СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка для преподавателя. Семинарское занятие по теме: Лекарственные средства, влияющие на сердечно - сосудистую систему

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка содержит технологическую карту занятия и дидактические материалы для его проведения.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка для преподавателя. Семинарское занятие по теме: Лекарственные средства, влияющие на сердечно - сосудистую систему»

Департамент здравоохранения Брянской области

ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателя









Специальность: 33.02.01 Фармация (базовая подготовка)



ПМ.01. Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента, МДК.01.01.1 Лекарствоведение. Фармакология.

Тема: Лекарственные средства, влияющие на сердечно–сосудистую систему

Курс: 2

Вид занятия: семинарское



Кол-во времени: 90 мин.











Брянск, 2021



Рассмотрена

на заседании методической комиссии

по специальности 33.02.01 Фармация

«______ » _______ 2021г.

Протокол № __

Председатель ___________ /Алексеева С.Н.

Рекомендована

методическим советом

«_______» __________ 2021г.

Протокол № __


Утверждаю

Зам. директора по учебной работе

ГАПОУ «Брянский

базовый медицинский колледж»

___________________М.А. Захарова

«_______ » ________________2021г.









Методическая разработка семинарского занятия для преподавателя составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО, примерной программой и рабочей программой по ПМ.01. Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента по теме «Лекарственные средства, влияющие на сердечно–сосудистую систему» для специальности 33.02.01. Фармация.

Автор: Мирмова Д.М., преподаватель ГАПОУ «Брянский базовый

медицинский колледж»

Рецензент: Богданова Е.В., методист ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж».













Цели занятия:


Образовательная: проверить усвоение студентами классификации, особенностей фармакокинетики и фармакодинамики гипотензивных средств; средств, влияющих на водно – солевой обмен.


После изучения темы студент должен:


Знать:

- современный ассортимент гипотензивных средств и средств, влияющих на водно – солевой обмен;

- характеристику отдельных препаратов, синонимы и аналоги, показания и способ применения, противопоказания, побочные действия.


Уметь:

- применять современные технологии и давать обоснованные рекомендации при отпуске гипотензивных средств и средств, влияющих на водно – солевой обмен;

- оказывать консультативную помощь в целях обеспечения ответственного самолечения.


Воспитательная: воспитывать положительное отношение к обучению, формировать познавательный интерес, воспитывать любовь к будущей профессии.


Развивающая: развитие общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

формирование профессиональных компетенций:

ПК 1.1. Организовывать прием, хранение лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы.

ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе по льготным рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.

ПК 1.3. Продавать изделия медицинского назначения и другие товары аптечного ассортимента.

ПК 1.4. Участвовать в оформлении торгового зала.

ПК 1.5. Информировать население, медицинских работников учреждений здравоохранения о товарах аптечного ассортимента.

Место проведения: аудитория ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж»

Время проведения: 90 минут

Оснащение:

- методическая разработка

- дидактические материалы

- контрольно-оценочные средства (вопросы, задания по рецептуре, задания в тестовой форме с эталоном ответов и критериями оценивания, ситуационные задачи).


Внутридисциплинарные (внутримодульные) связи:

Противоаритмические средства. Антиангинальные средства.


Междисциплинарные (межмодульные) связи:

ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией;

ОП.07 Ботаника;

ПМ.01. Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента Фармакогнозия; ПМ.02. Технология изготовления лекарственных форм.



Литература

Основная:

1. Лекарствоведение. Учебник для фармацевтических училищ и колледжей/ Аляутдин Р.Н. и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017

2. Федюкович Н.И. Фармакология: учебник / Н.И. Федюкович, Э.Д. Рубан. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 702 с.

Дополнительная:

1. Фармакология под редакцией Харкевича Д.А.– М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2010.

2. Аляутдин Р.Н. и др. Фармакология. Руководство к лабораторным занятиям – учебное пособие. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009.

















Технологическая карта семинарского занятия:


Содержание этапа занятия

Методическое обоснование

Количество

минут

1.

Организационный момент

Оценить внешний вид студентов.

Нацелить на активную работу на практическом

занятии.

Учёт посещаемости, регистрация «нб» в журнале.


Организует и дисциплинирует студентов, создает рабочую обстановку, воспитывает аккуратность и ответственность студентов.

2 мин

2.

