СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка " Активные формы обучения на уроке"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из важнейших задач преподавателя физики и других предметов в школе является формирование и развитие у учащихся общеучебных умений. К ним относится такое важнейшее умение, как умение работать с текстом.В разработке предлагаются приемы и методы развивающие мыследеятельность,  критическое мышление. Эти приемы помогут и при формировании УУД, таких, как анализ, синтез, сравнение, подведение под понятие и др.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка " Активные формы обучения на уроке"»



Активные формы обучения на уроке

Одной из важнейших задач преподавателя физики и других предметов в школе является формирование и развитие у учащихся обще учебных умений. К ним относится такое важнейшее умение, как умение работать с текстом. Перед учителем стоит задача научить ученика ориентироваться в потоке информации, уметь находить нужную, уметь осмысливать ее, анализировать, делать обобщения и выводы. В традиционной школе учебник чаще всего используется для повторения материала дома, реже на уроке в качестве справочника или источника упражнений и задач и очень редко – источника самостоятельного приобретения знаний. Метод активных форм обучения с книгой позволяет задействовать все виды памяти: зрительную, моторную, слуховую. Слуховая память имеет 10% эффективности, зрительная — 30%, наблюдение дает 50% запоминания воспринятого, а активная — 90%. Эти приемы помогут и при формировании УУД, таких, как анализ, синтез, сравнение, подведение под понятие и др.

Активные формы обучения на уроках.

(Работа с текстом).

Развитию мыследеятельности способствуют такие приемы:

  • Найти конкретные детали в тексте (события, имена и т.д.)

  • Выбрать высказывания, наиболее полно передающие смысл текста.

  • Подобрать заголовок для текста.

  • Составить план прочитанного текста.

  • Написать краткое изложение.

  • Разбить текст на группы.

  • Рассмотреть, проанализировать, сравнить рисунки.

  • Составить таблицу (по нескольким § учебника.)

  • Написать страницу к учебнику

«Физика для малышей»

  • Составить проект.

  • Найти в тексте как можно больше предложений, в которых встречаются данные слова.

  • Найти в тексте лишние предложения.

  • Найти предметы, обладающие сходными (противоположными) свойствами.

  • Выразить мысли, другими словами.

  • Передать содержание максимально сжато.

  • Построить сообщение по алгоритму.

Вопрос-ответ.

Быстро, внимательно прочитать текст. I вариант задает вопросы, II вариант находит и зачитывает ответ. Соревнования на лучший вопрос и лучший ответ стимулирует у уч-ся интерес к чтению текста параграфа.

Шпаргалка.

Прочитать текст параграфа и составить краткий его конспект. Затем любой из уч-ся получает тетрадь и должен по данной «шпаргалке» пересказать текст.

Дотошный ученик.

Для усвоения материала, нужно уметь запоминать самые мелкие подробности текста. Прочитайте текст и составьте список вопросов к нему. У кого этот список будет длиннее и дотошнее, тот и выиграл.

Части текста (по ролям).

Познакомиться с текстом. Теперь разделимся на 4 группы (по ролям). Одна группа будет называться «введение» («учитель»), вторая – «основная мысль», третья – «заключение», четвертая – «дополнение». Играющие пересказывают текст по порядку, группа «дополнение» имеет право взять слово после любого выступления.

Коллективный рассказ.

Познакомиться с текстом. Затем его надо пересказать (лучше по рядам) так, чтобы принимало большое число уч-ся в рассказе, а также рассказ не прервался. Можно использовать дополнительную лит-ру.

По ролям.

Прочитайте текст. Распределим роли: ведущий, автор, главный герой и т.д. (можно даже отвести роль и неодушевленным предметам). Теперь прочитаем текст еще раз чтобы затем воспроизвести его по ролям.

Очевидное- невероятное.

Прочитать текст, написать уточняющие или решающие вопросы по тексту. Затем учитель объясняет тему, а ученики задают вопросы.

Прочитать текст. И передать его материал так, чтобы объяснение было наглядным и убедительным. Причем уч-ся разбиваются на группы.

Математики – иллюстрируют материал примерами и расчетами. Техники – сопровождают объяснения, проводимыми опытами. Теоретики – выводят формулы и законы. Литераторы – пишут текст без формул.

Игра «Восстанови текст».

Помогает развить у учащихся способности к анализу следующие приемы:

Шаг 1

Поставь в конце каждого предложения знаки:

! – Это важная информация.

!!- Это очень важная информация.

!!!- Это нужно выучить.

?- Это мне не понятно.

* - Это я уже знаю.

Шаг 2

Раздели текст по смысловому содержанию на части.

Озаглавь каждую часть.

Запиши план пересказа.

Подбери по данной теме рисунки, графики, задачи.

Найди информацию по теме в других источниках.

Сделай презентацию в необычной форме. (Поставь и реши проблему, сделай проект, напиши сценарий фильма, фантастический рассказ, напиши свою страницу учебника, др.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!