СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка для педагога дополнительного образования "Лозоплетение - искусство от природы"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работая над изготовлением плетеных изделий, мы учим историю развития лозоплетения, традиции, уходящие корнями в далекое прошлое Родины. Сама природа подарила людям прекрасный материал для плетения – ивовый прут. Изделия из лозы словно дышат природой, теплотой земли и солнца. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка для педагога дополнительного образования "Лозоплетение - искусство от природы"»

«Лозоплетение – искусство от природы»



Плетение из лозы – древний вид творчества. Оно возникло раньше, чем металло- и деревообработка, что определено большим количеством природного материала и отсутствием орудий производства. Оно уходит своими корнями к эпохе неолита, или каменного века, в этот период в разных частях света человек начал изготавливать циновки, сосуды, корзины и орудия для рыболовства и охоты. С помощью плетения строились стены домов для жилья и хозяйства. По одной из версий плетение явилось прародителем ткачества. При раскопках в гробнице Тутанхамона были обнаружены два плетеных стула, которые хорошо сохранились и выглядели вполне современно.

Известно, что в Древнем Риме патриции возлежали на ложах, сделанных из прутьев ивы. Одно из них, изготовление которого датируется II столетием новой эры, хранится в музее Треве. Художники в эпоху Возрождения сохранили на своих полотнах совершенство интерьера и быта, сплетенного из ивового прута: повозки, колыбели, корзины, шкатулки, хлебницы, которое было достигнуто в Средние века.

Плетение из ивового прута как ремесло появляется в России в XIX веке. Возникновению его во многом способствовала европейская мода на плетеные изделия и мебель. В Австро-Венгрии, Германии, Франции, Италии создавались музеи, школы лозоплетения, выпускались учебные пособия, ива стала растением, специально культивируемым на плантациях. Завезенные в Россию изделия из ивы пользовались широким спросом владельцев поместий. Возникновение такого спроса и стимулировало опыты российских крестьян в области плетения из лозы.

На новую моду, новое дело быстро отреагировали вятские кустари. Благо у них сырья было в изобилии и уже существовали свои традиции плетения из природных материалов. Плели мастера ручные корзины и короба для переноски угля, жита, снега, производили тару для развоза напитков, делали рыболовные верши. На высоком уровне было развито производство плетеных кузовов для саней, тарантасов и экипажей. На вятских базарах горожане с удовольствием раскупали удобные кресла, стулья, санки, тележки для детей, дорожные корзины, корзины для белья и цветов, мелкую посуду, разнообразные ширмы.

Наиболее крупные центры плетения из ивовой лозы были также сосредоточены в бывшей Московской губернии и Звенигородском уезде. Строительство железных дорог способствовало развитию торговли, а изделия из лозы являлись прекрасной упаковкой для перевозимых товаров. Развитию промыслов способствовали школы по обучению плетения. Появились мастера, способные удовлетворить самый взыскательный спрос. Плетеные изделия производились как для богатых так и для бедных слоев населения, соответственно повышенной и низкой стоимости. Ассортимент товаров был велик.

В конце XIX века рождается еще одно направление в промысле – начинает развиваться производство мебели из белых ивовых прутьев. Плетеная мебель мастера А.В.Исупова – диван, кресло, детское кресло, стул, табурет – в 1890 году была представлена на Казанской выставке. В 1896 году этот же мастер стал участником и Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде.

В 1893 году в Вятке открыта корзиночная мастерская, всего в губернии было открыто пять подобных мастерских. В 1909 году на Международной выставки в Казани изделия Вятской корзиночной мастерской отмечены Большой серебряной медалью. К 1913 году плетением занимались уже 37 тысяч кустарей в 17 губерниях. В 1914 году была разработана программа практических занятий корзиночно-мебельной мастерской, рассчитанной на три года обучения, а в 1920 был выпущен каталог, который предлагал тщательно разработанные формы книжных полок, кресел, столов, шестиместных скамей и прочих изделий.

