СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Битва на Курской дуге"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В номинации «Лучший урок в рамках спецкурса «Уроки Победы»

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Битва на Курской дуге"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ШКОЛА №25 ГОРОДА МАКЕЕВКИ»











Методическая разработка

«Битва на Курской дуге»

в номинации «Лучший урок в рамках спецкурса «Уроки Победы»









Автор:

учитель начальных классов

І категории

Собчишена Виктория Владимировна



















МАКЕЕВКА

2020



Оглавление

Введение.…………………………………………………………………………..3

Основная часть (разработка урока)……………………………………………....4

I.Организационный момент………………………………………………………5

II.Вводное слово учителя…………………………………………………………5

III.Актуализация знаний детей…………………………………………………...5

IV.Сообщение темы урока………………………………………………………..5

V.Изучение нового материала……………………………………………………5

VI.Физкультминутка……………………………………………………………...7

VII.Закрепление материала………………………………………………………7

VIII.Рефлексия…………………………………………………………………….8

Список использованной литературы…………………………………………….9

Приложения……………………………………………...………………………10








































Введение

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе и способствует объединению, сплочению нашего народа. Без любви к Родине, ее прошлому и настоящему, без знания истории своего государства невозможно построить будущего. Это чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком, а начинается оно с понимания и уважения своих предков. Знать о больших и малых подвигах своих дедов и прадедов особенно важно нашим детям. А так же знать о людях, проявивших мужество в борьбе с врагом, о городах – героях, которые отстаивали советские солдаты, знать многотрудный, славный боевой путь советских войск к Великой Победе.

Особенность данного занятия состоит в том, чтобы познакомить детей с ключевыми событиями Великой Отечественной войны, продемонстрировать значимость Курской битвы как переломного момента в ходе Великой Отечественной войны. Детей младшего школьного возраста не следует перегружать информацией: цифрами, датами, фамилиями. В ходе организованной учителем деятельности важно донести до детей, что война – это противоестественное состояние. Война —это трагедия, которая никогда не должна повториться. Победа в Великой Отечественной войне и в Курском сражении не была стихийной. Победа в Курском сражении была частью стратегического плана и тщательно подготовлена. Подвиг Советского народа на Огненной дуге принадлежит не только прошлому. Он живет в настоящем, в его уроках, доставшимся наследникам Великой Победы. Знание о подвиге на Курской дуге, память об этом событии — это основа патриотического воспитания младших школьников.

























Основная часть

Цель. Ознакомление с героизмом советских солдат при битве на Курской дуге.

Задачи. Обеспечить в ходе урока усвоение знаний о героизме советских солдат при битве на Курской дуге. Содействовать расширению знаний, учащихся о событиях военных лет. Развивать память, внимание, воображение; творческие способности учащихся; повышать их интерес к военной истории и литературе; познавательную активность. Формировать высокое патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству; воспитывать патриотические чувства и любовь к Родине, приобщать к историко-культурному наследию, воспитывать чувство уважения к участникам Великой Отечественной войны.

План урока

I.Организационный момент

II.Вводное слово учителя

III.Актуализация знаний детей

1.Работа в парах

IV.Сообщение темы урока

V.Изучение нового материала

1.Рассказ учителя

VI.Физкультминутка

VII.Закрепление материала

1.Работа в группах

VIII.Рефлексия

Формы работы: фронтальная, работа в парах, работа в группах

Методы работы: просмотр видео и прослушивание звукозаписей, презентация

Ожидаемый результат: урок должен вызвать у детей чувство восхищения и гордости за героизм, проявленный советскими солдатами.

Методические рекомендации по подготовке и проведению урока:

Данному уроку может предшествовать предварительная работа учащихся, например, «Война, далёкая и близкая», «Моя семья в Книге Памяти моей страны» и т.п. Задания, которые можно предложить выполнить учащимся:

1.Узнать, были ли среди родственников участники Великой Отечественной войны, участники Курской битвы;

2. Найти в домашних архивах фотографии, письма, документы, награды времен Великой Отечественной войны, сделать копии с них, подготовить рассказ о своих родственниках – участниках ВОВ или Курского сражения.

3.Сделать коллаж (стенгазету, макет и др.) посвященный Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

На предварительном этапе работы обучающимся можно предложить посетить музей-диораму, организовать просмотр документальных и художественных кинофильмов о Курской битве, пригласить для выступлений ветеранов Великой Отечественной войны;

В помощь учителю предлагается презентация, содержащая фотографии времён Великой Отечественной войны, фотографии музейных экспонатов и экспозиций под открытым небом.

Материально-техническое обеспечение содержания урока: мультимедийное оборудование класса, презентация, аудиозаписи, видеоматериалы.

Ход урока

I.Организация класса к уроку.

II. Вводное слово учителя.

- Дети, сегодня продолжим разговор о Великой Отечественной войне

Предлагаю на нашем уроке совершить путешествие дорогами войны на машине времени в прошлое, в ту пору, когда была Великая Отечественная война. Мы с вами уже обсуждали – когда началась Великая Отечественная война, кто и против кого воевал, о битве под Москвой, о героизме в тылу.

