, к образовательному процессу. Проанализировав ответы, мы делаем выводы о взглядах родителей на вопросы воспитания детей. Нам важно знать, над чем работать в течение года, опыт каких семей нам пригодится.
Оформлен «Банк идей и предложений», в который родители могут опустить записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами по электронной почте. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с группой воспитателей и эффективна.
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми:
– совместные досуги, праздники, выставки призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Знакомим родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формируем у родителей практические навыки воспитания детей
Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы, групповым консультациям, которые проводим творчески, опираясь на популярные телепередачи "Устами младенца", "Круглый стол", "Викторины", "Клубы для родителей",»Путешествие с страну детства», «Что, где когда.», «Умники и умницы», игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей.
Формируем у родителей знания о воспитании и развитии детей Информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек - родительские уголки, - папки – передвижки, - фотовыставки;
Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографии, выставки детских работ. Проведение открытых занятий в ДОУ может быть организовано по разному.
Например, в одном случае, родители в качестве гостей посещают занятия. Родители видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье. В другом случае родители могут быть активными участниками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога и т. д
В результате внедрения нетрадиционных форм работы с родителями отмечается повышение интереса к жизни детей в группе, ответственности родителей за воспитание ребенка в семьях. Повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах детско-родительских отношений.
В соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО формы работы с родителями должны содержать 5 образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»;
«Познавательное развитие»;
«Художественно-эстетическое развитие»;
«Речевое развитие»;
«Физическое развитие».
1. «Социально-коммуникативное развитие» включает в себя знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, на собрания родители приходят с удовольствием т. к. знают что мы их проводим всегда по разному интересно и познавательно тем более что родители тоже готовятся с нами но об этом узнают на собрании так как мы готовим индивидуально несколько родителей, мы стараемся много интересного рассказать о жизни детей в группе, показываем презентации, или аудио - записи детей делаем, по определенной тематики собрания.
В течении года проводим от 4 до 5 конкурсов с родителями и детьми Например осенний конкурс, Новогодний конкурс, В феврале конкурс для пап, в марте для мам, и организуем в год две акции. (если брать больше это будет утомительно для родителей) по наблюдениям можно сделать вывод что 70% родителей принимают участие и привлекают детей к совместной деятельности.
2. «Познавательное развитие» включает в себя интеллектуальное развитие ребенка через подготовку к праздникам, развлечениям, конкурсам. Родители нам помогают в проведении посещения театров (к нам в школу приезжают артисты и мы организуем поход в театр или в цирк) также помогают в проведении различных экскурсий, на этом слайде мы видим организована познавательная экскурсия в «Осенний парк» и там же провели волонтерскую акцию по наведению порядка в парке.
3. «Речевое развитие» - совместное чтение детей и родителей, консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление выставок художественной литературы. Родители помогают организовывать тематические выставки, приносят книги для чтения детям, и мы обмениваемся книгами, особенно чаще обмен энциклопедиями.
4.«Художественно –эстетическое развитие». Организуем совместные поделки и рисунки детей и родителей; музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах. Наши дети активные участники всех праздников в доме культуры «Чэчир». (День матери, 8 марта, День победы, Праздник осени) нас любят приглашать, потому что никакое красивое объявление не привлечет столько посетителей как выступление дошколят. Наши родители в месте с нами принимают участие и в районных мероприятиях. На конкурсе песни «Два голоса» пела наша родительница с сыном и заняли почетное место. На праздниках наши родители принимают активное участие и даже обижаются если им не досталось роли, заранее просят музыкального руководителя или воспитателей дать им роль.
5.«Физическое развитие». Знакомим родителей с лучшими достижениями в физкультурном досуге других семей, организация совместных соревнований, привлечение к участию и помощь в проведении олимпиад внутри сада; знакомство родителей с эффективными средствами закаливания, пропаганда ЗОЖ профилактика заболеваний.
Также проводим различные акции проводили акцию по благоустройству участка ДОУ (т. к. наш участок очень старый, а возможности заменить деревянные постройки у нас нет) один из пап привез пило материал и папы за 3 часа заменили песочницу, отремонтировали лавочки, выкопали ямки и построили разноцветный паровозик, отремонтировали калитки. В начале этого учебного года объявили для пап «Неделю добрых дел». В коридорах выставили машины сломанные большие, и коляски для игр, и папы сами выбирали что лучше отремонтировать, а один из пап сделал детям новую качель, и вот уже год подходит к концу, а отремонтированные игрушки все целые.