После революции с началом гражданской войны настали сложные времена и для ремесленников. Промысел в массе своей постепенно утрачивался. Однако в некоторых районах России, на крестьянских дворах плетение еще существовало. Для себя умельцы продолжали плести самое необходимое и простое – корзины, верши, иногда даже мебель. Сохранением традиций лозоплетения занимались лишь в немногочисленных артелях.

Во время Великой Отечественной войны окультуренные плантации ив заросли. Мастерские и фабрики по производству плетеных изделий были разрушены. После окончания войны, в период восстановления народного хозяйства вновь стали открываться при промкомбинатах цеха плетеных изделий, восстанавливались ранее действовавшие фабрики. Началось создание плантаций. Сырье здесь было собственное, получаемое путем выращивания лозы. Лоза отличается большой гибкостью. Работники заготавливают ее весной вовремя сокодвижения. Зимой ивовые прутья кипятили в специальных чанах, после чего они становились эластичными и годными для работы.

Инструменты для промысла не требуют больших расходов: остро заточенный нож, кусачки, отвертка или шило. Для окорения вываренной ивы, необходима щемилка. Щемилку лучше всего делать из твердых пород деревьев, но, при их отсутствии можно использовать дерево любой породы. Но на этом подготовительные работы не заканчиваются. Еще надо расщепленную лозу распрямить. Теперь лоза готова для начала плетения. Она стала плоской, как лента. Но для того, чтобы начать плести, надо знать, что делать с прутьями, чтобы не ломались. Оказывается, найти подходящие прутья для плетения очень трудно. Чуть ли ни к каждой веточке должен быть индивидуальный подход. Прежде, чем срезать, надо проверить на гибкость, наматывая на палец. На целом кусте может быть всего лишь два-три прутика, годных для плетения. Искать их ближе к воде, в тех местах, где были вырубки. Там за один год вырастают длинные гибкие прутья. Некоторые артели, занимающиеся плетением, специально осенью вырубают ивняк, с тем, чтобы весной снять урожай лозы, попутно производя посадку. Сажают иву не семенами и побегами, а прикрепляют ветки к земле. Ветка пускает корни в землю, а вверх – новые побеги. Лучшими считаются прутья, растущие непосредственно из земли или от низко расположенной ветки. Семейство ивовых очень многочисленно. В России насчитывается около 160 видов, на планете Земля – более 600. Некоторые виды ив имеют народные названия: ветла, верба, краснотал, плакучая ива.

Есть еще много секретов заготовки прута. Например, для плетения годятся только однолетние или двухлетние побеги, нельзя очищать от коры все прутья сразу, для гибкости и эластичности прутья замачивают в теплой воде на 1-2 часа и т.д.

Мастера декоративно-прикладного искусства создают свои произведения, следуя традициям, которые передаются из поколения в поколение. Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются не только красотой, но и пользой. Чтобы изделие получилось красивым, оригинальным и необычным, надо подходить к его изготовлению творчески и с душой. Бесспорно, плетеные изделия, по уровню исполнения могут доходить до уровня настоящих произведений искусства. А если учесть нулевую стоимость исходного материала – то это вообще замечательно.

Сохранившиеся до наших времен произведения искусства можно увидеть в музеях и на выставках, коллекциях самих мастеров, а можно и самому попробовать себя в этом нелегком деле. Работая над изготовлением плетеных изделий, мы учим историю развития лозоплетения, традиции, уходящие корнями в далекое прошлое Родины. Сама природа подарила людям прекрасный материал для плетения – ивовый прут. Изделия из лозы словно дышат природой, теплотой земли и солнца. Со временем изменились и совершенствовались приемы изготовления плетеных изделий, но сохранились неизменно виды плетения. Мастерство передавалось из поколения в поколение. Каждому новому мастеру не надо было заново создавать образ изделия, его усилия были направлены на то, чтобы улучшить исходный образец, сделать его занимательнее, не отступая от принятых норм. При этом каждый мастер работал по-своему, отличными от других методами.

Радует, что традиции мастеров продолжают жить в современном мире. Несмотря на научно-технический прогресс, старинные народные промыслы продолжают развиваться. Хотелось бы сохранить память о прошлом и рассказывать о том, что народные традиции продолжают жить в современном мире.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!