III. Актуализация знаний детей.

В годы войны была популярна песня «Эх, дороги».

https://www.youtube.com/watch?v=tMRGWNY3Dvo

-Просмотрите внимательно видео, послушайте эту песню и представьте себя не здесь сидящими за партами, а где- то там. Пока идет это видео вы «путешествуете», а потом расскажете своему другу, что вы видели около себя, что чувствовали, что вспомнили из наших предыдущих уроков о войне.

Работа в парах «Что я видел, что я слышал, что почувствовал, что я знаю о войне»

Несколько человек делятся своими мыслями.

IV.Сообщение темы урока.

-Кто из вас знает что-либо о событиях в годы Великой Отечественной войны под названием Курская дуга?

Когда подойдешь к монументу,
Что в Курске при въезде стоит.
Тогда не откажешь моменту,
Память расшевелить.

Про тяжесть утрат и страданий,
И слезы, и тягостный крик.
И горечь безмерных рыданий,
Что в каждую душу проник.

-Мы сегодня узнаем ещё об одной незабываемой странице Великой Отечественной войны – Курской битве.

V.Изучение нового материала.

1.Рассказ учителя.

Ильин Г. «Курская Битва. Северный фас.»

На тихой станции сойди,
С названьем Поныри.
Музей вокзальный обойди,
И в нем все осмотри.

Увидишь многое, кто здесь,
На Огненной стоял,
Отвагой, мужеством своим,
Фашистов побеждал.

И над могилой помолчишь,
Где воин наш лежит.
Фамилий сотни разглядишь,
Увидишь, как горит.

Тот огонек, что нам сполна,
О битве говорит,
Какая страшная она.
Кто здесь так долго спит.


Слайд 1-4

Курская битва (битва на Курской дуге), длившаяся с 5 июля по 23 августа 1943 года, является одним из основных сражений Великой Отечественной войны.

Принято разделять сражение на три части: Курскую оборонительную операцию (5-23 июля); Орловскую (12 июля - 18 августа) и Белгородско-Харьковскую (3-23 августа) наступательные.

Слайд 5

Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 г. По своему ожесточению и упорству борьбы эта битва не имеет себе равных.

Слайд 6

Гитлер и немецкие генералы всё кщё продолжали планировать разгром и окружение советских войск, хотя ещё совсем недавно потерпели разгром под Сталинградом. Им нужна была победа, нужно было новое наступление. И оно было запланировано на Курском направлении. Немецкое наступление носило кодовое название «Цитадель».

Слайд 7

Немцы собрали для наступления огромные силы. Около 900 тысяч солдат, более 2 тысяч танков, 10 тысяч орудий и 2 тысячи самолётов.
Однако ситуация первых дней войны уже была невозможна. Ни численного, ни технического, а главное – стратегического преимущества вермахт не имел.

Слайд 8

С советской стороны в Курскую битву готовы были вступить более одного миллиона солдат, 2 тысячи самолетов, почти 19 тысяч орудий и около 2 тысяч танков. И, что важнее всего – стратегическое и психологическое превосходство советской армии уже не подлежало сомнению.

План противодействия вермахту был прост и в то же время совершенно гениален. Предполагалось обескровить немецкую армию в тяжёлых оборонительных боях, а затем начать контрнаступление. План сработал блестяще, как показала сама Курская битва.

Слайд 9

В ходе зимнего наступления Красной армии в центре советско-германского фронта образовался выступ глубиной до 150 и шириной до 200 километров (так называемая "Курская дуга"). Германское командование приняло решение провести операцию на Курском выступе. Для этого была разработана и в апреле 1943 года утверждена военная операция под кодовым (зашифрованным) названием "Цитадель". Немецкая операция «Цитадель» контролировалась двумя генералами- фельдмаршалом фон Клюге и генералом Эрихом фон Манштейном

Слайд 10

Координацию советских фронтов осуществляли выдающиеся маршалы Георгий Жуков и Александр Василевский

Слайд 11-16

Курская битва вошла в историю как великое танковое сражение. Немцы возлагали большие надежды на новейшие танки «Тигр» и «Пантера», штурмовые орудия «Фердинанд»

Слайд 17-18

На вооружении Красной армии основным танком стал высокоманёвренный средний танк Т-34. Военные специалисты считают его лучшим танком Второй мировой войны, а, возможно, и лучшей моделью в истории танкостроения

Слайд 19-20

Самой мощной боевой машиной в Курской битве стал истребитель танков СУ-152. Эта самоходно-артиллерийская установка была вооружена 152-мм гаубицей, очень эффективно действовавшей против вражеской бронетехники

Слайд 21-22

Тяжелый танк КВ-1. Широкие гусеницы танка КВ-1 позволяли воевать почти на любой местности, в любых погодных условиях. Вплоть до начала 1943 года, до появления танка «Tiger», не было танков, способных противостоять КВ-1.