Тема семинарского занятия: Лекарственные средства, влияющие на сердечно–сосудистую систему.

Цель занятия (см.3 стр.)

Практическая значимость, актуальность темы:

Тема является очень важной, так как в структуре заболеваемости сердечно–сосудистые заболевания занимают одно из первых мест и являются причиной смертности и инвалидизации населения. Имеется большое количество препаратов для лечения данных заболеваний, в которых фармацевт должен хорошо ориентироваться.

План семинарского занятия:

1. Фронтальный опрос

2. Выполнение заданий в тестовой форме

3. Выполнение заданий по рецептуре

4. Решение ситуационных задач

5. Анализ и оценивание работы каждого студента, выставление отметок

Формирует познавательный интерес к учебной деятельности по теме, определяет степень подготовленности студентов группы по заданному материалу.

5 мин

3.

Фронтальный опрос (Приложение 1)

Контроль исходного уровня знаний студентов

10 мин

4.

Тест-контроль (с эталоном ответов и критериями оценивания) (Приложение 2)

Взаимопроверка, анализ ответов

Контроль исходного уровня знаний студентов по заданной теме.


10 мин


5 мин

5.

Выполнение заданий по рецептуре (Приложение 3)


С целью закрепления навыков по выписыванию рецептов.

25 мин

6.

Решение ситуационных задач (Приложение 4)

Развитие логического мышления, применение теоретических знаний.

25 мин

7.

Подведение итогов, выводы, обобщение, ответы на вопросы студентов, анализ достижения поставленных в начале занятия целей.

Анализ результативности занятия, анализ успешности достижения цели занятия.

3 мин

8.

Анализ и оценивание работы каждого студента, выставление отметок.

С целью указания на имеющиеся недостатки в усвоении материала. Выставляются итоговые оценки каждому студенту.

2 мин

9.

Домашнее задание:

Тема: Лекарственные средства, влияющие на желудочно – кишечный тракт.

Учебник:

Федюкович Н.И. Фармакология стр. 483-514

Составить по 2 ситуационные задачи по средствам, применяемым при избыточной секреции желез желудка.

Активизирует самоподготовку, отрабатывает навыки самостоятельной работы со справочной литературой и интернет-ресурсами.

3 мин

10.

Уборка учебной аудитории

Прививает любовь к чистоте и порядку.


































Приложение 1

Вопросы для фронтального опроса

  1. Дайте определение гипотензивных средств.

  2. Перечислите группы гипотензивных средств.

  3. Что такое гипертонический криз?

  4. Назовите способы введения препаратов для купирования гипертонического криза.

  5. Какие препараты можно применять сублингвально для купирования гипертонического криза.

  6. Какая группа является лидером в лечении гипертонической болезни?

  7. На какие группы делятся препараты, влияющие на ренин – ангиотензин альдостероновую систему?

  8. Перечислите ингибиторы АПФ.

  9. Назовите основное побочное действие препаратов этой группы.

  10. Перечислите блокаторы рецепторов АТ-2.

  11. Назовите препараты группы β-адреноблокаторов.

  12. Что такое кардиоселективные и кардионеселективные β-адреноблокаторы?

  13. Эффекты действия и показания к применению β-адреноблокаторов.

  14. Назовите побочные эффекты β-адреноблокаторов.

  15. Перечислите препараты группы антагонистов ионов кальция.

  16. Основные эффекты действия антагонистов ионов кальция.

  17. Гипотензивные препараты миотропного действия (определение группы и препараты).

  18. Назовите состав и эффекты действия андипала.

  19. Назовите диуретики, выводящие калий.

  20. К чему приводит гипокалиемия и как ее избежать?

  21. Какие диуретики входят в состав комбинированных гипотензивных средств?

  22. Назовите калийсберегающий диуретик и особенности его действия.





Приложение 2

Тестовый контроль знаний по теме: «Гипотензивные средства. Лекарственные средства, регулирующие водно–солевой обмен»

1 вариант

  1. К мочегонным средствам, выводящим калий, относятся:

-

-

  1. Укажите побочные явления клофелина:

-

-

-

-


  1. Назовите препараты, применяемые сублингвально при

гипертоническом кризе:

-

-

-

-



  1. Эффекты действия магния сульфата:

-

-

-

-

-

  1. Укажите кардиоселективные β- адреноблокаторы:

-

-

-


  1. Комбинированные препараты с дибазолом:

-

-











Тест-контроль по теме:

«Гипотензивные средства. Лекарственные средства, влияющие на водно-солевой обмен».