В марте объявили конкурс сшей наряд для куклы мамы все дружно приняли участие в конкурсе. Таким образом мы пополняем развивающую среду в ДОУ. Ну и еще расскажу про одного папу т. к. это просто уникальный папа. В честь дня Победы мы объявили конкурс к 9 мая и один из пап буквально в канун праздника он подъезжает на машине и начинает заносит поделку мы настолько были удивлены что он для ДОУ смастерил такое количество поделок, автоматы, пистолеты, и все это сам покрыл лаком, я его пригласила в группу он все это занес тут же его окружили ребятишки. Сколько было радости у детей просто не передать словами. Ребятишки, конечно же все разобрали стали играть и он вместе с ними.
К Международному дню птиц был тематический день «Берегите птиц. Берегите природу». И мы провели конкурс на лучшую кормушку среди родителей. Родители изготовили разные кормушки: кормушки-домики, кормушки из пластиковых бутылок, кормушки из коробок.
Особую радость и удовольствие родителям доставляет участие в праздниках и развлечениях группы и детского сада. С большим удовольствием родители участвуют в утренниках, праздниках, развлечениях и прислушиваются к советам музыкального руководителя. А если наш праздник или развлечение требует от родителей творческого подхода, изготовление красочных костюмов, шляп, атрибутов, то они с большим энтузиазмом готовят все это и радуются творческим успехам своих детей.
В конце учебного года мы проводим итоговое родительское собрание и обязательно награждаем всех участников образовательного процесса (покупаем сувениры, изготавливаем с детьми поделки, печатаем грамоты и награждаем.) Родительские собрания в нашей группе строятся по принципу диалога, только тогда родители становятся нашими единомышленниками. Понимая, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, собрания мы проводим в нетрадиционной форме, с привлечением детей, памятками, выставками, мастер классами и др.
«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Мы всегда говорим им какие они молодцы, и если бы они почитали ребенку сказку, поиграли в игру, да просто, не спеша поговорили с ним о том, что он делал в течение дня, то это помогло бы нам сделать жизнь детей ярче и радостнее, и было бы полезно для ребенка.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало результаты:
Родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы.
Научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
Мы убеждены, что успешно решать все наши проблемы воспитания и развития детей можно лишь в тесном контакте с семьей, при единстве и сплоченности наших усилий.
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И конечно, им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка!
Мы стараемся поддерживать семью советом, делом и информационной базой при ориентации на ее проблемы.
Приложение 1.
Перспективный план работы с родителями
месяц | Наименование | Цель проведения мероприятия |
Сентябрь | 1 Оформление стендовой информации (Папка-передвижка) «Возрастные особенности дошкольников 5-6 лет» | Знакомство родителей с психологическими и возрастными особенностями детей . Привлечь родителей к информации об возрастных особенностях детей. |
2. Оформление стендовой информации «Уголок для родителей», режим дня, сетка занятий. | Настроить родителей на плодотворную совместную работу по плану и правилам группы. |
3. Беседа с родителями «Значение режима дня для сохранения эмоционального благополучия ребёнка» | Повышение педагогической культуры родителей. |
4. Анкетирование «Чего вы ждете от детского сада в этом году» | Получение и анализ информации об отношении родителей к характеру и формам взаимодействия детского сада с семьей. |
5. Беседы с родителями «Утренняя гимнастика - залог бодрого настроения». | Распространение педагогических знаний среди родителей. |
6. Развлечение «Осенний калейдоскоп» | Способствовать созданию положительных эмоций. Привлечение родителей к работе детского сада. |
Октябрь | 1.Папка - передвижка «Октябрь – наблюдаем, играем, читаем» | Привлечение внимания родителей к полезной и нужной информации. |
2.Индивидуальные беседы с родителями «Чем занять ребенка дома в выходные дни» | Повышение педагогической культуры родителей. |
3.Консультация для родителей на тему: «Как одевать детей в группе, на улице». | Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей. |
4. Конкурс поделок «Осенняя Мозаика» | Привлечение родителей к работе детского сада. Развитие творческого взаимодействия родителей и детей |
Ноябрь | 1.Консультации для родителей «Ребенок и дорога. Правила поведения на улицах города», «Здоровые дети в здоровой семье». | Повышение педагогической культуры родителей. |
2..Папка — передвижка «Ноябрь – наблюдаем, играем, читаем» | Привлечение внимания родителей к полезной и нужной информации. |
3.Выставка детских рисунков «Моя мама» | Развитие творческого взаимодействия родителей и детей. |
4. Индивидуальные беседы с родителями «Пример родителей – большая роль в воспитании» | Пропагандировать семейные ценности, любовь и уважение к семье. |