Слайд 23

Окончательно похоронило гитлеровскую операцию "Цитадель" крупнейшее за всю вторую мировую войну встречное танковое сражение под Прохоровкой. Оно произошло 12 июля. В нем с обеих сторон одновременно участвовали 1200 танков и самоходных орудий. Это сражение выиграли советские воины. Фашисты, потеряв за день боя до 400 танков, вынуждены были отказаться от наступления.

Слайд 24

23 августа был освобождён Харьков. Так победоносно завершилась битва на Курской огненной дуге. В ходе неё было разгромлено 30 отборных дивизий противника. Немецкие войска потеряли около 500 тыс человек, 1500 танков, 3 тыс. орудий и 3700 самолётов. За мужество и героизм свыше 100 тыс. советских воинов-участников битвы, были награждены орденами и медалями. Битвой под Курском завершился коренной перелом в Великой Отечественной войне.

Слайд 25-27

5 августа советские войска освободили города Орёл и Белгород. Вечером, 5 августа, в честь этой крупной победы в Москве впервые за два года войны был дан победный салют. С этого времени артиллерийские салюты постоянно возвещали о славных победах советского оружия.

Слайд 28-30

Сейчас в Курске стоит памятник танкистам-героям Курской битвы. Построен Мемориальный комплекс «Курская дуга», а также в посёлке свобода Курской области стоит памятник маршалу К.К. Рокоссовскому.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Песня о Курской битве https://www.youtube.com/watch?v=kHjMIvwMPY8
Курская дуга (эпизоды Великой Отечественной войны

Работа в группах.

«Что я расскажу своим детям, когда вырасту о Курской битве»

-Составить небольшой рассказ о танковом сражении, если хотите, можете свой рассказ сопроводить рисунком.


Не затянется память как рана,
Не забудем солдат всех простых,
Что вошли в этот бой - умирая -
И навеки остались в живых.


VIII. Рефлексия

Работа с сигнальными карточками.

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

-Хочется закончить урок такими словами:

За Белгород, за Харьков, за Полтаву
Погнали наши воины врага.
Со счету сбившись, смерть врагов косила,
Дымилась необъятнейшая ширь.
Вот так тряхнул своей бывалой силой
Под Прохоровкой русский богатырь.
Теперь полынью поросли траншеи,
А где стояла жаркая пальба,
Шумят под мирным небом хорошея
В зеленый шелк одетые хлеба.

http://xn----ctbjbwiqaaccdifcs7d.xn--p1ai/index.php/2012-04-10-13-10-10.html








Список использованной литературы:

1.Алексеев, С. П. - Победа под Курском. 1943. Изгнание фашистов. 1943-1944: рассказы для детей / С. П. Алексеев; Худож. А. Лурье. - М.: Детская литература, 2010. -131 с. : ил.

2.Ананьев, Анатолий Андреевич. - Танки идут ромбом: Роман / А. А. Ананьев. - М.:Воениздат, 1988. - 188 с.

3.Букейханов, Петр Евгеньевич. - Курская битва: Перелом. Сражение на южном фасе Курской дуги. Крах операции "Цитадель". Июль 1943 г. / П. Е. Букейханов. - М.:Центрполиграф, 2012. - 543 с.: фотогр., карт.

4. Война и политика, 1939-1941 / Отв. ред. А.О. Чубарьян. М., 2004.

5.Горбач, В. Над Огненной Дугой: Советская авиация в Курской битве /Виталий Горбач. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2007. - 512 с. - (Великая Отчественная: Неизвестная война).

6.Замулин, В. Курский излом: Решающая битва Отечественной войны / Валерий Замулин. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2007. - 960 с. - (Великая Отечественная: цена Победы).

7. Интересные факты о Великой Отечественной войне. Режим доступа: https://docs.google.com/document/d/1ug5fuSQz2bQTr0BDalue8fS0ueybABV4uX54F6ybcY/edit?usp=sharing

8.Конев И.С. «Сорок пятый». М.: Воениздат, 1970

9.Конев И.С. «Записки Командующего фронтом» М., Воениздат. 1972.

10.Мемориальный комплекс «Героям Курской битвы». Героям – артиллеристам //Подвиг народа: Памятники Великой Отечественной 1941-1945. – М.: Политиздат, 1984. – с. 51-53.

11.Рокоссковский К.К. Курский выступ //Рокоссовский К.К. Солдатский долг.- М.: Воениздат, 1985. – с. 186-196.

12.Руденко С.И. Крылья Победы — Военная Литература.

13. Самыгин ПС и др. История Учебник. – М., ИНФРА –М, 2013.-538с-(Среднее профессиональное образование)

14.Стратегические и фронтовые операции Красной Армии. — Военно-исторический журнал, 1998, № 2.

15.Телегин К.Ф. Огненная страда //Телегин К.Ф. Войны несчитанные версты. – М.:Воениздат, 1988. – с. 172-249.

16.1418 дней войны: Из воспоминаний о Великой Отечественной. Сост. Е.Н.Цветаев, В.С.Яровиков . Москва, «Политиздат», 1990.










Приложения.

Презентация






11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!