2 вариант


  1. Показания к применению индапамида:

-

-


  1. Эффекты действия сульфата магния при парентеральном введении:

-

-

-

  1. Показания к применению лизиноприла:

-

-

-


  1. Укажите средства, влияющие на ренин-ангиотензиновую

систему:

-

-

-

-

-

  1. Побочные явления каптоприла:

-

-

-

-

  1. Синонимы торасемида:

-

-

-











Тест-контроль по теме:

«Гипотензивные средства. Лекарственные средства, влияющие на водно-солевой обмен».

3 вариант


  1. Показания к применению гипотиазида:

-

-

-

  1. Показания к применению эналаприла:

-

-

-

3. Препараты каких фармакологических групп могут входить в состав комбинированных гипотензивных средств:

-

-

-

-

4. Назовите торговые названия эналаприла и каптоприла:

-

-

-

-


5. Фармакологические эффекты β-адреноблокаторов:

-

-

-

6. Побочные эффекты лозартана:

-

-

-











Тест-контроль по теме:

«Гипотензивные средства. Лекарственные средства, влияющие на водно-солевой обмен»

4 вариант


  1. Показания к применению фуросемида:

-

-

-

-

-

-


  1. Перечислите побочные эффекты β-адреноблокаторов:

-

-

-

  1. Перечислите торговые названия лозартана:

-

-

-

-


  1. Классификация средств, влияющих на ренин – ангиотензин – альдостероновую систему:

-

-


  1. Показания к применению дибазола:

-

-

-


  1. Перечислите препараты – блокаторы рецепторов ангиотензина-2:

-

-

















Эталон ответов к тестовому контролю знаний по теме: «Гипотензивные средства. Лекарственные средства, регулирующие водно – солевой обмен»

1 вариант

1. К мочегонным средствам, выводящим калий, относятся:

- гидрохлортиазид

- фуросемид

  1. Укажите побочные явления клофелина:

- сухость во рту

- вялость, сонливость

- синдром отмены

- запоры, при быстром в/в введении возможна кратковременная гипертензивная фаза.


  1. Назовите препараты, применяемые сублингвально при

гипертоническом кризе:

- клофелин

- нифедипин

- каптоприл

- эналаприл



4. Эффекты действия магния сульфата:

- желчегонное

- гипотензивное

- слабительное

- наркотическое,

- противосудорожное

  1. Укажите кардиоселективные β- адреноблокаторы:

- бисопролол

- атенолол

- метопролол

6. Комбинированные препараты с дибазолом:

- папазол

- андипал



Критерии оценки:

«5» - 18-20 правильных ответов

«4» - 16-17 правильный ответов

«3» - 14-15 правильных ответов





Эталон ответов к тестовому контролю знаний по теме: «Гипотензивные средства. Лекарственные средства, регулирующие водно–солевой обмен»

2 вариант


  1. Показания к применению индапамида:

- гипертония

- хроническая сердечная недостаточность


  1. Эффекты действия сульфата магния при парентеральном введении:

- гипотензивный

- противосудорожный

- наркотический

  1. Показания к применению лизиноприла:

- артериальная гипертензия

- хроническая сердечная недостаточность

-раннее лечение острого инфаркта миокарда


Укажите средства, влияющие на ренин-ангиотензиновую

систему:

- каптоприл

- эналаприл

- лизиноприл

- лозартан,

- валсартан

  1. Побочные явления каптоприла:

- сухой кашель

- тахикардия

- головная боль

- потеря аппетита, нарушение вкусовых ощущений

  1. Синонимы торасемида:

- бритомар

- диувер

- тригрим



Критерии оценки:

«5» - 18-20 правильных ответов

«4» - 16-17 правильный ответов

«3» - 14-15 правильных ответов





Эталон ответов к тестовому контролю знаний по теме: «Гипотензивные средства. Лекарственные средства, регулирующие водно–солевой обмен»

3 вариант


  1. Показания к применению гипотиазида:

- гипокалиемия

- обострение подагры

- гипергликемия, обострение сахарного диабета

  1. Показания к применению эналаприла:

- гипертония

- хроническая сердечная недостаточность

- купирование гипертонического криза

3. Препараты каких фармакологических групп могут входить в состав комбинированных гипотензивных средств:

- ингибиторы АПФ

- блокаторы рецепторов ангиотензина-2

- диуретики

- антагонисты ионов кальция

4. Назовите торговые названия эналаприла и каптоприла:

- энап

-энам

- ренитек

-капотен, катопил


5. Фармакологические эффекты β-адреноблокаторов:

- противоаритмический

- гипотензивный

- антиангинальный

6 Побочные эффекты лозартана:

- гипотензия

- головная боль, головокружение

- аллергические реакции



Критерии оценки:

«5» - 18-20 правильных ответов

«4» - 16-17 правильный ответов

«3» - 14-15 правильных ответов





Эталон ответов к тестовому контролю знаний по теме: «Гипотензивные средства. Лекарственные средства, регулирующие водно–солевой обмен»

4 вариант


  1. Показания к применению фуросемида:

- сердечная недостаточность

- цирроз печени

- хроническая почечная недостаточность

- отек легких и мозга, эклампсия

- гипертензия

- купирование гипертонических кризов

  1. Перечислите побочные эффекты β-адреноблокаторов:

- гипотензия

- брадикардия

- синдром отмены

3. Перечислите торговые названия лозартана:

- козаар

- лозап

- лориста

- вазотенз


  1. Классификация средств, влияющих на ренин – ангиотензин – альдостероновую систему:

- ингибиторы АПФ

- блокаторы рецепторов ангиотензина-2


5. Показания к применению дибазола:

- купирование гипертонического криза

- спазмы гладкой мускулатуры внутренних органов

- в качестве мягкодействующего иммуностимулятора


6. Перечислите препараты – блокаторы рецепторов ангиотензина-2:

- лозартан

- валсартан




Критерии оценки:

«5» - 18-20 правильных ответов

«4» - 16-17 правильный ответов

«3» - 14-15 правильных ответов









Приложение 3



Задания по рецептуре


Выписать в рецептах:


  1. Гипотензивное средство миотропного действия в ампулах.

  2. Диуретическое средство из группы калийсберегающих препаратов.

  3. Гипотензивное средство из группы антагонистов ионов кальция.

  4. Мочегонный препарат в ампулах.

  5. Гипотензивное средство для купирования гипертонического криза в таблетках.

  6. Гибридный β – адреноблокатор.

  7. Антагонист ионов кальция, не оказывающий противоаритмического действия.

  8. β – адреноблокатор короткого действия.

  9. Комбинированный гипотензивный препарат, содержащий диуретик и ингибитор АПФ.

  10. Комбинированный гипотензивный препарат, содержащий дибазол.



























Приложение 4

Ситуационные задачи

Задача 1

 Больной с хронической сердечной недостаточностью принимает дигоксин и фуросемид.

Задание:

1.Определите фармакологическую принадлежность, механизм указанных лекарственных препаратов, рациональный их прием с учетом электролитного баланса.

2.Что нужно дополнительно назначить при приеме указанных лекарственных препаратов и почему?


Задача 2

В аптеку поступили препараты:

Бисопролол

Празозин

Пропранолол (Анаприлин, Обзидан)

Ренитек

Определите:

1. Принадлежность препаратов к фармакологической группе

2. Фармакологические эффекты.

В соответствии с этим распределите препараты по показаниям к применению:

1. Гипертоническая болезнь

2. Аденома предстательной железы

3. Ишемическая болезнь сердца.

5. Тахикардия

Укажите побочные эффекты этих препаратов




Задача 3

Определите принадлежность препаратов к фармакологическим группам.

Заполните таблицу с их фармакологической характеристикой.

Препараты Фармакологический эффект Показания к применению

Атенолол

Каптоприл

Гидрохлортиазид

Дилтиазем

Укажите побочные эффекты этих препаратов.


Задача 4

1. В аптеку поступили следующие лекарственные средства – индапамид, верапамил, валсартан.

2. Распределите эти средства по фармакологическим группам.

3. Дайте сравнительную характеристику верапамила.

Задача 5

Назовите фармакологическую группу и отметьте показания к применению каждого из указанных средств:

Верапамил, анаприлин, лозартан

Укажите торговые названия каждого препарата.


Задача 6

Назовите фармакологическую группу и отметьте показания к применению каждого из указанных средств:

Нифедипин, лизиноприл, фуросемид

Укажите торговые названия каждого препарата.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!