5.Родительское собрание. «Воспитательно -образовательный процесс в старшей группе» | Активация родительского внимания к вопросам воспитания, развития и жизни ребенка в детском саду. |
Декабрь | 1.Папка — передвижка «Декабрь - наблюдаем, играем, читаем» | Привлечение внимания родителей к полезной и нужной информации. |
2.Консультация «Грипп. Меры профилактики. Симптомы данного заболевания». | Ознакомление родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников. |
3.Памятка для родителей: «Внимание! Наступает зима» | Повышение педагогической культуры родителей. |
| 4.Украшение группы к празднику Нового года. | Способствовать созданию праздничного настроения. |
5.Конкурс творческих работ «Новый год» | Привлечение родителей к работе детского сада. |
6.Новогодний утренник | Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей и работников детского сада. |
Январь | 1.Папка — передвижка «Январь – наблюдаем, играем, читаем» | Привлечение внимания родителей к полезной и нужной информации. |
2. Фотовыставка «Зимние развлечения всей семьей» | Активация родителей в работу группы. |
3.Индивидуальные беседы «Как помочь детям с нарушениями в общении» | Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей. |
4.Консультация, папка-передвижка: "Как сделать зимнюю прогулку с ребёнком приятной и полезной?". | Формирование единого подхода к методам оздоровления и закаливания детей в детском саду и дома. |
Февраль | 1.Папка — передвижка «Февраль – наблюдаем, играем, читаем» | Привлечение внимания родителей к полезной и нужной информации. |
2.Попросить родителей оказать помощь в постройке снежных фигур. | Развитие творческого взаимодействия родителей и детей. |
3. Анкетирование «Какова роль отца в семье?» | Получение и анализ информации об отношении «Папа – ребенок» |
4. Праздник для пап и дедушек к 23 февраля | Совместный отдых детей и родителей. |
5.Выставка детских рисунков «Мой папа» | Развитие творческого взаимодействия родителей и детей. |
Март | 1.Папка — передвижка «Март – наблюдаем, играем, читаем» | Привлечение внимания родителей к полезной и нужной информации. |
2.Консультации для родителей «Мама – слово золотое», «Как предупредить весенний авитаминоз» | Распространение педагогических знаний среди родителей. |
3.Фотовыставка «Мамочка милая моя» | Способствовать созданию праздничного настроения. |
4.Утренник «8 марта» | Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада. |
Апрель | 1.Папка — передвижка «Апрель – наблюдаем, играем, читаем» | Привлечение внимания родителей к полезной и нужной информации. |
2.Фотовыставка «7 апреля - Всемирный день здоровья» | Привлечение внимания родителей к полезной и нужной информации |
3.Индивидуальные беседы с родителями «Как повысить двигательную активность детей» | Привлечение внимания родителей к полезной и нужной информации. |
4.Консультации для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью». | Дать родителям полезные советы по воспитанию вежливости у детей. Пропаганда здорового образа жизни. |
5.Памятка для родителей «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности» | Привлечение внимания родителей к полезной и нужной информации. |
Май | 1. Папка — передвижка «Май – наблюдаем, играем, читаем» | Привлечение внимания родителей к полезной и нужной информации. |
2.Выставка творческих работ к Дню Победы. | Развитие творческого взаимодействия родителей и детей. |
3.Консультации для родителей «Развитие творческих способностей». | Обогащение педагогических знаний о развитии творческих способностей детей. |
4. Памятка для родителей «Осторожно, компьютер» | Привлечь внимание родителей к проблеме «компьютерно-игровой зависимости» у детей. |
5. Родительское собрание на тему «Вот и стали мы на год взрослее» | Подведение итогов совместного воспитательно - образовательного процесса. |
Приложение 2
Наши утренники
Соревнование с папами
Осенняя поделка.
Оздоровительная дорожка своими руками
Юный инспектор движения. Семья Окладниковых.
Светоотражающие элементы , семья Ефимовых
Семья Окладниковых
Чехлы на стульчик- автотранспорт. Семья Лебедевых.
Семья Павловых.
Кормушки для птиц.
1 место Окладникова Дайаана
Новогодняя выставка-поделка
Мастер-класс Окладников С.С.
Веселый английский : семья Яковлевых.
Мастер-класс «Полезные витамины-фрукты» семья Стручковых
«Паровозик» на детской площадке
Уборка площадки Победители конкурса по
ПДД«Автокресло»семья Окладниковых
Список используемой литературы:
1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж: Учитель, 2006г.
2. Васильева, В. Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению. // Дошкольное воспитание - 2006.- № 10.
3. Доронова, Т. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы. //Обруч. -2006.-№5.
4. Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста. //Дошкольное воспитание. - 2006. -№1.
5. Смирнова, Е.О. и др. Воспитание детей от рождения до трех лет: Советы психологов. -М.: АРКТИ, 2004
6. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации.//Дош. воспитание №3 2006г.
7. Интернет ресурсы:
https://psychologytoday.ru/interview/adaptatsiya-rebenka-k-detskomu-sadu/
https://www.baby.ru/blogs/post/103299325-44228841/