Активные формы обучения на уроке
Одной из важнейших задач преподавателя физики и других предметов в школе является формирование и развитие у учащихся обще учебных умений. К ним относится такое важнейшее умение, как умение работать с текстом. Перед учителем стоит задача научить ученика ориентироваться в потоке информации, уметь находить нужную, уметь осмысливать ее, анализировать, делать обобщения и выводы. В традиционной школе учебник чаще всего используется для повторения материала дома, реже на уроке в качестве справочника или источника упражнений и задач и очень редко – источника самостоятельного приобретения знаний. Метод активных форм обучения с книгой позволяет задействовать все виды памяти: зрительную, моторную, слуховую. Слуховая память имеет 10% эффективности, зрительная — 30%, наблюдение дает 50% запоминания воспринятого, а активная — 90%. Эти приемы помогут и при формировании УУД, таких, как анализ, синтез, сравнение, подведение под понятие и др.
Активные формы обучения на уроках.
(Работа с текстом).
Развитию мыследеятельности способствуют такие приемы:
Найти конкретные детали в тексте (события, имена и т.д.)
Выбрать высказывания, наиболее полно передающие смысл текста.
Подобрать заголовок для текста.
Составить план прочитанного текста.
Написать краткое изложение.
Разбить текст на группы.
Рассмотреть, проанализировать, сравнить рисунки.
Составить таблицу (по нескольким § учебника.)
Написать страницу к учебнику
«Физика для малышей»
Составить проект.
Найти в тексте как можно больше предложений, в которых встречаются данные слова.
Найти в тексте лишние предложения.
Найти предметы, обладающие сходными (противоположными) свойствами.
Выразить мысли, другими словами.
Передать содержание максимально сжато.
Построить сообщение по алгоритму.
Вопрос-ответ.
Быстро, внимательно прочитать текст. I вариант задает вопросы, II вариант находит и зачитывает ответ. Соревнования на лучший вопрос и лучший ответ стимулирует у уч-ся интерес к чтению текста параграфа.
Шпаргалка.
Прочитать текст параграфа и составить краткий его конспект. Затем любой из уч-ся получает тетрадь и должен по данной «шпаргалке» пересказать текст.
Дотошный ученик.
Для усвоения материала, нужно уметь запоминать самые мелкие подробности текста. Прочитайте текст и составьте список вопросов к нему. У кого этот список будет длиннее и дотошнее, тот и выиграл.
Части текста (по ролям).
Познакомиться с текстом. Теперь разделимся на 4 группы (по ролям). Одна группа будет называться «введение» («учитель»), вторая – «основная мысль», третья – «заключение», четвертая – «дополнение». Играющие пересказывают текст по порядку, группа «дополнение» имеет право взять слово после любого выступления.
Коллективный рассказ.
Познакомиться с текстом. Затем его надо пересказать (лучше по рядам) так, чтобы принимало большое число уч-ся в рассказе, а также рассказ не прервался. Можно использовать дополнительную лит-ру.
По ролям.
Прочитайте текст. Распределим роли: ведущий, автор, главный герой и т.д. (можно даже отвести роль и неодушевленным предметам). Теперь прочитаем текст еще раз чтобы затем воспроизвести его по ролям.
Очевидное- невероятное.
Прочитать текст, написать уточняющие или решающие вопросы по тексту. Затем учитель объясняет тему, а ученики задают вопросы.
Прочитать текст. И передать его материал так, чтобы объяснение было наглядным и убедительным. Причем уч-ся разбиваются на группы.
Математики – иллюстрируют материал примерами и расчетами. Техники – сопровождают объяснения, проводимыми опытами. Теоретики – выводят формулы и законы. Литераторы – пишут текст без формул.
Игра «Восстанови текст».
Помогает развить у учащихся способности к анализу следующие приемы:
Шаг 1
Поставь в конце каждого предложения знаки:
! – Это важная информация.
!!- Это очень важная информация.
!!!- Это нужно выучить.
?- Это мне не понятно.
* - Это я уже знаю.
Шаг 2
Раздели текст по смысловому содержанию на части.
Озаглавь каждую часть.
Запиши план пересказа.
Подбери по данной теме рисунки, графики, задачи.
Найди информацию по теме в других источниках.
Сделай презентацию в необычной форме. (Поставь и реши проблему, сделай проект, напиши сценарий фильма, фантастический рассказ, напиши свою страницу учебника, др.)